Когда мы были все вместе

Татьяна Немшанова
Посвящается людям и лайкам Севера, однажды не вернувшимся с тайги.

воскресенье, 2 июля 2023 г. Как и планировалось по Метео Интернет, - в ночь пошёл ливень. Спала в пологе. В квартире стало невозможно смотреть телек, - достают комары. Лишь потеплело, как третий день, так комарья наплодилось море! Злющие! Кусаются больно – жалят. От того горит уже всё тело, и это… – в квартире. Во всех магазинах, учреждениях села нечем дышать от дыма: на подоконниках, на полу расставлены спиральки, призванные дымом отпугивать гнус. Только у меня на них аллергия. И спустя минуты хочется без оглядки бежать от удушья на улицу. Голова потом болит сутками и тянет рвать – выворачивает желудок. Не переношу запах нАдух. А люди работают в дыму и как-то привыкают. Даже не замечают.

В геологическую бытность в конторе экспедиции летом мы умывались дэтой. Только тогда она была настоящей, - настоянной на настоящем спирту. А спирт трудяги геологии научились выпаривать, изготавливая высококлассный продукт питания. Потом, чтоб как-то остановить профи перегонки спиртовой дэты, государство придумало добавки. Только и то не помогло. Дэту прокатывали на сорокаградусном морозе по металлическому жёлобу, разделяя фракции. - Чистоган скатывался в тару чистеньким. Но пришла перестройка с диким рынком. И остались лишь воспоминания о тех милых днях. На смену чистых экологических продуктов пришёл век рыночного суррогата с целенаправленным отъёмом трудовых копеек в бездонные карманы наших и ненаших новоявленных богачей. Дэта, как таковая, исчезла, а комаров синтезировали, подстроив их геном под всю новоявленную химию и гены русскоязычного славянина. Комары же поумнели и научились прятаться от человека по щелям, складывать крылья при виде репелентов в руках человека, лишь тот открывал на них охоту, махая руками, лупя себя по телу, или изощряясь в поджигании всяческих свеч, спиралек…

 И всё-таки – настал июль! И пришло лето. А дождь – это долгожданный выходной от огорода, леса. Можно постираться,  прибраться в квартире и посидеть за компом, да и почитать… Не каждый день летний жизни в таёжной провинции тому способствует. Только вот нервно набираю на клавиатуре текст, а ощущение, что отстёгана жгучей крапивой – так горит всё после укусов комариков, что летают отнюдь не на воздушных шариках. Собак и тех оставила сегодня в квартире, - им на цепи сейчас не высидеть – съедят заживо, похлеще любой изощренной пытки – таков Север, такова тайга в прекрасное время года – в июле.

Готовлю фото для иллюстрации текста. Нашла на дисках красивые свои фотоснимки за июль 2017 года. Невольно засмотрелась на счастливое улыбающееся лицо мужа, на старенького Дружка и подростка- щенка, - на Пульку, которую недавно как привезла полугодовалым щенком с Южного Урала на её генетическую родину в подарок охотнику – супругу вместо пропавшего Вайты и Бима.

Горнячка – то самодельная деревянная лодка, всецело приспособленна к прохождению по перекатам, порогам своенравной горной – весьма харАктерной северной реки Маньи. Осенью мы с мужем много-много лет заезжаем на оснёвку. Лодку оставляем на берегу, перевернув. А по снегу, перед Новым годом выходим в село на лыжах пешим ходом- многие-многие километры, а позже сын подогнал родителям мотособаку. И мы стали выезжать на ней. А вот горнячку необходимо спускать. Заезжали в избу по большой воде, пока снега Урала бурно таяли и питали горную стихию речек. Прицепив сбоку, буксировали вниз.

Именно такой момент и запечатлела в 2017-ом году, шесть лет назад, на фотоснимке, сидя в носу горнячки. Тогда юная, ещё наивная Пулька, не знающая ни реки, ни тайги, ни горя потерь, смешно восседала в персональной шлюпке, а старый- старый пёс Дружок, глухой, с больными лапами, лежал привычно на носу шлюпки. Он с грустью осматривал лес, берега, думая о своём, - о своей молодости, когда мог носиться сутками по непролазным таёжным урманам. А теперь хозяева переносили пса на руках в лодку. Самому уже не всегда удавалось запрыгнуть.

На фото – мы ещё все вместе. А сейчас Пулька, как и я – в том самом возрасте, что и Дружок, - с больными лапами, и с молодой душой, что не способна смириться с плохим, - душа по-прежнему рвётся на волю, - в просторы рек, тайги, тогда как сердце обливается кровью слёз невозвратных потерь. Только жизнь продолжается, и июль опять пришёл – другой, но столь же прекрасный! И каждая минута нам дарована свыше с какой-то целью. И мы обязаны выполнить свою миссию по-полному, только знать бы ещё – в чём она заключается?! – в чём наше предназначение, и почему одни уходят, тогда как нас оставляют без них жить дальше?..



Анонс: Июль прошлого и настоящего. Таёжная простая жизнь такова, какова она есть.

Ключевые слова: июль, лето, 2023, север, Крайний Север, природа севера, Хмао-Югра, комары, гнус, современность, дождь, собаки, лайки, дэта, геология, экспедиция, прошлое, настоящее, Тюменская область, Приполярный Урал, Западная Сибирь, Зауралье, Пулька, Дружок, сплав лодок, шлюпка, тайга, Манья, Урал Приполярный.

Фото автора. На фотоснимке: Крайний Север Западной Сибири, Югорская тайга Севера Ханты- Мансийского автономного округа, Берёзовский район, лес, природа, июль. 8 июля 2017 года. Спускаем горнячку с таёжных угодий по реке Манья. Бимка, Пулька и Володя – мой погибший ныне муж. Когда мы ещё все были вместе.

Когда мы были все вместе…