Институт военных агрономов

Андрей Бухаров
03 июля 2023 г. РБК сообщает:

Путин поблагодарил военных за верность присяге и народу, а «остановившимся у последней черты» бойцам ЧВК «Вагнер» предложил дальнейшие варианты действий: перейти в подчинение Минобороны, уйти со службы либо «уехать в Белоруссию».

ЧВК «Вагнер» Евгения Пригожина объявила, что приостанавливает на месяц работу региональных центров вербовки. Об этом сообщается в телеграм-канале «ЧВК Вагнер | Объявления о работе». Сообщение, в свою очередь, опубликовал канал «ЧВК Вагнер | Сводки». Последний упоминала пресс-служба Пригожина.

В Китае есть такая поговорка: "Из хорошего железа не делают гвоздей, хороший человек в солдаты не идет".

ЧВК «Вагнер» свою работу в Артемовске (Бахмуте) выполнила, она дала время ВС РФ для переформирования и подготовки к решительному наступлению на всех фронтах. Очевидно война на Украине близится к концу. Но что делать бойцам «Вагнера», которые никаких специальностей, кроме военной не имеют?

Я вот что думаю: Беларусь страна с высокоразвитой аграрно - промышленной экономикой, а у ЧВК «Вагнер» тесные связи в ряде африканских стран, где есть проблемы с продовольствием. А что если обучить вагнеровцев сельскому хозяйству, обеспечить их сельхозтехникой белорусского производства и отправить то ли в Африку, то ли в Россию, где земли много, а толковых агрономов большой дефицит.

Организовать сельхозработы можно по советской, колхозной технологии, с выделением подразделений агрохимии, сельхозтехники, семеноводства и переработки сельхозпродукции.

На базе агрокомбината Дзержинский, в Фаниполе, можно организовать учебный центр по выращиванию ревеня например, в котором готовить фермеров, агрономов и организаторов сельского хозяйства.

Почему именно ревень?
- Дело в том, что эта культура  неприхотливая, она хорошо переносит и лютый мороз и продолжительную засуху, но самое главное, что она является отличным сырьем для пищевой промышленности и по своему химическому составу и по урожайности, которая достигает 50 тонн с гектара. Цена на черешки ревеня весьма высокая, в США, например, 10 долларов за килограмм, в Минске, на Комаровском рынке весь май и июнь цена не снижалась и была 12 рублей за килограмм, таким образом, гектар ревеня может дать за сезон до полумиллиона долларов выручки при минимальных затратах. Немаловажен и тот факт, что сбор товарных черешков ревеня продолжается в открытом грунте с мая по октябрь, а в условиях тропического климата и в защищенном грунте круглый год. Данное обстоятельство весьма важно учитывать при трудоустройстве вагнеровцев, так как они привыкли к высоким заработкам.

Об Африке я пока писать не буду, Африка далеко, а вот заброшенная железная дорога Полоцк - Псков, это рядом и она нужна именно сегодня. Построена дорога была ударными темпами в 1916 году как рокадная магистраль Северо - Западного фронта. Проработала дорога до 1943 года, немцы перед уходом сняли и увезли рельсы, а после войны дорогу восстанавливать не стали.

Восстановленная дорога Полоцк - Псков может стать центром развития целого региона, в котором появится "Новая Беларусь", населенная вполне состоятельными и обученными военному делу "вагнеровцами".

В качестве приложения:

От жителей города Опочка и его уезда (1910 г.)

Город Опочка, основанный в 1412  году псковичами в целях охранения  границ Псковского  края,  доблестно  выполнял  возложенные  на  него  обязанности.
Неоднократно Литовцы и другие народы опустошали край и неоднократно осаждали город, но жители города вместе с присылаемыми от Пскова людьми ратными отражали нападения  и  все  окрестное  население,  собиравшееся  под  защиту  города  вновь приступало к прерванным  занятиям и восстанавливало опустошенные. Времена войн миновали.  Город,  бывший  ранее  оплотом  и  военной  защиты  края,  привлек  к  себе людей  торговых  и  в  течение  длинного  ряда  лет  славился  своей  торговлей.  В экономических  примечаниях  к  генеральному  межеванию,  бывшему  в  1785  году, сказано:  «Жители  в  городе  большею  частью  купцы  и мещане,  торг  имеют  разными шелковыми,  шерстяными  и  прочими  товарами  не  в  одном  городе  Опочке,  но  и  в других, закупают лен, пеньку, масло, мед, воск, юфть, которые отправляют в города: Санкт-Петербург, Псков, Ригу, Ревель и Новгород, до города Пскова, от онаго водою и сухим путем, водою же по реке Великой чрез озеро Псковское полубарками».

Торговое,  а  в  дальнейшем  и  промышленное  процветание  города обусловливалось  тем,  что  город  Опочка  лежал  на  пути  к  морю  от  всех  городов  и уездов, южнее  его  лежащих,  а  также  ввиду  того,  что  чрез  него  пролегали  большие трактаты на Санкт-Петербург и Ригу, по которым в большом числе следовали товары и всякого  рода  проезжие  люди. Впоследствии  главнейшие  тракты  из Киева  на Санкт-Петербург  и  Ригу  были  признаны  Правительством  особо  важными,  а  посему шоссированы.

Процветание  и  развитие  города  продолжалось  лишь  до  проведения Москово-Виндаво-Рыбинской ж/д, открытой девять лет назад.
С  проведением  этой  ж/д  несколько  уездов  (Новоржевский,  Великолуцкий, Невельский,  Себежский  и  отчасти  Люцинский),  ведших  ранее  торговлю  чрез посредство города Опочка, стали вывозить товары чрез города и станции, лежащие на Виндавской  дороге,  а  торговое  значение  города  Опочка  сразу  же  сократилось, благодаря  чему  некоторые  станции  Виндавской  дороги,  построенные  в  совершенно пустынных местах (например, Пустошка, Бежаницы) обратились в довольно большие местечки с значительным торговым оборотом.
В будущем, если дело пойдет таким же образом, городу Опочке грозит полное разорение.

Единственным  и  вернейшим  выходом  из  этого  положения  было  бы  создание широколинейного  подъездного  пути  от  города Опочки  к  одной  из  станций  Северо-Западной  железной  дороги,  лежащих  между  Островом  и  Корсовкой.
 Такой  путь  в высшей степени мог бы содействовать экономическому и промышленному развитию края  и  в  то же  время  явился  бы  не  безвыгодным  предприятием  для  магистральной Северо-Западной железной дороги. В настоящее время уезд переходит к улучшенным формам землевладения и землепользования. Черезполосное владение с преобладанием севооборота  постепенно  уступает  место  участковому  владению  с  многопольными (травопольными) севооборотами с применением искусственных удобрений, которых и сейчас употребляется довольно много, но не в далеком будущем будет употребляться огромное  количество.  Отсутствие  железной  дороги  заставляет  население переплачивать  на  всем  от  5  до  10  копеек  на  пуд.  Например,  стоимость  мешка искусственного  удобрения  выше  таковой  же  на  станции  железной  дороги  на  30-60 копеек,  а  это  обстоятельно  сильно  препятствует  широкому  распространению удобрений  даже  таких  дешевых,  как  алебастр,  необходимый  в  настоящее  время  для удобрений…

Еще в большей степени это отражается на продовольствии населения: хлеба и в средние  по  урожаю  годы  ввозится  в  уезд  огромное  количество  и  на  каждый  пуд население переплачивает из-за отсутствия железной дороги.
Большие лесные богатства уезда в настоящее время, хотя и разрабатываются, но доставка их на лесные заводы и прочие места производится сплавом – способом, хотя и дешевым, но довольно  убыточным и  в  силу потерь  в дороге, и  в  силу безусловного ухудшения  качества  строительного  материала.  При  проведении  дороги,  вероятно, открылось  бы  много  лесопильных  заводов,  тем  более,  что  обилие  рек  с  хорошим падением  дает  возможность  пользоваться  дешевой  водяной  силой.  Кроме  сего, лиственные породы (дрова), береза и прочие, сплава не допускает. Отсутствие дороги сильно  подрывает  промышленность  края  и  не  привлекает  в  уезде  со  стороны капиталистов для промышленных целей. Почти весь лен,  главный вывозной продукт Опочецкого  уезда  (льна  вывозится  на  сумму  около  2000000  рублей),  мог  бы перерабатываться на месте, дать работу большому числу рабочих, в настоящее время уходящих  в  Петербург  и  другие  города,  и  тем  содействовать  повышению благосостояния  местного  населения,  так  как  известно,  что  большинство  отхожих промыслов в той форме, какая существует в Псковской  губернии, для местного края почти никакой пользы не приносит.

Искреннее желание  всех,  чтобы  работу можно  было  бы  найти  на месте,  а  это возможно только при условии развития местной промышленности.
Уже  не  раз  город  и  Земство  возбуждали  ходатайства  о  проведении  железной дороги, но до настоящего времени ходатайства не увенчались успехом. Раннее с этим
можно было мириться, но теперь, когда городу и уезду грозит разорение, мы считаем долгом возбудить свое ходатайство, присоединяя свой голос к ходатайствам города и Земства.

Мы  просим  провести  широколинейный  подъездной  путь  от  города  Опочка  к Северо-Западной железной дороги и надеемся, что Министерство Путей Сообщения, рассмотрев  наше  ходатайство  и  ознакомившись  с  положением  дел  на месте,  найдет возможным удовлетворить его.
О  результатах  нашего  ходатайства  просим  не  отказать  уведомить  по нижеследующему адресу: город Опочка Псковской губернии.

Примечание:  С  проведением  железной  дороги  надо  ожидать,  что  количество грузов очень сильно увеличится, так как в настоящее время многие грузы, в силу их громоздкости  по  невозможности  доставки,  почти  не  вывозятся,  например,  дрова, лесные материалы, овощи и т.д.
1)  В  городе  Опочке  и  уезде  имеется  много  водяных  мельниц  с  лесопилками, работающих  пока  исключительно  для  местных  надобностей,  с  проведением дороги – они могут дать до 300 платформ груза леса, шпал, брусьев и т.п.
2)  Имеющийся  в  уезде  Турбиностроительный  завод  вырабатывает  в  настоящее время до 8000 пудов изделий, получая столько же всякого железа и стальных и чугунных  отливок. Этот  завод  принужден  отказаться  от  обработки  крупных  и массовых  предметов  в  силу  отсутствия  поблизости  ж/д,  хотя,  насколько известно, завод приспособлен и для обработки крупных предметов.
3)  Имеющиеся  в  уезде  многочисленные  высокоценные  осиновые  леса разрабатываются в настоящее  время почти исключительно на дрова,  тогда как при существовании ж/д, осину было бы возможно экспортировать на спичечные фабрики, а также вероятно нашлись бы предприниматели, которые могли бы в уезде построить спичечные фабрики.
4)  Около  города  имеется  4  землевладельца,  исключительно занимающихся  огородничеством:  в  настоящее  время  ими  отправляется  в небольших  количествах  сушеный  цикорий  и  некоторые  парниковые  овощи,  с проведением  ж/д  они  могут  дать  до  200-500  вагонов  капусты  и  столько  же картофеля и других огородных овощей.
5)  Имеющиеся  в  уезде  (2  верста,  9  верста,  25  верста)  три  винокуренных  и  один пивоваренный завод получают для производства много кукурузы и ячменя.
6)  В городе Опочке имеется 4 кирпичных и 4 гончарных завода, с проведением ж/д владельцы могут вывозить кирпич в северную бедную лесами часть уезда, куда в настоящее время, по дальности расстояния кирпича доставлять совсем нельзя, а потребность там в нем большая.
7)  Уезд  (почти  повсеместно)  имеет  огромные  торфяные  болота.  В  будущем  при уменьшении  лесов,  эти  болота  дадут  почти  неисчерпаемые  запасы  топлива, могущего вывозиться на сторону.
8)  В  южной  части  уезда  сильно  развит  дерево-поделочный  промысел.  Делают кадки, бочки, ведра, корыта, колеса, телеги, линейки, сундуки и т.п. Все это даст также очень много груза.
9)  Как  окрестности  города,  так  и  уезд  изобилуют  хвойными  лесами,  реками  и озерами. Все это подает надежду, что улучшение путей сообщения, привлечет в уезде  много  дачников  из  Петербурга  и  других  городов,  так  как  в  настоящее время, дачники уже приезжают, хотя и в небольшом количестве, но, как заметно, приезд их, по мере ознакомления год от года увеличивается.
Вообще же приходится сказать, что только проведение железной дороги может поднять торговлю и промышленность и вообще культуру края. Без железной же дороги город  ждет  медленное  вымирание,  о  котором  всякий  из  нас,  местных  жителей, любящих свой старый пятисотлетний город, без душевной боли не может думать.

РГИА, фонд 350, опись 61, дело 2510.


Проект ж/д линии Псков-Полоцк.
Пояснительная записка к проекту, с приложением карты направления линии. 1916 г.
Лист 17.
Ведомость станций (проектируемых)

Верста  Назв.станции  Класс    Депо       Источник водоснабжения
0        Березка       III    Коренное       Река Великая
29       Степаши        IV       -           речка без названия
59       Сошихино       IV       -           река Череха
91       Тригорская     IV       -           озеро Каменец
107      Вересово       IV       -           -
127      Опочка         III   Оборотное      река  Великая
158      Курилово       IV       -           река  Великая
176      Идрица         IV       -           река  Идрица
196      Нища           IV       -           -
220      Станиславово   IV       -           озеро Россоно
244      Чемиосы        IV       -           озеро Чемиосы
267      Полоцк         III    Коренное      р. Полота