Балерина под колпаком

Марк Верховский
               
О том, что великая балерина  Майя Плисецкая при «либерале» Хрущеве  долго была «невыездной» известно всем фанатам балета.
Первый удар балерина получила в 1956 г. В апреле туристическая пара Никита Хрущев и премьер Николай Булганин совершили исторический визит в Англию. Договорились о культурном прорыве «железного занавеса». Договорились, что Большой театр едет на гастроли в Лондон, а «Королевская опера» - в Москву, Ленинград. И вдруг, в артистическом мире выясняется, что Плисецкая, прима-балерина, визитная карточка Большого, остается дома. Возбужденная  Майя Михайловна за разъяснением пробивается к министру культуры СССР Михайлову(Бывшему первому секретарю комсомола СССР). О том, что представлял собой министр  известен каламбур поэта Михаила Светлова о Михайлове: «Я министра культуры не боюсь, а боюсь культуры министра».
Но бесправный и не компетентный министр ничего внятно объяснить не смог. Однако, его всеведущая и все решающая супруга Раиса Тимофеевна знала подноготную и выложила балерине причину опалы: «Николай Александрович тут ни при чем, мы Вас оба любим. Но в госбезопасности, у Серова (первый председатель КГБ в 1954-1958 гг.) горы доносов на Вас. Надо Вам с ним самим поговорить. Он все решает». О том, что «все решает председатель» ни у кого не вызывало сомнения.
Майя Михайловна пришлось обратится за помощью к приехавшему по делам в Москву директору Киевской оперы Виктору Гонтарю. Он был женат на дочери Никиты Сергеевича от первого брака Юлии. Гонтарь предложил позвонить Серову напрямую, по кремлевской связи. Привел Плисецкую в Министерство культуры. Заглянув в пустой кабинет одного из замов, зять Хрущева набрал секретный номер по «вертушке»и подал трубку балерине.
«Серов слушает!» - «Здравствуйте, с Вами говорит Плисецкая.» - «Что Вам от меня надо?»-бесцеремонно спросил шеф КГБ хриплым, взбешенным голосом. «Меня не выпускают за границу. В лондонскую поездку… Все говорят, что это Вы меня не пускаете.» - « Все решает Михайлов, я здесь ни при чем!»- нагло соврал Председатель и бросил трубку.
Через полчаса у отсутствовавшего хозяина кабинета КГБ сняло «вертушку». Сам он чудом уцелел. Спасло, что звонили без его ведома. Секретаршу уволили. Зятя Хрущев перестал пускать не только на порог, но и  за границу.
В октябре 56-го Большой уехал на месяц в Лондон без примы-балерины…
  Состоялось специальное заседание Политбюро, где Серов бездоказательно назвал Плисецкую агентом английской контрразведки. Потому, мол, ее выпускать нельзя ни в коем случае.
На гастроли не пустили и брата Александра, тоже танцевавшего в Большом.
Один из чиновников заявил: «Есть мнение, что в Большом театре развелось слишком много Плисецких»
Майя возмутилась и написала очень резкое письмо директору с требованием включить Алика в поездку — иначе она уйдет. Однако, тот не изменил своего решения, больше того — взял и уволил ее. Видимо, хотел проучить. Через некоторое время Плисецкую восстановили, ведь публика ее просто обожала.                А когда стало известно, что знаменитую балерину зажимают и преследуют, популярность ее только возросла.
Вспоминает брат Азарий Плисецкий: «Помню, Майя танцевала в «Лебедином озере», когда часть труппы уехала на гастроли, и зрители чуть не снесли театр. Как только Плисецкая появилась на сцене, ее встретили такой овацией, что пришлось приостановить спектакль. И после его окончания Майю очень долго не отпускали, кричали «браво», аплодировали. Комитетчики сочли это акцией протеста в поддержку опальной балерины, отловили самых ярых ее поклонников и увезли на допрос. Но предъявить им ничего не смогли…»
Звезду балета  не выпускали на Запад с родным театром несколько лет.                Разве что в братскую Прагу, внутри «железного занавеса». Хотя в Москве она продолжала блистать, Хрущев по-прежнему водил на «Лебединое озеро» с Плисецкой всех высоких зарубежных гостей.
Политбюро провело специальное заседание по поводу гастролей. С докладом выступал сам Серов. Он назвал Плисецкую агентом английской контрразведки. Потому, мол, ее выпускать нельзя ни в коем случае.
Можно лишь предполагать, что разработке «английской шпионки» могла идти речь о  втором секретаре посольства Великобритании в Москве Моргане.
На него компромата не было, но Лубянка все равно взяла парня под колпак. Тот вскоре познакомился с Плисецкой. Морган был молодой человек, как говорится, приятный во всех отношениях, моложе Майи Михайловны на 4 года. Внешне весьма привлекательный, хорошо образованный, прекрасно владеющий русским языком, да еще к тому же – фанат балета.
«На одном из приемов ко мне подошел светловолосый благообразный молодой человек, - вспоминала балерина. - На бойком русском языке представился: «Я второй секретарь английского посольства Джон Морган. Обожаю балет. Большой Ваш почитатель.» Мы разговорились. Не зная никаких иностранных языков, я могла общаться лишь с теми, кто говорил по-русски. Морган был занятным собеседником. О балете - в первую очередь английском - знал многое»
Новый знакомый тут же попросил билеты на ее ближайшее выступление. Плисецкая не отказала. Были новые встречи. В мемуарах балерина писала, что никогда не оставалась с Морганом наедине. И это было не зря, ибо КГБ решило использовать встречи балерины и дипломата в своих целях.
Но чекистам никак не удавалось сфотографировать их интимную близость. Обычно Морган подхватывал Плисецкую в каком-нибудь месте и выезжал в лес в пределах 25-мильной зоны, разрешенной. Лимузин у Моргана был большой и сотрудникам НН (наружное наблюдение,) приходилось на большом расстоянии ожидать конца утех влюбленных, а потом сопровождать их в Москву.
Плисецкую планировалось разрабатывать как английскую шпионку и, чтобы получить документированный компромат на балерину, необходимо было сфотографировать ее в интимной обстановке, что называется, в обнимку с «английским шпионом» Джоном Морганом. Генерал Серов, безусловно, прекрасно понимал, что шпионка из балерины Большого - никакая. Хотели «подцепить» ее на компромате, шантажировать им и сделать послушной марионеткой в реализации своих замыслов. Балерина, которой восхищались многие наши политики, лидеры стран Запада – идеальный агент для КГБ! Предполагалось, что балерина могла бы веревки вить из западных президентов, премьеров по заданию Лубянки.
Но застукать Плисецкую «на интиме», сделать советской Мата Хари, увы, у Серова не получилось. Потому он и выматывал нервы у Плисецкой, которая все 6 лет его издевательств запомнила на всю свою жизнь.
  «Лучшие годы моих физических балетных кондиций - меня держали взаперти. Не выпускали шесть лет за границу. Гоняли по пятам кагэбэшную машину. Всерьез выслеживали «английскую шпионку Майю Плисецкую»- так характеризует эти годы сама Майя Михайловна.
И только встреча Майи с композитором Родионом Щедриным вернула ее к полноценному счастью.
«Заведующий сектором музыки ЦК КПСС Б.М.Ярустовский, - вспоминает Щедрин. - «Нам сообщили, что у вас роман с Майей Плисецкой. .. Надеюсь, вы не собираетесь на ней жениться. Вы испортите себе репутацию».
Но  известный композитор не прислушался к советам ЦК КПСС. И получил от КГБ свадебный подарок -«Жучок» в спальню: «Конечно, мы предполагали, что нас подслушивают. Но прямо в спальне? Молодоженов? Достаточно было трех секунд, чтобы уразуметь, что Майя ни слова не понимает по-английски. Но за ней по 24 часа в сутки гоняли гэбешный автомобиль с тремя добрыми молодцами.»
Однако, в конце 1958 года, весьма  неожиданно плачевно закончилась в КГБ эра Серова . А начиналась она после головокружительной карьеры от Наркома внутренних дел до зам наркома госбезопасности любимчик Сталина и Хрущева с марта 1954 года назначением Председателем госбезопасности при Совете Министров СССР. Несомненно этому способствовало позитивное знакомство Серова с Хрущевым еще до войны.
Переводится он на должность начальника ГРУ Генштаба в связи с необходимостью «укрепления руководства ГРУ».
Но и здесь он не удержался и 2 февраля 1963 года был снят с должности начальника ГРУ Генштаба в связи с «потерей бдительности» (был разоблачён агент американской и британской разведок, полковник ГРУ Олег Пеньковский полковник ГРУ Генштаба ВС СССР. Предатель, работавший в пользу США и Великобритании. Расстрелян за шпионаж и измену Родине.)
Серов был разжалован в генерал-майоры, а 12 марта лишён звания Героя Советского Союза. Уже позже, в апреле 1965 года он был исключён из КПСС за «нарушения социалистической законности и использование служебного положения в личных целях».
Клеймо неблагонадежности и запрет на выезд с Майи сняли только после брака с Родионом Щедриным. Несмотря на молодой возраст, он уже был признанным композитором и пользовался большой популярностью.  Любящий муж  позвонил в приемную нового председателя КГБ Шелепина – «Железного Шурика». Попросил о встрече. Встретил его зам, генерал Евгений Питовранов. Внимательно выслушал рассказ, как чекисты несколько лет преследуют великую балерину, не выпускают за границу. Предложил, чтобы Майя Михайловна написала письмо Хрущеву. Обещал, что оно попадет лично в руки хозяина Кремля. Слово Питовранов сдержал. Вскоре сам Шелепин пригласил Плисецкую на Лубянку. «Прочел Никита Сергеевич ваше письмо. Просил нас тут разобраться. Мы посоветовались и думаем - надо вам с товарищами вместе за океан отправиться. Никита Сергеевич вам поверил. У нас тоже оснований не доверять вам нет. Многое из того, что нагородили вокруг вас, ерундистика.»
 Так Плисецкая снова получила возможность выезжать на зарубежные гастроли.
Майя была ярой антисталинисткой. В 1966 году подписала письмо двадцати пяти видных деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу против обеления Сталина. Случился скандал. Плисецкую могли снова записать в неблагонадежные, но Щедрин в очередной раз помог выправить ситуацию.
Спустя 8 лет, попав в Лондон, Плисецкая встретилась с Джоном Морганом в его загородном доме. Он уже был женат, трое детей. Супруга, кстати, падчерица Яна Флеминга, знаменитого английского разведчика, автора саги о Джеймсе Бонде.
К шпионажу и спецслужбам сэр Джон Морган, получивший рыцарство за отменную службу королеве, не имел отношения. Хотя дипломаты, наряду, пожалуй, с журналистами, бизнесменами и международниками - это те же разведчики, только без погон. Карьерный дипломат. Работал во многих странах.  Во второй половине 60-х вернулся в Москву временным поверенным.                Никогда и нигде Морган о своих отношениях с Плисецкой не распространялся.

А Майя Михайловна, блистая на гастролях по миру, принесла большую славу советскому балету и Советскому Союзу.