Блок. Не венчал мою голову траурный... Прочтение

Виталий Литвин
«Не венчал мою голову траурный лавр…»




 
                Не венчал мою голову траурный лавр
                В эти годы пиров и скорбей.
                Праздный слух был исполнен громами литавр,
                Сердце – музыкой буйных страстей.
 
                Светлой ангельской лжи не знавал я отрав,
                Не бродил средь божественных чащ.
                Сон мой длился века, все виденья собрав
                В свой широкий, полунощный плащ.
 
                И когда вам мерцает обманчивый свет,
                Знайте – вновь он совьется во тьму.
                Беззакатного дня, легковерные, нет.
                Я ночного плаща не сниму.
                19 января 1909





     – «Не венчал мою голову траурный лавр…» – Лавровый венок или ветвь лавра – со времён Античности – символ славы, победы или мира. Триумфаторы надевали лавровый венок; суда победителей украшались лаврами. В торжественных случаях весь народ венчался лавровыми венками; жрецы при жертвоприношениях надевали лавровые венки. Лавр был посвящён Аполлону, в объяснение чего создался миф о Дафне; в пифийских играх лавровый венок был наградой победителю, и им же награждали «любимцев Аполлона» — поэтов. Этим отношением между Аполлоном и лавром объясняется и приписывание лавру пророческого дара…
 
     …Аполлоническое и дионисийское — философские и литературные концепции, представленные двойственностью между фигурами Аполлона и Диониса из греческой мифологии. Популяризация концепции широко приписывается работе Фридриха Ницше «Рождение трагедии»…
     В греческой мифологии Аполлон и Дионис – сыновья Зевса. Аполлон, сын Лето, бог солнца, рационального мышления и порядка, взывает к логике, благоразумию и чистоте и выступает за разум. Дионис, сын Семелы, бог вина и танца, иррациональности и хаоса, олицетворяющий страсть, эмоции и инстинкты. Древние греки не считали двух богов противоположностями или соперниками, хотя они часто были переплетены природой.
                Википедия»

 
     В черновиках Блок несколько расшифровывал вакхическую “ музыку буйных страстей ”:

А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
«
               От удушливых роз и гремящих литавр
               Вечно песни…

               Вьюги ( ) зим обожгли этот лик
               И одна – [точно вьюга сама] с непреклонной душой

               [Девы вьюги сожгли поцелуями лик,
                И одна –  всех [коварней душой]

     (
[Помимо этого, в черновиках появлялось и видение командира (командора?), глядящего на загул рыцаря его ордена]:

               Не мерцал мне за мглой грозный лик огневой –
               С золотым напряженным копьем.
Было начато:   
            а.                И зигза… ( )
            б.                Два крыла – с…
     )
     »

     1-ая строфа: герой отказывается от аполлонического лавра во имя дионисийского разгула;
     2-ая строфа: герой отказывается от ангельского во имя полуночного;
     3-я строфа: герой предупреждает, что “свет”, иногда видимый “вами” – обман, на самом деле это концентрат тьмы.