Хапнуть

Усков Сергей
Как-то в ходе рабочей смены в один из перерывов на отдых мы с приятелем балакали о том о сем, легко и задушевно. Однако мой собеседник на исходе пятиминутки на отвлечение от работы хлопнул себя по лбу: «Хотел поделиться с тобой о местной особенности, заключенной в слове «хапнуть», но труба зовет за штурвал» – «Попробуй кратко» – «Хорошо. Долгое время «хапнуть», которое широко здесь на Среднем Урале в обиходе, для меня имело негативный оттенок. Оно поначалу обозначало то же самое, что подразумевается под «стыбзить». Несколько событий изменили мое представление. Представь…»

К сожалению, завершить разговор не удалось. Производственный ритм не позволял расслабиться надолго. Вскоре я пошел в очередной отпуск. И разговор наш остался незавершенным. Наступил месяц май. В нашем горнозаводском краю это месяц с крайне неустойчивой погодой. Улететь на юга не получилось, поскольку совершенно неожиданно оказался единственным и полноправным попечителем садового участка в семь соток. Судьба подкинула еще одно испытание. Мне была уготована бездна полевых работ, как-то: вскопать, удобрить, посадить семена овощей, упорно поливать. А как все взойдет, тщательно прополоть, снова поливать, подкармливать, прореживать, прищипывать… Вредный червячок внутри меня нашептывал ничего не делать, засеять травой и купить газонокосилку. В самом выборе варианта приложения сил заключался некий важный смысл.

Садовый участок остался от родителей. В окультуривание исходной каменистой земли вложено немало сил и средств. Бросить участок посчитал за предательство. Внушил себе, что мне за какие-то грехи, равно оплошности, взвалено бремя исправительно-трудовых работ в собственном саду-огороде.  Чтобы самооценка не упала ниже плинтусу, чтобы не опечалить души предков, я должен суметь ухаживать за садом как за девицей красной. А реальная моя девица красная, дорогой мой человек, переместилась аж на Камчатку по обстоятельствам непреодолимой силы. Мы общались по мессенджеру. Сколько продлится разлука ведомо только Богу.

Я запасся семенами, рассмотрел их. Почти все с маковое зернышко. Пальцем не взять. Терзал вопрос: неужели из крохотули-соринки вырастет полноценное растение и даст плод? Прочитал рекомендации на конвертике с семенами. Не мудрствуя сделал как написано. Треть участка засадил картошкой, вторую треть разбил на грядки, куда легли семена моркови, свеклы, брюквы, различные виды салата (кучерявый….) В одну теплицу посадил огурцы, во вторую – рассаду помидор, в парник – кабачки.
Неожиданно погода установилась сухая и солнечная. В небе ни облачка. Ни дождинки. Температура днем поднималась до 30 градусов по Цельсию, ночью жара спадала до 15-20 градусов. И так неделю, другую. Средний Урал оказался в климатической зоне средиземноморья или среднеазиатской пустыни. По два раза в день ездил поливать. Земля впитывала влагу, я впитывал небесный жар. После сумеречной зимы обилие солнца было подлинным счастьем. Не припомню, чтобы весь май облака и тучи лишь изредка приплывали в нашу долину на горных отрогах. Да и то ходили по линии горизонта, не смея двинуть ввысь.

Тем не менее, иссушающая жара не притянула за собой засуху. Природа каким-то образом восполняла недостаток воды: дерева и травы зеленели и расцветали. Пели птички и жужжали пчелы. Я же резко собрался с мыслями, чувствами, силами. Ложился в одинокою постель, составляя план на грядущий день и оценивая, что сумел сделать в прожитый день. Утром вскакивал воодушевленный предстоящими делами. Со смартфона отправлял короткие откровения далекой любимой. Быстро завтракал, в чеплажки (в контейнеры для СВЧ-печи) собирал обед и ужин. Упаковывал походную сумку. Садился в автомобиль. После 10-15 минут энергичного движения въезжал в садово-огородное товарищество. Приветливые соседи слева и справа с интересом поглядывали на мою несуетливую слаженную работу. Я не ждал ни от кого ни похвал, ни поддержки, ни помощи. Сам смогу, сам разберусь, сам съем весь урожай за долгую зиму. А земля оценит, всё ли сделал правильно и своевременно. Оценит дружными всходами нежных зеленых росточков, бурным ростом и добрым урожаем.

И так три недели подряд. Каждый день становился кирпичиком моей новой сущности. На исходе моего весеннего отпуска я приехал в сад взглянуть как бы со стороны. И что же, тихая радость очаровала немыслимой благодатью. Такую испытываешь лишь в Храме, да и то не всегда, поскольку душа замусорена суетными городскими делами. А тут пройдена натуральная чистка на чистом воздухе в исконной работе.
На всех грядках дружная поросль: кучерявится морковка, выбрасывает стрелы лук, лохматится салат, пушится укроп, тянется шпинат. В теплицах зацветают томаты и цепляются за привязь огуречные растения. На кустарниках жимолости уже темнеют плоды. Лепота!
 
 В первых числах июня вышел на работу. И резко занепогодило. Зарядил мелкий дождь, температура снизилась до 10 градусов. Зябкий северный ветер возвратил нас в апрель. И сразу вспомнился наш разговор с добрым приятелем о том, что же означает слово «хапнуть». Теперь я мог сам ответить. Ведь я сумел хапнуть первоклассное солнечное тепло, хапнул чистой радости от хорошо сделанной работы. И более того, моя далекая любимая с Камчатки сообщила, что едет ко мне в отпуск. А может быть и навсегда. Так значит «хапнуть» – это суметь сделать именно как дОлжно, своевременно и правильно, удало и сметливо. Ну, или около того. И, что важно, по совести и с Божьим благословением!