Евгенией Онегин или любовь эгоиста

Эмилиан Андреев
Принято считать, что в романе в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина показал ещё и любовь невпопад. Рассмотрим внимательно причины, которые побудили, в конце концов, Евгения полюбить Татьяну Ларину.
Но, сначала посмотрим какую характеристику дал своему Евгению Онегину сам Пушкин в одном из нескольких фрагментов:

Нет: рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели

Я специально выбрал именно эти строки. То что Евгений был циник, который не верит ни в любовь, ни в дружбу, об этом прямо пишет сам Пушкин. Но, прежде всего, Евгений Онегин -это холодный самодостаточный эгоист, которому никто не нужен.
Онегину любовь не ненужна. А не нужна ему любовь, потому что, как настоящему эгоисту ему не нужна семья. И он стремится только к своему покою и одиночеству.
Он любит только свое «Я». Отсюда весь его вид ухоженного денди и желание преподать «нравоучительный урок» Татьяне после её письма с объяснением ему в любви.
Что он и делает.

XIII
Когда бы жизнь домашним кругом
Я ограничить захотел;
Когда б мне быть отцом, супругом
Приятный жребий повелел;
Когда б семейственной картиной
Пленился я хоть миг единый, —
То, верно б, кроме вас одной
Невесты не искал иной.
Скажу без блесток мадригальных:
Нашед мой прежний идеал,
Я, верно б, вас одну избрал
В подруги дней моих печальных,
Всего прекрасного в залог,
И был бы счастлив… сколько мог!
XIV
Но я не создан для блаженства;
Ему чужда душа моя;
Напрасны ваши совершенства:
Их вовсе недостоин я.
Поверьте (совесть в том порукой),
Супружество нам будет мукой.
Я, сколько ни любил бы вас,
Привыкнув, разлюблю тотчас;
Начнете плакать: ваши слезы
Не тронут сердца моего,
А будут лишь бесить его.
Судите ж вы, какие розы
Нам заготовит Гименей
И, может быть, на много дней.

В этих строках показано всё отношение Евгения Онегина к любви и к семье.
Чтоб окончательно оттолкнуть Татьяну от себя Евгений ей говорит следующие слова:

Мечтам и годам нет возврата;
Не обновлю души моей…
Я вас люблю любовью брата
И, может быть, еще нежней.

Как эгоист Евгений и плохой друг.
Вот как описывает А.С.Пушкин отношение Евгения к своему другу Владимиру Ленскому:

Он слушал Ленского с улыбкой.
Поэта пылкий разговор,
И ум, еще в сужденьях зыбкой,
И вечно вдохновенный взор, —
Онегину все было ново;
Он охладительное слово
В устах старался удержать
И думал: глупо мне мешать
Его минутному блаженству;
И без меня пора придет;
Пускай покамест он живет
Да верит мира совершенству;
Простим горячке юных лет
И юный жар и юный бред.

Он снисходительно -равнодушен.
Но, когда Ленский уговорил Евгения прийти на праздник именин Татьяны в её дом, Евгений совсем не дружески решает ему отомстить. И всё из -за того что Онегин не хотел видеть Татьяну.

Траги-нервических явлений,
Девичьих обмороков, слез
Давно терпеть не мог Евгений:
Довольно их он перенес.
Чудак, попав на пир огромный,
Уж был сердит. Но девы томной
Заметя трепетный порыв,
С досады взоры опустив,
Надулся он и, негодуя,
Поклялся Ленского взбесить
И уж порядком отомстить.
Теперь, заране торжествуя,
Он стал чертить в душе своей
Карикатуры всех гостей.

Вот из этих строк уже прямо ясно, что Онегин не просто циник, а законченный эгоист. Его друг неосторожно потревожил его покой и он только за это готов ему отомстить!
Здесь А.С.Пушкин показал отношение Онегина к дружбе. Евгению не нужны друзья, потому что они могут неосторожно нарушить его покой.
И Онегин отомстил Ленскому, вызвав в нём ревность из -за Ольги.
Итогом стал дуэль друзей.
Да, Евгений был смущён тем, что Владимир вызвал его на дуэль, даже почти раскаивался в том, что заставил его ревновать, но ничего не сделал, чтобы загладить свою вину, а предпочёл принять вызов на смертельный поединок.
У эгоистов не бывает близких друзей, поэтому убийство Ленского является закономерной кульминацией эгоизма Онегина.
Вот какие чувства испытывает Онегин, убив Ленского:

В тоске сердечных угрызений,
Рукою стиснув пистолет,
Глядит на Ленского Евгений.
«Ну, что ж? убит», — решил сосед.
Убит!.. Сим страшным восклицаньем
Сражен, Онегин с содроганьем
Отходит и людей зовет.

Вот и вся реакция Евгения.
Таким образом, Евгений умудрился избавиться от любви и дружбы почти одновременно. Потому что любовь и дружба тревожили его покой, которым он, как эгоист, дорожил больше всего на свете.

А.С.Пушкин даёт понять, кто такой Евгений Онегин словами Татьяны, которая посетила после его отъезда дом, где он жил.

Что ж он? Ужели подражанье,
Ничтожный призрак, иль еще
Москвич в Гарольдовом плаще,
Чужих причуд истолкованье,
Слов модных полный лексикон?..
Уж не пародия ли он?
XXV
Ужель загадку разрешила?
Ужели слово найдено?

Итак, Евгений — просто модная «пародия» человека.
Потом Татьяна вместе с родителями приезжает в Москву, где её выдают замуж за толстого генерала.
А потом в Петербурге, на балу Татьяна и Евгений снова встречаются, к этому времени уже прошло три года, как они видели друг друга.
Вот как описывает А.С.Пушкин реакцию замужней Татьяны на Евгения.

XIX
Ей-ей! не то, чтоб содрогнулась
Иль стала вдруг бледна, красна…
У ней и бровь не шевельнулась;
Не сжала даже губ она.
Хоть он глядел нельзя прилежней,
Но и следов Татьяны прежней
Не мог Онегин обрести.
С ней речь хотел он завести
И — и не мог. Она спросила,
Давно ль он здесь, откуда он
И не из их ли уж сторон?
Потом к супругу обратила
Усталый взгляд; скользнула вон…
И недвижим остался он.
XX
Ужель та самая Татьяна,
Которой он наедине,
В начале нашего романа,
В глухой, далекой стороне,
В благом пылу нравоученья,
Читал когда-то наставленья,
Та, от которой он хранит
Письмо, где сердце говорит,
Где все наруже, все на воле,
Та девочка… иль это сон?..
Та девочка, которой он
Пренебрегал в смиренной доле,
Ужели с ним сейчас была
Так равнодушна, так смела?

И вот такого равнодушного поведения Татьяны достаточно для Онегина, чтобы он, как эгоист, вдруг к ней воспылал любовью.
Теперь уже Евгений пишет письмо с объяснением своей поздней любви к Татьяне.
В этом письме, я выделил бы следующие строки:

Случайно вас когда-то встретя,
В вас искру нежности заметя,
Я ей поверить не посмел:
Привычке милой не дал ходу;
Свою постылую свободу
Я потерять не захотел.

И эти:

Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан.

В них Евгений изложил свои прежние ценности, свобода, вольность, покой, которые он ценил больше всего, но, которые в его случае проистекали исключительно из гипертрофированного эгоизма.
Нет ничего плохого в свободе и покое, но не в ущерб любви, семье и дружбе.
Вспомнил он в этом письме и про Ленского:

Еще одно нас разлучило…
Несчастной жертвой Ленский пал…
Ото всего, что сердцу мило,
Тогда я сердце оторвал;

А хочет Евгений от Татьяны следующее:

Я знаю: век уж мой измерен;
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днем увижусь я…

Но, ответа на своё письмо он так и не получает. Тогда он пишет ещё три письма, но и они остаются без ответа. Пока случайно снова не встретился с ней в одном собранье.

Ответа нет. Он вновь посланье:
Второму, третьему письму
Ответа нет. В одно собранье
Он едет; лишь вошел… ему
Она навстречу. Как сурова!
Его не видят, с ним ни слова;
У! как теперь окружена
Крещенским холодом она!
Как удержать негодованье
Уста упрямые хотят!
Вперил Онегин зоркий взгляд:
Где, где смятенье, состраданье?
Где пятна слез?.. Их нет, их нет!
На сем лице лишь гнева след…

После этой встречи, Евгений заперся в своём кабинете и, чтобы отвлечься, погрузился в чтение книг. Но, чтение ему не помогает погасить пламя поздно вспыхнувшей любви.
Он постоянно думает о Татьяне.
Прошла зима и Евгений едет к Татьяне, чтобы её видеть.
И застаёт её одну в зале:

Он в залу; дальше: никого.
Дверь отворил он. Что ж его
С такою силой поражает?
Княгиня перед ним, одна,
Сидит, не убрана, бледна,
Письмо какое-то читает
И тихо слезы льет рекой,
Опершись на руку щекой.

Вот как проходит их финальное объяснение:

ХLI
О, кто б немых ее страданий
В сей быстрый миг не прочитал!
Кто прежней Тани, бедной Тани
Теперь в княгине б не узнал!
В тоске безумных сожалений
К ее ногам упал Евгений;
Она вздрогнула и молчит;
И на Онегина глядит
Без удивления, без гнева…
Его больной, угасший взор,
Молящий вид, немой укор,
Ей внятно все. Простая дева,
С мечтами, сердцем прежних дней,
Теперь опять воскресла в ней.
XLII
Она его не подымает
И, не сводя с него очей,
От жадных уст не отымает
Бесчувственной руки своей…
О чем теперь ее мечтанье?
Проходит долгое молчанье,
И тихо наконец она:
«Довольно; встаньте. Я должна
Вам объясниться откровенно.
Онегин, помните ль тот час,
Когда в саду, в аллее нас
Судьба свела, и так смиренно
Урок ваш выслушала я?
Сегодня очередь моя.

Евгений по такому поведению Татьяны понимает, что она его ещё любит.
Но, Татьяна не очень верит в искренность его запоздалой любви к ней и прямо ему говорит об этом:

Тогда — не правда ли? — в пустыне,
Вдали от суетной молвы,
Я вам не нравилась… Что ж ныне
Меня преследуете вы?
Зачем у вас я на примете?
Не потому ль, что в высшем свете
Теперь являться я должна;
Что я богата и знатна,
Что муж в сраженьях изувечен,
Что нас за то ласкает двор?
Не потому ль, что мой позор
Теперь бы всеми был замечен,
И мог бы в обществе принесть
Вам соблазнительную честь?

Но, в тоже время ей хочется верить в искренность любви Онегина к ней, это следует из этих строк:

Я плачу… если вашей Тани
Вы не забыли до сих пор,

Но, тут же Татьяна напоминает Евгению, что он эгоист:

А нынче! — что к моим ногам
Вас привело? какая малость!
Как с вашим сердцем и умом
Быть чувства мелкого рабом?

Далее Татьяна упрекает Евгения, что он сам их сделал несчастными:

А счастье было так возможно,
Так близко!.. Но судьба моя
Уж решена.

И прямо говорит, что любит его ещё:

Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна».

А это финал их объяснения любви:

Она ушла. Стоит Евгений,
Как будто громом поражен.
В какую бурю ощущений
Теперь он сердцем погружен!
Но шпор незапный звон раздался,
И муж Татьянин показался,
И здесь героя моего,
В минуту, злую для него,
Читатель, мы теперь оставим,
Надолго… навсегда.

Так почему же задним числом в Онегине всё -таки проснулось желание любить?
Тут две причины:
Евгений полюбил Татьяну только осознав, что потерял свою любовь.
Он стал взрослее, устал жить один, без любви, захотел настоящего человеческого тепла.
До этого ему хорошо было быть одному.
Заметим, что не встреть Евгений снова Татьяну, он бы её и не вспомнил. Это следует из поэмы Пушкина.
Вторая причина, почему Евгений полюбил Татьяну, более банальна. Татьяна созрела, расцвела, превратилась в женщину.
Только в последнюю встречу, Евгений и Татьяна объяснились в любви друг к другу, когда уже потеряли возможность быть вместе.
И виной всему эгоизм Евгения, который привёл к тому, что он потерял свою любимую Татьяну и своего единственного друга Ленского.
Таким образом, любовь задним числом можно назвать синдромом Евгения Онегина.

01.07.2023г