Подводный ас Третьего рейха Лют

Александр Щербаков 5
Всем известно, что на начальном этапе Второй мировой войны подводники адмирала Карла Дёница  чуть было не блокировали поставки необходимых ресурсов в Англию, ведя безжалостную охоту за торговыми судами британцев и их союзников. Была даже своеобразная такса для командиров немецких субмарин за потопленные корабли для получения наград Третьего рейха. За потопленный тоннаж в сотню тысяч тонн водоизмещения – Рыцарский крест Железного креста, за вторую сотню тысяч тонн –Дубовые листья к Рыцарскому кресту, за третью сотню тысяч тонн – Мечи  к Рыцарскому кресту с Дубовыми листьями.

Известная судьба трех самых результативные подводных ассов, обладателей Рыцарского креста с мечами и дубовыми листьями. Самый результативный – Отто Кречмер, дожил до окончания войны живым и здоровым, правда, последние 4 года войны провел в плену у англичан.  Третий по результативности  командир субмарины Гюнтер Прин, прославившийся на весь мир дерзким рейдом на главную военно-морскую базу Британии в Скапа-Флоу, где потопил линкор и еще три других боевых корабля англичан, погиб вместе со всем экипажем во время последнего похода и атаки на конвой союзников.  Сегодня речь пойдет о втором по результативности командире гросс-адмирала Дёница Вольфганге Люте.

Наверно, все знают, что известнейший фильм "Das Boot" снят по одноименному роману Генриха Буххайма, но все ли его читали? Меж тем в нём есть интересный эпизод, когда его участники упоминают "длинное выступление капитан-лейтенанта Л. под названием «Проблемы руководства на подводной лодке»" и посмеиваются над ним.

Лют - подводный ас немецкого флота №2 по количеству потопленного тоннажа, его превзошёл только Отто Кречмер, и скорее всего, по несчастливому для Люта стечению обстоятельств, о которых чуть позже. Тем не менее, он стал первым моряком Кригсмарине, награждённым Рыцарским крестом Железного креста с Дубовыми листьями, Мечами и Бриллиантами (а всего таких моряков было только два).

Мне повстречался текст этой лекции капитан-лейтенанта Вольфганга Люта о проблемах руководства подводной лодкой, прочитанной на съезде морских офицеров в Веймаре 17 декабря 1943 года. Ниже я приведу выдержки из неё

Что же вызывало усмешки других подводников? Ну, надо, во-первых понимать нравы не столь уж больших, замкнутых сообществ, где ревниво относятся к успехам соратников. Вам не приходилось приватно беседовать с ветеранами, например, о ком-нибудь из известных фигур, с которыми им пришлось тесно общаться? О, там такого могут навспоминать - иногда пожалеешь, что вообще затеял этот разговор.

Военная судьба Люта сложилась так, что большое время своих походов он провёл в очень удалённых районах, где охрана транспортов противника была значительно слабее, нежели, скажем, в Северной Атлантике, а деятельность вражеской противолодочной авиации вообще не шла ни в какое сравнение. Вот, мол, и пришлось Люту больше внимания уделять не предупреждению и уклонению от атак противника, а поддержанию нормального психологического состояния экипажа в условиях монотонного патрулирования. Поэтому его опыт имеет весьма ограниченное значение.

Однако подчинённые его любили, а он в свою очередь продолжал заботиться о благополучии своих людей даже после того, как они покинули его лодку.

Кстати, свой Рыцарский крест, ещё без всяких довесков, он получил, командуя малыми прибрежными лодками типа II, и так и остался единственным из их командиров, удостоившимся такой награды. Есть фотография, где  он возвращается на своей малышке U-9 в мае 1940 года, потопив за выход два транспорта и подводную лодку противника:

Хотя были и у него проколы, кстати, оцените, как он был за это наказан Дёницем. Его новая лодка, U-43, выйдя из ремонта, утонула прямо у причала 4 февраля 1941 года. На борту была только вахта в составе 6 человек. По невыясненной причине произошло заполнение кормовых балластных цистерн, лодка начала погружаться, а торпедо-загрузочный люк в корме оказался открыт, в нарушение строжайшего приказа адмирала Дёница держать все люки закрытыми.

Лодку быстро подняли, но потребовался трёхмесячный ремонт и именно тогда, когда каждая из 30 находившихся в строю лодок была на вес золота. И это был один из "золотых" периодов для немецкого подводного флота, когда суда противника топились десятками. Возможно, именно этот простой в несколько месяцев и не дал Люту стать подводником №1.

На следующий день Дёниц обратился к построенной команде: «Вы, благодаря своей беспечности и небрежности, погубили ценную лодку. Вы потеряли моё доверие и поставили под угрозу наши планы войны на море». Половина экипажа осталась в Лориане, чтобы помогать чистить лодку, другая половина была отправлена в Германию на учёбу. «Никаких отпусков и увольнений», – закончил Дёниц. После этого он повернулся и ушёл, оставив покрасневшего до корней волос Люта переживать позор.

Командующий подводным флотом не снял с должности Люта, который уже был кавалером Рыцарского креста. Он знал своих людей и понимал, что тот из кожи вылезет, чтобы загладить свою вину. Так оно, в общем, и получилось.

Впоследствии и сам Лют подходил к дисциплинарным мерам достаточно своеобразно. Вот что он говорил об этом: "В дальнем походе я не могу применять положения Дисциплинарного Устава в полном объёме, так как ограничить свободу любого члена экипажа и так трудно в замкнутом объёме, к тому же каждый из них на счету. Если я наказываю человека двумя неделями на гауптвахте, я должен был бы сказать ему: «Через несколько месяцев мы снова будем дома, и тогда тебе придется попотеть». Тем временем мы вместе переживаем успехи и опасности, в которых человек доказывает свою ценность. Мы возвращаемся домой с чувством триумфа, добившись чего-то. Должен ли я запереть этого человека за преступление, совершенное несколько месяцев назад? Я считаю это неразумным.

Тем не менее, я применяю некоторые дисциплинарные меры в море. Если, например, человек надерзил начальнику или совершил ещё что-то, за что он мог получить три дня гауптвахты, я лишаю его на три дня койки. В таком случае ему приходится спать на палубе без матраца и одеяла, а поскольку это неудобно, то это эффективнее трехдневного ареста. Во время длительных походов молодые люди часто бьют много посуды. Увещевания, как известно, мало помогают, тем более что дежурство в столовой часто бывает очень трудным в ненастную погоду. Теперь я каждую неделю проверяю фарфоровую посуду, и если слишком много не хватает, то дежурный три дня должен есть из консервной банки.

Лишение человека возможности курить также является суровым наказанием. Запрет фанату ската (карточная игра) играть на три дня тоже творит чудеса. В одном патруле наш паек был скудным, но один человек не по-товарищески [я напишу - крысил] в таких количествах, что мне пришлось принять меры. Я наказал его тем, что провел с ним две недели молчания, как это было принято у курсантов, и фактически с ним никто не разговаривал, и он все это время спал на жесткой нарах. После этого дело было закрыто; больше ничего об этом не было сказано, и товарищество было полностью восстановлено.

Однажды у меня на борту был хронический ворчун, который также любил проявлять непослушание по отношению к начальству, которое не могло с ним справиться. Шумел по любому поводу, как некоторые типы на гражданке. Однажды, когда мы несколько недель не имели успеха и его ворчание угрожало моральному духу экипажа, я объявил сбор. Я погрузился на сорок метров, оставил только несколько человек в отсеках управления и электродвигателей, и громко объявил ему: "Штрафная рота на Восточном фронте. А пока вы будете работать дополнительно две недели в соответствии с особым графиком". Я оформил это в письменном виде и приказал ему подписать. Затем я распечатал это в корабельной газете, которая висит на досках объявлений, одна напротив радиорубки и одна в носовой части кормового отсека, где ее можно прочитать во время досуга. (Как тут не вспомнить наши Боевые листки!).  К моему полному удовлетворению, этот человек выполнял дополнительные обязанности в тропиках. Он перебирал испорченную картошку, чистил трюмы, перекладывал припасы и освобождал своих товарищей от работы необходимой, но очень неприятной. Он продолжал делать свою работу так хорошо, что теперь носит Железный крест, и я рекомендовал его моему преемнику в качестве боевого рулевого.

Я не позволяю старшине столовой раздавать фрукты, шоколад и подобные вещи в обычном порядке, но держу их под своим контролем. Фрукты в награду за хорошо выполненную работу или удержанные в наказание за жадность — хорошее средство для воспитания в дальней дороге.

Все это можно с успехом применять на борту. Эти меры более эффективны при разумном применении, чем наказания, предусмотренные положениями о дисциплинарных взысканиях. Важно, чтобы экипаж был уведомлен о наказании должным образом, либо через судовую газету или доску объявлений, либо на собрании.

На следующий день после того, как я получил «Дубовые листья» в море, мой кормовой наблюдатель слишком поздно заметил эсминец. Нам ничего не оставалось делать, как срочно погрузиться и ждать. Наш успех был поставлен под угрозу, и мы подверглись ненужной опасности. Тем не менее я не наказал его. На нас набросали так много дерьма, что мы не могли всплыть более пятнадцати часов. Взгляды, которые он получил от своих товарищей, когда глубинные бомбы начали взрываться, были достаточным наказанием. Тот факт, что я не наказал его, хорошо окупился. Теперь он отличный подводник.

У меня также были на борту люди с тюремным прошлым, и я хорошо с ними ладил. Естественно, они не должны быть ворами, обворовавшими своих товарищей по команде, или подобными низкими типами. В свое время эсминец атаковал нас глубинными бомбами, как вдруг на большой глубине лопнул клапан трубопровода забортной воды. Вода хлынула в лодку. Электрический щит в центральном посту загорелся, и свет погас. К счастью, у меня был человек с тюремным досье, который хотел искупить свою вину. Он прыгнул в огонь и потушил его. Он получил Железный крест первого класса и теперь является старшиной. Это была выгодная сделка для нас обоих, как для него, так и для меня. Почти во всех случаях целью наказания является воспитание человека, а не его уничтожение. Шанс искупить свою вину часто является сильным стимулом для такого человека.
*****
Это лишь некоторые выдержки из лекции Люта. Познакомиться с другими сторонами деятельности командира подводной лодки, и как их осуществлял этот подводник, - в следующей статье.

Жизнь Вольфганга Люта закончилась довольно нелепо. Не погибнув в море, хотя к этому было много возможностей, он погиб на берегу, когда уже занимался подготовкой молодых подводников. Он был застрелен часовым 13 мая 1945 года в возрасте 31 год при невыясненных до конца обстоятельствах