Перечитывая С. В. Максимова

Александр Зельцер 2
Автор попытался заинтересовать молодого читателя творчеством непревзойденного рассказчика, этнолога,  фольклориста, историка В.М. Максимова, рассказами которого зачитывались наши предки в XIX веке. Я имел смелость пересказать несколько главок с некоторыми сокращениями (1).
1.Попасть  впросак.
Историю вопроса  непревзойденный рассказчик  С.В.Максимов вплетает с историей древнего Ржева, кулачными боями и древними промыслами. Пересказывать его- пустое дело. Тут надо читать самому- что я  рекомендую. А  просак- это примитивный ткацкий станок для скручивания бечевок , судовых канатов или для лошадиной тяги. Само производство расположено зачастую на улице. «Попадет  у нерасторопного прохожего хоть один волос в «сучево», то заберет и все кудри русые и бороду боровую…».

Читаем у В Даля:
«Просак-м.нвг. твр. Прядильня. Крутило, канатный, веревочный стан, на котором сучат, спускают веревки.
…если попадешь туда концом одежи, волосами, то скрутит, и не выдерешься; оттуда и поговорка»
 (В Даль.М. ОЛМА-ПРЕСС. 2006)
               ***
2.Бить баклуши.
Прежде чем познакомить нас с новым словом рассказчик везет на в Н.Новгород, где вблизи города некогда стояли дремучие леса, знакомит нас древним искусством «лошкарей», т.е. мастеров- изготовителей деревянных ложек. Деревянная посуда или «щепенной товар» изготовлялась здесь для всей Руси и Азии. «Это и ложка-«межумок», которыми вся православная  Русь  выламывает из горшка крутую кашу и точеная деревянная посуда, которую используют даже при дворе бухарского эмира.»
Технология от выбора  сруба подходящей осины до украшения ложки и палехской резьбой издревле разбита на операции. каждую из которых делаю разные мастера в разных местах.  Срубленное дерево пилят  на плахи, от них топором удаляют мягкую середину и сушат, это плахи называют «шабалой», из неё делаю «баклуши», для чего используют что-то вроде топора с длинным топорищем с лезвием поперек ои тпорища. Этим «теслом», как долотом выдалбливают внутренность и округляют плаху. По сравнению с другими операциями работа эта легкая, простая, поэтому и стала синонимом пустого дела, шатание без работы  с обычными пустяковыми разговорами.

3. Свинья в апельсинах.
«Разбирается как свинья в апельсинах». Откуда это?
Бывший московский митрополит Иннокентий(Вениаминов) ехал морем как миссионер из Сибири в Петербург на корабле американской кампании. На острове Таити его воображение поразил чудесный климат.  В своих записках он  отметил на острове множество свиней, которые из всех фруктов всегда отдавали преимущество апельсинам.

4. Камень за пазухой.
По словам С.В.Максимова это выражение  осталось в обращение после пребывания поляков в Москве в 1610 году, последние хотя и пировали с москвичами, но, соблюдая опасливость и скрывая вражду, буквально держали за пазухой кунтушей камни. Польский летописец Мицкевич пишет что по примеру поляков малороссы (украинцы) усвоили с того времени поговорку «С москалями дружи, а камень за пазухой держи».

5. С коломенскую версту.
«… в таком нелестном подобии является в представлении московских людей высокий человек, напрасно и без нужды возвышающийся целой головою над прочими и, стоя, например, в толпе мешает видеть впереди себя… На Севере называют таких «жердяем» и «долгаем» а повсеместно «верзилой» и долговязым»…Для москвичей такие люди представляли подобие тех столбов, которые царь Алексей Михайлович расставил от Москвы до своей загородной летней резиденции- села Коломенского»

Источники:
1. С.В Максимов. Крылатые слова. М. «Терра» 1985