Родина отечественной археологии

Виктор Еремин
Минусинская котловина — чудо чудное, диво дивное… Огромный тысячелетний памятник трагедии бесписьменных народов. Сегодня мало кто знает, что в 1 тысячелетии до н.э. эта территория была заселена людьми гораздо основательнее, чем те же Шумер и Аккад, Древний Египет, Арголида и др. Археологических памятников в Минусинье множество, чуть ли не каждое десятилетие обнаруживаются новые, но о жизни населявших его народов учёные лишь догадываются.

Географически котловина расположена на юго-запад от Красноярска, между Кузнецким Алатау и Восточным и Западным Саянами. Она представляет собою четыре большие впадины между второстепенными хребтами — Назаровская, Чулымо-Енисейская, Сыдо-Ербинская и собственно Минусинская котловины. По этой территории протекают реки Енисей и Абакан. Она оказалась как бы зажатой с двух сторон Красноярской и Саяно-Шушенской гидроэлектростанциями и значительно пострадала при образовании Красноярского и Саяно-Шушенского водохранилищ. Всё, что находится именно на землях Минусинской котловины вплоть до города Абакана, могло быть смыто волной в 40 — 50 м высотой, которая промчалась бы со скоростью не менее 100 км/час, если бы 17 августа 2009 г. при аварии на Саяно-Шушенской ГЭС прорвало плотину. К счастью, этого кошмара вселенского масштаба не случилось.

Отец отечественной археологии, основоположник естественнонаучного исследования Сибири, первооткрыватель Кузбасского угольного бассейна, пионер этнографии народов Сибири, руководитель первой научной экспедиции в Сибирь (1719—1726) Д.Г. Мессершмидт осуществил первые в истории нашего Отечества археологические изыскания в Минусинской котловине в 1722 г. За последующие триста лет (в 2022 г. у русской археологии был знаменательный юбилей) в этих благодатных местах археологи обнаружили и изучили памятники афанасьевской (3 — 2 тыс. до н.э.), андроновской (XVII — IX вв. до н.э.), окунёвской (п.п. 2 тыс. до н.э.), карасукской (к. 2 — н. 1 тыс. до н.э.), тагарской (VIII — III вв. до н.э.) и таштыкской (II в. до н.э. — V в. н.э.) культур. Природа сохранила старинные рудники, остатки жилищ, могильники, руины древних крепостей, оросительные каналы, петроглифы названных народов. Но главное, многочисленные каменные стелы и идолы.

Письменности и каменного строительства у сибирских народов не было, а следовательно, не осталось и политической истории. На счастье, природные условия в Минусинской котловине способствуют длительному сохранению органических объектов, которые быстро гибнут в ином климате. Этот фактор чрезвычайно поспособствовал изучению культуры и быта исчезнувших цивилизаций.

Интерес Мессершмидта вызвали вертикально стоящие стелы окунёвской культуры. Некоторые из них достигают 4-х м в высоту. На сегодняшний день в Минусинской котловине найдено около 150 таких стел, изготовленных из гранита или песчаника. Часть из них имеют горельефы — выбитые на камне выпуклые личины со звериными чертами, рогами, бычьими глазами и ушами, с третьим глазом на лбу.

Особый интерес у учёных вызывает таинственная Ширинская баба — тотемная богиня. В центре этой стелы выбита личина человека-зверя с солярным знаком и широкой полосой с треугольниками, обрамляющей всё изображение. Под личиной скалит пасть морда неизвестного зверя. Над личиной видно лицо человека. Сакральное толкование этих образов не найдено.

И всё же более всего археологов влекут тагарская и таштыкская культуры*. И не удивительно. На эпохи этих народов приходится медленное проникновение, а под конец нашествие на минусинскую землю народа хуннов (гуннов). В период между 234 — 174 гг. до н.э. шаньюй (т.е. император) Модэ основал империю Хунну. Захватив Центральную Азию, значительную часть Европы, в 205 — 201 гг. до н.э. гунны завоевали людей тагарской культуры. Смешение народов империи Хунну и тагарцев привело к формированию народа таштыкской культуры. Самым выдающимся наследием его стали многочисленные курганы.
______________________
* Памятники этой культуры впервые были найдены на берегу речки Таштып, притока Абакана. В 1929 г. советский археолог, этнограф, востоковед С.А. Теплоухов опубликовал принятую в научных кругах классификацию археологических культур Минусинской котловины, где ошибочно назвал реку Таштып — Таштыком. Так и осталось название — таштыкская культура.

В XIX в. академик В.В. Радлов записал о Минусинской котловине: курганы здесь «встречаются повсюду в таком количестве, что даже едущий по почтовой дороге не может не обратить на них внимание». Близ Абакана раскинулась Могильная степь, покрытая десятками (а возможно, и сотнями) больших и малых курганов. Центральным и самым значительным во всей Южной Сибири является Большой Салбык. Он возведен в III в. до н.э. над могилой знатного старейшины и еще нескольких неизвестных.

В курганах Могильной степи археологи нашли большое число уникальных изделий из бронзы и золота, богатое оружие, церемониальные зонты, предметы шаманского ритуала. Особый интерес вызывают погребальные керамические маски, ныне сложившиеся в настоящую портретную галерею людей той эпохи.

К V в. н.э. в Минусинской котловине сложилось первое государство хакасов — Земля хягас. Власть в нём принадлежала племени енисейских кыргызов, но это уже тема другого рассказа.