Иеромонах Алексий. Знакомство

Новосельцев Григорий Петрович
Как я уже писал в прошлом материале, ходить в храм Преполовения Пятидесятницы я начал в январе 1993 года.
Я представился о. Алексию. Он отправил меня на малый клирос, который находился справа на солее. Там были, и люди преклонного возраста.
О. Алексий был ниже среднего роста, плотный человек с большой черной бородой.
Проповеди он читал простые, но было такое ощущение что он раскрывает твои проблемы.
Как я уже писал, первое что бросилось в глаза – это обилие детей разного возраста, и никто их из прихожан не трогал.
Попыталась как-то одна бабулька их повоспитывать, но после службы батюшка ее спросил, если здесь ее внуки. Та ответила отрицательно. Приводите своих и воспитывайте, а у этих есть кому их воспитывать.
У о. Алексия было своих 9 детей. Сам он вырос в семье где было 11детей: 6 мальчиков и пять девочек.
Когда я у него спросил, когда уже был сотрудником храма, а не тяжело со столькими. Он ответил, что тяжело с тремя, а потом число не имеет значения.
В храме дети были организованы. Они четко знали когда надо быть в храме - чтение Евангелия и промазывание освященным маслом на вечерней службе. На литургии чтение евангелия, великий вход, и причастие. Остальное время они могли быть вне храма. Там была организованна детская площадка.
Если погода была плохая, то они были вы соседней комнате. С панихидного стола им раздавали конфеты, да и прихожане им так же раздавали всякие вкусности.
Как-то дети на солее, возвышение перед алтарём, завозились. Вышел о. Алексий и вынул из рясы десяток огромный яблок и раздал им. Порядок был восстановлен.
В то же время его сыновья часто стояли на коленях в алтаре.
Теперь о храме.
История Преполовенского храма ведет свое начало с 1820 года. Тогда жители станицы Нижне-Гниловской получили согласие от войсковой канцелярии на строительство каменной церкви во имя Преполовения Пятидесятницы.
Строительство возглавили крестьяне из Владимирской губернии Иван Еремеев и Михайло Благодеров. Были собраны материалы и деньги, приглашены мастеровые. Возведение храма завершилось в 1829 году.
Престол был создан один — в честь праздника Воскресения Христова, но, по просьбе прихожан, с отнесением празднования на день Преполовение Пятидесятницы. В этом же году, по благословению Епифания, епископа Воронежского и Черкасского, храм был освящен.
С 1908 по 1910-е гг. Преполовенский храм перестраивался и расширялся. Так, известно, что в 1910-м году храм имел уже три престола. Главный — в честь праздника Воскресения Христова, но с отнесением празднования в Преполовение Пятидесятницы. Северный — в честь святителя Алексия Московского, всея России чудотворца. Южный — во имя Смоленского Чудотворного образа Божией Матери, освящен по благословению Временного управляющего Донской епархией епископа Аксайского Гермогена 7 декабря 1910 года.
После революции храмовый комплекс был уничтожен. Здание перестроили под кинотеатр, затем здесь размещался склад кинопроката. В 1991 году здание было передано православной общине для ведения церковной службы. За период с 1991 года по 2000 год архитектурный ансамбль Преполовенского храма полностью восстановлен. 7 апреля 2000 года состоялось первое Богослужение под сводами уже воссозданного храма.
Так сказано на официальном сайте храма.
Но история его было более драматична чем представляется в этой версии.
На территории храма коммунисты организовали угольный склад, а железная дорога проходила по его средине, куда загоняли поезда и разгружали вагоны с углем.
Естественно такое золотое место никто просто так не собирался отдавать.
В народе утвердился миф о том, что власть после 1991 года всегда с радостью помогала открывать новые храмы. Это утверждение не соответствует действительности. И ситуация за это время не изменилась. В чем я постараюсь Вас убедить.
Рядом было здание, в котором хранился всякий хлам кинопроката. До того тут был кинотеатр, а до переворота 1917 года была воскресная школа.
Отец Алексий сначала вытребовал из этого здания одну комнату. Потом подписали в конторе кинопроката документ о передаче всего здания.
Но киношники все тянули время и здание не передавали.
Тогда вмешались казаки. Посрывали замки, вынесли весь кинохлам на улицу и позвонили в контору кинопроката, рассказали ситуацию и предложили забрать все барахло, так как охранять его никто не собирается.
Прилетели три милицейские машины и увидели около полусотни казаков с шашками и нагайками и десятка два бабулек со своими палками. И по ним было видно, что на лирику они не настроены.
Милиция уехала и через некоторое время приехал грузовик и хлам увезли.
Я сам не был свидетелем этих событий. Рассказал так как услышал. Зная обстановку того времени вполне этому доверяю.
А наше время так уже не удалось бы сделать.  Процедура передачи здания затянулась бы на года. Обе стороны таскали бы друг друга по судам.
Если никому не нужное здание просто так не отдавали, то не трудно догадаться, что угольный склад просто так отдавать ни кто не собирался. Один из высокопоставленных чиновников пообещал «Я этого попа по стенке размажу».
Как развивались события в следующих материалах