Мстислав II Изяславич

Константин Рыжов
Из рода Владимиро-Волынских кн. Сын Изяслава II Мстиславича. Кн. Переяславский в 1146—1149, 1151 — 1155 гг. Кн. Луцкий в 1155— 1157 гг. Кн. Владимиро-Волынский в 1157— 1170 гг. Вел. кн. Киевский в 1168—1169, 1169— 1170 гг. Ж.: дочь короля Польского Болеслава III Кривоустого, королевна Святохна. + 19 авг. 1170 г.

хххх

В 1154 году, после смерти отца, Мстислав остался при своем деде Вячеславе Владимировиче до приезда дяди Ростислава Мстиславича, а потом отправился в Переяславль. Между тем, узнав о смерти своего врага, в поход выступил Юрий Долгорукий. Еще прежде него под Переяславлем появились половцы. Ростислав послал на помощь Мстиславу сына Святослава. На другой день половцы начали крепче приступать к городу, но когда узнали, что к Мстиславу пришла подмога, то испугались и ушли за Сулу. Мстислав же поспешил на помощь к дяде Ростиславу, который уже выступил в поход против Изяслава III Давыдовича. Когда полки сблизились, Ростислав, увидев у Изяслава множество половцев, испугался и стал пересылаться с ним о мире. Такое недостойное поведение сильно раздосадовало Мстислава. "Так не будет же ни мне Переяславля, ни тебе Киева", — сказал он и повернул коня в Переяславль. Ростислав, оставленный племянником, был окружен половцами, разбит и едва успел бежать. Мстислав ускакал в Переяславль, взял здесь жену и уехал в Луцк.

В 1156 году Юрий Долгорукий, прогнав из Киева Изяслава III, сам сел на великокняжеский престол. Первым делом он отправил Юрия Ярославича с дружиной против Мстислава. Тот прогнал Мстислава из Пересопницы в Луцк. Но и здесь Мстислав не мог долго оставаться спокойным. Юрий Долгорукий велел идти на Луцк своему зятю Ярославу Владимировичу Галицкому. Тогда Мстислав, оставив брата Ярослава в Луцке, сам ушел в Польшу за помощью. Юрий видел, что война будет долгой и что черниговские князья в любой момент готовы идти к Киеву. Поэтому через посредничество Ростислава он помирился с Мстиславом и его братом. Ярослав Изяславич лично встретился с Юрием, а Мстислав не поехал из страха, что киевский князь схватит его. Мир и в самом деле был недолгим.

В 1157 году Мстислав внезапно напал на Владимир Волынский, где княжил его дядя Владимир Мстиславич, захватил его жену, мать, все имущество, а самого прогнал в Венгрию. Юрий Долгорукий вступился за Владимира и пошел на Мстислава. Взять Владимир внезапно Юрию не удалось, он начал осаду, десять дней стоял под стенами, но без малейшего успеха. Есть даже известие, что Мстислав сделал вылазку и разбил галицкие полки. Тогда Юрий, посоветовавшись с сыновьями и дружиной, вернулся в Киев. Мстислав шел за ним вплоть до самого Дорогобужа, поджигая села, и, говорит летописец, наделал много зла.

Воюя с Юрием, Мстислав, естественно, должен был войти в союз с его врагом Изяславом Давыдовичем Черниговским. И вот в том же году он соединился с черниговцами и со своим дядей Ростиславом готовился уже ударить на Юрия, когда пришла весть о его смерти. Изяслав Давыдович сел в Киеве, а Мстислав вскоре отошел от союза с ним и сблизился со своим прежним врагом Ярославом Галицким. Вдвоем они заняли Белгород. Желая предупредить нападение на Киев, Изяслав в
1158 году сам пошел к Белгороду и осадил его. Имея 20 ООО половцев, он не сомневался в победе, но измена берендеев нарушила все планы. Берендеи вступили в переговоры с осажденными и послали сказать Мстиславу: "От нас теперь зависит, князь, и добро твое и зло; если хочешь нас любить, как любил нас отец твой, и дашь нам по городу лучшему, то мы отступим от Изяслава". Мстислав обрадовался предложению и в ту же ночь поцеловал крест, что исполнит все их желания, после чего берендеи не стали медлить и в полночь поскакали с криком к Белгороду. Изяслав понял, что произошла измена, и бросился бежать в степь к половцам. Мстислав же с союзниками вошел в Киев, захватил имущество дружины Изяславовой, отправил его к себе во Владимир Волынский и послал в Смоленск звать дядю Ростислава на Киевский престол, согласно обещанию, данному союзниками еще прежде похода.

Ростислав долго вел переговоры с племянниками и сел в Киеве лишь в
1159 году. Мстислав получил из киевских волостей Белгород, Торческ и Триполь, но жил по-прежнему во Владимире на Волыни. Война с Изяславом Давыдовичем тем временем продолжалась. В 1161 году тот вновь овладел Киевом и пошел осаждать Белгород. Мстислав поспешил на помощь дяде с галицкою дружиной. По дороге черные клобуки стали проситься у Мстислава ехать вперед. Мстислав отпустил их. Изяслав Давыдович, предупрежденный половцами, не видя еще Мстислава, бросился бежать, но берендеи нагнали его и убили.

Снова Ростислав получил Киев благодаря племяннику. Это обстоятельство могло привести к ссоре между князьями: Мстислав считал себя вправе предъявлять большие требования за свои услуги, тем более что он вовсе не отличался сыновней покорностью перед дядьями. Вот почему неудивительно, что вскоре после вторичного вступления Ростислава в Киев Мстислав выехал из этого города в сердцах на дядю. Сразу после того Давыд, сын Ростиславов, захватил Торческ, а другой Ростиславич, Мстислав, овладел Белгородом. Мстиславу Изяславичу трудно было одному бороться с дядей. В 1163 году он вынужден был помириться с ним, поскольку видел, что все остальные князья уже целовали ему крест. Ростислав возвратил племяннику Торческ и Белгород, а вместо Триполя дал Канев.

В 1168 году Ростислав умер. После его смерти оставался еще один сын Мстислава Владимировича — Владимир. Но этот князь был сыном мачехи Изяслава и, вероятно, моложе своего племянника летами. Мстислав изгнал его даже из Волыни: мог ли тот надеяться теперь на Киев? Взоры всех обратились на Мстислава, который два раза уже овладевал Киевом, два раза уступал его родному и старшему дяде, но, кроме последнего, не мог уступить никому другому. Несмотря, однако, на это, спорность прав Мстислава давали родичам его надежду, что Изяславич щедро наградит их за уступку ему старшинства, даст им все, чего они сами захотят. Князья Владимир Мстиславич и Владимир Андреевич, а также Ярослав Изяславич Луцкий и Ростиславичи целовали крест, что будут стоять заодно и возьмут у Мстислава волости по его воле. Но они сильно просчитались в своих надеждах: Мстислав не склонен был потакать никому. Получив приглашение ехать в Киев от братии Владимира Мстиславича, Рюрика и Давыда Ростиславичей, а также особое приглашение от киевлян и особое от черных клобуков, Мстислав выступил со своими полками и с галицкой помощью к Киеву, готовый начать в бой с каждым, кто покусится на его права. Услыхав о приближении племянника, Владимир Мстиславич бросился бежать в Вышгород, где затворился вместе с Ростиславичами. Мстислав между тем вошел в Киев, урядился с братьями, дружиною и киевлянами и в тот же день отправился осаждать Вышгород; после крепких схваток между осаждающими и осажденными князья начали переговоры и уладились наконец насчет волостей, после чего Мстислав вторично вошел в Киев и сел на престоле отца своего и своих предков.

Но положение Мстислава в Киеве не могло быть прочным, несмотря на горячую любовь к нему киевлян, — слишком сильная горечь осталась в сердцах всех князей, обманувшихся в своих ожиданиях. В 1168 году Мстислав собрал в Киеве двенадцать князей с их полками и отправился в поход на половцев. Половцы бежали, бросив своих жен и детей; князья русские погнались за ними налегке по рекам Углу и Снопороду, захватили вежи, у Черного леса настигли самих половцев, прижали к лесу, многих перебили, еще больше взяли в плен; все русские воины обогатились добычею, колодниками, женами и детьми, рабами, скотом, лошадьми. Всех христиан, захваченных половцами в плен, отпустили на свободу, причем из русских полков было только двое убито и один взят в плен. В 1169 году Мстислав снова собрал всю братию в Киев и предложил новый поход в степь. Но в пути между князьями начались распри, и поход не удался. Всеобщим нерасположением южных князей к
Мстиславу воспользовался Андрей Боголюбский, предъявивший свои права на старшинство и на Киев. Едва на юге узнали о приготовлениях Андрея, князья стали сговариваться друг с другом и утвердились крестным целованием против Мстислава, объявив старшим в своем роду Андрея Юрьевича. Боголюбский выслал сына своего Мстислава и воеводу Бориса Жидиславича с ростовцами, владимирцами и суздальскими полками. К этому ополчению присоединились еще десять князей.

Все князья — противники Мстислава — соединились в Вышгороде и отсюда пошли и обступили Киев. Мстислав затворился в городе и крепко бился за него. После трехдневной осады дружины осаждавших князей ворвались в город; тогда дружина Мстислава сказала своему князю: "Что стоишь? Поезжай из города; нам их не перемочь". Мстислав послушался и побежал к Василеву; отряд черных клобуков гнался за ним, стрелял взад, побрал в плен много дружины, но самому Мстиславу удалось соединиться с братом Ярославом и пробраться вместе с ним во Владимир Волынский.
В Киеве Андрей посадил своего брата Глеба. Мстислав, однако, вскоре оправился от неудачи и прежде всего выступил против Владимира Андреевича, который был союзником Боголюбского во время его похода на Киев. С братом Ярославом и галичанами Мстислав подступил к Дорогобужу, стал биться около города, но, несмотря на болезнь Владимира Андреевича, который не мог лично распоряжаться своим войском, не смог взять Дорогобуж. Мстислав должен был удовлетвориться опустошением других, менее крепких городов Владимировых и возвратился к себе домой. Глеб Киевский, несмотря на свои обещания, не пришел на помощь Владимиру и вскоре должен был сам отбиваться от Мстислава, который вместе со своим братом Ярославом, полками галицкими, туровскими и городненскими, а также с черными клобуками отправился к Триполю, оттуда к Киеву и беспрепятственно вошел в Киев, потому что Глеб был в это время в Переяславле. Урядившись с киевлянами, Мстислав пошел на Вышгород против Давыда Ростиславича и стал крепко биться с осажденными. Те не уступали, потому что у Давыда было много своей дружины, да и братья прислали ему помощь. Князь Глеб отправил также своего тысяцкого с отрядом; кроме того, на его стороне воевали "дикие" (то есть наемные) половцы и "свои" (то есть находившиеся на службе) берендеи, тогда как союзники Мстислава начали расходиться; первым ушел галицкий воевода Константин со своими полками. После ухода галичан Мстислав отступил к Киеву и стал перед Золотыми воротами, в огородах, а из Вышгорода выезжали половцы с берендеями и наносили большой урон его полкам. Видя, что союзники его расходятся, изнемогая от упорного боя и слыша, с другой стороны, что Глеб с половцами переправляется через Днепр, а к Давыду пришли еще вспомогательные отряды, Мстислав ушел на Волынь, выдержав по дороге перестрелку с половцами, которых Давыд послал за ним в погоню.

Вернуться еще раз в Киев Мстиславу было не суждено: в августе 1170 года он сильно разболелся и послал за братом Ярославом, чтоб урядиться с ним насчет детей своих; Ярослав поклялся, что не отнимет у них волости. После этого 19 августа 1170 года Мстислав умер. Тело его с великой честью погребли в храме Пресвятой Богородицы, который сам он построил во Владимире. Татищев пишет, что Мстислав был среднего роста, но широк плечами, лицом красен и очень крепок, что почти никто не мог натянуть его лука; что он имел кудрявые короткие волосы, любил правду, веселье и женщин, но в то же время мало спал, много читал, занимался судом с боярами и твердил детям, что честь князя состоит в правосудии и храбрости.

Конспекты по истории России  http://proza.ru/2020/07/17/522