«Страдание пробуждает духовность человека, оформляет и очищает душу, учит верному выбору, научает стойкости, мужеству, самообладанию. Мы обязаны страданию всем, что было творческого в истории. Страдание есть соль жизни; учитель меры и веры. Оно есть ангел – хранитель человека, спасающий его от пошлости и очищающий от греха».
И. Ильин.
«Если вы увидите человека, который никогда не страдал, он будет совершенно незрелым, инфантильным, без всякого роста, без глубины, без осознания».
Раджниш (Ошо).
В своей жизни, за 70 лет, мне пришлось пройти через многие страдания. Самые мучительные из них были связаны с тяжелой болезнью и утратой близких, родных людей. Предсмертные страдания моей мамы, моей жены были ужасны, и я мучился и умирал вместе с ними. После потери характер страданий изменился, они стали походить на страдания многих других людей, оказавшихся в сходном положении. Чувство, что ты не долюбил своих близких, недодал им внимания, заботы, ласки, душевного тепла повергает в тоску и причиняет острую боль. Что можно делать в таком положении? Я плачу. Плачу и каюсь перед Богом, прошу прощения у мамы и жены, говорю им о своей любви.
Через некоторое время мне становится легче, в душе воцаряется покой, а еще позже появляется тихая радость, связанная с надеждой на будущую встречу…
Такая трансформация понятна: в страдании душа становится глубокой, очищается от внутренней скверны и становится более близкой к своему Источнику, Богу.
Об этом Длалаладдин Руми: «Внутреннюю грязь невозможно смыть водой, а можно лишь слезами».
Очищающее свойство страданий несомненно, но их нужно правильно принимать. Если мы сопротивляемся страданиям, обижаемся и негодуем на судьбу, на обстоятельства, на людей, такие страдания не принесут нам пользы. Если страдания имеют причины, устранение которых находится в нашей власти, мы должны делать все возможное, чтобы избавиться от них, но если такой возможности нет, страдания нужно принять, как необходимые, неслучайные и направленные к нашему благу.
Об этом Н.Бердяев: «Никто не должен увеличивать для себя число страданий, истязать себя, но должен переносить ниспосылаемые страдания просветленно, как имеющие смысл в его судьбе».
О важности страданий писал и А.Шопенгауэр:
«Человеколюбие – разве не в крайне редких случаях оно простиралось дальше того, что люди уделяли другим нечто весьма несущественное. Так неужели в столь редких и слабых следах нравственности заключается цель существования? Если же эту цель полагать в перерождении нашего существа, которое является результатом страданий, то весь процесс жизни приобретает определенный смысл. Жизнь представляется тогда как процесс очищения, и очищающей кислотой является страдание. В этом процессе безнравственность и злоба остаются в виде шлаков».
Мне думается, если человек уходит из жизни, не пройдя через очищающие страдания, сохранив свои душевные пороки, а также привязанность к деньгам, собственности, удовольствиям, его неизбежно ожидают страдания, может быть, гораздо более мучительные, чем земные. Особенно это относится к потребителям, эгоистам, живущим для себя. Перспектива попасть в «ад» для них очень реальна.
Добавлю, немножко не по теме, что люди, когда говорят о вечных мучениях грешников в аду, обычно плохо понимают, что такое вечные мучения. Они понимают вечность, как бесконечную продолжительность времени, не имеющую начала и конца. Это не так. Время - форма восприятия субъектом жизненных процессов, измеритель этих процессов, но сами процессы, физические и умственные, происходят в настоящем моменте, в постоянном теперь. Поэтому, в вечности нет ничего бесконечного, в том числе, и ада для грешников.