Иван-чай

Вадим Светашов
                Иван – чай.

          Во входные двери то ли поскребли, то ли тихо постучали.Я был занят разгадыванием одной природной загадки, встретившейся мне вчера, и не сразу среагировал. Потом подумал:  «показалось!», и продолжал разглядывать определитель насекомых. Тихий стук повторился. «Кого принесло!» - раздражённо подумал и пошёл к двери. За ней с озабоченным видом стояли два соседских мальчишки-погодки, Санька и Колька.
         -- Дядя Вадим, мы к Вам…
         -- Вижу, что к нам, а не к кому-то – ворчливо выговорил я (никак не могу привыкнуть, что меня, шестнадцатилетнего парня, называют дядей, ведь Санька младше меня моложе меньше, чем на пять лет) – заходите!
         -- Нет, Вы выйдите на крыльцо.
         Я вышел, сел на ступеньки, мальчишки тут же расположились рядом.
         -- Ну, выкладывайте, с чем пришли.
         -- Понимаете, дядя Вадим, -- начал Санька -- у нас мама давно болеет какой-то своей болезнью и никак не может вылечиться. А вчера учительница ботаники ремокандила, нет рекама… ну, в общем предложила ей полечиться иван-чаем. (Мать ребят работает завучем в школе). Он, мол, как раз сейчас цветёт и только во время цветения может быть ей полезен. Вот с утра она и послала нас в лес за этой травой.
         -- Так в чём проблема? Неужели вы не знаете иван-чай?
         -- Знаем, конечно. Только мы не знаем, где его много растёт. Так мы ей  сказали, а она говорит, мол, сходите к соседу, он всё время по лесам шастает и много чего знает, и она видела, что Вы сегодня дома, потому, что на огороде за сараем с ранья доски зачем-то перебирали.
         -- Ишь ты, точно! Отец поручил мне выбрать доски для забора, вечером ремонтировать будем. Он с шести до двенадцати работает, потом после обеда поспит немножко. Работу я уже закончил, так что у нас есть времени часа четыре-пять. Так  быть свожу я вас в одно место. Метра три у вас тонкой верёвки найдётся?
         -- У нас моток шпагата есть! – ребята вскочили.
         -- Годится, несите! Да, и ножик не забудьте, а я сейчас переоденусь и сразу отправимся.
        До места мы добирались около часа. Знал я одну позапрошлогоднюю вырубку, на которой уже в прошлом году появился иван-чай. А уж в это лето его должно быть много. Чтобы не шагать молча, я спросил: -- Так какое же это растение – иван-чай?
        -- Я не знаю-ю-у-у… -- протянул младший Колька.
        -- А я дак знаю – уверенно заявил Санька. В прошлом годе я со старшими ребятами ходил смотреть деревянную вышку. Это по железной дороге в сторону станции Шурала. Мы на неё лазили до самого верха и оттуда сбрасывали одежду. Знаете, как здоровски сверху смотреть! Штаны или рубашку сбросищь, а они надуваются, как парашюты, и летят себе, куда ветер дует. Потом слезали и все вместе долго искали свою одежду. А у Сёмки кривого штаны улетели дальше всех и упали в лужу. Вот уж смешно было, как он раскорякой домой шёл. Правда под конец они высохли, потому, что жарко было.
         -- Так шёл бы в трусах!
         -- А комары?
         -- Я не понял, причём здесь иван-чай?
           -- А! Дак это, мы увидели несколько кустиков с цветами прямо на насыпи, и кто-то из ребят сказал, что это иван-чай.
         -- И какой он?
         -- Такой высокий, почти с меня, стебель толстый и твёрдый, а на макушке, как конус из розовых цветов.
           -- Что вы ещё об иван-чае знаете?
           -- Больше ничего не знаем – братья смущённо замотали головами. А Вы расскажите!
                -- Ладно, нам ещё долго шагать. Слушайте и запоминайте, в жизни всегда новые знания могут пригодиться… Только сразу оговорюсь, что я не так уж много о нём и знаю, особенно о его лекарственных свойствах. Так вот, у иван-чая есть другое, научное название – кипрей узколистный. Ты, Саша, обратил внимание, какие у него листья?
          -- Обратил. Листики и вправду узкие и длинные, и растут прямо на стебле, по одному, от самого корня и до верха, то есть до цветка. Да и цвет у них даже не зелёный, а какой-то сизоватый.
          -- Верно заметил. Листочки у него ещё и заострённые. Иван-чай вырастает даже повыше тебя, до полутора метров, иногда и выше. Растёт он только на открытых местах, поэтому в лесу его не встретишь. На вырубках, гарях, вдоль автомобильных и железных дорог. На вырубках он появляется уже на следующий год. Семена у кипрея мелкие, с пухом, наподобие тополиного и ветром разносятся на большие расстояния. Растение это однолетнее и растёт на одном месте до тех пор, пока подросшие деревья не начинают затенять его. Редко дольше семи- восьми лет, а потом исчезает, появляясь в других местах. Иван-чай хороший медонос, наверное самый главный в наших краях. Цветёт с начала июля и почти до сентября. Вон дядя Ваня Мухин с соседней улицы имеет пасеку и каждый год выезжает со своими ульями на такие вырубки или горельники, почти на всё лето. А как только кипрей исчезает, он переезжает на другое место.
          -- А нас-то зачем мамка отправила собирать его, не пчёл же кормить?
          -- Подождите, и об этом расскажу. Вы, наверное, каждое утро чай пьёте?
          -- Почти каждое, а иногда молоко.
          -- Вот так-то! Это сейчас пошёл в магазин и купил пачку чая. Хочешь индийского, а хочешь грузинского или цейлонского. Чай готовят из листьев чайного куста, который у нас не растёт. А что раньше люди пили, как вы думаете?
          -- Воду! – хихикнул Колька и получил подзатыльник от старшего брата.
          -- И не надо хихикать, конечно воду, причём лучше родниковую или колодезную. А из напитков предпочитали квас, взвар или травяные отвары. Некоторые в деревнях умели готовить чай из листьев и цветов кипрея. Может быть поэтому в народе и дали ему название – иван-чай. Моя бабушка Поля часто готовит такой чай. Раньше она сама ходила собирать, а сейчас меня каждое лето гоняет. Я приношу, а она связывает стебли в небольшие пучки и нодвешивает в тени под навесом. Правда, она говорит, что получается не настоящий чай, потому, что она варит сушёные листья и цветы. Чтобы получить настоящий чай их надо какое-то время квасить, потом мелко рубить сечкой в деревянном корытце или проворачивать на мясорубке, а затем сушить в тени. Я спрашивал её, какая от такого чая польза. Она ответила, что он помогает ей от желудочных болезней, ангины и бессонницы. Кашица из листьев будто быстро заживляет ожоги. Она говорила ещё про какие-то болезни, но я не запомнил.  А вот мы и подходим к своей цели! Видите впереди просвет? Это как раз та вырубка, о которой я говорил.
          Мы вышли на край вырубки и невольно ахнули. Перед нами колыхалось розовое море цветов. Я сказал, чтобы Санька срезал примерно полуметровые верхушки стеблей с цветами, а Колька складывал их в два пучка. Сам тоже вынул из кармана перочинный нож. Вскоре на земле выросли три солиднее кучки срезанных стеблей.
          --  А как же мы всё это донесём? – недоумённо спросил младший брат.
          --  А зачем мы взяли шпагат, как ты думаешь?
          --  Не знаю…
          --  Саша, отрежь от мотка три вот таких куска – я развёл руки. Он отрезал. --  Теперь смотрите!
                Я сложил куски шпагата вдвое, пропустил под пучком иван-чая, пропустил их свободные концы через место сгиба и затянул. Перекинул связанный пучок через плечо, а свободные концы намотал на руку.
          -- Понятно? – спросил братьев.
          -- Понятно!! -- хором ответили они и тут же проделали эти манипуляции.
          -- Очень удобно и совсем не тяжело! – заявил младший, и мы отправились в обратный путь.