Параллель

Сергей Кубышев
                Нина

  Куда её отправят дальше она ещё не знала. Но в любом случае не на курорт. Молодая, а вернее совсем ещё юная 16-летняя девчонка ждала своей участи. И вот ответ. В Вятлаг. Пока туда. Позже может и в АЛЖИР. Это новоявленный Акмолинский Лагерь Жён Изменников Родины. Нет. Она ещё не жена и даже не чья-то невеста. Она по сути ещё ребёнок. Юная невинная 16-летняя девчонка из простой русской семьи, которой не повезло. Не повезло её родителям. Красивым интеллигентным людям. Матери учительнице и отцу инженеру. Не повезло и ей. Дочь врагов народа! И это не шутки. Да к тому же и оказавшейся на оккупированной немцами территории. Не эвакуировалась вместе с другими, не успела, а может и не стала. Но не в этом дело. Сейчас она просто - дочь врагов народа и пособник фашистов. И куда такую? Только в лагерь. Исправительный лагерь. Там её исправят. Обязательно исправят. Ведь её мать успела поработать прачкой у новых хозяев жизни, а её супруг уже несколько месяцев исправлялся в лагерях главного управления лагерей. "Диверсию какую-то готовил " - так сухо заявляли в местном отделе чека. Диверсант, антисоветчик, враг народа. Всё. Разговор окончен. Тем более идёт война и никто не будет рассусоливать с подобным...

- Привет Палыч. Принимай новую партию шалав. Из политических. Фашисткие подстилки. Вот они. Ведут.

  Палыч оглядел новую партию политических и намётанным взглядом приметил, кого надо в первую очередь исправить. Лагерь то исправительный, надо исправлять. Исправители тут были разные. Были и из числа работников лагеря, были и из числа осуждённых, в основном из уголовников. Исправляться приходилось каждый день. Тяжёлая мужская работа на жаре, в лесу. Не менее лёгкая и в лагерных помещениях. Всякой работы хватало, врагам народа и их семействам. Не надо антисоветчиной заниматься, родине изменять. И что, что тебе только 16 лет? Не маленькая уже, понимать должна чем занимались твои родители, вражины народные. И естественно должна теперь исправляться...

- Проходи сюда. Сделаешь вон ту работу. А потом подождёшь меня. Надо отчитаться о работе. Матёрый уголовник Палыч выдал очередное распоряжение своему контингенту подназорных и ушёл к себе, чайку попить, приготовиться к отчёту.

  Наверно Солнце останавливается и небо гаснет, или просто жизнь обрывается навсегда. Но она не остановилась, не оборвалась. Она продолжалась...

  Продолжалась в тот вечер когда урка-вертухай пришёл проверить Нинину работу. Продолжилась может ещё и потому, что где-то там ещё живы мама и папа юной невинной девушки. И она нужна им. Та юная девушка Нина, дочь врагов народа... Нужны и родители самой юной Нине. Может краешком души она думала об этом, но... Солнце остановилось, небо погасло, Нина подверглась исправлению. Когда она выйдет замуж - неизвестно, но сегодня небо остановилось и кажется - навсегда...





                Катя

  Уже неделя прошла как фашисткий сапог ступил на землю советской Беларуси, на беларусскую землю. Не все успели эвакуироваться, да и тяжело покидать свои дома, свои родные земли. Много людей осталось на своей родной земле. Осталась и Катя. Совсем ещё юная девчонка из маленького древнего белорусского городка. В свои неполные 15 лет она не по дням становилась взрослее. Ещё вчера её маму и двух тёток угнали в Германию, на работы. Осталась бабушка и куча ребятишек, её младших сестрёнок и братиков. И теперь она за них в ответе. Неизвестно когда Катя решила попасть в партизанский отряд, но она туда попала. И это крайне непреемлемо при новом порядке. Запрещено, преступно. Пройдёт несколько лет и её мать вернётся в родной городок. Будет искать Катю, но здесь её уже не будет. Где же она, та юная белорусская девчушка? Где живёт и что делает?

  Никто из горожан не знал биографию нового комменданта Отто Штрайффера. Не знали что его дед родом из этих мест, из белорусского полесья. И вот он, новый коммендант городка Смоляны. Прошлого упыря-комменданта убили партизаны. И вот новый коммендант решил уничтожить местное бандитское гнездо. Партизаны и их агентура в городе должны быть полностью уничтожены.

- Катя. Будь аккуратней. Пошли облавы по активистам. Полицаи лютуют.
- Спасибо Максим. Я уже знаю. Сейчас пробегусь по нашим, надо пароли сменить.
  Катя успела пробежаться по своим соратникам. Но она не успеет вернуться домой. И уже скоро она будет сидеть в кабинете того нового комменданта. Ему лично хотелось допросить отвергателей нового режима. Уже на следущий день Катя увидит и своих соратников. Они почти все были здесь, в коммендатуре. Кто-то сильно избитый, кто-то даже седой. Лишь двоим удалось уйти в леса. Но и за ними продолжалась охота.

  В далёком немецком городке продолжала свои тяжёлые крестьянские работы мама Кати и две её тётки. На пороге осень, уборка урожая и работы было ещё больше. Красиво в предгорьях немецких Альп, но Надежде, маме Кати было не до красоты. Тяжёлый крестьянский труд и постоянные мысли о своих детках. Как они там, в родном городке? Что с ними, как они живут?

  Надеждины детки остались на попечении её свекрови, старенькой бабушки. Нелегко ей придётся управляться с такой оравой, но она справится и соседи помогут. Катя уже не сможет помочь. И не сможет их больше увидеть. И её три сестрёнки и два братика не смогут увидеть свою старшую сестру. Её и горожане больше не увидят. Её и несколько таких же юных советских школьников уже завтра отправят в вечный мир. Но не сразу, быстро, автоматной очередью. Их ждёт мучительная смерть. Они же бандиты, пособники партизанов и их надо проучить, чтобы другим неповадно было. Растерзанные тела юных девушек и парней свалили в заранее вырытую яму и облили бензином. Кто-то ещё был жив, но бензин горит быстро и беспощадно...

- Что с тобой, Надежда? Отдохни малость, я сама закончу работу - обратилась к своей сестре Ольга.
Но Надежда ничего не ответила. Острая боль пронзила её сердце и она как подкошенная пала на землю. Она поняла, что где-то там, в родной стороне случилась страшная беда. Хуже чем беда, хуже чем горе. И уже Солнце перестало светить и голос сестры практически не слышен. Что это за беда, как её остановить и как теперь жить...?





                Владимир

  Смышлённым рос Владимир, мальчишка из Владимирской области. В большой семье он рос, работящей и хозяйственной. Его родители также как их предки вели крестьянское хозяйство. Имели много десятин земли, скот и работали практически с утра до вечера. Тяжёл крестьянский труд, трудоёмок, но сколько результатов он приносит потом. И своё молоко и творог и сметана и сыр. Своё мясо, яйца. Свой хлеб. И даже своё тканное сукно. И многие в селе ценили это качественное сукно. Знали что семья Добротновых умеет производить нужные и добротные вещи. Много чего полезного и нужного может произвести крестьянин, земледелец. Но не всегда у него получается  свободно поработать. В годы продразверстки нелегко пришлось и их семье. Но дед с бабушкой смогли более менее сохранить своё немалое хозяйство. Годы нэпа заканчивались. Наступало новое время, время коллективных хозяйств. И кто-то будет лишним в этом прогрессивном процессе мироздания. Не обошёл "прогресс" и семью Добротновых. И уже скоро юный Владимир узнал, прочувствовал прелести этого прогресса. Их семью раскулачили. Его родители, старенькие дед с бабушкой и его братья с сёстрами отправились в путешествие. В неуютных теплушках поехали осваивать просторы Восточной Сибири. Далеко это от дома, но ничего не поделаешь. Они кулаки и мешают рождению прогрессивных коллективных хозяйств, колхозов. И ведь ещё могут какие агрессивные действия совершить. Сообщалось уже о таких случаях. Тяжело и страшно было в дальней дороге и удобств было минимум, как и минимум вещей которые им разрешили взять с собой. Но ещё тяжелее будет на новом месте. Сейчас семье Добротновых повезло. Все живые и без существенных болезней добрались до холодной Сибири. Но не везло уже здесь. Двое братиков и сестрёнка не выдержали скудных условий новой родины и малолетними крохами закончили свой жизненный путь. Следом и отца отправили в лагерь за подготовку диверсионных действий против местного колхоза. На плечи матери легла вся тяжесть заботы о детях. Троих ребятишек надо было поднимать. Она ждала возвращения мужа, кормильца, но он не вернётся. Умрёт на руднике. Не дождутся возвращения сына и дед с бабушкой. Навсегда останутся лежать в холодной сибирской земле. Через четыре года ещё раз сократиться состав этой большой крестьянской семьи... И однажды 17-летний Владимир с младшим братом Станиславом останутся одни. Станислав попадёт в детский дом, а Владимир сможет начать самостоятельную жизнь. После курса трактористов пойдёт работать в колхоз. Нелегко одному в этой жизни, но здесь ему повезёт.

  Однажды он встретит обоятельную девушку, бывшую разведчицу Ольгу. И вдвоём им будет легче. Вскоре и брата Станислава заберут к себе. Жизнь станет налаживаться...





                Ольга

  Что такое подвиг? Кто может ответить на этот, казалось бы несложный вопрос? Но кто-то об этом не задумывается, особенно когда твою родную землю топчет сапог проклятого фашиста. И есть много людей, которым это сильно не нравится. Среди таких людей была и Ольга. 19-летняя девушка, отличница курсов радистов и школы разведчиц. Она попала в эту школу ещё до ареста её отца. Начальника производства, готовившего диверсию для родного советского государства. И как это повлияет на всю семью? Что решат его дети? Будет ли и дальше учиться в такой школе дочь врага народа? Но на дворе война, надо продолжать учёбу в школе разведчиц. И Оля её продолжала.

- Оля. Завтра и послезавтра надо выполнить два задания. Проведи подготовительные работы и приступай. Задание провалить нельзя. Даже умереть нельзя. Результат должен быть через три дня и ни днём позже.

  И Оля выполнила эти два задания. На втором задании пришлось немного потерпеть. Полчаса простоять в ледяной воде, но она справилась. И справится ещё много раз. И не одну награду получит от родины.

  Закончилась проклятая война. Оля вернётся домой, а дома только её очень рано поседевшая мать и малолетний брат. Он малолетний, но уже взрослый. Немало в жизни повидал. Пришлось увидеть и политических ссыльных. В соседней деревушке как-раз были такие. И вот однажды он решился встретиться с кем-нибудь из них. Вдруг кто про папу расскажет. Ведь его не было дома уже несколько лет. Вдруг вон тот молодой парень расскажет. И улучив минутку десятилетний пацан смог пробраться к охраняемому работнику. И он конечно не знал где папа мальчика, не видел его никогда. Но мальчика он запомнил. Запомнил что у него есть старшая сестра. На войне она сейчас. Фрицев бьет. Нескоро встретятся эти  два человека, но они встретятся. Та девушка, что на войне и этот парень, незнающий где папа мальчугана. Однажды парню Владимиру ослабят режим и он за долгие годы увидит город. Вернее маленький сибирский городок. И там он увидит её. Красивую стройную молодую женщину. Увидит грусть в ее глазах. Попробует узнать, почему она так грустит.

- Я много раз видел как вы заходите в этот дом. Вы здесь живёте?- начал свой разговор Владимир.
С неожиданных слов началась дружба, а затем и любовь этих двух молодых людей. Ольга ответила на этот вопрос. Ответила и на другие. И уже вскоре эти двое влюблённых решат расписаться. Но он сын врага народа, а она героиня-разведчица. Как она на это согласилась? И Владимир узнал почему. Её отца тоже нет рядом с семьёй. И жив ли он, никто не знает. О том когда и как их отцы умерли ребята узнают через много лет. Ближе к концу правления советской страны. Но ещё позже об этом узнает и внучка Ольги.





                Внучка

- Бабушка. Расскажи пожалуйста про свою жизнь. Как ты жила до войны с Германией? Мама ничего не рассказывала. Говорит: ничего толком не знаю.

  Молодая 19-летняя внучка Ольги снова и снова пыталась разузнать побольше о далёком прошлом своей любимой бабушки. Но бабушка опять играла в молчанку. Снова рассказывала про нелёгкие годы войны. Про то как нелегко было и после войны. Страна была полуразрушена, разбита. Надо было поднимать её из руин. И бабушка рассказывала о том времени. Но о том что было до войны внучка не знала. Она ничего толком не знала и про своих прадедов. Не знала кем был её прадедушка. Знала только что он работал учителем, затем на заводе, но рано умер от болезней. Знала что и другой прадед по бабушкиной линии рано умер и был простым крестьянином. Видать нелёгок был его труд, раз так рано ушёл в мир иной. Полина понимала, чувствовала что она знает не всю правду и однажды уговорила своего двоюродного деда поделиться воспоминаниями. И он рассказал ей многое. Полина не стала корить свою родную бабулю за недосказ, а просто стала с ней беседовать.

- Бабуль. Давай обратимся в местную администрацию чтобы поставили памятник жертвам политических репрессий. Как думаешь, пойдут нам на встречу?
- Не знаю, внученька, не знаю - задумчиво отвечала бабушка Оля. Может и прислушаются к нам.

  Ольга понимала и видела обстановку в стране. Помнила что происходило раньше, лет 80 назад. Помнила что народ в основном молчал. Неразговорчив он и сейчас. Нет, совсем он не молчит. Он ежегодно отмечает наверно самый главный праздник для страны, Победу над фашисткой Германией, а вернее над той античеловеческой системой, построенной нацистами. Отмечает этот праздник и внучка Полина. Ежегодно ходит вместе с бабушкой в парк Победы. Вместе с нею возлагает живые цветы к памятнику не вернувшимся с той ужасной войны. Но сегодня внучка хочет побыть на могиле её прадедов. Но она не знает где та, их братская могила, где их предали земле. Не знает об этом и бабушка Оля. Один раз она обращалась к компетентным службам с просьбой рассказать о месте захороний, но ей ничего толком не ответили. Ответ был сухим - общее захоронение на территории лагерей. А это и Дальний Восток и ледяная тундра, и ещё наверно где. Где их могилы, никто наверно не знает. Да и тех лагерей давно уже нет. Там или заросли молодого леса или пустыри. Но внучка не унималась. И всё-таки  решилась сходить в местную администрацию.

- Здравствуйте, Виктор Анатольевич. У меня к вам личное дело. Касается не только моей семьи но и многих репрессированных в советское время. Я прошу городское начальство поставить в нашем городе обелиск жертвам политических репрессий с памятной доской. На ней указать всех репрессированных из этого города и пяти соседних. Указать кто погиб, кто выжил и кто живёт и сейчас. Думаю это хорошее и патриотическое дело. Жду вашего ответа. Верю что ответ будет положительным. Я и моя бабушка будем рады такому ответу.
- Спасибо что обратились, девушка. Руководству города надо посоветоваться и позже мы вам сообщим наш ответ. Спасибо что обратились. Позвоните через пять дней.

  Полина была довольна что мэр города её выслушал, пообещал ответить на скромную просьбу. Полина ждала ответа. Через несколько дней она позвонит в администрацию, но видимо было ещё рано. И через десять дней было рано. И через три недели внятного ответа не последовало. А когда она наконец-то смогла добиться ответа, то ей прямо сказали: ваша просьба рассмотрена и администрация города пока не в состоянии поставить такой памятник . Сейчас непросто с дополнительным финансированием. Может где-то через год будет положительный результат.

- Бабушка. Похоже они меня отфутболили. Прошел месяц, а толку ноль. Отвечают что лишних денег нет. Подождите год.
- Я знала что будет такой ответ, внученька. Но ты - молодец, не сдавайся. Я верю что у тебя всё получится. Думаю с дедушкой Станиславом тебе будет легче достигнуть своей доброй цели. Я с удовольствием помогла бы твоему рвению, родная, но болячки мучают. Зачем такая беготня старенькой бабуле, и вас буду притормаживать.

  Ольга не хотела вновь испытать такие неприятные потрясения какие испытывала в те далекие годы. А вернее - понимала, что может и сердце подвести. А ей не хотелось огорчать любимую внученьку. Помрёт ещё на почве переживаний, и толку не будет. И внучке не поможет и сама успокоится, с миром. Вот и посоветовала помощь дедушки Станислава. Он конечно же не откажется. Да и вдвоём сподручнее. И вот Полина, с братом её деда Володи в очередной раз отирают пороги больших домов. В очередной раз пробуют добиться постройки небольшого простенького памятника жертвам репрессий. Но денег опять нет. И неизвестно когда будут...

- Бабушка. Почему так? Что происходит? Почему мы и весь мир осудил преступление фашизма, а здесь почти тишина? Почему власти не желают ставить памятники репрессированым и жертвам гулага? Что здесь не так? Может люди что-то не понимают?
- Нелегко так просто на это ответить, внученька. Да и может сейчас и не время. Но я уверенна, что то время придёт. Обязательно придёт. Иначе то зло может повториться и уже вряд ли когда остановится. Молодец внученька, что переживаешь об этом. У тебя живое сердце. Я горжусь тобою.

  Неизвестно когда произойдёт то, о чём говорила бабушка Оля. Но оно обязательно произойдёт. Ведь у неё есть такая внучка. У других бабушек есть внучки с живыми сердцами. И много неравнодушных людей живут на этом свете. Придёт время и добро с правдой обязательно восторжествуют.

май 2021 года.