Завхоз с инициативами

Аглая Анхори
       Год 198…-й. Турбаза «Андырчи» в Баксанском ущелье. Красный уголок, где очень бодрый дядечка-куратор знакомит группу туристов с правилами внутреннего распорядка и программой экскурсий. Вроде бы все ясно и понятно, в журнале инструктажа расписались, но куратор отмашку "Свободны, расходитесь" не дал. Наоборот, огорошил последним пунктом повестки: выборы завхоза. Зачем? Почему? А потому, что предусмотрены походы в которых пищу будем готовить сами, на костре, из продуктов, выданных на складе завхозу. Тому самому, которого сейчас выберем, так что, товарищи туристы, проявите бдительность, столь почетную нагрузку навесьте на человека ответственного, готового денно и нощно радеть за всеобщее благо. 40 пар глаз (ну, может и не 40, может 39, а может 42, девичья память подводит) стали с повышенным вниманием оглядывать согруппников. Группа-то сборная, по 5-6 человек из различных регионов Союза: с Поволжья, из Прибалтики, из Белоруссии, из Средней Азии, из Москвы и Подмосковья (если какой регион по забывчивости не упомянула, то для дальнейшего рассказа сей факт несущественен).
       Итак, кого выбрать, если основная масса друг друга увидела впервые? Было несколько мини-группок из 2-3-4-х вместе приехавших друзей/знакомых, но "своих" никто не предложил.
       Куратор настроение масс уловил. Молча про себя отметил: на отдых приехали не физиономисты. Первый поход не предусматривал питания вдали от турбазы, следовательно, услуги завхоза еще не требовались, и куратор разрешил выборы перенести на завтра. Напоследок еще раз призвав бдеть и присматриваться.
       Я старательно бдела, я усердно присматривалась, но никаких определенных выводов не сделала и готова была голосовать за любую кандидатуру. Однако, в последний раз окидывая согруппников оценивающим взглядом, прозевала кто объявил, что самый лучший завхоз – вот эта немногословная дева нордической внешности. Интересно, с каких пор немногословность стала показателем профпригодности? Видимо, у предложившего рабочее место увешано плакатами "Больше дела, меньше слов!", этот лозунг так втемяшился, что теперь "колом его не вытешишь, и топором не вырубишь".
       Не скажу, что обрадовалась, увидев лес рук за меня, но и отбиваться всеми 4-мя конечностями не стала. Прорвусь!

       Первое задание получила сразу после ужина. Моим землякам блюда в столовой показались слишком пресными, им не хватало пряностей. Хорошо, поинтересуюсь у кладовщика.
       На следующий день сразу после похода ринулась на склад и врезалась носом в запертую дверь. К счастью, помимо замка на двери висела еще и табличка, извещающая, что продукты выдаются в строго определенные часы. Ждать заветного часа не хотелось, и я приступила к выполнению плана №2.
       Идучи утром в поход по окрестностям, обратила я внимание, что в огородах жителей ближайшего поселка много разной травы, а укроп (или нечто очень похожее) вымахивает выше человеческого роста. Ну и зачем обращаться к кладовщику? Если можно напрямую обратиться к селянину или селянке.
       После обеда иду в поселок. И тут меня ждал облом-с. Я предполагала обратиться к первой увиденной личности, но поселок казался вымершим. Во дворах ни людей, ни даже собак, которые могли бы лаем привлечь внимание хозяев. В несколько наугад выбранных калиток я постучала, даже слегка потрясла – никакого эффекта. Молчат собаки, хотя наверняка имеются. Довольно-таки поникшая пускаюсь в обратный путь, но уже по другой дороге, и мне наконец-то Фортуна слегка улыбнулась, в одном из дворов обнаружилась пара мальцов лет 6-7. Подзываю их и спрашиваю: нельзя ли мне разжиться травами с их огорода? Огорошило, что ребятишки по-русски не понимают. Персонал турбазы русским языком владел очень неплохо, поэтому я была уверена, что и в поселке не возникнет сложности при общении. К счастью, пацаны быстренько умотали в дом, выслав на переговоры женщину преклонного возраста. Она тоже не понимала, но я уже сообразила как надо действовать.
       Никогда не занималась пантомимой, но сейчас разыграла перед женщиной целый спектакль, жестами изображая что хотела бы получить. Сначала для бОльшей наглядности слегка потрясла растущий рядом гигантский укроп и как бы ощипала его… веточки?.. листики?.. в общем, ту часть, которая идет в пищу. Затем указала на грядки с травами привычного роста и размера, "срезала" их, собрала в пучок, поднесла к носу и глубоко вдохнула, вовсю демонстрируя как приятен их запах расплывшейся в улыбке физией. Далее мелко покрошила, взявши щепотку посыпала невидимое блюдо с угощением, и наконец-то зачерпнула ложкой, отправляя вкусноту в рот. Зажмурилась якобы от удовольствия и облизнулась. Женщина поняла правильно и пошла в огород.
       Поверьте, я не собиралась халявничать и приготовила рубль для уплаты. Не стану уподобляться некоему гению, который всегда носил полный кошель мелочи для расчета. Я ожидала, что пучок зелени будет покрупнее тех, что продают на базаре, но ТАКОЙ! Неохватываемый ладонью огромный букет разнотравья можно было нести только на сгибе локтя. Протягиваю деньги и по привычке, на автопилоте, благодарю:
       - Рахмат! Катта рахмат! (Спасибо! Огромное спасибо! – тюрк.)
       Да еще руку к груди прижала и слегка поклонилась. Женщина заулыбалась, что-то стала говорить, но я с сожалением лишь пожала плечами, показывая, что мой словарный запас исчерпан (после этой поездки я узнала, что балкарский язык является одним из диалектов тюркского, поэтому балкарка так обрадовалась, услышав знакомые слова от особы, чей облик кардинально не соответствовал внешности носителей языка). Хозяйка дома отвела мою руку с рублем, показывая, что денег ей не надо, и повернулась к жилищу, сделав знак чуток подождать. Она вынесла и вручила кулек с уже сушеной смесью пряностей от запаха которых потекли бы слюнки даже у того, кто только-только отвалился от стола. Еще раз поблагодарив щедрую дарительницу я отправилась в обратный путь.
       Земляки даже опешили при виде изобильности моего трофея, а я еще поиронизировала, мол, заставьте дурака Богу молиться…
       В завершение пахучей истории добавлю, что каждое блюдо отныне приправлялось горстью трав из букета (дня 2-3 еще свежего, затем подсушенного) или щепоткой из кулька. В итоге согруппники настолько оценили, настолько прониклись, что остатки букета разъехались по Союзу (я при дележе не присутствовала, поэтому не знаю, попали они в одни руки или были по-братски разделены между желающими). Половину специй из кулечка я оставила себе, остатки другой половины отдала землякам.

       Следующая инициатива на поприще завхоза проявилась уже на следующий день. Я с кладовщиком брожу по складу и получаю продукты согласно составленной (мною) описи. Сейчас уже не помню точно какая сумма выделялась на суточный прокорм туриста, тонкость в том, что прежде, чем составлять список продуктов, требовалось определиться с меню. Запроси я на все выделенные деньги только хлеб, кладовщик, мне кажется, не моргнув глазом выдал бы всю сотню-другую буханок (если бы они имелись в таком количестве). Итак, меню составлено, ассортимент определен, объемы высчитаны.
       Трое ребят терпеливо ждут у входа. Это несуны, точнее, носильщики, которых загружаю полученными продуктами. Проходя мимо одной из бочек, невольно притормаживаю, так как взгляд зацепился за этикетку "Сгущенное молоко".
       - Почему не сказали, что на складе есть сгущенка? Я бы включила ее в опись.
       - Сгущенка кончилась, бочка пустая.
       Оснований не верить кладовщику нет. Тем не менее, по неведомому мне самой наитию сдвигаю крышку и заглядываю. Да, бочку можно назвать пустой, но если постараться…
       - Разрешите выгрести остаток со дна?
       - Выгребайте!
       Опытным путем выявлено, что условно пустая бочка содержит в своих недрах 2 трехлитровые банки бесплатной сгущенки. Упомянутые банки пошли в фонд кормления всей группы, а слегка недозаполненная литровая фляжка – в личный фонд ребят, которые сгущенку соскребали и вычерпывали. Я же только вдохновляла и руководила. Еще один плюсик в завхозовскую карму.

       В третий раз инициатива проявилась от безвыходности.
       Приют 11. Простое и понятное правило: завхоз пришедшей группы принимает кухню у завхоза уходящей в чистоте: столы пустые, весь мусор в баке, котлы и полы помыты (посуду каждая группа приносила с собой, а уж в каком виде уносила руководство Приюта не волновало). Прием прошел без осложнений, а вот сдача… Одновременно с нами или чуть позже явилась группа иностранцев. Вечером они нас не беспокоили, хотя неприятно поразили тем, что за собой со стола не убрали, оставив нашим дежурным "честь" нести к баку пустые жестянки, смятые салфетки, вскрытые мини-контейнеры с остатками соуса, какими-то шкурками, чего-то жирного. Их что, не предупредили, что в Приюте 11 штатных уборщиц нет? К мытью пола их не привлекают, кто знает как расценят, но убрать за собой со стола...
       Обедать в день ухода наша группа начала до того, как в столовой появились первые иностранцы, и я очень надеялась, что они не появятся до подхода группы с турбазы, что сдача кухни пройдет без сучка и задоринки. Увы!.. Гости из Германии или Австрии, а может и вовсе из Швеции, нарисовались в кухне, когда основная масса "наших" кухню уже покинула, но несколько копуш еще сидели за столом. Но вот "наших" не осталось, только очередная партия дежурных убирает то, что возможно. А иностранцы мало того, что не торопятся, им, похоже, неведомо понятие о дисциплине. Заходят в кухню по одному, по двое. К тому же выявилась необъяснимая странность: до Приюта 11 минимум полкилометра надо идти по снегу, следовательно, подметки должны быть чистыми. Почему же на полу постоянно отпечатываются следы входящих?
       Другая группа уже подошла, их завхоз поглядывает на меня с сочувствием, но на послабление правил приемки не идет. Худо-бедно я с согруппниками уже познакомилась и знаю, что среди них есть девочка неплохо владеющая немецким. Срочно нахожу ее, прошу по-немецки написать "Санитарный час", и своим каллиграфическим почерком вывожу перевод крупными буквами. Вешаю лист на дверь кухни, привлекаю пару ребят для охраны, а если кто начнет возмущаться, мол, умираем, так жрать хотим, то умирающим указывать на надпись. И все равно не пускать.
       Оставшихся за столами специально не выгоняли, но, похоже, они наконец-то сами ощутили флюиды недоброжелательности и скоренько покинули помещение. Только тогда удалось нормально убраться и сдать. Пробудившаяся вредность попросила завхоза прибывшей группы не снимать объявление хотя бы полчаса. Надеюсь, международный конфликт не возникнет.
       Кстати, ребята, поставленные "не пущать", сказали, что то ли немцы, то ли австрияки, то ли шведы, увидев написанное, как по взмаху волшебной палочки проявили послушание. Вот что текст всемогущий творит! Даже не на гербовой бумаге. Даже без печати. Дядечка-куратор, усмехнувшись, отметил, что на его памяти проблема с иностранцами впервые разрешилась так изящно.

       Еще раз инициатива была проявлена при последнем марш-броске. То есть, сам переход уже осуществлен, и я в кладовке очередной турбазы общаюсь с выдавателем продуктов на ужин и завтрак. Оказалось, здешний хлеб - уже не привычные буханки, а выпекаемые в небольшой пекарне при турбазе огромные овальные лепешки. На ужин и на завтрак выделялось всего по 2 лепешки, а они хоть и впечатляют размером, но если каждую разделить на 20 долей, то куски окажутся весьма скромными. Начался торг. Я интересовалась: нельзя ли купить лепешки за наличные? Парень же отвечал, что нельзя… но если после ужина я загляну к нему… Будь мне лет 18-20 я бы что-то возмущенно проорала бы и удрала, громко хлопнув дверью. Но в 28 знаю, что долгие переговоры могут снизить цену до приемлемого уровня. Так и случилось. Столковались на том, что он мне – хлеб, я ему – зрелище. Танец живота. Сама предложила, так захотелось тряхнуть стариной (ага, старина! Перерыв не более 5 лет)
       Конечно же, то, что я изображала не было танцем в прямом смысле слова. Под музыку, льющуюся из магнитофона, я продемонстрировала смесь арабских, индийских и персидских движений, благо, было чем трясти и чем вращать.
       Чтобы кладовщик после танца не нарушил уговор и не запер дверь до того, как я уйду, была прихвачена пара зрителей из нашей группы. Пара в прямом смысле, они решили попутешествовать перед свадьбой, а не после. Они же охраняли выторгованные лепешки (опять-таки во избежание нарушения договора).
       У будущего мужа взгляд был настолько красноречив, что будущая жена, возможно, пожалела о согласии быть зрителями. Ненадолго, так как через 3-4 дня наши пути разошлись навсегда.

       В последнюю ночь, когда группа была еще единой, разделиться предстояло лишь на рассвете, когда наконец-то был отменен «сухой закон», я услышала немало лестных слов в свой адрес именно за постоянно проявляемую инициативу. И, черт побери, было очень приятно, когда лично для меня грянул хор, исполняющий переделанный мною текст песни "Я пьян от любви" (надо было что-то сообразить для концерта самодеятельности, я и постаралась под мелодию мегапопулярного в те года шлягера отразить реалии турбазы). Разумеется, работу над текстом к личной инициативе не отнесешь, для концерта каждый постарался в меру своих способностей, однако, здесь и сейчас звучало:
       ....................................
       Поверьте мне, буду здесь вечно пьян:
       Прогулка на полдня – это пива стакан,
       Поход на плато Шхельды – сухое вино,
       Хожденье на Эльбрус оглушит, будто ром,
       А впереди перевал – как коньяк,
       Сопьюсь тут безвозвратно... Увы, будет так!..
       Я клятву вновь вернуться принес сам себе…
       Зачем? Снять похмельЕ!..

      
       Проняло, чуть ли не до выжимания слезинок.