Евреи, сыны Хама. Глава 2. Тора

Вязгина Юлия
   Ниже используются материалы  [1,2], ссылки на которые означают: [1/4] - [1], глава 4; [2/10.1] - [2], глава 10, раздел 1; [1/1,2] - [1], главы 1 и 2. Тексты, заключённые в круглые скобки и использующие наклонный шрифт, можно пропустить при первом чтении.

    Настоящая глава продолжает: Вязгина Юлия. Евреи, сыны Хама. Глава 1. Истоки. http://proza.ru/2023/07/03/1337/


    2.1. ТОРА И ТАЛМУД

    ТОРА, что означает ЗАКОН - основная священная книга ИУДАИЗМА; её другое название - ПЯТИКНИЖИЕ МОИСЕЕВО [В: Тора]. В числе прочего Тора содержит законы и предписания, которым должен неукоснительно следовать каждый иудей; свиток Торы хранится и используется для публичной читки в каждой синагоге. Тора была единственной священной книгой иудаизма вплоть до II-III вв., пока не появилась т.н. УСТНАЯ ТОРА [В: Устная Тора] в письменном виде, изначально названная МИШНОЙ. Оказывается, бог на Синае не только свои заповеди на каменных скрижалях писал, но и нашёптывал их Моисею в ухо. Чудесным образом эти откровения стали известны через 1500 лет и записаны иудейскими мудрецами; так возникла Мишна. А не верящим в чудеса раввины разъясняют, "что вся Устная Тора может быть выведена (и была выведена мудрецами) из письменной посредством ряда герменевтических принципов" [В: Устный закон]. Принципы же эти придуманы теми же мудрецами (конкретно - рабби Ишмаэлем [В: Рабби Ишмаэль]) и названы ими "13 правилами толкования Торы". Вот два из них [34]:

    "Если в двух местах Торы встречаются одинаковые слова и выражения, то сказанное в одном отрывке имеет отношение также и ко второму".
    "Общий принцип Торы выводится из одной фразы, а также общий принцип выводится из двух фраз".

    Однако законотворческий зуд не оставлял раввинов, Мишны оказалось мало - и вот уже  Устной Торой к V-VI в. до н.э. стал многотомный (19 томов в оригинале, 35 в переводе на английский язык) ТАЛМУД, включающий Мишну и комментарии к ней - ГЕМАРУ [В: Гемара]. В результате сегодня жизнь правоверного иудея регламентируют 613 предписаний, содержащихся в Торе и Талмуде; 365 из них типа "не должен", остальные 248 - "должен". Многие из них мелочны и нелепы; отчасти признавая это, раввины придумали "объяснение" необходимости их неуклонного соблюдения: дескать, все они от бога, постичь дела и замыслы которого невозможно, остаётся лишь исполнять. И чем большую долю "божьих" заветов иудей исполняет, тем выше его шансы оказаться в Царствии Божием. В этом суть его веры! Причём измеримая. В процентах.

    (И в этом большой смысл. Ведь контролируемо и управляемо лишь то, что измеримо.
Более формализованный иудаизм даёт большие возможности управления своими адептами.)

    Но раз возникла Устная Тора, то должна быть и Письменная. И действительно, таковой (в широком смысле) объявили сборник из трех частей: ТОРА (5 книг), ПРОРОКИ (8), ПИСАНИЯ (12). ПИСЬМЕННАЯ ТОРА есть, таким образом, ни что иное, как ТАНАХ - СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ евреев или еврейская БИБЛИЯ. В результате оказалось, что такое эротическое сочинение как "ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ", входящее в Писания, Яхве или напел Моисею на Синае, а тот записал слово в слово, или передал Моисею в уже в письменном виде. А говорят, что это Соломонова песня! Как сказал бы М.Жванецкий: "Дурют нашего брата, ой дурют!".

    И в самом деле, можно ли представить бога Яхве на Синае, нашёптывающего  Моисею в ухо: "Подкрепите меня вином, освежите меня яблоками, ибо я изнемогаю от любви" (Песн 2:5). Или: "Возлюбленный мой протянул руку свою сквозь скважину, и внутренность моя взволновалась от него" [Песн 5:4].

    Кроме Торы, Танаха и Талмуда, употребляется и понятие "закон и пророки", под которым понимается Тора и Пророки, основная часть Танаха. Похоже, что первым использовал этот термин Иисус в своей Нагорной проповеди: "Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить" (Мф 5:17).)

    По нашему мнению, именно "закон и пророки" написаны группой авторов, которых уверенно можно отнести к финикийцам. Хотите их знать?  ЗНАКОМЬТЕСЬ - ИСАИЯ, ИЕРЕМИЯ, ИЕЗЕКИИЛЬ; В СОЗДАННЫХ ИМИ КНИГАХ ОНИ НАЗВАЛИСЬ ПРОРОКАМИ, ТРАДИЦИЯ ПРИСВОИЛА ИМ ЭПИТЕТ ВЕЛИКИЕ (БОЛЬШИЕ) [В: Пророк]. Хотите знать их помощников - загляните в [В: Двенадцать малых пророков]. За труды свои великие пророки получили право написать книги, малые - статьи в сборник под названием Поздние пророки. Не менее значительна фигура ЭЗРЫ (ЕЗДРЫ), пишущего редактора и компилятора Библии; о его особой роли, за которую получил он эпитет "отца иудаизма", мы расскажем ниже.

    "И что, всё это могучее и высокодуховное собрание сочинений написали финикийцы? Когда ж они успевали бороздить моря и океаны?", - не преминет съязвить наш, видимо, не готовый к исполнению 613 талмудических установок, читатель. Мы уже ответили на этот вопрос, будем возвращаться к нему и далее; пока же заметим, что финикийцы ко II в. до н.э. были полиэтническим народом и его этносы, а также различные социальные группы по-разному относились к иудаизму. Мы будем в основном говорить о главной и самой старой части Писания - о Торе, состоящей из 5 книг: БЫТИЕ, ИСХОД, ЛЕВИТ, ЧИСЛА И ВТОРОЗАКОНИЕ; как мы уже говорили, её создали (написали, скомпилировали. отредактировали) финикийцы [6].

    "Но откуда такая уверенность в авторстве финикийцев?, - не унимается наш читатель. Чтобы ответить на него хорошо бы для начала понять, а когда и при каких обстоятельствах была написана Тора, что происходило в Финикии и вокруг неё и существовали ли вообще евреи в то время. А пока сошлёмся на [1/Введение; 2/15] (не смотря на то, что приводимые там аргументы нуждаются в уточнении) и приведём небольшую выдержку из [1/Введение]:

     "Пеласги, финикийцы, евреи ... Что общего между ними? О пеласгах и финикийцах известно очень мало, явно меньше той роли которой они, похоже, сыграли в истории Древнего  мира. У евреев обратный случай, но и здесь большая странность: они много пишут о своей истории лишь с XIX-XX вв., а до этого якобы тысячи лет были немы [35]:

    "Где же исходная база их (евреев - авт.) знаний о еврейской истории? В списке литературы, приведённом в атласе Гильберта по истории евреев, почти все указанные в списке книги изданы в XX столетии, за исключением четырёх. Но и они были опубликованы в два последних десятилетия XIX века. Список литературы в конце двухтомной книги "История евреев" [Грейзель], хорошо известной и англоязычному, и французскому читателю, тоже состоит в основном из книг, напечатанных в XX или, в крайнем случае, в XIX веке. Так, в разделе "Произведения общего характера" только одна книга издана в конце XIX века. Это – знаменитый многотомник Грэца ... В списке литературы по периоду между разрушением первого и второго храмов – похожая картина: три произведения из XIX-го, а все остальные – из XX века. В литературе к периоду до 1000 года н.э. снова на фоне книг XX века фигурирует только одна книга, изданная еще в XIX веке, а именно Талмуд, который, как мы увидим ниже, едва ли годится на роль исторического источника ...

    Возникает законный вопрос: не есть ли еврейство на самом деле явление Нового времени, сброшенное историками в бездонный колодец древности в результате неверных представлений о динамике развития человеческой цивилизации? Существовала ли вообще у евреев историография, позволяющая говорить о безумной древности евреев? Что говорят на эту тему еврейские источники информации? Когда я заинтересовался этим вопросом, мне и в голову не могла прийти мысль о том, что еврейская история так мало обоснована историографически, как это оказалось на самом деле" [35].

    Что ж, бывает. Как говорили классики, "евреев понесло". С XX века."


    2.2. ДУБЛИКАТЫ И ПЕРЕВЁРТЫШИ


    2.2.1. ПАРАЛЛЕЛИЗМЫ

    Писали финикийцы  Тору долго, возможно, около тысячи лет, с X в. до н.э., когда пытались объединиться с филистийцами в одно государство, до I в. до н.э., падения Карфагена и появления Римской империи, когда неизбежность этнической трансформации стала для них очевидной. Временами работа прерывалась: войны, нашествия, природные катастрофы - всё, что вызывало крутые повороты в истории финикийцев; и было таких времён немало. В таких случаях по возобновлении работы Тора переписывалась, порой до смены концепции, но одна из задач присутствовала неизменно: укрепление религиозно-политического единства всех финикийцев.

    Но правка Торы продолжалась и после I в. до н.э., возможно, вплоть до II в. Почему мы так считаем? История Талмуда наводит на подобные подозрения. Он возник, когда править основной текст Торы стало невозможно, но очень хотелось. Решили делать это в отдельной книге, но тоже богодухновенной, чтобы не обижать иудейских мудрецов,
поднаторевшими на трактовке Торы и развитии Закона в правильном направлении. Им предложили публиковать свои озарения в специально открытые для того сборники научных трудов под общим названием Мишна; вскоре она разрослась до Талмуда. Так возникла Устная (но письменная) Тора.

    Но что же случилось во II в., что заставило мудрецов "наступить на горло собственной песне"? Нам представляется, что во 2 в. в основном ЗАВЕРШИЛАСЬ ТРАНСФОРМАЦИЯ ФИНИКИЙСКОГО НАРОДА, а также НАЧАЛОСЬ ФОРМИРОВАНИЕ ХРИСТИАНСТВА. Тора была "опечатана" разработчиками хамитской версии христианства (иудео-христианства), т.к. из Торы должны были вырасти священные тексты новой религии (см. [2/16]).

    Некоторым читателям текст Торы представляется совершенным; и действительно, всё, что идёт от совершенного бога разве не должно быть совершенным? Другие, присмотревшиеся и к богу и к тексту такого не находят, а находят массу нелепостей, противоречий, грубых подтасовок и т.п. Например, в Библии, а особенно в Пятикнижии, часто встречаются дублирующие, да при этом еще и противоречащие друг другу тексты, что романтично названо библеистами  "параллелизмом библейской поэзии". Вот примеры такой поэзии [36]:

    "В начале сотворил Бог НЕБО и землю. Земля же была безвидна … И сказал Бог: да будет свет. И стал свет … И был вечер, и было утро: день ОДИН" (Быт 1:1-5); "И создал Бог твердь, и отделил воду, которая была под твердью, от воды, которая над твердью. И назвал Бог твердь НЕБОМ. И был вечер, и было утро; день ВТОРОЙ" (Быт 1:7-8). "И сотворил Бог ЧЕЛОВЕКА по образу Своему, по образу Божию сотворил его; МУЖЧИНУ И ЖЕНЩИНУ сотворил их" (Быт 1:27).

    Понадобилось более 2000 лет, чтобы некоторые критически настроенные библеисты обратили на это внимание (или им позволили сделать это). Они же предложили трактовку столь необычного факта (ведь, как мы уже говорили, священная богодухновенная книга по определению должна быть совершенной) [37; 38].

    Оказывается, что при написании Торы использовались четыре (по некоторым данным больше [38]) различных источника (автора), обозначаемых ныне как J (Яхвист), E (Элохист), D (Девтерономист) и P (Жреческий кодекс, Жрец). При этом Яхвисту принадлежит около 50% книги Бытие и по 2% книг Исход, Числа; Элохисту - 32% книги Бытие, 45% книги Исход, 18% книги Числа; Жрецу - 18% книги Бытие, 53% книги Исход, 80% книги Числа и 100% книги Левит; Девтерономисту - 100% книги Второзаконие (доли примерные, редакторские вставки не учитывались) [39; 40].

    Факт интересный, но хватит ли его ещё на 2000 лет, чтобы жевать и жевать его, не замечая другие, не менее значимые следы переделов Торы, которые о многом могут рассказать незашоренному исследователю? Попытаемся обозначить некоторые из них, выделив предполагаемые этапы создания Торы, связанные с историй финикийцев.

    2.2.2. ТОРА: ХАНААНСКИЙ ЭТАП

    (Максималистская версия; около 3,0 тлн.) О противостоянии хамитов и симитов мы уже много говорили; длительное время они соперничали в Ойкумене, нередко воевали своими и/или чужими руками. Их открытая вражда началась в Египте за обладание страной около 5,2 тлн. Затем она перекинулась на Эгеиду, Ханаан и Месопотамию [9; 11; 2/10,14]. Примерно 3,2 тлн они были представлены этносами финикийцев и филистийцев соответственно; судьба свела их на восточном побережье Левантийского моря: финикийцы - на своей северной территории (от горы Хаззи (Джебели-акра) на севере до горы Кармел на юге), филистийцы - на юге (от реки Яркон на севере до реки Вади Ариш на юге).

    (Кстати, о южных финикийских землях (возможно, это земли древней хананейской Иудеи), на которых разместились филистийцы. Эти земли предоставили филистийцам египтяне, считавшие их (земли) в то время своими.  Дело было после организации лелегами-филистийцами "бронзового коллапса", закончившегося неудачным походом "народов моря" на Египет. Филистийцы заслужили эти земли; финикийцев египтяне-победители и не спрашивали, считая их замешанными в организации похода [11].)

    Примерно в -1030 г. они сблизились и образовали что-то вроде конфедерации или союза. Но как такое могло случиться, ведь они - враги? Возможно, под угрозой полного исчезновения они решили примириться, создав единое государство и общую религию на основе культов своих общих предков? Только так могли бы они противостоять крупным и воинственным державам, их окружающим. Время разбрасывать камни ушло, пришло время собирать камни. Ведь как говорил Екклезиаст: "Всему свое время, и время всякой вещи под небом; ... время убивать, и время врачевать; ... время разбрасывать камни, и время собирать камни; ... время войне, и время миру" (Еккл 3:1-8).

    Объединению в немалой степени способствовали (а скорее, настаивали и руководили) две коллегии верховных египетских жрецов, состоящие в основном их левантов, представляющих интересы рода хамитов, позиции которых были особенно сильны в Дельте, и рода симитов, доминирующих в Долине. Коллегии эти возникли ещё в Древнем царстве в форме так называемых Десяток Юга и Севера и, как представляется, существовали в той же или изменённой форме в Среднем и, возможно, Новом царствах [9; 41].
 
    Начали с создания общей религии, с объединения священных текстов. Держателем текстов Элохиста была Десятка Севера, Яхвиста - Юга. Самые древние тексты были частично похожи, так как имели одни и те же первоисточники, относящихся ко временам, когда предки сторон были в составе одного рода - ноитов. Однако стороны настаивали на их включении в Писание, соглашаясь лишь на небольшое редактирование. Почему? Возможно, кто-то тянул время. Но возможно и другое: к текстам своих Писаний они относились так же, как и современные ортодоксальные иудеи, считающие, что изменение только одной буквы в Торе может разрушить мир [42].

    Так неизвестным компилятором был составлен тект JE, часть будущей книги  Бытие, c использованием самых древних источников - финикийского E и филистийского J. Позже этот документ был передан писателю Иеремии (в Библии - великому пророку), который интегрировал его в Пятикнижие, сохраняя повторы и противоречия.

     Однако дальше компиляции JE дело, по-видимому не пошло: через 100 лет, в -932 г. союз финикийцев и филистийцев распался; отложилась Филистия. Вскоре стороны принялись за старое: бороться за господство в Ойкумене, уничтожая друг друга. По приведенным датам нетрудно догадаться, что в нашей теории библейское Израильское (Северное) царство - это Финикия, Иудейское (Южное) царство - это Филистия; недолгий союз библейских мифических царств - Израильско-Иудейское (или просто Израильское) царство, процветавшее при Давиде, отцвело уже при сыне его Соломоне и раскололось. Отметим, что разрыв союза косвенно подтверждается тем, что в остальных книгах Торы (кроме Бытия) текстов Яхвиста J практически нет; отмеченные в [40]  2%, по-видимому, привнесены более поздним редактором. Но они оказались чрезвычайно важными (см. ниже).

    Интересно, что  временным центром объединения стал, согласно Библии, "Город Давида"; который позже был объявлен частью Иерусалима. В реальности этот город никак не мог располагаться на месте современного Иерусалима, скорее ему подошла бы открытая сравнительно недавно Хирбет Кейафа ("крепость Эла"), расположенная на краю Шефелы, чуть восточнее бывшей Филистии (30 км юго-западнее современного Иерусалима). Раскопки и исследования показали, что нижний слой останков крепости относятся  к 1025-975 (1025-915 по И.Финкельштейну) гг. до н.э. [43], что удивительным образом совпадает с датировкой существования библейского царства Саула-Давида-Соломона или со временем объединительного процесса Финикии и Филистии в нашей теории. Не случайно открывшие Хирбет Кейафу археологи назвали крепость "Городом Давида". Но тогда она же - "крепость Сиона" и Иевус, главный город иевусеев, завоёванный Давидом: "И сказали жители Иевуса: не войдёшь сюда. Но Давид взял крепость Сион: это город Давидов" (1Пар 11:5).

    По-видимому, финикийцы были заинтересованы в объединении больше их визави. Косвенно об этом говорит тот отражённый в Библии факт, что в качестве жеста доброй воли в непростом процессе примирения и объединения финикийский прототип царя Давида переместил сюда из хранилища в скале Тира Ковчег бога (не забудем, что в последнем находились Ка/Хат Сетха, великого бога, почитаемого как филистийцами-симитами, так и финикийцами-хамитами) [9]. Библия отмечает, что "весь Израиль вносил ковчег завета Господня (Ковчег бога - авт.)с восклицанием, при звуке рога и труб и кимвалов, играя на псалтирях и цитрах" (1Пар 15:28).

    Однако этот жест привёл лишь к дополнительным проблемам. Когда "медовый месяц" закончился, Ковчег бога попал в руки филистийцев; попытка отбить ковчег силой провалилась: на земле филистийцы были сильнее:

    "И сразились Филистимляне (филистийцы - авт.), и поражены были Израильтяне (финикийцы - авт.), и каждый побежал в шатер свой, и было поражение весьма великое, и пало из Израильтян тридцать тысяч пеших. И ковчег Божий был взят …" (1Цар 4:10-11); "И взяли Филистимляне ковчег Божий, и внесли его в храм Дагона (древний бог ноитов - авт.), и поставили его возле Дагона" (1Цар 5:2).

    Не получилось силой отбить ковчег - выкупили его; так богатые финикийцы поступали всегда. Вот только не известно, оставались ли при этом Ка/Хат Сетха нетронутыми. Ведь о содержимом ковчега толком не знал и сам Давид: "В Дамасском документе Давид нарушает заповедь Второзакония, запрещающую царю умножать количество жён, поскольку не читал книгу Закона, лежащую в ковчеге. Из текста следует, что либо сам ковчег, либо лежащая в нем книга Закона не открывались со времен Иисуса Навина …" [В: Ковчег Завета].

    Добавим: либо Дамасский документ - подделка, как и другие рукописи из кумранских пещер (см. [1/Введение]). А если бы не это, то в оправдание реального прототипа мифического царя Давида можно было бы заметить, что не мог он знать запрета Второзакония на многожёнство, так как эта книга была написана Иеремией много позже, где-то около -600 г. (см. разд. 3.6).

    Приведённые выше датировки конечно же приблизительны и соответствуют иудейской традиции. Но вот что интересно: период 1030-930 гг. до н.э. совпадает с т.н. "тёмным веком" Ассирии. Филистийцы согласились на союз с финикийцами в -1030 г., тогда, когда Ассирия погрузилась во сон; филистийцы отказались от союза с финикийцами в 930 г., тогда, когда Ассирия пробудилась, готовая к новым подвигам. Совпадение? Едва ли. Даты, конечно, приблизительные, но корреляция указанных событий, как показало дальнейшее, вполне реальна. Возможно, авторы Библии показывают нам, кто есть who: Израиль - Финикия, Иудея - Филистия.

    Кроме того, ясно, что филистийцы поставили на Ассирию, решив заняться её возрождением, превращением в лидера симитского мира, способного, в отличие от Египта, "влить молодое вино в старые мехи", вернуть симитам господство в Ойкумене, подчинить, а возможно, и уничтожить Финикию с союзниками. Не исключено, что они решили воспользоваться успешным опытом зачистки Эгеиды и Центральной Анатолии от хамитов и их союзников [11], распространив его на Месопотамию; роль дорийцев по их замыслу должны будут сыграть ассирийцы. Для Финикии это не предвещало ничего хорошего.

    Что происходило дальше? Финикийцы продолжили работу над Торой, точнее, над главной книгой будущей единой религии всех финикийцев; назовём её прото-Тора (первая Тора). У них появилась идея собрать все свои земли, объединить все финикийские города метрополии и диаспор  в единое государство хананеев, которое доминировало бы в Средиземноморье. Подобная политическая консолидация должна сопровождаться религиозной, считали они, и в рамках последней продолжили создание прото-Торы.

    По-видимому, в прото-Торе уже появились сюжеты о сотворении мира, Каине и Авеле, Всемирном потопе, строительстве "города и башни", "смешении языков" и "рассеянии народов". Авраамова цикла не было, т.к. в нём не было потребности да и время исхода Авраама, мифического или реального, из Ура Холдейского ещё не пришло. Ядром прото-Торы, призванным сформировать религиозно-этническую идентичность, самосознание единого народа, была героическая сага о завоевании хананеями Египта и строительстве в Дельте и Фаюме страны Мицраим, о подлом нападении на неё вооружённых до зубов симитов, о длительной героической борьбе хананеев с захватчиками, а главное - о подвиге воина-израильтянина Моисея, который вывел из-под носа оккупантов большую группу пленных израильтян и в невероятно сложных условиях привел их в Финикию. После чего во главе отряда израильтян направился в логово врага, напал и нанёс ему существенный урон, а умирая, завещал дело полного разгрома захватчиков своим соратникам касситам, народу-воину, созданному Моисеем в Месопотамии. В общем, всё близко к нашей реконструкции [9].

    Этот т.н. цикл Моисея, включающий знаменитый исход, был отнесён к реальным временам, 7,5-4,5 тлн, был внутренне логичным и свободным от тех многочисленных проблем и противоречий, что присущи библейскому циклу Авраама-Моисея. Причина проста: финикийцы не собирались пока сходить с исторической сцены, путая следы. Соберутся они позже.

    Заметим, что никаких "ибри" - "евреев" в Торе не было, но знакомые нам по Библии термины "израильтяне" и "сыны Израиля", "сыны Израилевы", видимо, использовались. В том смысле, о котором мы говорили выше в Предисловии: сыны Израилевы - сыны Богоборца означали потомков Каина и Ханаана; под Израилем и израильтянами понималась Финикия и финикийцы.

    Далее с колен не без помощи филистийцев, а точнее, благодаря им [2/13.5], встала во весь рост Ассирия; по времени мы относим это к правлению выдающегося царя-реформатора и полководца Тиглатпаласара III (745-727 гг. до н.э.). Оказалось, что Ассирия располагает мощной, прекрасно обученной и стимулированной, вооружённой новейшим оружием из стали армией нового типа, намного превосходящей армии стран Ойкумены. Начались Ассирийские войны, точнее, их заключительный этап, 745-605 гг. до н.э. [В: Ассирийские войны; [2/13.5]. Чем они обернулись для Финикии? Вот небольшая выборка ассирийских "визитов вежливости" в Финикию [44; 45; 2/13.6]:

   - Салманасар III - захватив Финикию с 3-ей попытки (Сирия, союзы небольших сирийских княжеств, помешали, пришлось с ними разбираться), захватил и сжег её северные города, перебил множество народа, а оставшихся увел в плен, оставил страну в полном запустении. Надо сказать, что Салманасар III несколько увлёкся, к этому времени ассирийцы уже не вырезали под корень то, что несло им "золотые яйца". Видимо, сирийское сопротивление привело владыку в излишне возбужденное состояние;

    - Тиглатпаласар III - трижды ходил в Северную Сирию и Финикию. В конце концов устал и, решив, что "лучше они к нам", присоединил страны к Ассирии, нарезал на округа, назначил в них начальников и обложил налогами. Автономию предоставил только островным частям Тира и Арвада, здесь правили местные цари-вассалы Тиглатпаласара. Тиру эта милость обошлась в беспрецедентные 150 талантов (4545 кг) золота [45]. Не забыл и про кедр (основной экспортный финикийский продукт): его экспорт поставил под личный контроль;

    - Салманасар V - не оценил глубину замысла папы Тиглатпаласара III в части Тира и решил захватить остров, принудив другие финикийские города предоставить для этого корабли с экипажами. Тиряне отчаянно сопротивлялись (они отличались своей отчаянностью). Пять лет осады кончились ничем;
 
    - Саргон II, сменивший неудачника при поддержке армии, Тир-таки взял. Точнее, тиряне сами сдали остров в надежде на новую "метлу". Помня о несушке и "золотых яйцах", ровнять Тир с землей Саргон не стал, да это было и технически сложновато; "пожурил" немного, зарезав сотню-другую защитников, и восстановил статус-кво;

    - Синаххериб - жестоко подавил восстание городов Сирии и Финикии, посадив многих на кол. Поэт в душе, позже решил жечь и резать только по необходимости, видимо чтобы не огорчать свою возлюбленную супругу, которой построил "висячие сады" в Ниневии. (Правда, армяне утверждают, что висячие сады построила ассирийская царица Семирамида на Ванской скале в память о своей безответной любви к юному армянскому принцу Аре Прекрасному [46]; не забудем и о претензиях города-сада Вавилона [47]).

    Но что за поэт, не ходивший морем?! Синаххериб предпринял вылазку в Персидский залив за счет финикийцев, оставив затем себе их корабли и экипажи, которые объявил пленными. Созданный таким оригинальным способом флот Ассирии должен был обеспечить ей доминирование на Тигре, Евфрате и в Персидском заливе, ведя боевые действия против Вавилонии и Элама. Эта акция лишила Финикию флота, а значит и монополии на морскую международную торговлю [48; 49];

    - Асархаддон (680-669 гг до н.э.), сын Синаххериба, главным своим деянием считал усмирение восставшего Сидона. В -677 г. он захватил и полностью разрушил город. Царь Сидона Абдимилькат пытался бежать морем, но был пойман услужливыми вассалами ассирийцев, доставлен в Ниневию и казнен. На руинах Сидона была построена крепость "Град (Порт) Асархаддона", заселенная пленными халдеями. Сидоняне же были переселены в районы Южной Месопотамии;

  - Ашшурбанапал (669-627 гг. до н.э.), великий библиофил, собрал, быть может, самую крупную библиотеку Древнего мира (до нас дошло более 20 тыс. глиняных табличек с историческими, религиозными, научными и иными текстами), также отличился в деле геноцида финикийцев. Речь идет о восстании жителей финикийских городов Акко и Ушу (материковая часть Тира), отказавшихся платить ежегодную подать и подчиняться ассирийским царям. Города были полностью разрушены, тела убитых жителей развешены по периметрам их руин.

    Помимо физического уничтожения финикийцев их "братья" филистийцы организовали ликвидацию финикийских колоний в Эгеиде и на Крите, связанных, в основном, с добычей, производством и обработкой металлов. Для этого использовали вышедших из "комы" XII-IX вв. до н.э. дорийцев. "Приобщение к культуре дорийских греков - грубых мужланов, разрушивших микенские города" [50] происходило своеобразно: "мужланы" селились рядом с финикийцами, жадно впитывали все их технологические и культурные достижения, а затем изгоняли или уничтожали тех из них, кто не желал ассимилироваться. Так Финикия потеряла рудники, печи, мастерские на островах Кипре, Крите, Кифера, Фера, Фасос и др. [50]. Финикийцам, точнее, тирянам (другие города колонизацией практически не занимались) оставалась Северная Африка и Западное Средиземноморье.

    Вслед за производством греки практически выдавили из Эгеиды и морскую торговлю финикийцев, серьезно потеснив её и в Средиземноморье, где основали колонии Кумы, Сиракузы и др. (Италия, Сицилия), Массалию (совр. Марсель), Алалию (Корсика), проникли в Испанию. Плавать и строить корабли греков научили пеласги, ассимилированные дорийцами в греков-ионийцев. О монополии или доминировании финикийцев в морской торговле речь уже не шла. Правда, оставались земли и страны в Атлантическом, Индийском, Тихом океанах, к которым никто, кроме финикийцев, не ходил.

    Не известно, думали ли финикийцы об уходе со своих исторических земель в Восточном Средиземноморья, находясь в условиях ассирийского геноцида. Или об этнической трансформации по типу урартов, начавшейся в VII в. до н.э (После унизительных поражений в -735 г. от Тиглатпаласара III и в -714 г. от Саргона II, урарты, союзники Финикии в борьбе против ассирийцев, сломались физически и духовно [2/13.4]. Они вышли из войны, добровольно признали себя вассалами Ассирии в -639 г. и встали на путь этнической трансформации. Не известно, ходили ли урарты в составе ассирийских войск в Финикию, но с тех пор отношения евреев, наследников Финикии, и армян, наследников Урарту, не отличаются теплотой.)

    Но неожиданно с исторической арены раньше финикийцев исчезли истреблявшие их ассирийцы. Свалились с пика своего могущества.

    2.2.3. ТОРА: БАБЕЛЬСКИЙ ЭТАП

    (Максималистская версия; около 2,5 тлн.) "Бабель" - "град бога" и "Бабелим" - "врата бога" суть древние названия городов, известных нам как БИБЛ и ВАВИЛОН [1/3.4]. В одном из этих городов, судя по всему, произошло событие, известное по Библии и в иудейской традиции как "вавилонское (бабельское) пленение". Но в каком из городов? Когда и при каких обстоятельствах это произошло? И кто они, "вавилонские (бабельские) сидельцы"? Наконец, кто организовал это неординарное "пленение"?

    С уверенностью мы можем ответить только на последний вопрос: НАВУХОДОНОСОР II (605-562 гг. до н.э.), вавилонский царь, сын халдея Набопаласара, победителя Ассирии, основателя Нововавилонской (Халдейской) империи. Завершая Ассирийские войны, Навуходоносор якобы в -598 г. взял Иерусалим, "вывез оттуда все сокровища дома Господня (Первого храма - авт.) и царского дома", переселил 10 тыс. горожан в Вавилонию, а "сильных земли (элиту - авт.) отвёл на поселение из Иерусалима в Вавилон (город - авт.)" (4Цар 24:10-15). А через 13 лет, в -586 г., якобы вторично взял Иерусалим ("Храм Соломона (Первый Храм) был разрушен, Иерусалим сожжён, а его стены срыты" [В: Навуходоносор II]) и тут же осадил финикийский город Тир, который "после 13-летней осады сдался Навуходоносору. Однако город сохранил автономию и не был разграблен" [В: Навуходоносор II]. Что это было? Нам говорят: скоординированное восстание Иерусалима и Тира против тирании вавилонян. И это после того, как изгнанные вавилонянами ассирийцы выкладывали пирамиды из детских черепов перед воротами городов Заречья (Леванта)? Не внушает.

    (И неудивительно, так как всё что мы знаем об этих событиях, почерпнуто из Библии; при этом пророк Иезекииль "прорицает" о Тире, явно имея под рукой описание осады и взятия города Александром Македонским. Надписей Навуходоносора о них (событиях) не сохранилось; из внебиблейских источников известна лишь клинописная табличка, найденная немецким археологом Э.Унгером, "в которой говорилось о продовольственных запасах для "царя и его солдат для похода на Тир" [W: Siege of Tyre (586-573 BC)]. И что? Сходил?)

    Конечно, осада Тира и падение Иерусалима, даже если это мифы чистой воды, заслуживают более обстоятельного рассмотрения, и ниже мы ещё вернёмся к этой теме. Отчасти такое рассмотрение содержится в [2/14.6,15.7]. Пока же отметим, что всё сказанное о Иерусалиме возможно лишь в максималистской версии истории евреев, о Тире - представляется вполне историчным, за исключением некоторых деталей.

    Итак, в минималистской версии Навуходоносор в качестве царя-победителя "прошёлся" по некоторым городам Финикии (Арвад, Библ, Сидон, Тир), ворота которых были для него открыты. Некоторую строптивость проявил Тир, разрешив царю вход на островную часть города лишь с небольшим отрядом личной охраны. За что, возможно, был примерно наказан, расставшись с частью своего золота в качестве отступных. Кроме того, царь "осадил" город, разместив в его материковой части Ушу воинский гарнизон. Главное же "наказание" - Навуходоносор переселил часть элиты Тира, в основном властной и жреческой, в Библ, приказав "сидеть" там, пока совместно не будет выработан конкретный план по религиозно-политической консолидации всех финикийцев, преодолению тяжёлых для них последствий Ассирийских войн. Кроме того, вполне возможно, что Навуходоносор отправил инженеров, строителей, кузнецов, которыми славился Тир, в Вавилон, где планировал развернуть грандиозное строительство [В: Навуходоносор II].

    (Сидели, видимо, 13 лет, пока вавилоняне "осаждали" Тир. Столь длительное время понадобилось им для разработки священной книга новой религии, без которой "сидельцы" не видели никаких возможностей реального объединения разобщённых и надломленных соотечественников.)

    Возможно ли такое от "ужасного" царя, именем которого до сих пор пугают еврейских детей? Мы считаем, что да, возможно, и далее попытаемся обосновать данное утверждение. Что же касается Иерусалима, то его Навуходоносор не брал, поскольку такого города просто не существовало. (В рамках минималистского подхода, который здесь представляется наиболее вероятным.) Действительно, разрушение Первого храма Навуходоносором является принципиально важным событием истории евреев. Но Первый храм - это храм Соломона, и если Соломон - миф, то и храм его - миф, а значит, и  разрушение Навуходоносором храма и города такой же миф, основой для которого послужила реальная история с Тиром.

    В самом деле, в -586 г. Навуходоносор входит в Тир, переселяет элиту в Бабель-Библ, горожан (инженеры, строители, кузнецы) направляет в Бабель-Вавилон. Ровно то же самое делает он и в Иерусалиме, только на 13 лет раньше, в -598 г.. Через 13 лет, в -598 г. Навуходоносор "берёт" Тир вторично ( снимает осаду); так же он поступает и с Иерусалимом через 13 лет, в -586 г. (От чисел 586 и13 "в глазах рябит и мелькает сбоку".) Разница лишь в том, что Иерусалим, в отличие от Тира, вместе с его Первым храмом был стёрт с лица земли, да так тщательно, что следов его не обнаружено и поныне. Поставив тем самым точку в первой части мифической "древней истории евреев". (Но и с Тиром случилось нечто подобное, правда, в -332 г., когда осаждал и взял его Алнксандр Македонский.)

    (Интересно, что подобным образом поступят библейские писатели и со второй частью мифической "древней истории евреев", эпохой Второго храма: якобы в 70 г. римляне с тем же прилежанием разрушат и сожгут Иерусалим с его храмом [W: Siege of Jerusalem (70 CE)]. Прямо дежавю какое-то.)

    Вот и возникает вопрос: а был ли мальчик? То бишь царство Иудея со столицей в Иерусалиме с его Первым храмом в начале VI в. до н.э.? "Был, был, никаких сомнений, -  с металлом в голосе заявляют библейские неомаксималисты, - ситуация с Первым храмом нуждается в уточнении, будем считать, что пал Иерусалим с Иерусалимским храмом". И если принять это, то нужно признать, что "вавилонскими сидельцами" оказались как иудеи, так и финикийцы.

    Но вернёмся к прото-Торе. Мы не знаем, функционировала ли в это время (2,6 тлн) в Египте описанная выше согласительная структура высшего жречества; скорее всего да, т.к. документ JE остался в работе.

    Знаем мы и то, что «бабельского пленения» избежали два приметных финикийца: жрец Иеремия (655-после 586 гг. до н.э.), который известен ныне как великий пророк иудаизма, и писец Варух, его секретарь (их библейские имена, конечно, вымышленные). Они прибыли в Египет и здесь их следы затерялись. Известно, что прибыли они не с пустыми руками, а с обширным религиозно-историческим сочинением, позже названным библеистами Девтерономической историей (источник D) [37] и включающим семь книг: Второзаконие, Ранние пророки (Книги Иисуса Навина, Судей, Первая-Четвертая Царств). Кроме того, они компилировали Пятикнижие в целом, используя источники JE, P и др. Интегрированные JE, P и D составили ядро еврейской Библии - Танаха (недостающие части Танаха - Поздние пророки и Писания - появятся позже).

    (Несколько слов о Р. Жреческий кодекс, родился в недрах египетского жречества. К созданию P, помимо жрецов хамитов и симитов,  причастны, возможно, и жрецы левантов. Во всяком случаи, именно у них были наивысшие в Ойкумене компетенции религиозного строительства. Жреческий кодекс не был единым структурированным текстом (документом), хотя и не все так считают. Но он содержал некоторые упорядоченные тексты, например, т.н. Кодекс святости (Лев 17-26). Его интеграцию с JE, D, как мы уже говорили, скорее всего осуществили Иеремия с Варухом.)

    Но написать Второзаконие, не зная J, E, невозможно. Значит, оно было написано Иеремией и Варухом либо в Финикии, либо в Египте, для чего писателям были предоставлены J, E, JE, а также материалы по P. В обоих вариантах получается, что Иеремия с Варухом работали над Торой по заказу коллегии верховных хамитских жрецов. По легенде Второзаконие было «найдено» в -622 г. во время ремонтных работ в Иерусалимском храме. Если это так, то реализовался первый вариант, т.к. Иеремия в это время был в Финикии. При этом первые четыре книги Пятикнижия (Бытие, Исход, Левит, Числа) они создали, скомпилировав JE c P, а еще одну (Второзаконие) - написали, имея в исходниках  J, E, P. По каким-то причинам они могли не завершить свой титанический труд; а могли и завершить и сдать его заказчику. Но в чем тогда состояла роль Эзры? (напомним, Эзра - пишущий редактор Торы, впервые, согласно Библии, её обнародовавший; "отец иудаизиа" [В: Ездра].)

    Его задачей было общее редактирование прото-Торы, а также воплощение в её тексте решений, принятых "бабельскими сидельцами". Что это за решения (безусловно, согласованные с высшими хамитскими жрецами)? Главное из них - РАЗРАБАТЫВАТЬ ТОРУ В ДВУХ ВАРИАНТАХ:

    1. Как и прежде, ориентироваться на консолидацию всех финикийцев, формирование их религиозно-этнической идентичности, имея в виду стратегическую цель - создание в Западном Средиземноморье мощной финикийской Карфагенской державы, следуя формуле: "ОДИН БОГ - ОДИН ЦАРЬ - ОДНА СТРАНА". Таким образом акцент делался на единобожие, единоначалие и на единство народа; "сидельцы" небезосновательно считали такую конструкцию максимально эффективной и живучей в сложившихся условиях. (Пройдёт время и формулу финикийцев возьмут на вооружение многие страны, в частности, Римская империя времён Константина Великого: "Один бог, один император, одна империя" [2/16.7].)

    Необходимость конкретного единобожия предполагалось внедрять в массовое сознание, повторяя рефреном на страницах прото-Торы простую мысль: все беды людей от того, что не слушаются они бога, нарушают заключённый с ним договор (завет); жить надо по божьему Закону (т.е. по прото-Торе) и всё будет хорошо.

    Вполне возможно, что и цикл Моисея из прото-Торы был доработан под эти требования; во всяком случае, мы знаем его таким. Впрочем, возможно и обратное: сами требования были заимствованы у Моисея, который, руководствуясь ими, сумел обеспечить не только выживание, но и единство своего небольшого народа в чрезвычайной ситуации исхода из Египта.

    Под эти же требования надо было доработать материалы Иеремии и Варуха. При этом ТЕКСТ ВТОРОЗАКОНИЯ ДОЛЖЕН ОСТАТЬСЯ НЕИЗМЕННЫМ (откуда взялось это странное требование, мы поясним позже; что же касается "конкретного единобожия" - с этим во Второзаконии было всё в порядке). Учитывая неожиданно сложившуюся благоприятную обстановку (Ассирия пала, вавилонское вассальство не было обременительным) данному варианту Торы - прото-Торе - отдавался приоритет. Финикийцы отложили трансформацию, они поставили на Карфаген.

    (В прото-Торе обозначились и такие установки, как "избранность" финикийцев, их этническая замкнутость и обособленность, убеждённость в превосходстве над другими народами и в особой миссии на этой земле и т.п. Реализация их на практике приведёт к широко известным особенностям национального характера современных евреев. Вместе с тем следует признать, что во многом установки эти были обусловлены тем, что к этому времени финикийский народ - это народ Диаспоры; многие финикийцы проживали в колониях, разбросанных по всему Средиземноморью.)

    2. Трансформацию финикийцы отложили, но ужасы ассирийского геноцида не забыли. Поэтому на случай повторения нечто подобного, когда этническая трансформация станет неизбежной, решено было разработать иной вариант Торы.

     (Под этнической трансформацией мы понимаем здесь самостоятельную целенаправленную смену народом всех атрибутов этноса: культуры (включая религию и язык), территории, самосознания и др. Этническая трансформация в некотором смысле является полной; известны и частичные трансформации: языковая (языковый сдвиг), культурная (смена религии), территориальная (миграция) и др.)

    Решили второй вариант Торы не писать заново, а сработать, радикально исказив прото-Тору. (Образно говоря, решили разрушить дом и из его обломков слепить сарай.) Искажения эти должны привести к замене мира хамитов в "доме" на мир симитов в "сарае" с тем, чтобы народ, которому финикийцы собирались приписать свою древнюю историю, предварительно исказив её, оказался симитским. Сами же финикийцы в ходе возможной трансформации в этот народ собирались покинуть не только этно-политические подмостки Ойкумены, но и саму историю, насколько это возможно. Искажённую прото-Тору мы будем называть просто Торой, т.к. именно этот вариант известен нам под этим названием.

    Как и в прото-Торе, текст Второзакония в Торе не подлежал изменениям, благо дело в историческом плане он касался только описания исхода Моисея из Египта. Напомним, что Второзаконие - Повторённый Закон - представляет собой длинную прощальную речь библейского Моисея, полную славословий бога и увещеваний израильтян не делать зла пред очами его, т.е. следовать завету и закону, веря и во всём полагаясь на Яхве. Речь Моисей произнёс на горе Нево накануне перехода сынов Израилевых через Иордан и обретения ими "земли обетованной" - Ханаана. Произнеся её, библейский Моисей скончался (что сделал его реальный прототип - см. [9]).

    Сработано было грубо, следы-обломки остались. Вот некоторые из них. Библейский мир становится миром Сифа и Каин с сынами покидает его следующим образом. Редактор резко прерывает родословие Каина (Быт 4:24), открывает родословие Сифа (Быт 4:25), которое после двух (!) стихов (Быт 4:25-26) тоже прерывает и переключается на самого Адама (для пущей убедительности, видимо). В перечислении прямых потомков Адама (Быт 5:1-32) Каин уже не значится, как не появится больше его имя и в Торе вообще; за Адамом следует Сиф (хотя Каин, а не он, первенец), затем Енос, первенец Сифа и т.д. Заканчивается это необычная родословная … Ноем и его сыновьями.  В общем, вставка сделана топорно. Но цель достигнута: поскольку Ной с сынами - единственные люди (мужчины), выжившие после потопа и они - сыны (в смысле потомки) Сифа, то и библейский мир стал исключительно сифитским.

    Похожая метаморфоза происходит и в послепотопное время. Автор (редактор) меняет главных героев: Хам с Ханааном уходят, приходят Сим с Иаковым. В результате прото-Тора из книги, повествующей об истории Каина, Хама и Ханаана, стала Торой, описывающей бытие Сифа,Сима и Иакова.

    (Наш читатель вправе спросить: "А зачем все эти заморочки редакторам? Почему они не действовали решительнее? Например, взяли бы и выкинули Каина с убиенным им Авелем из Торы вообще. Не было их, был у Евы с Адамом один сынок и звали его Сиф". Что ж, идея здравая, но, согласись, читатель, Библия от этого многое потеряла бы. Да и не вправе был делать такое редактор. По всей видимости, история Каина и Авеля отражала древнейшую историю рода T (см. [1/2.1] и выбросить её из Библии не решились бы и верховные хамитские жрецы. К тому же, она, вероятно, была широко известна в те времена.)

    Не менее интересен вопрос о Ханаане.. Согласно Торе у него 11 сынов, а у Иакова, визави Ханаана, их 12! Возникает ощущение, что о числах 11 и 12 кто-то когда-то специально позаботился. Ведь 12 - число «священное» (см. [1/Введение]), чего не скажешь об 11. Это обстоятельство, конечно же, было замечено и многими трактуется так: 11 сыновей - «знак ущербности и порочности семени» [16] - Ханаан получил от бога за его неподобающее отношение к пьяному деду Ною. Версия любопытная, но от бога ли получил сей знак Ханаан? Финикийским писателям Торы вряд ли пришла в голову идея таким образом унизить память основателя своего рода. Скорее всего, сыновей у Ханаана, как и у Иакова, в прото-Торе было 12. Но в Торе редактору (видимо, Эзре) пришлось одного убрать. В интересах дела, конечно, ничего личного.

    Любой вдумчивый читатель, заметив "перевод стрелки" с Хама на Сима, может предположить, что далее вся библейская история Сима получилась из истории Хама путем простого переименования героев последней - сыновей Хама. Например, Ханаана назвали Иаковом (а затем еще и Израилем - и опять в интересах дела), Сидона - Рувимом, Мицраима - Иосифом и т.д. Подобного направления мыслей читателей Библии допустить нельзя. И вот решение: одного из сыновей Ханаана, конкретно, Мицраима, сделали братом Ханаана, сыном Хама. Ловкий ход: проклятый Ноем Ханаан унижен, никто и не подумает отождествить его со славным патриархом Иаковым, а Мицраима - с Иосифом; сыны Сима будут жить в своих шатрах, а сыны Ханаана - прислуживать им. Как и возжелал того Ной, когда "проспался от вина своего".

    Думается, писателей и редакторов Библии при таких правках текста совсем не волновала такая пустячная вещь, как хронология. Зато она очень волнует современных библеистов. В данном конкретном случае был осуществлен не только перевод стрелки с хамитов на симитов, но и временной сдвиг где-то на 4 тл вперёд. (Не учли, что Ханаан - племянник Сима, а Иаков - его дальний потомок) Действительно, Мицраим отправился в Египет около 7,5 тлн, его визави Иосиф (согласно иудейской традиции) - 3,5 тлн. Это внесло полную сумятицу в библейскую хронологию, где на протяжении сотен лет "не мытьём так катаньем" пытались связать концы разорванного нарратива, да всё безрезультатно.

    Тот же историчный Моисей по нашей теории организовал исход протоегиптян из Египта, захваченного шумерами, примерно 5,2-5,1 тлн; его библейский образ вынужден сделать это 3,2-3,1 тлн, на 2 тл позже; ещё 2 тл даёт сокращение  реального времени нахождения хамитов в Египте - с 2,3-2,4 тл - до 300-400 лет для библейских симитов. В сумме сдвиг на те же 4 тл! Но возникают вопросы, много вопросов. И кто решил, что можно на тысячи лет сдвинуть некое событие (например, исход), увеличив его масштаб примерно на два порядка, и при этом оно без проблем и вопросов впишется в новый исторический контекст? Это всё равно, что впихнуть слона в посудную лавку и надеяться, что он там ничего не побьёт.

    (Интересно, что библейский мир сотворён где-то 7,5 тлн; это время примечательное - время становления афразийской (симито-хамитской) цивилизации. А что, если к нему добавить "потерянное" время хронологического сдвмга - 4 тл? Получим 11,5 тлн - это время появления хамитов в Леванте и начала неолитической революции, связанной с переходом к оседлому образу жизни, появлению земледелия и скотоводства [1/4.3]. Ещё более подходит для даты "сотворения" хамитского мира!)

    После таких манипуляций кое-что в Торе стало корявым. Было в прото-Торе: у Хама три сына:  Хуш, Фут и Ханаан; у Ханаана 12 сыновей, включая Мицраима, любимого (подобно Иосифу у Иакова). Хуш получает Восточную Африку, Фут - Северную, Ханаан - их пересечение, Египет. Лепота! Но Ханаан увлекся Ханааном (местностью у моря, бывает), и потому отдает Египет Мицраиму. Как-то так. Кстати, да и имечко Мицраима не было столь уж экзотичным на фоне Цимарея с Химафеем (его братья), как оно было на фоне Хуша с Футом (его дядья).

    Ещё одно:  в главе 10 Бытия после родословий сынов Ноевых, включая Сима (Быт 10:21-31), после сказания о "городе и башне"  следует … опять родословие Сима. В чем дело? Чтение с пристрастием показывает, что первая родословная шла через Иоктана, сына Евера, а вторая - через Фалека, сына Евера тоже. "Ну и что? - спросит скучающий читатель - почитатель В.Маяковского - какая разница, "кудреватые Митрейки, мудреватые Кудрейки - кто их к черту разберет!". Читатель, как известно, всегда прав, но не в этом случае. Дело в том, что второе, правильное, родословие, в отличие от первого, неправильного, открывает нам "до слез знакомый образ" Аврама-Авраама,  якобы праотца всех будущих евреев. Этот образ приходит и уже не уходит из Торы, Танаха, Талмуда.

    (Но самое интересное вот в чем. Когда авторы, зашоренные постулатами своей теории, нашли указанные странные места в книге Бытие и поняли их суть и важность, сомнения у них еще оставались. Но когда они ознакомился с лингвистическим анализом текста Бытия, сделанным известным библеистом М.Фридманом, сомнения сразу отпали: автора этих стихов М.Фридман назвал Редактором (источником R)! [39]. То есть, упомянутые стихи Торы суть редакторские вставки.)

    Как представляется, ломали прото-Тору так: взяли системообразующий цикл Моисея и отрезали от него начало и конец. Начало - историю колонизации Египта, прилепили к циклу Авраама. И вот уже не Мицраим 7,5 тлн учит протоегиптян как создавать и хранить запасы зерна (что естественно, люди пустыни, в отличие от мицраимян, не занимавшиеся ранее земледелием, впервые попали на берега Нила в весьма специфические условия хозяйствования), а Иосиф, выходец из семьи кочевников-скотоводов, 3,5 тлн, когда египтяне уже около 2 тл успешно хозяйствуют на своей земле и поставляют зерно во многие регионы Ойкумены, включая Левант.

    Конец цикла Моисея - его поход в Шумер, формирование клана касситов - выбросили совсем. Видимо, по политическим соображениям. Касситы оставили персам недобрую память о себе, в частности, своими походами на Элам, разрушениями Сузы, одной из столиц Персии в Vi-IV вв. до н.э. [В: Сузы]. Во время работы над Торой Персия владела Заречьем, покорив Вавилонию и сделав её своей сатрапией. Что же касается "бабельских сидельцев", они полностью зависели от царей персидских. В результате библейскому Моисею, так и не попавшему в "землю обетованную", пришлось скоропостижно скончаться на горе Нево и навсегда пропасть в одной из её пещер.

    Кроме того, изменившиеся циклы Авраама и Моисея подвинули во времени (Моисея - в будущее на 1,8 тл, Авраама - в прошлое на 1,0-1,2 тл) и "склеили" их в один цикл Авраама-Моисея: Авраам прибыл в Ханаан не 2,8, а около 3,8-4,0 тлн, его потомство оказалось в Египте и прожило там примерно 400 лет, так что Моисею пришлось выводить его из земли египетской не 5,1, а 3,3  тлн. Без казусов, естественно, не обошлось: здесь и Ур Халдейский, и верблюды Ревекки, и бог Яхве, работающий под прикрытием (называл себя Шаддаем) и многое другое.
 
    Кстати говоря, наша гипотеза о том. что цикл Моисея предшествовал циклу Авраама в прото-Торе, неожиданно оказалась созвучной стихам великого иудейского пророка ИСАИИ, который утверждал, что "Бог - отец Израиля и что история Израиля начинаются с Исхода, а не с Авраама" [В: Авраам]:

    "Тогда народ его вспомнил древние дни,
    Моисеевы:
    Где тот, который вывел их из моря
    с пастырем овец Своих? …
    Который вел Моисея за правую руку
    величественною мышцею Своею,
    разделил пред ними воды,
    чтобы сделать Себе вечное имя,
    Который вел их через бездны,
    как коня по степи,
    и они не спотыкались? …
    Только Ты - Отец наш;
    ибо Авраам не узнает нас,
    и Израиль не признает нас своими"
    (Ис 63:11-16).    

    Здесь золотые "древние дни Моисеевы" времен исхода из Египта явно противопоставляются серому настоящему в Израиле времен Авраама; пророк Исаия жил в VIII в до н.э., тогда, когда в Израиле появился Авраам. А вот слова другого великого пророка, "базельского сидельца" Иезекииля":

    "И было ко мне слово Господне: "сын человеческий! живущие на опустелых местах в земле Израилевой говорят: "Авраам был один, и получил во владение землю сию, а нас много; итак нам дана земля сия во владение". Посему скажи им: так говорит Господь Бог: вы едите с кровью и поднимаете глаза ваши к идолам вашим, и проливаете кровь; и хотите владеть землею? …" (Иез 33:23-25).

    (В общем, отказывает бог устами Иезекииля в праве не землю, "живущим на опустелых местах" и нарушающим завет.) Приводимые Исайей и Иезекилем аргументы, видимо, использовались в конфликте между "переселенцами" Саргона II и послепленными "возвращенцами" из Вавилона, известного в иудейской традиции как "спор о земле" [51]. Обосновавшиеся на пустующих землях "переселенцы" ссылались на Авраама, мол, ханаанская земля дана ему богом для потомков его, коими мы и являемся; утратившие свои земли "возвращенцы" аппелировали к Моисею, мол, он с божьей помощью привел предков наших в Ханаан и дал им эти земли в вечное пользование.

    "Спор о земле" косвенно подтверждает нашу теорию: сыны Авраамовы появились в Ханаане позже моисейцев. И еще одно: Моисей отдал земли Южной Финикии только выведенным им из египетского плена протоегиптянам, среди которых были и предки касситов. Не голос ли последних, изгнанных и вернувшихся, взывающий к Моисею, слышен в споре о земле?

    В подобном ключе говорить о Торе можно ещё долго. Мы же ограничимся еще одним перевёртышем, исполненным на этот раз весьма креативно. Вспомним, кого Моисей выводил из Египта? Правильно, израильтян, сынов Израилевых, то есть "богоборцев", сынов Каина, Хама и Ханаана. Из прото-Торы сыны эти перекочевали в Тору, так как  редактировать Второзаконие было запрещено. Возник ещё один казус: выводить-то из Египта надо было сынов Сифа, Сима и Иакова.

    Спасая ситуацию, редактор придумал гениальную в своей простоте и циничности вставку. Иакову он решил дать второе имя «Израиль», с тем, чтобы все «сыны Израилевы» и "израильтяне" из Торы воспринимались впредь не как сыны Ханаана, а как Иакова-Израиля. Что и говорить, задумка из серии «дурют нашего брата», но вот её воплощение - из другой серии:

    «И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари … И сказал <Некто> (ему): отпусти меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал <Некто>: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал (ему): отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом …» (Быт 32:24-28).

    Редактор сыграл на неоднозначности слова "борьба": "борьба с богом" у него свелась к "рукопашной схватке двоих, где каждый старается осилить другого, свалив его с ног" [В: Борьба].

    Но как прикажете понимать сущность этой "борьбы"? Бог (а это был Яхве, кому ж ещё) всю ночь «борется» с молодым мужчиной, но не одолевает его: то ли наслаждается самим процессом, то ли не столь силен, как себя позиционирует. И эти милые вольности: «Пусти!» - «Не пущу, пока ты меня не …». Что-то знакомое, да, читатель?

    Впрочем, Яхве и без того досталось при переделе его из бога хамитов в симитского бога. Был бог-воин Яху-Яхве  вполне себе достойный бог в прото-Торе, а превратился в законченного психопата в Торе, достойного характеристики, данной ему Р.Докинзом (см. разд. 1.3). Досталось и некоторым другим библейским персонажам, например, уже знакомому нам Навуходоносору II.

    И кто же исполнитель передела прото-Торы в Тору? Подозрение падает на всё того же Эзру (504-421 гг. до н.э.). Обращает на себя внимание, что библейское "вавилонское пленение" началось в 586/587 гг. до н.э., за 80 лет до рождения Эзры, впервые, согласно Библии, обнародовавшего Закон в -444 г. Уже и храм был построен, и Иерусалим, и горожане жили в грехе и мерзости с жёнами из "отвратительных народов", а Закона всё не было, потому как Эзра ещё не родился. Обычно этому обстоятельству даётся следующее объяснение: Закон (Тора) де был записан ещё Моисеем по результатам его встреч с Яхве на Синае. Однако люди забыли Закон, утратили все списки Торы; вот и жили в грехе, творя "зло пред очами Господа". Эзра же, фанат Моисея, выучил Тору наизусть; пришло время - и он осчастливил мир, точно, слово в слово, воссоздав Тору по памяти (напоминает сюжет голливудского фильма "Книга Илая").

    Объяснение это, конечно, смехотворно; логичнее предположить, что работа шла (без Эзры) над приоритетной прото-Торой, Тору же откладывали "на потом". Однако прото-Тору обнародовать не стали, посчитав, возможно, что время ещё не пришло, а с "возвращенцами" лучше начинать готовить почву для возможной трансформации. Тут и подоспел Эзра с его способностями; изучив ("выучив") и, возможно, отредактировав прото-Тору, он приступил к её переделу в Тору, где и преуспел. Однако и Тору в полном объёме обнародовать не стали. Что же читал Эзра "возвращенцам" (разд. 4.1)? Второзаконие, которое одно и то же и в Торе, и в прото-Торе.

    Некоторые исследователи считают, что пятая книга Пятикнижия - Второзаконие - появилась даже раньше четырех других - Бытия, Исхода, Чисел и Левита [38]. Именно её следует считать Первозаконием, а не Декалог (Десять заповедей), якобы полученный Моисеем от Яхве на горе Синай. Это, конечно, не так. Интересно то, что согласно Библии Второзаконие в качестве Закона впервые было обнародовано вовсе не Эзрой, а еще в допленные времена царём Иосией, учинившим после "обретения" книги радикальные религиозные реформы (см. разд. 3.6, 4.3). И это одна из причин, почему Второзаконие "сидельцы" решали не трогать. Мало ли в какие руки уже попали списки книги в бурные времена Иосии, например, в руки "добрых самаритян" (см. разд. 4.3).


    2.2.4. ТОРА: ИБЕРИЙСКИЙ ЭТАП

    (После 2,2 тлн.). Строго говоря, он стартовал в середине IV в. до н.э., когда Александр Македонский, пробегавший мимо в погоне за персидским царём Дарием III, притормозил возле Тира (здесь "притормаживали" все завоеватели, соблазнённые слухами о несметных финикийских богатствах, хранимых тирянами в своей скале) и взял его после семимесячной беспрецедентной осады. С защитниками города поступил великодушно: 8 тыс. убил при осаде, 2 тыс. распял на крестах, 30 тыс. продал в рабство [В: Осада Тира]. Однако, пока был жив Карфаген (до него македонец не добрался), надежда ещё оставалась. Она умерла после разгрома Римом Карфагена во Второй Пунической войне (218-202 гг. до н.э.), а затем жестокого уничтожения города в -146 г. - в ходе Третьей.

    Стало ясно, что империи пунов в Западном Средиземноморье не бывать; финикийцы взяли курс на полную трансформацию - смену всех атрибутов этноса: языка, культуры, религии, территории и др. . Задача не из легких, решалась долго (в основном со II в. до н.э. по II в.). Уже на первом этапе трансформации финикийцы стали покидать метрополию, землю, которую считали родиной в течение 8 тл! Уходили, в основном, в Западное Средиземноморье и далее, в европейскую Атлантику; последним своим опорным пунктом сделали ИБЕРИЮ (совр. Испанию) с центром в ГАДИРЕ (Гадес, совр. Кадис). Здесь неизвестный редактор и осуществил редакцию Торы Эзры (конечно, по решению верхушки хамитского жречества).

    Правки были небольшие, но запоминающиеся: финикийцы получили новое самоназвание - "ИБРИ" ("иври", "эберы", "эверы"), что сегодня звучит как "евреи". Первым библейским "ибри" стал Авраам: «И пришел один из уцелевших и известил Аврама Еврея …» (Быт 14:13). Впрочем, подобными вставками не грешили: в книге Бытие их сделали в 6-ти стихах, в Исходе - в 14-ти, во Второзаконии - в одном: «Если продастся тебе брат твой, Еврей, или Евреянка, то шесть лет должен он быть рабом тебе, а в седьмой год отпусти его от себя на свободу» (Втор 15:12). Не густо. Причем в большинстве случаев этноним «ибри» соотносится с персонажем, где «ибри» означает скорее не «еврей», а «бродяга» или хуже того - «разбойник». То есть, достаточно слово «ибри» перевести не как "перешедший", а по-другому - и нет никаких евреев в Торе. Что это - предусмотрительность «на случай Х»? Всего же в Библии (Танахе) насчитывается 34  прямых упоминания ибри, что ничтожно мало для такого объемного текста [52].

    Кроме того, бросается в глаза похожесть этнонимов "ибри-эбер" и "ИБЕР"; напомним, что "ибри" - это "перешедший", "эбер" - "переход", "иберы" - этноним народа, населяющего Иберию. Обычно "эбер" трактуют как "переход реки", имея в виду Евфрат и его переход Авраамом (Ибрахим - ibr(ah)im), идущим в Ханаан с севера, из Харрана. Однако, "переход" может означать и перемещение из Ханаана на Пиренейский полуостров или даже этническую трансформацию - переход в новую веру, на новую землю, смену самоназвания и т.д. Так может, иберы - это эберы, ибри?

    Такие предположения зачастую получают гневную отповедь [53]:

    "… иберы и ибри, несмотря на сходство в названии, по культуре и языку не имеют между собой ничего общего и, следовательно, любые спекуляции по поводу их родства некорректны. К тому же этническая идентификация иберов в науке считается не установленной (т.е. принадлежность иберов к семитам во всяком случае не подтверждается)".

    Может, отповедь [53] была бы помягче, узнай её автор, что ибри не семиты, а хамиты и вчерашние финикийцы. Ведь именно последние не позднее XII в. до н.э., задолго до греко-римлян, познакомились с иберами, основав на Пиренейском полуострове несколько колоний, включая Гадир (совр. Кадис) и Малакку (совр. Малага). Более того, юг и восток полуострова, область расселения иберов, называлась в античные времена Испанским Левантом, а люди, населяющие её - иберо-финикийцами [53; W: Iberians; W: Levante Spain]. Финикийцы принесли сюда свою культуру, например, алфавит, и технологии, например, производство и обработку металлов. Кроме того, во время Пунических войн, сыгравших в истории финикийцев судьбоносную роль, иберы сражались в армии Ганнибала, что обеспечило им, как и финикийцам, послевоенное преследование со стороны победителей - римлян.

    В этой связи выбор финикицами нового самоназвания - "ибри" - не представляется случайным. Либо они хотели затеряться на фоне многочисленных иберов (иногда так называли всех жителей Испании), либо слились с ними в одну этно-культурную общность, имя которой - евреи. И случилось это ко II в., когда иберов и финикийцев в Испании не стало. Но появилось много евреев.

    Несколько раньше, после поражения финикийцев в Пунических войнах, была обнародована Тора и запущен процесс Трансформации (см. разд. 5.3).



    ПРИМЕЧАНИЕ

    1. Ссылки на Википедию даются прямо в тексте. При этом:
    - "В: Текст" означает: "http://ru.wikipedia.org/wiki/Текст/";
    - "W: Text" означает: "http://en.wikipedia.org/wiki/Text/".
   
    2. Цитаты из Библии даются согласно тексту Библии в синодальном переводе, размещенном на ресурсе: https://bible-ctnter.ru/ru/bibleface/


     ЛИТЕРАТУРА

    1. Пеларгин В. Древний мир. Противостояние хамитов и симитов. Том 1. До потопа и после. М.: "Ридеро", 2023.

    2. Пеларгин В. Древний мир. Противостояние хамитов и симитов. Том 2. Предыстория евреев. М.: "Ридеро", 2023.

    3. Клёсов А. ДНК-генеалогия от А до Т. М.: "Неформат", 2016.

    4. ISOGG. Y-ДНК дерево гаплогрупп. https://isogg.org/tree/index.html/

    5. YFull YTree v8.09.00. https://yfull.com/tree/T/

    6. Пеларгин В. Еврейскую Библию написали финикийцы. http://proza.ru/2020/05/09/116/

    7. Дарда С. Пояс мира. https://beltofpeace.com/

    8. Бабушкин В. Камбейская градостроительная цивилизация. http://proza.ru/2015/11/28/381/

    9. Пеларгин В., Вязгина Ю. Хамиты. "Ридеро", 2023.

    10.  Бадж У. Египет на заре цивилизации. Загадка происхождения древнего народа. М.:  "Центрополиграф", 2012.

    11. Пеларгин В., Вязгина Ю. Лелеги, сотворившие Бронзовый коллапс. "Ридеро", 2023.

    12. Степаненко А. Истории больше нет. М.: "Эксмо", 2011.

    13. Гайсинский А. Где он, Ур Халдейский? https://jew-observer.com/izrail/gde-on-ur-xaldejskij/

    14. Пушкарь В. (митрополит Вениамин). Священная Библейская история Ветхого Завета. Приложение 3. 

    15. Харан: Злектронная еврейская энциклопедия ОРТ. https://eleven.co.il/land-of-israel/archeology/14449/

    16. Зильберман М. Земля Ханаанейская. http://samlib.ru/z/zilxbernan_m_i/
zemljahanaanejskaja.shtml/

    17. Вера и "праведность" хапиру Авраама. https://svardat.wordpress.com/2016/05/26/14-abrahams_faith/

    18. Мидраш рассказывает. Первое из десяти испытаний, которым был подвергнут Авраам. https://jhist.org/traditions/midrash009.html/

    19. Ближневосточные гаплогруппы J1, J2, E1b1b1, G2a, T и др. Описание и связь с археологическими культурами. https://haplogroup.narod.ru/eur_hap2.html/

    20. Арпахшад и халдеи Южной Месопотамии.
    21. Древние евреи и арамеи - один народ?. https://history-forum.ru/viewtopic.php?t=960/

    22. Гифес Л. Мифологические параллели библейского Эль Шаддая с Сетом.
    23. Финкельштейн И., Зильберман Н. "Раскопанная Библия". Новый взгляд археологии. М., 2001.

    24. Все имена Бога в библии и их значение - полный список.
    25. Библия. Ветхий завет. Цитируем. http://books.pravo-slavie.ru/rusich/rusich7.html/

    26. Памятка для гоев. https://aljkmp.livejournal.com/310874.html/

    27. Докинз Р. Бог как иллюзия. https://litmir.me/br/?b=245690&p=7/

    28.  Единосущие. https://azbuka.ru/edinosushhie/

    29. Великая Эннеида - 9 главных божеств Египта. https://moondragon.forum2x2.ru/t20057-topic/

    30. Плутарх "Об Исиде и Осирисе". https://ru-egiptology.livejournal.com/45159.html/

    31. Призма Тейлора (цилиндр Синаххериба) найдена среди руин Ниневии. https://icocnews.ru/

    32. Птах. https://egyptopedia.info/p/1259-ptakh/

    33. Арсенид. Почему монотеизм прогрессивнее политеизма. http://proza.ru/2015/07/18/740/

    34. Устная Тора. Барайта Раби Ишмаэля. https://toldot.com/articles/articles_882.html/

    35.  Габович Е. История евреев под вопросом. https://dz-online.ru/article/6645/

    36. Левин Б. Литературные особенности библии. Глава 1. Параллелизм.
    37. Фридман Р. Как создавалась Библия. "Эксмо", 2011.

    38. Тищенко С. Кто написал Тору? https://rspp.su/pravoslavie/history/tora.html/

    39. Состав Пятикнижия по Richard Elliott Friedman.
    40. Состав Пятикнижия по Велльгаузену. https://vadymzhuravlov.blogspot.com/2010/06/
blog-post_21.html/

    41. Шмелев И. Архитектор фараона. С.-Пб., «Искусство», 1993.

    42. Правильность текста Торы. https://toldot.com/articles/articles_567.html/

    43. Хирбет Кейяфа. https://hmong.press/wiki/Khirbet_Qeiyafa/

    44. Арамеи. https://dic.academic.ru/dic.ncf/sie/1030/АРАМЕИ/

    45. Циркин Ю. От Ханаана до Карфагена. Глава 8. Финикия под властью Ассирии. https://history.wikireading.ru/hn3cN8Zzr9/
 
    46. Лэнг Д. Армяне. Народ-созидатель. История древней Евразии. Глава 4. Урарту - первое армянское государство. https://oldevrasia.ru/library/Armyane—Narod-sozidatel/4/

    47. Висячие сады Семирамиды: описание, история.
    48. Волков А. Загадки Финикии. "Вече", 2004

    49. Циркин Ю. От Ханаана до Карфагена. Глава 8. Финикия под властью Ассирии. https://history.wikireading.ru/hn3cN8Zzr9/

    50. Волков А. Загадки Финикии. 5. Время своих колоний. https://k2x2.info/istorija/zagadki_finikii/p5.php/

    51. Егоров Г. (иерей). Священное Писание Ветхого Завета. Раздел 2. Исторические книги.
    52. Хапиру и происхождение этнонима "еврей". https://aquilaaquilonis.livejournal.com/524676/html/

    53. Евреи и иберийский мир. https://svardat.wordpress.com/2016/05/27/hiberian_problem/