Возня вокруг религий

Дориан Грей
Читаю я Снорри Стурлусона, того самого – скальда XIII века из Исландии, автора Младшей Эдды. Но я методично пытаюсь побороть другое монументальное его творение - «Круг земной». Это сборник саг – историй о конунгах, от полумифического праотца всех инглингов Одина до правления Магнуса V, до эпохи гражданских войн в Норвегии (конец XII века).
Большое место отведено в «Круге» насаждению христианства в северных странах – Норвегии, Дании, Швеции, Исландии, на островах англов и бриттов. В частности, особое внимание уделяет собиратель саг деяниям Олава Святого, почитаемого в общехристианской традиции, в том числе и в православии.
Олав принял крещение в Нормандии, быстро смекнул, что благое приобретение сие поможет ему в будущем связать разрозненный пучок из конунгов, ярлов, тигнарманов, лендрманов и прочих хёвдингов (вождей) в единый веник. Другими словами, христианство поможет ему превратить враждующие северные княжества в более-менее дружное единоподвластное государство.
По этому же пути, как мы помним, пошел и Владимир Красно Солнышко в Гардарике, в стране Венедов. И методы были схожие. И Олаву, и Владимиру приходилось бороться с древними могучими богами. Олав сносил капища-святилища Одина и Тора, Владимир при помощи лошадей выкорчевывал истуканов Перуна и Белобога, рубил их в щепы и спускал по реке.
Стурлусон наивно и просто описывает благое шествие христианства по северным землям. Приплыл Олав туда-то, собрал тинг и предложил всем принять крещение. Бонды отказались, стали оружием бряцать, грозились пустить ратную стрелу по округе, собрать ополчение. Но Олав, мило улыбаясь, мягко убеждал, что христианство принять-таки надо, потому что иначе он обрежет языки, вырвет ноздри, выколет глаза, переломает пальцы и только потом обрубит руки-ноги. А за спиной Олава так же мило улыбались сотни три бравых берсерков во всем вооружении. И ведь рвали и ломали, христианство – оно такое, требует радикальных разъяснений. И, посовещавшись, бонды добровольно принимали христианство и присягали на верность Олаву-конунгу.
Мы знаем две мировых универсальных религии: ислам и христианство. Иудаизм – религия национальная, замкнутая. Буддизм с его Малой и Большой колесницами – скорее, философская система, чем религия. Индуистский комплекс верований (ведизм, кришнаизм, джайнизм и прочие) – язычество и философия в одном флаконе. Так же как и японский синтоизм. Есть еще множество религиозных учений для «внутреннего» пользования. Их задача – обуздать, взять под контроль локальные человеческие группы. Глобальной поступью шагают по планете, подминая расы, нации, народы, страны, только эти две – ислам и христианство.
Продолжим петь славу здравому смыслу. Любой здравомыслящий человек понимает, что глобальная религия от локальной отличается, как сетевые супермаркеты от уютной частной кафешки, как конвейер отличается от кустарщины. Там – деньги, тут – душа. Поиск предназначения, смысла жизни, связей с Природой и попытки понять законы окружающего мира заканчиваются там, где религия локальная превращается в глобальную. Здесь начинается социальная инженерия, и религия перестает быть верой и становится инструментом управления массами.   
Есть замечательный проверенный безошибочный маркер, позволяющий убедиться в истинности принятой вами системы религиозных координат. Там, где речь о достижении гармонии, о комфорте бытия, о движении по течению в потоке мироздания – там вера. Где речь о конфликтах, о противостоянии, о твое-мое, о прав или не прав, о том, как молиться и столькими пальцами креститься, а главное, кому деньги платить, - вот там религия.
К вере относиться нужно трепетно, как к душистому бабушкиному пирожку, вера помогает нам жить в мире с миром. К религии относиться нужно зеркально, как и она к нам, – потребительски, как к стеллажу с колбасой в сетевом магазине. Пришел, взял, что нужно, пробил цену на кассе и отправился дальше. Но драться в супермаркетах у кассы – это очень плохой тон, хотя запретить никто н может. Особенно в курортный сезон, когда людей много, интересы у них разные, потому как сами они не местные…