587. Импрессионизм Перепечатка

Давид Таращанский
               

А если говорить серьезно, безумцы достойны сожаления: щедрая приро-да наделила некоторых из них изна-чальными дарованиями, которые мог-ли бы сформировать из них художни-ков. Но восхищаясь друг другом, в своём общем безумии члены этого кружка кичливой и шумной посредст-венности возвели в принцип отрица-ние всего того, что составляет искус-тво. Привязав связку старых кистей к палке от метлы, они превратили её в своё знамя. Прекрасно  сознавая, что полное отсутствие какого бы то ни было художественного образования навеки закрыло перед ними возмож-ность преодолеть глубокую пропасть, отделяющего потуги от подлинного произведения искусства, они упорст-вуют в своём неумении, равном их са-момнению, и каждый год перед от-крытием Салона выставляют свои на-писанные маслом и акварелью мер-зости, протестуя против великолеп-ной французской художественной школы, столь богатой славными име-нами. Эти бедные безумцы уподоб-ляются поэту, который служа у конди-тера, ловко рифмовал бы вирши для конфет, но не имея понятия ни о пра-вописании, ни о стиле, ни о мысли, ни об идее, вздумал бы объявить: ,,Вре-мя Ламартина миновало. Дорогу не-примеримому поэту!‘‘ Я знаком с не-которыми из этих несносных импрес-сионистов, это очаровательные моло-дые люди, глубоко убеждённые в своей правоте, воображающие всерьез, что нашли свой путь в искус-стве. Видеть их также грустно, как смотреть на помешанного, которого я наблюдал в Бизетре: в левой руке он держал как скрипку, совок для угля и, упираясь в него подбородком и водя по нему палочкой, которую считал смычком, уверял, что исполняет ,,Карнавал в Венеции‘‘, который будто бы с успехом играл в присутствии всех коронованных особ. Поставьте этого виртуоза у входа на выставку, и художественный фарс на улице Ле Пелетье будет завершён‘‘.
,,Обнаженная‘‘ Ренуара, на которую обратил внимание Вольф и в которой он не усмотрел ничего, кроме ,, нагро-мождения разлагающейся плоти‘‘, навлекла на художника и другие из-дёвки. В этой картине художник пы-тался передать трепет солнечных бликов на женском торсе, виднею-щемся среди зелени. Юное тело ис-пещрено пятнами теней и рефлексов.
,,У вашей модели была оспа‘‘,- объя-вил Ренуару некий критик указав на фиолетовые пятна на коже. ,,И чувст-вовалось,- рассказывал Ренуар,- что он говорит ,,оспа‘‘ чтобы остаться в рамках приличия и не сказать чего ни-будь похуже‘‘. Для глаз, привыкших к наготе академических ню, подобный этюд обнаженного тела именно в силу своей правдивости, непосредст-венности видения мог показаться не-правдоподобным. А между тем какой юностью наполнено это полотно! Свет кажется в нём таким же моло-дым, как эта свежая, словно бы толь-ко-только расцветшая плоть. Да и сам мир кажется созданным сию….

,,Ну и глазища же у вас, Жанна! Так и подмывает их выколоть!‘‘- сказал од-нажды Александр Дюма-сын молодой актрисе Жанне Самари, которую Ре-нуар встречал в салоне мадам Шар-
пантье и над портретом которой он сейчас работал. Жанна жила на ули-це Фрошо, неподалеку от мастерской Ренуара. Каждый день после полудня художник отправлялся к ней, и ар-тистка по два часа позировала ему.
,,Что за кожа!- восклицал Ренуар.- Право, она всё освещает вокруг… Настоящий солнечный луч‘‘. Ренуар с упоением передавал на холсте ша-ловливую улыбку актрисы, искрящую-ся голубизну её глаз, свежее, как цве-ток, лицо. Был ли художник влюблён в свою модель? Во всяком случае, модель, судя по всему, была влюбле-на в художника. ,,Но,- говорила Жан-на Самари,- Ренуар не создан для брака. Он сочетается со всеми жен-щинами, которых пишет, через при-косновении своей кисти‘‘.