Часть 2. Ставрополье. 1. Первое впечатление

Таисия Фоменко
 
 
 Плавистое  осталось за поворотом. Едем на машине в Кременчуг. До поезда нас провожали дядя Тихон и тётя Наташа. Вошли в вагон, нашли свои места. Бабуся плачет, тётя Наташа тоже плачет. Мама всех успокаивает, всё будет хорошо, мы же не умираем, просто уезжаем, придёт время и увидимся. Обнимаемся. Поезд трогается и набирает скорость. Я первый раз еду в поезде, да и увидела его впервые. Пейзажи быстро меняются за окном. В мыслях представляю наше новое место жительства. Скорее бы доехать. Колёса стучат в такт моим мыслям: «Скорее, скорее, скорее».
  Наконец-то станция Расшеватка, это наша станция, станица Новоалександровская.  Нас с мамой и бабусей  встречают мамин брат дядя Вася,  и Миша, муж моей двоюродной сестры Юли. Выгружают наш багаж, всё спешно, поезд стоит пять минут. Багаж у нас скромный: маленький сундучок и несколько тюков. В них уместилось всё наше добро, нажитое несколькими поколениями. Я тоже пытаюсь помочь выгружать, я уже взрослая, мне двенадцать лет. Беру самый маленький тюк, но он оказался значительно тяжелее, чем я думала. От неожиданности  он выскальзывает у меня из рук, глухой удар, треск, и по тамбуру растекается лужа, вагон наполняется запахом самогона. Я поднимаю, теперь уже лёгкий и маленький, мокрый тюк со стеклянными осколками от разбившейся пятилитровой бутыли, и, подавленная случившимся, выношу из тамбура на перрон. Это было единственное угощение, которое мы везли родственникам. Радость встречи омрачена. Дядя Вася забежал в тамбур, мне показалось, что он готов собрать огромную  лужу самогона руками, но проводница выдворила его из вагона и поезд тронулся. Меня никто не ругает, но я чувствую себя страшно виноватой и не знаю, что делать. Меня обнимает Миша и говорит что это не беда, сварим новый самогон, смеётся и поднимает меня, как маленькую, высоко над своей головой, кружит и говорит, что я уже почти невеста.  Собираем остальной багаж и несём  с платформы на привокзальную площадь. Оказывается, нас там уже ждёт маленькая телега, запряженная ишаком. Ноябрь. Грязь по колено. Грузим своё добро на телегу, меня и бабусю сажают тоже на телегу, остальные идут пешком и громко обсуждают наш приезд. Ишак медленно бредёт по грязной улице.  Приехали. Вот наша хата. Нас вышли встречать тётя Дуся, мамина сестра, и Панна Андреевна, жена дяди Васи. Стали все обниматься. Мама и тётя Дуся прослезились, давно не виделись. Заходим в хату. Посредине комнаты стоит стол с едой и выпивкой, тётя Дуся и Панна Андреевна приготовили разную еду. При виде еды я сразу вспомнила, что сегодня ничего не ела. Оказалось, что есть ещё одна комната. На две комнаты хату разделяет печка. Печка не такая, как была у нас в Плавистом. Есть только плита с двумя конфорками и дымоход, который и служит разделительной стеной между комнатами. Быстро  выгрузили вещи, занесли в хату и сели за стол, все проголодались.  Застолье было не долгим, тётя Дуся и Миша засобирались домой, они живут в хуторе Фельдмаршальском, к ним надо ехать на машине. Юля недавно родила долгожданную девочку Любочку, она одна дома с четырьмя детьми. Миша предложил мне поехать с ними, посмотреть на свою племянницу, пока мама с бабусей слегка обустроятся, а через два дня он меня привезёт, ему надо будет ехать в Новоалександровку по работе. Он сказал маме, что я смогу поупражняться в разговорах на русском, что мне это просто необходимо. Он даже не представляет, как я смогу учиться, не зная языка. Мама согласилась, и мы пошли пешком до трассы искать попутную машину.  Там Миша остановил грузовую машину.  Тётя Дуся села в кабину, а меня Миша поднял на кузов и забрался сам. Машина ехала быстро, подпрыгивая на ухабах, ветер продувал насквозь. Миша закрыл меня своим брезентовым плащом,  и стало теплее.  Ехали долго. Показались дома. Это и есть Фельдмаршальский, сказал Миша.  Но машина едет и едет. Вот уже проехали весь хутор. Через какое-то время Миша постучал водителю по кабине и машина остановилась. Миша спрыгнул  и снял с машины меня.  Кругом пусто. Миша показал мне вдалеке на высоком холме домик, это и был их дом, нам туда надо идти. Я уже пожалела, что согласилась ехать, но деваться некуда. И мы пошли через поле, через плотину и по тропинке на высокий холм. Подошли к дому. Вблизи дом оказался большой. Нас встретили трое моих племянников и Юля. Юля меня пообнимала, приговаривая "моя сестричка". Сказала, что Любочка спит, шуметь не надо. Мы все зашли в большую комнату. У них было просторно, светло и очень чисто. На окнах были белые занавески. На кроватях кружевные покрывала и горы подушек в белоснежных, вышитых гладью наволочках. Мальчишки стали показывать свои игрушки, рассказывать о своих занятиях. Они все говорили на русском, а я на украинском. Почти всё было понятно по смыслу. Если кто-то не понимал меня или я кого, тётя Дуся переводила. Любочка была, как куколка, совсем крошечная, мне Юля не дала даже подержать её на руках. Она лежала в кроватке, если она начинала плакать,  можно было её тихонько покачать. Но она почти не плакала.
 Мальчишки показали мне всё своё подворье. У них было много всякой живности: корова, козы, овцы, гуси, куры и кролики.  Мне понравилось их всех кормить.  Чуть поодаль от дома стоял небольшой кирпичный домик. К нему тянулись провода от высоких металлических опор. Это подстанция.  На ней работает Миша дежурным электриком. Он с отчётами ездит в район, туда, где мы теперь будем жить. Два дня пролетели быстро. Мне совсем не мешало незнание русского, мне нравилось использовать русские слова, хотелось скорее научиться говорить по русски.
  Через два дня Миша, как и обещал, привёз меня домой. Комнаты уже смотрелись жилыми. В них были разложены наши вещи, в доме был порядок. Стояли три новенькие кровати, бабусина, мамина и моя. Стол, на котором мы обедали, когда приехали, остался у нас, нам подарили его родственники на новоселье. Оказалось, у нас  во дворе стоит маленькая, как игрушечная, хатёнка -  времянка,  с одной маленькой комнаткой. В этой времянке живёт дядя Вася со своей женой Панной  Андреевной и дочкой, Галей. Галя учится в девятом классе. У них есть ещё одна дочка, она уже работает и живёт в городе Азове. Телега с ишаком оказались собственностью нашего соседа. У соседа большой дом под железной кровлей. И у других соседей тоже большие дома под железной кровлей. А наша хата маленькая по сравнению с соседскими домами и покрыта камышом. Но она, как и все остальные дома, создаёт улицу и огорожена от улицы забором. Она выглядит куда надёжнее, чем хата в Плавистом. Там у нас не было забора и не было улицы, через двор была тропинка, по которой можно было пройти к любому дому. Наш хутор Плавистое был очень маленький, в нём мне всё было знакомо, всё казалось своим, я была частью этого хутора. Мне стало грустно. Вспомнила тётю Наташу и Сашу. А станица большая. Это хорошо. Галя сказала, что здесь есть кинотеатр и мы будем ходить по выходным в кино. Завтра пойдём с Галей записывать меня в новую школу.