Болезнь

Зоя Воронина
Воронина Зоя.


                Болезнь.
Весна в тот год выдалась ранняя. Снег сошёл ещё в марте. А в конце апреля я уже вскопала грядки и посадила лук. Можно было не торопиться с посадкой, но я заметила, чем раньше лук воткнёшь в землю, тем для него лучше. Луковой мухи меньше заводится тогда. В субботу, двадцать пятого апреля, рано по утру затеяла стирку. Погода в этот день была отличная. На небе ни облачка. Ветерок тихий, ласково гладил по щеке, что редко случается в нашем краю. Чистое бельё развешала на улице. Под ясным и тёплым солнцем оно быстро высохнет. Пока бельё сохнет, решила навести порядок в доме, протереть везде пыль и помыть пол. После обеда пошла собирать сухое бельё. Ни чего не предвещало плохого. Всё, как всегда. Собрав бельё, поднялась по крылечку и вошла в дом. Тут я почувствовала неприятную и резкую боль в затылке, но не предала этому значения. Я успела пройти в зал, подойти к дивану и скинуть собранное бельё. Тут меня замутило, в глазах потемнело и я не помню, как оказалась на полу. Муж что-то говорил мне, но смысл его слов я не улавливала. И тут навалилась темнота. Что было дальше, смутно помню. Как тряслись на какой-то машине, как на каталке везли по коридору, а куда, не знаю. Сознание моё внезапно вдруг, на минуту проясниться, а потом вновь наступает темнота. Окончательно пришла в себя уже в палате. Открыла глаза. Осмотрелась. Лежу на кровати, а рядом стоит мой младший сын и на стуле сидит мой муж.
-Где это я? - поинтересовалась. Но мой голос так прозвучал тихо, что я сама его еле узнала.
-В больнице. - сказал сын.
-Извините, но мне сегодня стало что-то плохо. Что со мной, не знаете?
-Тебя плохо стало три дня тому назад. Ты все эти дни лежала без сознания. У тебя инсульт. - подал голос муж.
-И что теперь?
-Лечиться надо. Ты не переживай. Всё в порядке будет. - заверил меня мой сын.
-А вы как здесь оказались? Со мной приехали?
-Нет. Ты уже здесь трое суток находишься. Мы тебе лекарство привезли. Его мы отдали медсестре и к тебе зашли. А ты в это время и очнулась.
-Как дома?
-Не переживай, всё в порядке. Ты поправляйся тут, а мы домой пойдём.
И они ушли. Что такое инсульт я знала. Лежу и думаю: - с чего ради он у меня? Ну, хорошо, что не инфаркт. Хотя хрен редьки не слаще? Потихоньку стала осматривать палату. Оказалась она довольно большая. Насчитала десять кроватей. Все они были заняты, кроме одной, что находилась рядом со мной. Пациенты палаты все тихо лежали на своих местах. Ни кто из них не вставал, не выходил в коридор или бродил по палате, не вёл разговоров, как обычно бывает. Из этой большой палаты было два входа, две двери. Один вход или выход вёл в общий коридор, другой — в соседнюю небольшую комнату, в которой находился медперсонал. Дверь в ту комнату была нараспашку и хорошо просматривалось, что там происходило. Вплотную к двери стоял стол, а около него находилась медсестра, которая что-то выполняла. По моему, она готовилась к раздаче лекарств для больных. Комната, в которой находилась медсестра была узкой и маленькой. Против двери нашей палаты из этой медсестринской комнаты вела ещё дверь. Она тоже была открыта настежь. И я увидела, что там такая же палата, как у нас, только в ней лежали мужчины. Что это так, я узнала по голосам, доносившихся из той палаты. Они тоже находились на кроватях, но только не молчали, а тихо вели беседу между собой. Двери были распахнуты потому, что медичка стала разносить всем лекарство, а за одно, ставить уколы. Когда лекарство носить перестала, двери в обе комнаты закрылись. Спустя немного времени в палату нашу въехала тележка. Нам привезли обед. На стул, что стоял рядом с моей кроватью, мне поставили мой обед. Я хотела подняться и сесть, но медработник меня остановила:
-Лежи, лежи! Вам не положено вставать. - сказала она предупредительно. По чему не разрешали нам вставать, было интересно, но пояснить толком ни кто не мог или не хотел. И теперь я поняла, почему больные все лежали и ни кто не пытался встать.
Есть мне не особо и хотелось. Но понимала, что надо подкрепиться немного. Надо как-то приходить в норму. Повернулась на бок. Хотела взять в руку ложку, но у меня ни чего не получилось. Руки будто были не мои, не слушались меня, ложка в них не держалась и падала даже пустая. И тут я подумала: - что такое? Почему они меня не слушают? Неужели это навсегда так и останется? От такой мысли у меня запершило в горле. Обидно было до слёз. Но тут подошла санитарка и стала кормить меня, как маленькую.
-Ни чего, девонька, - приговаривала она, - не переживай! Всё образуется. Не стесняйся. У нас все такие.
Она покормила меня и перешла к другой больной. Но некоторые, я заметила, ели сами, не вставая. Только одна из женщин лежала тихо, не подавая признаков жизни. Санитарка подошла к ней, потрогала её за руку и тихо сказала:
-Отмучилась, бедная…
Мне как-то стало не по себе. Удивительно, но больные ни как на это не прореагировали, по-моему, даже не обратили внимания. Как будто так и надо было. Когда все поели и санитарка собрала всю грязную посуду, в палату ввезли каталку. Умершую переложили на каталку и увезли. С кровати, на которой она лежала, убрали всё и тоже куда-то увезли. Наверное, на санобработку. Кровать осталась совсем голой. Она в таком положении находилась не долго. Вскоре санитарка принесла всё свежее и осиротевшая кровать приняла нормальный вид.
После сончаса в палате наступило оживление. Стали приходить посетители к больным. Они тихо переговаривались между собой. Посидев у кровати своего родственника, они уходили домой. Одна только посетительница задержалась надолго. Она пришла к своей матери, которая лежала на кровати, что стояла у самой двери, намного позже.
-Мама, как ты себя чувствуешь? - поинтересовалась женщина, как вошла в палату.
-Всё нормально, не переживай. - отвечала её мама слабым голосом.
-Тебя кормили?
-Конечно.
-Я не знаю, что у вас на обед было, но я тебе принесла куриный бульон. Он полезен в твоём состоянии. Давай я тебя покормлю. - и она стала кормить мать. Та ела нехотя. Но дочка насильно пихала ей ложку за ложкой в рот.
-Достаточно, достаточно. - мать оттолкнула поднесённую ложку. Я уже наелась.
-А курочку станешь?
-Не хочу. Оставь на потом.
-Ну хорошо. Я тебе тут ещё носки шерстяные принесла. Давай надену их на тебя.
-Да мне не холодно.
-Не сомневаюсь. Но в носках теплее будет.
И заботливая дочь откинула нижний край одеяла и стала одевать на ноги матери тёплые носки. Краем глаза я заметила, что больная лежала в кровати совсем голая. Одно только одеяло прикрывало её наготу. Я посмотрела под своё одеяло и обнаружила, что и я тоже лежу в таком же состоянии. «Интересно, почему? - подумала я. - Наверное, ночную сорочку не одели потому, что бы больные не вздумали вставать и бродить по палате. В голом виде ходить при людях не станешь.»
 Дочка её находилась в палате до ужина. На этот раз всем привезли манную кашу и чай. Дочка опять покормила свою мать кашей и направилась к выходу.
-Ты, мама, не скучай тут без меня. Я к тебе завтра утром зайду. У меня вторая смена. - Сказала она на прощание и с этими словами ушла. В палате снова наступила тишина. Только медсестра или санитарка нарушали её. Они каждый раз заходили в палату и задавали один и тот же вопрос:
-Всё в порядке? Может, кому судно подать?
Перед тем, как отправить больных спать, померили всем температуру и поставили уколы. А потом медсестра пожелала всем спокойной ночи, выключила свет в палате и ушла в соседнюю комнату. Ночь прошла тихо. Только часов в пять меня разбудила какая-то возня в палате. Время я узнала со слов медички, которая сообщала кому-то об этом. Я открыла глаза и заметила, что ту женщину, что лежала у самой двери и к которой приходила дочка, грузят на каталку.
«Что такое? Неужели она умерла? Вечером же было всё нормально с ней.» - подумала я. С её кровати всё убрали и увезли. К подъёму кровать приняла прежний вид. Как обычно в больнице бывает, нас разбудила медсестра. Хотя я уже не спала. Не могла заснуть с того момента, как увозили соседку по палате в даль неизвестную. Медицинская сестра бесцеремонно включила свет.
-Подъём! - произнесла она негромко и стала раздавать градусники. А следом начались ежедневные процедуры. Когда с этим всё закончили, в палате появилась миловидная, прехорошенькая девушка в белом халате.
-Доброе утро! - сказала эта хорошенькая девушка. - Меня зовут Мария Петровна. Я стану у вас вести физическую подготовку, помогу вам восстановиться после болезни. И так, руки вытащили из-под одеяла…
И она стала с нами заниматься. Девушка добросовестно с нами занималась. Только не все могли выполнить её упражнения. Кто не хотел, а кто и хотел, но не мог сделать то или иное упражнение. В моём теле была такая слабость, что не только выполнять какое-то упражнение, двигаться совсем не хотелось. Но мне так скорей хотелось сбежать отсюда, что я заставила себя делать то, что просила Мария Петровна.
После обхода, а затем и завтрака, стали приходить в палату посетители к больным. Пришла и дочка к той женщины, что умерла прошедшей ночью. Она посмотрела на пустую кровать, в которой лежала её мать и подошла к моей. Я лежала ближе остальных больных к ней.
-Что с моей мамой? Она умерла?
Я кивнула головой.
-А когда это случилось, вы не знаете?
-Не знаю. Я только видела, как её увозили из палаты в пять утра.
-Бедная моя мама… это ведь второй инсульт у неё был. Первый она прошлый год перенесла. Здесь же лежала. И что удивительного, на этой же кровати.
Дочь расстроилась, но не заплакала. Вышла медсестра и стала объяснять, где найти её маму. А потом сказала:
-Подождите минуточку, я вам сейчас вынесу все лекарства, которые вы ей покупали.
-Оставьте их у себя. Мне они зачем, а кому, возможно, и пригодятся.
С этими словами посетительница вышла из палаты. А я подумала: -»Во как бывает. Вполне, если не выполнять все требования, может и второй раз хватить и третий. Нет, сейчас мне умирать рано. Надо детей доучить. Отцам, я думаю, на всё это наплевать.» А у меня один сын учился в университете уже, а второй заканчивал школу. И если меня не станет, то неизвестно, что с их образованием будет. И я решила добросовестно выполнять всё, что от меня требовалось. Из палаты нашей увозили очередного умершего часто, чуть ли не каждый день. На место освободившее привозили новых больных. И я так часто встречалась со смертью, что она уже не пугала меня. Пролежала я в больнице целую вечность, три недели. За это время я думала умру не от инсульта, а от скуки. Только через две недели мне разрешили одеть ночную сорочку и вставать с постели. За две недели ноги так ослабли у меня, что когда я первый раз встала с кровати, то чуть не грохнулась на пол. Хорошо, что за спинку кровати держалась крепко, потому и устояла. Всю третью неделю я училась заново ходить. Вначале передвигалась по палате, держась за спинки кроватей. Оторваться от них боялась, ноги ещё не окрепли и плохо держали, не слушали хозяйку их. А когда научилась более уверено стоять на ногах, стала помогать своим товарищам по несчастью. Кому водички принесу попить, у кого одеяло поправлю, кому таблетки подам. Ну и так, по мелочи что.
Наконец, наступил тот долгожданный момент, когда мне на обходе лечащий врач объявил, что после обеда меня выписывают. Моему восторгу не было предела. Какая радость, я еду домой! Хотела позвонить мужу и сообщить это радостное известие. Но звонить не пришлось. Приехал ко мне в больницу брат мой, что бы меня навестить. Он и отвёз меня домой. Из больницы я выходила с осторожностью. Ноги ещё не окрепли совсем и могли меня в любую минуту подвести. Мне медработник с нашего отделения сначала помогла спуститься вниз на лифте, наше отделение на четвёртом этаже находилось, а потом и до выхода довела, передав брату из рук в руки, как говориться. Дорога до нашего дома заняла немного времени, минут семь. Мой супруг оказался в это время дома. О моей выписки он не знал. И когда я в сопровождении брата оказалась дома, он в это время сидел в зале с газетой в руках. Её он явно не читал, очередной кроссворд по всей видимости разгадывал. Хобби у него такое было, как увидит газету, в которой есть над чем голову поломать, не упустит, пока не отгадает.
 Моё появление не сильно то его и обрадовало. Он больше брату моему был рад. Хоть и переезд был не большой, однако, я утомилась сильно. Словно в дороге провела целый день. Я прошла в спальню и легла на кровать по верх покрывала. А муж брата решил накормить обедом. Через некоторое время он заглянул в спальню и сказал:
-Я на работу с твоим братом поеду. Вечером вернусь. А мальчишки скоро придут.
С этими словами он сел к брату в машину и укатил. А мне не терпелось посмотреть, что твориться у нас в огороде. Я уже немного передохнула и мне так захотелось в огород! Ведь я так привыкла к нему, что не представляла жизни без него. Всю свою жизнь, как червяк какой-то ковырялась в земле. И это мне доставляло неописуемую радость. Было очень интересно наблюдать за тем, как появляются всходы, как с каждым днём они растут, развиваются. А с каким наслаждением потом убираешь урожай! Но в данный момент работать в огороде я не могла ещё. Но глаза-то у меня есть! Мне хотя бы взглянуть и то легче станет. В это время вернулся мой младший сын со школы. Увидев, что я дома, он выразил неописуемую радость.
-Мамочка! Наконец-то ты дома! - а увидев, что я собираюсь выйти, продолжил: - В огороде мы почти всё посадили. Тебе сейчас не стоит туда ходить. Тебе отдохнуть следует. А то ты сразу же впряжёшься в работу, я тебя знаю. Вот куда ты направилась?
-В огород.
-Что и требовалось доказать! Мама, не ходи туда!
-Почему? Ведь я работать пока там не собираюсь. Только посмотрю и вернусь.
-Возьми в руки тросточку. Она тебе при ходьбе поможет. А я сейчас только сумку свою положу и к тебе выйду. Ты по огороду сама не ходи. Ещё не окрепла после больницы ведь.
-Да, сынок.
В коридоре у нас стояла трость. Она ещё от моего отца осталась. Его уже десять лет как ни стало, а трость его ещё жива. Я взяла в руки тросточку и пошла в огород. Не успела я сделать несколько шагов, как повалилась на землю. И тросточка не помогла. Подбежал сын. Он помог мне подняться, приговаривая всё время:
-Я же тебе говорил! Почему ты ни кого не слушаешь? Понравилось в больнице лежать? Опять туда хочешь вернуться?
Мне не чего было сказать в ответ. Вернуться в больницу мне явно не хотелось. Я стряхнула с себя огородный сор и мы с сыном поковыляли домой.
Вечером ко мне в гости пришла пожилая женщина с нашей улицы. Я толком её имени не знаю даже.
-Я узнала, что тебя выписали из больницы. - сказала она после приветствия. - Вот решила к вам зайти. Я не с пустыми руками. Принесла тебе молочный гриб. Он подобен чайному, но только его следует в молоке держать. Я так же спасалась от такой же болезни при помощи его. Ты его пей не меньше трёх раз в день. Это будет дополнением к твоим таблеткам. Может, и тебе он пользу принесёт. По крайней мере, хуже не сделает, если что.
-Спасибо вам! - поблагодарила я добрую женщину. Она посидела рядом со мной несколько минут для приличия.
-Ты только не переживай сильно из-за болезни. - сказала она. - Поверь, всё пройдёт! И не спеши впрягаться в работу. Успеешь ещё. Поправляйся, набирай сил! Потом наверстаешь. Я пойду.
-Спасибо вам за заботу! - поблагодарила я её. А сыну велела налить гостье банку молока. Молоко у нас имелось и достаточно много. Мы ведь хоть и жили в городе, но в частном секторе и скотину держали, в том числе и корову.
Женщина ушла. А я переложила гриб в двух литровую банку с молоком. «Ладно, - подумала я, - буду пить молочный гриб, как сказали. Возможно, он мне поможет. Но вреда, я думаю, не принесёт.» И я медленно стала приходить в норму. Недели через две я уже самостоятельно могла ходить в магазин за хлебом. Магазин этот от дома нашего был недалеко. Хлеб могли бы купить и дети или муж, но мне двигаться так же необходимо было! Вот и ходила. Ежедневно, не торопясь.
С лёгкой руки первой посетительницы мне стали давать советы по поводу того, как быстрей прийти в норму после этой не простой болезни, все жители нашей улицы. А один раз я тихо, не спеша, шла по улице. Вдруг из одного дома выходит молодая ещё женщина, Ирина. Её я хорошо знала. Дочка у этой женщины в нашей школе училась. Она подождала, когда я подойду ближе, поздоровалась и спросила:
-Как здоровье ваше?
-Да всё нормально. - отвечаю.
-В том доме, в котором магазин находится, живёт чудесная женщина. Она массажистка. Давай сходим вечером к ней. Она такой массаж делает чудесный! Помогает от любой болезни.
-Спасибо. Но разве есть такой массаж, который высокое давление снять может? - раньше, до болезни, я не чувствовала, что у меня есть высокое давление. Возможно, оно и было, но я его не ощущала. Не зря видно про гипертонию говорят, что она тихий убийца.
-О! вы не знаете, какая это массажистка! Я не знаю про высокое давление, но, полагаю, она и это может снять. Так идём к ней?
-А почему в вечернее время?
-Днём же она на работе. В нашей поликлинике трудится. И очередь к ней на месяц вперёд расписана.
-Поняла. Сходим. В лоб же не ударят, я думаю?
-Вот и прекрасно. В семь часов я вас тут же ждать стану.
И мы ровно в семь часов вечера отправились к массажистке. Она жила и в самом деле в том же доме, что и магазин продуктовый, в котором я хлеб каждый раз покупала. Только магазин на первом этаже, а массажистка на третьем.
-Знакомьтесь, Александра Алексеевна, это та женщина, о которой я вам рассказывала. - представила меня Ирина, сразу же, как только мы вошли в квартиру к ней и поприветствовали её. Женщина эта была уже предпенсионного возраста, довольно симпатичная и очень мила. Ещё крепка, сложена превосходно, но годы уже свою отметку поставили.
-Проходите, проходите. Прямо в зал. Сейчас я вами займусь. - сказала Александра Алексеевна, а сама скрылась в кухне. Мы прошли в зал. Ни чего необычного в нём не было. Скромненько, но чистенько. А на окне полно цветов. Весь подоконник уставлен горшочками с комнатными растениями. И все цветут! Вскоре появилась хозяйка этого великолепия. Увидев, что я глаз не могу отвести от цветов, она, вздохнув, произнесла:
-Цветы — моя слабость. Обожаю цветы в горшочках! Ну, что тут у нас?
Пришлось мне, как ни хотелось это делать, подробно рассказать о своей болезни. Под конец сказала:
-Мы к вам пришли, видно, напрасно. Высокое давление массажем не снимается, как я знаю.
-Да, при таком заболевании с массажем следует быть осторожным. Массаж, конечно, при восстановлении помогает. Но учитывать следует всё. А то можно и навредить. Сейчас мы измерим давление, а там видно будет.
И она достала тонометр, померила давление. Оно, как оказалось, высоким. К вечеру оно у меня всё время поднимается и довольно сильно. Я в таких случаях принимала таблетку от давления, старалась ни чем таким сложным не заниматься, смотрела по телевизору какую-нибудь нейтральную программу, типа развлекательной, а иногда вообще ложилась в кровать.
-Да, с таким давлением массаж не рекомендуется. Но я вам сделаю лёгкий массаж, который снимет немного давление.
И она принялась за дело. Всего пять минут со мной занималась. Потом мы поговорили с ней минут тридцать и Александра Алексеевна вновь взялась за тонометр.
-Посмотрим, что сейчас с вашим давлением. - и она вновь измерила его. Давление упало, но не на много. На десять единиц только. - Вижу, что не очень-то помогло. С первого раза не всё получается. Так что, если желание есть, можете приходить в удобное для вас время.
-А плата какая? Я знаю, массаж на дому платный.
-Это верно. Но с вас я денег не возьму, не переживайте.
Мы с Ириной попрощались с доброй женщиной и ушли. На улице меня Ирина спросила:
-Ну как? Станете ходить к ней на массаж?
-Не знаю. По всей вероятности, не стану.
-Почему?
-Массаж тут не поможет. Только время зря потеряю.
А перед тем, как лечь спать, вновь померила давление в тот день. Оно оказалось слишком высоким, за двести. И тогда я вновь приняла таблетку. Есть у меня такие. Служат мне как скорая помощь. Они работают нормально. Но есть один недостаток у них, вызывают сон. Я моментально уснула. И приснился мне чудный сон: лежу я на кровати. Вдруг комната, в которой я лежу, озарилась мягким светом. Я открываю глаза и вижу, что подошли к моей кровати два старца. По всей видимости, не простые. Одежда у них необычная, вся светлая, рубашки, если их можно так назвать, необычные, рукава широкие, по краям на них какие-то вензеля, типа росписи и длинные полы, почти до пят. Подпоясаны кушаком. На голове у одного что-то такое, под вид шапки, но не шапка. Борода окладистая, тёмного цвета с сединой и до груди. У второго старца седая борода клинышком. От их голов свечение то и шло. Похожи эти старцы на святых людей, а на кого, не знаю. Я ведь в школе работала, с религией не сталкивалась. Знала, что есть такие святые, но лица их не помню. Один из них как будто похож на Николая Чудотворца. Но не уверена. Посмотрели они на меня внимательно. Тот, у которого бородка длинная и клинышком, протянул свою руку, видно, хотел разбудить. Но другой, с окладистой бородой, остановил первого.
-Рано ещё, - сказал он тихо, - пусть спит. Она ещё своим детям нужна. Потом придём за ней.
И оба старца тут же исчезли. Я окончательно проснулась. В комнате стоит полумрак. Осмотрелась. Ни кого вокруг не видно. Лежу и думаю: - кто же ко мне приходил во сне? Неужели и правда на том свете есть жизнь? Что-то я растерялась, надо было спросить мне у старцев этих, сколько мне осталось жить, когда придёт мой срок? И справлюсь ли я с болезнью свой? Когда это произойдёт?