Две стороны благодати спасения

Виктор Тарасенко
       Сегодня, дорогой читатель, рассудилось мне поговорить с тобой о двух сторонах благодати спасения, или даже о двух подходах в этом вопросе.
Читающий Новый Завет, да и труды различных богословов, особенно современных, несомненно встретит два – взаимоисключающих подхода к благодати спасения. Оба подхода, и их трактовка, как пишут авторы, находит своё подтверждение в трудах апостолов, и многим кажутся взаимоисключающими. Что я имею в виду?
    Отношение к благодати спасения. Можно ли эту благодать заслужить делами, или, напротив того, для приобретения этой благодати, не нужно никаких дел, а важна только вера.
      Вот так, я бы и попытался сегодня поставить этот вопрос перед вами, это так называемые «противоречия Иакова и Павла». Для ясности этого вопроса давайте прочитаем некоторые отрывки из трудов этих апостолов. Итак, что мы встречаем у Иакова?
«Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его?» - Иак.2:14
     Читаем о вопросе спасения у Павла: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» - Еф.2:8-9.
На первый взгляд, действительно выглядит как некое противоречие, и можно понять тех, кто жарко спорит: нужны ли дела в деле спасения, или нет?!
      Те, кто поддерживает в своём понимании точку зрения апостола Иакова очень сильно делают упор на делах веры и некоторые из них не допускают даже мысли о том, что спастись можно только одной лишь верою. И, напротив того, те, кто горячо поддерживает позицию апостола Павла, иногда договариваются до того, что для спасения не важны никакие дела, а только вера. Доводилось ли вам встречаться с одними или другими христианами этих убеждений? Мне, да, и скажу вам что, на мой взгляд они, часто горячо спорящие друг с другом, правы каждый по-своему. Что я имею в виду?
     Мне кажется, что Бог, больше нашего понимания благодати спасения, веры и дел, так как Сам является Источником всех этих категорий, и Он, в зависимости от желания апостола и определённых обстоятельств в Своей церкви, открывал и Иакову, и Павлу верные и истинные принципы учения о благодати спасения. Дело, мне кажется лишь в том, что они оба смотрели на это с разных сторон.
     Это, как две стороны одной медали: есть лицевая сторона, как правило более нарядная и информативная, и есть оборотная, на которой тоже размещена важная информация, которая не вошла на лицевую часть, но по которой иногда, даже спустя много времени определить по номеру награды того, кто её заслужил. А ещё, есть связующий элемент этих двух сторон – ободок медали, без которого медаль, как таковая не могла бы существовать.
     И здесь, на мой взгляд важно то, на что делает акцент Иаков или Павел.
     Как мне кажется для Павла и тех современных последователей, которые ставят «во главу угла» спасение – веру, лицевая часть именно вера – приобретающая благодать спасения не от дел, а от познания Бога и подвига Иисуса Христа. И с этим все, нормально мыслящие христиане, будут согласны, тем более потому, что есть пример спасения разбойника на кресте, которому Христос пообещал место в раю, непосредственно сразу после того обращения (Лук.23:38-43). Но, парадокс современных христиан, поддерживающих такую твёрдую позицию спасения по благодати, а не от дел, в том, что как правило, они не делают, или делают очень мало дел веры.
     Да вы и сами, думаю можете привести массу примеров. Ну, например, я часто слышу такие слова: «я верю в Бога, но в церковь не пойду.» Или: «я верю, и этого для меня достаточно, Бог всё знает, и нет никакой необходимости что-то делать: читать Библию, размышлять о Царствии Небесном, свидетельствовать, или иным образом участвовать в делах церкви».
     Таких, или схожих отговорок от дел веры масса, и к сожалению, этой, я бы назвал: «бездеятельной благодатью» бывают заражены не только прихожане исторических церквей, но и более современных - протестантских. Приверженцы такой точки зрения, приводящие аргументы апостола Павла спасения по благодати, к сожалению, совершенно забывают о том, что именно апостол Павел более всех апостолов потрудился для Господа, о чём он и пишет в одном из своих посланий.
      С другой стороны, часто те, кто «лицевой стороной медали благодати спасения» считают позицию апостола Иакова, договариваются до того, что, если человек не совершает дел во славу Бога, не может обрести спасения. И это конечно заблуждение, так как такие христиане дела веры оценивают лишь как произведенные физически. Ну, это как прийти в церковь, или на другое служение, участвовать в труде общины, ну и т. д... Кроме того, как правило у таких христиан, очень высокая планка требований к себе и к другим. Можно сказать, это труженики для Господа и церкви, для которых такое погружение в служение стало их сущностью, и которые искренне удивляются, когда не обнаруживают такого же состояния у других.
     Иногда, такие братья и сестры (не дай Бог служители) могут в достаточно резкой форме допустить высказывание по вопросу спасения того, или иного человека, на основе своих наблюдений того, что этот человек совершенно не проявляет, на их взгляд никаких дел веры, и они объявляют их неосновательными людьми, мертвыми без дел, беря за основу высказывание апостола Иакова.
    Так что же делать? Проблема часто в том, что и с одной и с другой стороны выступают вполне искренние и убеждённые в своей правоте христиане.
    Как я уже упомянул истина у обоих. Благодать спасения – это «ободок равнозначных и истинных сторон веры и дел».  И по большому счёту, не вера без дел, ни дела без веры Богу не угодны. В тот самый час, когда мы возносим одну из этих категорий, мы уменьшаем другую, и наоборот.
     Теперь, дорогой читатель вопрос к тебе: что для тебя важно: дела или вера? Может ты делаешь очень много различных, даже добрых дел. Возможно ты участвуешь в делах милосердия и волонтёрства, но не имеешь веры в спасающую благодать господа Иисуса Христа. Ты, увы, не спасёшься через все эти дела….
     А может ты сверх религиозен, чтишь отеческие предания и традиции, являешься воцерковлённым человеком и в сердце своём осуждаешь тех, кто не посещает церковь, храм, костел или дом молитвы, т.е. тех, кто, по твоему мнению не поклоняется Богу как должно, и тогда что? Не становишься ли ты на путь фарисея в храме?
     Вопросы, вопросы…
     Мне и самому на эти вопросы не всегда легко ответить.
     Но отвечать на них надо, прежде всего для самого себя, потому что благодать спасения Господа нашего Иисуса Христа даётся всем даром, вне зависимости от наших дел, ибо Свою любовь к нам Он доказал, когда мы были ещё грешниками – это, с одной стороны.
    А с другой стороны Его слова, что со времен Иоанна Крестителя, Царство Небесное усилием берётся, всякий употребляющий усилие восхищает его.
 Так может осознание своей греховности и покаяние (как у разбойника) и есть то самое главное дело веры? Но отменяет ли тогда покаяние другие добрые дела веры во славу Бога? Нет, и категорически нет!!! Разбойник не мог совершить никаких других дел веры, кроме личного исповедания Господа, а мы? Сколько у нас возможностей к добрым делам, которые мы не используем!?
     А апостол Павел так пишет: «И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Иисусу Христу. А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, у Него нет лицеприятия.» - Кол.3:23-25.
Бог, и только Бог будет судить каждого, и всем нам надлежит явиться пред судилище Христово. Там всё обнаружится и все наши дела, и вся наша вера, и ни то, ни другое без благодати Христовой и записи в книге жизни Его кровью не поможет нам.
    А пока у нас ещё есть время возрастать и в вере, и в добрых делах, чего я желаю себе и всем нам.
   Да благословит вас Господь!
   Аминь!!!

ТВГ, г. Барнаул, июль 2023 г.