Изучаем фауну России. Росомаха

Александр Кулев
    В процессе  проведения кружковых занятий по биологии педагог имеет возможность существенно расширить знания школьников о различных представителях фауны России. В данной статье учитель найдет необходимую информацию для этих занятий, а также разнообразные составленные автором вопросы и задания, многие из которых нацелены на развитие мышления у школьников. Приведенные материалы могут  использоваться педагогом и на уроках биологии.

   
     Важным направлением работы учителя биологии является формирование у школьников любви к природе своего края; стремления и умения изучать жизнь животных, обитающих на территории России. В настоящее время, учитывая остроту экологических проблем, данная идея приобретает особую актуальность.  Организуя процесс  изучения школьниками биологии и экологии животных, педагог может не только успешно решать  задачи обучения детей,  развития их интеллекта,  но   и  осуществлять патриотическое воспитание подрастающего поколения.

ОБЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ

     Занятие начинается с  формулирования его темы, цели и основных задач. После этого биологический текст, предназначенный для учащихся, поочередно зачитывается несколькими школьниками и, в случае необходимости,  сопровождается краткими комментариями со стороны педагога. Значительная часть информации подается в научно-популярном и научно-художественном стилях, что соответствует возрастным психологическим особенностям подростков.

     После прочтения текста учащиеся задают собственные вопросы о том, что оказалось для них непонятным либо вызвало особый интерес; отвечают на вопросы, сформулированные в заключительной части статьи, а также выполняют приведенные в ней задания. Методический аппарат статьи нацелен не только на проверку качества первичного усвоения школьниками  озвученных фактов и идей, но и  на  осуществление разнообразной мыслительной деятельности.

     Очень желательно, чтобы в процессе проведения занятия на экране или интерактивной доске появлялись изображения его «героев» - представителей тех видов животных, о которых идет речь. В конце занятия учащимися при помощи педагога подводятся  итоги, формулируются необходимые выводы.      В качестве домашнего задания учитель может предложить школьникам дополнить свои знания о данном биологическом объекте информацией из литературных источников. Кроме того, дети получают от педагога приведённую в статье инструкцию для самостоятельного изучения животных с использованием   кинофрагментов  из сети  Интернет. Данное задание может быть выполнено дома или в школе (в кабинете биологии либо в компьютерном классе, во внеурочное время).

СОДЕРЖАНИЕ  БИОЛОГИЧЕСКОГО ТЕКСТА  ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

                Александр Кулев

                РОСОМАХА
                            
      Ходит по лесу без страха
      Зверь таежный - росомаха.
      Пусть приземиста она,
      Но упряма и сильна.

Даже волк ее боится,
В ужасе трепещет птица,
Рысь дорогу уступает
И немедля убегает,
И не может без потерь
От неё копытный зверь!

     Всем врагам на удивленье -
     Там, на склоне, у реки -
     Кровь убитого оленя
     Ей окрасила клыки...

     Обитательница таёжных лесов, прекрасно приспособленная к жизни в северных регионах нашей страны. Сильная,  смелая,  хищная, неутомимая, хитрая,  смышленая. Так говорят о росомахе охотники, имевшие с ней дело.  Сегодня на нашем занятии речь пойдёт об этом удивительном во многих отношениях звере…
   
• Внешний облик

     Крупный представитель куньих. По размерам в семействе уступает только калану и бразильской выдре. Масса варьирует в диапазоне от 11 до 19 кг (по другим источникам — от 9 до 30 кг), самки примерно на 10 % мельче по размерам и на 30 % меньше по массе. Длина животного может достигать  70—86 см. Внешне росомаха напоминает медведя или барсука: тело у неё приземистое, неуклюжее; ноги короткие, задние длиннее передних, из-за чего спина росомахи дугообразно изогнута кверху. Голова большая, морда удлинённая, затупленная спереди; хвост недлинный, очень пушистый. Ступни ног несоразмерно велики — 10 см в ширину и 9 см в длину, что позволяет росомахе легко передвигаться по глубокому, рыхлому снегу. Когти большие, крючковатые. Росомаха — стопоходящий зверь, то есть при движении ставит лапу на всю стопу, чем и обусловлена характерная для этого животного косолапость при движении.
   
     Зубы мощные, имеют острые грани. Мех у росомахи густой, длинный, грубый, имеет коричневый или коричнево-чёрный окрас с жёлтой или золотистой полосой, проходящей от макушки и далее по плечам и спине. Различают два подвида животного: североамериканский и европейский.

• Распространение, места обитания

   Росомаха  распространена и обычна в тайге, в лесотундре и отчасти в тундре Евразии и Северной Америки. В Европе она сохранилась на севере Скандинавского полуострова. Можно встретиться с ней также в  в Финляндии, Эстонии, Латвии, Литве, России, в Польше и Белоруссии.

     В России южная граница её ареала, по данным  исследований, проходит через Тверскую, Кировскую, Ленинградскую, Вологодскую области и Пермский край. Широко распространена росомаха в Сибири и на Дальнем Востоке. Встречается  этот зверь  на Кольском полуострове в Мурманской области,  а также во многих  других регионах  нашей страны:  в Карелии, Псковской и Новгородской областях, Республике Коми, на Камчатке.

• Образ жизни и характерные черты поведения

    Большую часть жизни росомаха проводит в одиночестве, активно защищая границы своей территории от особей своего пола. Логово устраивает под вывороченными корнями, в расщелинах скал и других укромных местах; кормиться выходит в сумерки. В отличие от большинства куньих, ведущих оседлый образ жизни, росомаха постоянно кочует в поисках добычи по своему охотничьему участку, общая площадь которого может достигать 1500—2000 км. У самца участок обширнее и по своей площади соответствует  2-3 участкам самки.  Наблюдения зоологов показали, что одна росомаха без остановки пробежала 70 километров, другая за две недели переместилась на 250 километров, третья за сутки преодолела 85 километров. В последние годы, после акклиматизации северного оленя на острове Врангеля, росомаха появилась и там, преодолев по льду двухсоткилометровый пролив. Широко перемещаясь по своему громадному индивидуальному участку, росомаха постоянно ищет трупы павших копытных и съедает их, а потому ее не без основания зовут хищником-трупоедом.

      Росомаха прекрасно плавает, поэтому любые водные преграды для этого зверя не представляют проблемы. Легко лазает по деревьям. Обладает острым зрением, слухом и чутьём. Издаёт звуки, похожие на лисье тявканье.

    Росомаха, как и  все куньи,  имеет  железы, выделения из которых обладают особенно крепким и неприятным запахом. Волк может попытаться зарезать росомаху только раз в жизни, по неопытности. Потом он к ней близко не подойдет. Рысь - тоже. Это сильное «оружие» защищает росомаху от других хищников и даже настолько придает ей смелости, что она нагло отбирает добычу у рыси, и та, будучи очень чистоплотной и, очевидно, брезгливой, более минуты не выдерживает соседства с росомахой.

     Развит у этого представителя куньих  также железистый участок  на животе. Его росомаха использует для маркировки границ территории — трется животом о ветки, камни.

• Питание

     Логово росомаха устраивает под вывороченными корнями, в расщелинах скал и других укромных местах; кормиться выходит в сумерки. Она преимущественно активна в ночное время, но может охотиться и днем. Охотится этот зверь обычно в одиночку, лишь изредка на обильную трапезу собирается несколько особей. Летом поедает птичьи яйца, личинок ос, ягоды и мёд. Ловит рыбу — у полыней или во время нереста, охотно подбирает снулую рыбу. Охотится на птиц, хватая их на земле, когда те спят или сидят на гнёздах. Зимой охотится на копытных, зайцев, кормится падалью и мышевидными грызунами, часто следует за стаями волков, лесной куницей, лисой или рысью, отнимая добычу или подбирая остатки трапезы других хищных  животных. Но активно охотится и сама.  Успешно  ловит беляков, тетеревов, рябчиков, мышевидных грызунов. Реже охотится на крупных копытных. Однако зафиксированы случаи её нападения  на оленя, косулю, кабаргу, лося, горного барана. При этом обычно жертвами росомахи становятся молодые телята, раненые, ослабевшие или больные животные.     При охоте на копытных росомаха способна убить добычу больше её самой в 5 раз, правда, при условии достаточно глубокого снежного покрова, где крупные животные вязнут. Как уже указывалось ранее, зимой росомаха почти не проваливается в снег благодаря широким лапам. Из копытных росомаха чаще всего загоняет по глубокому снегу диких северных оленей. Отдельные отчаянные росомахи смело нападают даже на взрослых лосей, хотя такие случаи редки. Росомаха может ловко спрыгнуть зверю на спину с дерева или подстеречь у солонца. Кабаргу обычно старается гнать вниз по склону, на участки с глубоким снегом.

     Добычу преследует бегом: росомаха бегает небыстро, но очень вынослива и берёт свою жертву измором. Бывали случаи, когда большие росомахи нападали на одиноких волков.

     Росомаха спокойно переносит недельный голод, но отъедается всегда про запас, быстро набирая вес. Крупную жертву разгрызает на несколько больших фрагментов и прячет в разных местах, доедая постепенно. Кабаргу съедает за 3-4 дня.

 • Размножение и развитие

    Объединение в пары происходит у росомах только в период размножения с мая по август. Самка приносит потомство один раз в два года. Самец и самка держатся вместе всего несколько недель. Оплодотворённая яйцеклетка, однако, не начинает делиться сразу. Нормальное эмбриональное развитие начинается лишь спустя 7—8 месяцев, а примерно через 30—40 дней эффективной беременности, чаще всего в феврале или марте, в укрытых местах самка производит на свет от двух до четырёх детёнышей. Каждый весит около 100 граммов. Через 4 недели они открывают глаза. В течение 10 недель они питаются молоком матери, а затем мать начинает давать  им полупереваренную пищу.

  Через 3 месяца, в начале лета, детёныши впервые выходят из берлоги. Молодые особи находятся при матери ещё 2 года, а затем начинают взрослую жизнь одиночек. В естественных условиях росомаха может дожить до 10 лет, в неволе продолжительность её жизни достигает 17 лет. По приблизительным подсчетам, в России на всем огромном ареале живет лишь около 10 тысяч росомах, а всего на планете живет около 30 тысяч этих животных.   
      
• Роль в природе, взаимоотношения с  человеком   

      Росомаха  является регулятором  численности многих видов животных. Велика её роль как санитара, уничтожающего тела погибших зверей и птиц, а также освобождающего природные популяции животных от больных и ослабленных особей.  В некоторых случаях  может нанести серьёзный вред лесному хозяйству, быть истребителем редких и исчезающих видов в условиях заповедников.

     Врагами росомах в дикой природе являются прежде всего волки, пумы, а также чёрные и бурые медведи. Тем не менее росомаха  -  бесстрашный и опасный зверь (с ней сравним только медоед, также из семейства куньих). Даже медведь при встрече с росомахой старается обойти её стороной.
    
    Росомаха может нападать и на человека, но только если загнана в угол. Нередко разоряет зимовья охотников (при этом часто оставляя резко пахнущие метки) и похищает добычу из капканов.

    Мех росомахи — редкая добыча охотника, и поэтому довольно ценен. Из росомашьих шкур изготавливают воротники, муфты, шапки и другую одежду. Отличительное свойство росомашьего меха заключается в том, что он не покрывается инеем на морозе.
    
ВОПРОСЫ  И ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. К какому классу, отряду и семейству относится росомаха? Назовите её ближайших родственников.
2. Что позволяет росомахе не бояться даже  более крупных хищников, чем она сама?
3. Какие  крупные хищные звери уступают дорогу  росомахе, не решаясь вступить с ней в схватку?
4. В каких лесах чаще всего встречается росомаха?
5. Какова может быть масса тела росомахи?
6. Что характерно для внешнего облика этого зверя?
7. Как удаётся росомахе передвигаться по рыхлому снегу, при этом почти не проваливаясь?
8. Каково географическое распространение росомахи на территории России?
9. Чем можно объяснить нетерпимость росомах к другим особям своего вида (за исключением периода размножения)?
10. Как использует росомаха имеющиеся у неё пахучие железы?
11. Можно ли утверждать, что росомаха является только хищником и  потребителем падали?  Обоснуйте свою позицию.
12. Какие млекопитающие могут стать жертвами росомахи?
13. На каких птиц успешно охотится росомаха?
14. Какие хищные млекопитающие  являются прямыми пищевыми конкурентами росомахи?
15. В какой ситуации крупные копытные оказываются наиболее уязвимыми при нападении на них росомахи?
16. Каковы особенности эмбрионального развития росомахи?
17. Сколько детёнышей  рождается у самки росомахи?
18. Через какой срок после своего рождения детёныши росомахи покидают  логово, в  котором они появились на свет?
19. Каковы сроки жизни росомах  в дикой природе и в условиях неволи?
20. Сколько примерно росомах обитает на территории России?
21. Какова биологическая роль росомахи в природных сообществах организмов?
22. Каковы взаимоотношения между росомахой и человеком?

23. Ознакомьтесь с приведенным ниже текстом. Объясните, в чем заключается ошибочность некоторых имеющихся в нём  фактов или идей. Выпишите все эти ошибки на  лист бумаги для  дальнейшего их обсуждения на заседании биологического кружка или на уроке биологии. Внесите необходимые исправления или уточнения.

     «Утро в берёзовой роще недалеко от Москвы.  Шорох листвы деревьев и чувство голода  разбудили взрослую самку росомахи, мирно спавшую  в большом логове под корнями вывернутого ветром большого дерева.  Зверь не торопясь встал на ноги и оглянулся вокруг, вдыхая  утренний воздух, который был для росомахи словно раскрытая книга для человека. Запахи, которые улавливались чутким носом проснувшегося хищника, несли ему самую разнообразную информацию.  И во всём этом разнообразии запахов росомаха сейчас пыталась уловить только запахи будущей добычи.  Но вдруг её внимание было отвлечено маленькими пушистыми созданиями, неожиданно появившимися из глубины логова.  Это были её  детёныши,  восемь озорных и  голодных малышей. Пора было выходить на охоту.  Росомаха-мать  надеялась найти пищу для себя и своих потомков  до полудня, чтобы не страдать от жарких лучей солнца.  Она осторожно спустилась к реке и медленно, внимательно  оглядываясь и прислушиваясь, осторожно пошла  вдоль берега. Встреча с потенциальной добычей не заставила себя ждать.  У реки, наклонив голову вниз, к самой воде, стояла косуля.  Росомаха сначала замерла, а затем стала осторожно,  но довольно быстро приближаться к небольшому и ничего не подозревающему  копытному. Казалось, что косуля обречена. Но вдруг из ближайших кустов выскочила рысь и бросилась к косуле.  Та мгновенно метнулась в сторону. Рысь помчалась за ней и совершенно неожиданно для себя почти наткнулась на росомаху… Оба хищника замерли, словно памятники самим себе. Первой опомнилась росомаха. Она в ужасе отпрянула от  опасной кошки.  Нужно было спасать себя.  Росомаха, угрожающе раскрыв пасть и оголив опасные клыки, попятилась, а затем, развернувшись к рыси боком,  бросилась в заросли.  Рысь сделала несколько прыжков в сторону росомахи, но далее  преследовать её не стала. Мать восьми пушистых комочков осталась жива, а значит – и они (её дети) сохранили шансы на эту самую жизнь.  Через пару часов блуждания по лесу  ей повезло. Росомаха нашла  большую погибшую птицу и таким образом всё-таки  обеспечила пищей своих  детёнышей.  Добыча была не слишком велика, но всё-таки она позволила утолить голод  детёнышей  росомахи на какое-то время. А следующим утром их мать снова отправится на охоту, которая, возможно, будет  более удачна, чем сегодня…»

      В предложенном для обсуждения тексте имеются следующие ошибки и неточности:
 
Росомахи не живут в берёзовых рощах под Москвой. Чаще всего их можно встретить в таёжных лесах. Детёнышей у этого зверя бывает не восемь, а, как правило, не более четырёх. На охоту росомаха выходит вечером или ночью,  а не утром. При встрече рыси и росомахи отступает большая кошка.  Взрослая росомаха рыси не боится.

24. Сочините собственные небольшие тексты об изученных на этом занятии животных. Включите в них как верную информацию, так и биологические ошибки. Прочитайте эти тексты своим товарищам,  предложите им найти ошибки и внести необходимые исправления.

     ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ  САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ  ШКОЛЬНИКАМИ БИОЛОГИИ РОСОМАХИ

1. Найди в сети Интернет несколько кинофрагментов о  росомахах.
2. Посмотри эти кинофрагменты. Обрати внимание на неизвестные тебе ранее биологические особенности этих животных.
3. Кратко запиши факты и идеи, которые  вызвали у тебя интерес  и дополнили твои биологические знания.
4. Подготовь устное или письменное сообщение о том, что тебе удалось выяснить.  Для этого составь план изложения информации в нужной логической последовательности.
5. Не забудь сформулировать выводы или подвести итоги своего маленького исследования.
6. Обсуди с учителем возможность своего выступления перед другими учащимися на уроке биологии или очередном заседании биологического кружка.

                ЛИТЕРАТУРА

1. Аристов А.А.,  Барышников Г.Ф. Млекопитающие фауны России и сопредельных территорий. Хищные и ластоногие.  – СПб, 2001,  560 с.
2. Баккал С.Н., Бардин А.В., Даревский И.С. и др. Редкие животные нашей страны. – Л.: Наука, 1989.
3. Биология лесных птиц и зверей. Учеб. Пособие для лесохоз. и  биол. специальностей вузов. – М.:  Высшая школа, 1975.
4. Брем А. Жизнь животных. – М.: Эксмо,  2003.
5. Дикие животные России. – М.: Эксмо, 2011.
6. Жизнь животных. Том седьмой. Млекопитающие / Под ред. В.Е. Соколова.  – М.: Просвещение, 1989.
7. Росомаха // Наша флора и фауна. – М, 2013. - № 23.
8. Росомаха [Электронный ресурс].  – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Росомаха, свободный. (Дата обращения: 25. 11. 2022).
9. Росомаха [Электронный ресурс].  – Режим доступа: https://wildfauna.ru/rosomaxa, свободный. (Дата обращения: 4. 12. 2022).
10. Росомаха и интересные факты о ней [Электронный ресурс].  – Режим доступа: свободный. (Дата обращения: 4. 12. 2022).
11. МЕГАЭнциклопедия. Животные. Пер. с англ. – М.: Эксмо, 2010.
12. Суматохин С.В. Чтение и понимание текста при обучении биологи // Биология в школе. – 2012. - № 6.
13. Суматохин С.В. Виды чтения при обучении биологии  // Биология в школе. – 2012. - № 7.
14. Флинт В.Е., Чугунов Ю.Д., Смирин В.М.  Млекопитающие СССР. – М.: Мысль, 1970.