За грибами

Пётр Славин
И все же,природа не перестает удивлять! Может быть,правильно будет сказать,что мы уже перестали удивляться сюрпризам природы,да и погоды. Вот,и в этом году,- еще был май на дворе,как вдруг в уральских лесах полезли грибы: да,ладно бы весенние сморчки-строчки,ан нет- самые настоящие подберезовики,да подосиновики. И вот уж,трудолюбивые и предприимчивые братья-татары,повыставляли свои корзины,да короба полные лесных красавцев. 
 Ну,думаю,- знать и мне пора за грибами.
 Я всегда ориентируюсь по деревенским торговцам: пошла в торговлю лесная земляника,- пора за ягодами; торгуют грибами- вперед,на разведку! И это естественно,пока горожанин освободившись от хлопот и забот,выедет в лес,деревенский- уж трижды из леса вернется.
 А ведь,когда то и я был лесным жителем. Родился я в маленьком лесном поселке,Каштаке,в пригороде Челябинска. Вокруг этого Каштака,раскинулся огромный Каштакский бор,а вокруг бора,голубой лентой изгибалась река Миасс. Красивые места,лесистые,грибные,ягодные...
 И с детства мы бегали по грибы,по ягоды. Вот,одно из самых ранних детских воспоминаний: может годик,может два мне было,не знаю,какова память ребенка,но помню я ясный солнечный летний день,мы с мамой сидим на полянке усыпанной красными земляничными ягодами и любимая матушка отсыпает из беленького кувшинчика,без ручки, в пригоршню сладкие ягоды и прям засыпает мне в открытый,как у птенца,рот. Вкусно!
 Вот,странно,уж больше полувека прошло,нет уж давно любимой матушки,и дом наш Каштакский,- сгорел,а кувшинчик тот- вот он,целехонек,только ручки нет.
 И все свое детство проводили мы в этом лесу. Ну,я то- малой был,а брат мой старший,Володька,да с товарищем Андрюшкой,с здоровенной дворнягой,с кошачьим именем,Барсик,- целыми днями носились по лесу: охапками приносили лесные цветы купавки,букетики подснежников,рыли съедобные корешки-саранки,ну и конечно грибы- ягоды. И,не помню я случая,что бы кто то подцепил там клеща,хотя сейчас там заразы этой- завались. Да,что там клещей,я,со всей ответственностью,утверждаю,что и кровопийцев-комаров было меньше. И,в в подтверждение тому,фотографии детишек на зарядке.
 За грибами же,ходили мои родители и еще дед Алексей. Надо сказать,что батя мой ,уроженец степной Курщины,грибник был неважный,но как истый крестьянин-добытчик собирал их с большим энтузиазмом,то и дело советуясь с матушкой,съедобный ли он нашел гриб? То ли дело,дед Леша,невысокого роста,жилистый и крепенький,как боровичок,он не спеша прихрамывал(фашистский "привет " всю жизнь проносил в ноге),зорко осматривал все бугорки и кочки,и то и дело тросточкой подцеплял то сырые грузди,то ядреные рыжики.
 Но,о грибных богатствах каштакского бора,я распространяться не буду,ибо был слишком мал.
 География наших поездок за грибами,сильно расширилась когда отец купил блестящий заводским лаком новенький мотоцикл с коляской,Иж- планета 3. Мы носились по тому же бору,уезжали за сады,в сторону Прохоровки,ездили в другую сторону,за Аргаяшскую птицефабрику. Один раз,мне загорелось поехать на огромное Аргазинское водохранилище. Меня интересовали не столько грибы,сколько сам водоем,купание в нем. Батя,сразу согласился и не зря: приволокли несколько ведер отменных груздей. В общем,мотались всюду. Один раз,умудрились- потеряли матушку! Решили мы проверить подходящий березовый лесок,быстро заскочили на мотоцикл,причем мама села на заднее сиденье,хотя всегда ездила в коляске.
 Сели,по газам,подкатили,соскочили...
Батя :- а мать то,где ?!
Немая сцена. Через пару минут,прихрамывая появляется матушка,которая на кочке свалилась с мотоцикла!;;; И смех,и грех!
 Слава богу,все обошлось.
Но тут,не могу не рассказать,всех перещеголял мой товарищ! Начинающий бизнесмен,вынужденный в знаменитые 90е крутиться "как белка".Вывез он стало быть своих родителей в лес,за грибами,ну и назначили они рандеву: время,место,что б как штык,стало быть. А сам укатил в город,по делам. Телефонов мобильных у родителей тогда еще не было. Одним словом,весь день решал он свои бизнесменские вопросы,вечером плюхнулся к ТВ,поставил тарелку дымящегося борща,подцепил жирный кусочек грудинки,намазал ее горчичькой,налил рюмочку новомодного виски,- ехать то сегодня,вроде не надо...А маманя то,с батей в лесу!- ширнула мысль! Еп -понский городовой!
Ну,слава богу- обошлось,до электрички хоть и далеко было,но по шпалам как то надежней ; Люлей конечно,хороших получил!
 И все же,к нашей теме. Какие же грибы произростают в наших лесах,вернее,какие грибы мы собирали,то есть собирали наши предки,родители и мы,соответственно. А я думаю,традиция в этом вопросе,сильно не изменилась. Скажем,шампиньоны- вкусный ,удобный в сборе,хорошо узнаваемый гриб,- но я сильно сомневаюсь,что хоть один из сотни грибников кладет его в свою корзинку. Ну,если только начальника угостить.;
Ну,нет у нас традиции брать шампиньоны из за некоторого сходства с бледной поганкой,легко отличимого. Нет и не надо,других полно. Это,кстати,золотое правило грибника- сомневаешься прочь из корзинки.
Не берут наши грибники и такой красивый и популярный в Европе,гриб-зонтик пестрый. У нас он годится разве что для футбола.
А вот,коровники- эти условно съедобные грибы,весьма популярны. И хоть их надо вымачивать,вываривать,после чего они становятся плотными,вязковатыми,чем то напоминающими мясо грибами,вкусными их никак не назовешь. Я их не беру принципиально! 
А какие ж беру? Да,те самые: белые,подберезовики или обабки,подосиновики- это самые ценные,главные грибы нашего леса. Некоторые мудрецы ,пытаются выделить,дескать есть белые,а вот в бору- настоящие боровики. Ерунда,скажу я вам. Любой ,непредвзятый грибник знает,что внешний вид,структура,цвет,форма гриба в значительной степени зависят от места произростания,от условий,от времени произростания. Грибы мутируют,видоизменяются,скрещиваются,зачастую это гибриды ,а не чистопородные грибы. И что,- они от этого ничуть не становятся хуже,менее вкусными.
Какие еще грибы?- чуть позже,хотя не факт,появляются грузди,маленькие ядреные,и огромные лопухи,черные и сырые - очень хороши в засоле. Грузди собирать удобно,много и быстро,хотя и возни с их переработкой хватает. Хороши грузди в засоле,холодненькие,склизкие,хрустящие,под рюмашку водочки,вкус,-у у у...Второе место занимают,после рыжиков. А вот рыжик,считаю,не наш гриб,не уральский ,и да поправят меня знатоки. Но,я встречал рыжики очень редко,и едва ли,не в штучных экземплярах. Зато волнушек дополна,их и за грибы то не считают. Но,в засолке тоже хороши,не грузди конечно,зато много.А гриб-валуй?! Бычок по нашему.
Не очень популярны,но в засоле просто хороши. Вот тут то сто грамм- в тему! 
 Не могу не сказать в защиту сыроежки или синявки. Собственно,в защите они и не нуждаются,-грибы вкусные и нежные,но уж больно хрупкие.Тут уж,ничего не поделаешь,зато вареники с ними,-очень вкусные; и в суп и в засол,как малосольные огурчики,-пару дней и готово.
  Но,вернусь к моим воспоминаниям. После мотоцикла,отец решился на технику по-серьезней. Году,в 80м,он приобрел автомобиль Луаз. Машина,скажу я вам,-зверь! И,без всякого сарказма. Для охотников,рыбаков,для деревни,и просто для бродяг по бездорожью,-машина,что надо. При этом -довольно комфортабельна,в сравнении с ранними моделями. Как сейчас помню,как мы с отцом,на копке картошки,лихо заруливали прямо по пахоте,к нашему участку,жигуленки и москвичи,скромно стояли у обочины. Батя загружал наш броневичек мешками с картошкой:два,пять...десять! Машина просела,рессоры выпрямились в струнку. Подошел сосед,недоверчиво покачал головой,батя крутнул ключем,мотор ровно заурчал. Врубил задний мост,Луазик уверенно пополз по целине. Но,что это,-низинка и сырая луговина,машина заерзала,буксанула и застряла на подъеме. Отец врубает понижающую передачу,колеса блокируются и наш Луазик,груженый под завязку,легко преодолевает подьем.Лет двадцать служил он нам верой и правдой,без каких либо серьезных поломок.
 И не раз еще вывозили мы картошку,было тогда такое хобби,у советских людей: выращивать картофель. То есть,его надо было- посадить,окучить,прополоть,ну и по осени,-выкопать.Это давало несколько мешков отличных или не очень,вкусных,питательных,рассыпчатых плодов,белого,розового,а то и синего цвета. Их хватало аккурат,до следующего урожая. Картофельные поля зеленели вокруг всего города,участки давали в разных организациях. Однажды участок,в десять соток,получил наш дед Леша. Что бы ,современному читателю,было понятно,что такое десять соток,я объясню просто: - это отсюда,и до обеда,не разгибаясь ;
 Вот,дед с моим отцом,и приехали на прополку своей картошки. Батя,- молодой здоровяк,сызмальства приученный к крестьянскому труду,легко обошел деда,перепахал уже почти весь участок и поджидал его в тенечке. Наконец приблизился дед Леша,он остановился,устало смахнул капли пота,затем стал что то рассматривать на табличках,крутить головой,замер и вдруг выдал:
  - Твою бога,душу,мать....!!! Трехэтажный мат гремел над полем.
  - Мы ж,чужой участок пропололи!
Отец замолчал,скривился и вдруг дико захохотал,молодым здоровым смехом!
  - Ну,Алексей Никанорыч,ну ты,блин,даешь!
 Вот,так и жили! И на Луазе,мотались повсюду,ореол поиска грибных мест заметно расширился. Ездили и в район городка Пласт,в сторону Троицка. Там богатые грибные места,много груздей,кстати оживленная торговля грибами,и свежими и солеными. И в район Бродокалмака,озера Тирикуль. Там,на Тирикуле,я самое большое собирал и просто видел опят. Ездили мы туда на охоту,но охота не задалась,решили поискать грибов. Я увидел,в сторонке,не большую березовую колку и решил ее обследовать. Это был молоденький лесок,березки стояли буквально стеной. Я раздвинул деревца и попытался углубиться в лесок. Но,что это?- прямо под ногами,по всему леску,сплошным ковром росли опята! Молоденькие,аккуратные грибочки. Сколько их там,- вопрос не стоял. Я нарезал их,столько сколько мог,сколько было тары. Снял с себя тельник,завязал как мешок,узлом и набил его тоже грибами. Потом,позвал ребят,те тоже набрали грибов сколько надо.
 Последнее время,я езжу за грибами,на дачу,в деревеньку Тактыбай,- отличное соловьиное,с необычайной энергетикой место. У меня есть рассказ : Случай в Тактыбае. Здесь,я как то срезал,самый большой для меня белый гриб. Он рос возле лесной дорожки,прямо как пенек,к сожалению,я его не сфотографировал. Ну,килограма три весил.
 Однако,можно еще долго рассказывать про грибы. Это целая,большая тема,начиная от особенностей их произростания,заканчивая кулинарными рецептами.
 А я,друзья мои,пойду собираться в лес,за этими чудесными лесными дарами!