Изучаем фауну России. Краснозобая казарка

Александр Кулев
      
      В процессе  проведения кружковых занятий по биологии педагог имеет возможность существенно расширить знания школьников о различных представителях фауны России. В данной статье учитель найдет необходимую информацию для этих занятий, а также разнообразные составленные автором вопросы и задания, многие из которых нацелены на развитие мышления у школьников. Приведенные материалы могут  использоваться педагогом и на уроках биологии.
   
     Важным направлением работы учителя биологии является формирование у школьников любви к природе своего края; стремления и умения изучать жизнь животных, обитающих на территории России. В настоящее время, учитывая остроту экологических проблем, данная идея приобретает особую актуальность.  Организуя процесс  изучения школьниками биологии и экологии животных, педагог может не только успешно решать  задачи обучения детей,  развития их интеллекта,  но   и  осуществлять патриотическое воспитание подрастающего поколения.

ОБЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ

     Занятие начинается с  формулирования его темы, цели и основных задач. После этого биологический текст, предназначенный для учащихся, поочередно зачитывается несколькими школьниками и, в случае необходимости,  сопровождается краткими комментариями со стороны педагога. Значительная часть информации подается в научно-популярном и научно-художественном стилях, что соответствует возрастным психологическим особенностям подростков.

     После прочтения текста учащиеся задают собственные вопросы о том, что оказалось для них непонятным либо вызвало особый интерес; отвечают на вопросы, сформулированные в заключительной части статьи, а также выполняют приведенные в ней задания. Методический аппарат статьи нацелен не только на проверку качества первичного усвоения школьниками  озвученных фактов и идей, но и  на  осуществление разнообразной мыслительной деятельности.

     Очень желательно, чтобы в процессе проведения занятий на экране или интерактивной доске появлялись изображения его «героев» - представителей тех видов животных, о которых идет речь. В конце занятия учащимися при помощи педагога подводятся  итоги, формулируются необходимые выводы.      В качестве домашнего задания учитель может предложить школьникам дополнить свои знания о данном биологическом объекте информацией из литературных источников. Кроме того, дети получают от педагога приведённую в статье инструкцию для самостоятельного изучения животных с использованием   кинофрагментов  из сети  Интернет. Данное задание может быть выполнено дома или в школе (в кабинете биологии либо в компьютерном классе, во внеурочное время).

СОДЕРЖАНИЕ  БИОЛОГИЧЕСКОГО ТЕКСТА  ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

    Краснозобая казарка -  удивительная птица, встречающаяся в северных регионах России. Она удивляет людей, познакомившихся с ней впервые, яркостью своего оперения,  необычным поведением  и  непростой судьбой. Сегодня у нас есть возможность познакомиться с этой птицей поближе.  Поверьте – она этого
заслуживает!

• Внешний облик

     Казарки – это птицы, которые в среднем несколько мельче гусей. Обладают они более короткой и толстой, чем у настоящих гусей, шеей и более высоким у основания клювом. Но всё-таки эти пернатые по своему внешнему виду скорее гуси, чем утки, несмотря на то, что учёные-систематики относят их к семейству утиных. Представители одного из этих видов птиц - краснозобые казарки – действительно имеют зоб ржаво-красного цвета. Да и вообще следует отметить, что окраска их яркая, контрастная, включающая в себя рыжие, белые, чёрные тона.

• Распространение, места обитания

     Гнездится краснозобая  казарка в тундрах на территории России, главным образом на Таймыре и соседних с ним областях. Населяет  кустарниковые и типичные мохово-лишайниковые тундры. Отдаёт предпочтение наиболее сухим и возвышенным участкам недалеко от воды, часто с редко  встречающимися здесь берёзой,  ивой, иногда - пучками сухого бурьяна.
   
     Нередко гнездится казарка на крутых обрывах по берегам рек и оврагов поблизости от гнёзд представителей некоторых видов северных хищных птиц, реже - на пологих скалистых островах возле колоний серебристых чаек или чаек-бургомистров. В негнездовой период днём казарки кормятся на суше, ночью для отдыха выбирают глухие заболоченные участки, водную гладь закрытых водоёмов вдали от берега и в случае безветрия даже акваторию моря.

• Характерные черты поведения

      В литературе отмечается, что по своему поведению казарки  очень похожи на уток, ведь они такие же общительные и подвижные. При посадке на воду или взлёте с неё эти птицы издают громкие гогочущие крики. Не вызывает сомнения тот факт, что звуковая сигнализация  у краснозобых казарок является одним из основных  способов получения информации, связанной с внутривидовой коммуникацией. Полёт у этих птиц быстрый и весьма маневренный. Всем известно, что гуси в воздухе нередко выстраиваются в клин. Но для казарок  это не характерно. Их стая может менять форму, то рассыпаясь, то собираясь вновь в единое целое. Подобно многим другим своим близким родственникам,  казарки  любят воду, великолепно плавают и ныряют.
      
    Удивляет  доверчивость этих птиц, что в прошлом являлось причиной их гибели в результате охоты. Ещё в свои давние студенческие годы в экспедиции на полуострове Таймыр автор этой статьи  вместе с профессиональными орнитологами  спасал от гибели двух отставших от своих выводков птенцов этой очень редкой птицы. Птенцы  долгое время жили в вольере около нашего дома, мы часто выпускали их на прогулку, кормили из рук. В итоге казарки  выросли абсолютно ручными, ходили рядом с нами словно домашние птицы, выпрашивали пищу. В дальнейшем эти птицы, утерявшие  страх перед человеком,  по разрешению соответствующих, действующих в то время в данном регионе природоохранных организаций, были доставлены в зоопарк и, видимо,  благополучно прожили там свои дни.

• Питание

     Пищу  казарки обычно  добывают  на суше, периодически отправляясь к водоёму, чтобы утолить жажду. Традиционно считается, что потребляют они исключительно растительные  корма. В период размножения краснозобая казарка питается листьями, побегами и корневищами различных трав, отдельными видами осоки и хвоща. На зимовках кормится на пастбищах, лужайках и полях, засеянных озимыми пшеницей, ячменём, кукурузой. Корм добывают на суше в светлое время суток. Иногда в середине дня птицы делают перерыв и удаляются на водопой на близлежащий водоём. Как правило, ночуют на воде, но иногда и в местах кормёжки.

• Размножение и развитие

     Половая зрелость у краснозобой казарки наступает в возрасте 3—4 лет, пары формируются в местах зимовки. Известно, что краснозобые казарки   моногамны. Ведь сложившаяся пара птиц сохраняется долгие годы.  Брачные игры включают в себя ритуальное погружение клюва в воду, выполняемое обеими птицами пары, и вертикальную позу самца, в которой он наезжает на самку. Гнездятся парами или разрозненными колониями, состоящими из 4—5 пар, почти всегда на обрыве. К постройке гнезда приступают сразу после прилёта. Гнездо открытое, строится прямо на земле, обычно представляет собой углубление на относительно ровной площадке склона, заполненное сухими стебельками злаков и другой растительности, а также  густым слоем тёмно-бурого пуха. Обычно диаметр готового гнезда составляет около 20 см, глубина выемки 5—8 см. Готовая кладка содержит 3—9, чаще 5—7 яиц сливочно-белого цвета, иногда с зеленоватым оттенком. Размеры яиц: длина 63—73 мм, ширина 41—48 мм. Насиживает самка 23—25 суток, в то время как самец находится неподалёку на воде или берегу.
 
     Свои гнёзда казарки  часто располагают вблизи гнезда сокола-сапсана, мохноногого канюка, белой совы. Эта «поведенческая  стратегия» позволяет казаркам весь период гнездования  находиться под защитой сильного и опасного хищника, эффективно оберегающего своё гнездо, а заодно и гнездо казарок, от песцов, поморников и других  врагов.  Реакция на приближение к гнезду человека неоднозначна: одни птицы подпускают его вплотную, другие сходят с гнезда при приближении на расстояние нескольких шагов, третьи покидают кладку заранее,  при первых же тревожных криках сапсана.
 
     Пуховые птенцы появляются на свет во второй половине июля, когда у взрослых птиц наступает период послебрачной линьки. «Новорождённые» потомки окрашены преимущественно в серый цвет и в этом смысле совершенно не похожи на взрослых птиц своего биологического вида. Оба родителя ведут выводок на сырые травянистые лужайки, где птенцы держатся до подъёма на крыло в последней декаде августа. Птенцы нескольких выводков нередко образуют детские сады,  которые надёжно охраняются  взрослыми птицами.

• Роль в природе, взаимоотношения с  человеком
               
      В природе роль краснозобой казарки относительно невелика в связи с её невысокой численностью и  ограниченным распространением. Однако в северных  регионах России эти  птицы являются объектами питания хищных птиц и зверей, носителями паразитических беспозвоночных, распространителями семян, регулируют интенсивность роста травянистых растений.

     Краснозобая казарка   к настоящему моменту является,  вероятно, одним из наиболее  изученных отечественными орнитологами видов гусеобразных.  И  основная причина этого -   повышенное внимание к данному виду  как  охраняемому на территории России.  Знание поведенческих особенностей краснозобой казарки является важным условием её успешной охраны.

    В Международной Красной книге краснозобая казарка имеет статус вида, которому угрожает опасность полного исчезновения. Этот статус был присвоен вследствие резкого снижения численности птицы во второй половине XX века: только за 20 лет с середины 1950-х по середину 1970-х она снизилась с примерно 50 тыс. до 22—27 тыс. половозрелых особей, то есть более чем на 40 %. К настоящему времени она несколько стабилизировалась и оценивается в районе 37 тыс. половозрелых особей.

     Называют несколько основных причин снижения численности казарок, имеющих как природный, так и антропогенный характер. В российских источниках информации одной из главных таких причин называют промышленное освоение российского Севера, в том числе освоение месторождений нефти и газа, интенсификацию рыболовства, интенсивное использование гидросамолётов, моторных лодок и другой техники.   При этом указывается, что уменьшение факторов беспокойства в конце 1980-х годов благотворно сказалось на общей численности этих птиц.

      Другой немаловажный отрицательный фактор связан с интенсивным гражданским строительством и развитием туризма в основных местах зимовок и отдыха краснозобых казарок в период миграции, которые привели к существенному ухудшению её кормовых ресурсов, а в ряде случаев к их полному исчезновению.

     Длительное время казарки в период своих перелётов значительно страдали от браконьеров, особенно с учётом большей доверчивости этих птиц по отношению к присутствию человека в сравнении с гусями и многими утками. Одно время практиковался отлов казарок для коллекций зоопарков, что также негативно сказалось на их численности  в природе. В то же время, нельзя не отметить и позитивную роль зоопарков,  которую они играют в деле  сохранение краснозобой казарки как биологического вида.  Ведь полученные при  разведении в условиях неволи птицы являются необходимым резервом, позволяющим надеяться на сохранение этого редкого вида гусеобразных даже в случае его быстрого вымирания в природе.
 
     Некоторые  причины уменьшения численности казарок не связаны с деятельностью человека либо эта связь опосредованная. Сокращение популяции леммингов в прошлые годы сказались на кормовом поведении песцов, компенсировавших  недостаток этих грызунов за счёт обитателей  птичьих гнёзд, включая гнёзда краснозобых казарок. Большой урон со стороны четвероногих хищников также был связан со значительным уменьшением численности сапсанов, возле гнёзд которых обычно селятся казарки.  В будущем на условия обитания многих северных видов может значительно повлиять и глобальное потепление: компьютерное моделирование показывает 67-процентное сокращение площадей тундр к 2070 году.

    Помимо Красной книги Международного союза охраны природы, краснозобая казарка охраняется рядом международных соглашений, в частности она включена в Приложение II Конвенции СИТЕС (запрет на торговлю), Приложение II Боннской Конвенции, Приложение II Бернской Конвенции, Европейский Красный список. В Красной книге России казарка имеет статус редкого вида (III категория). В этой связи часть традиционных гнездовых территорий краснозобой казарки и мест её отдыха находятся в границах природоохранных зон: Таймырского заповедника, федеральных заказников, ряда заказников местного значения.

ВОПРОСЫ  И ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. Какие признаки внешнего строения  характерны для краснозобой казарки? 
2. Какие внешние особенности отличают казарок  от настоящих гусей?
3. Какова может быть биологическая роль яркой окраски, которую  имеют  краснозобые казарки?
4. Где распространены  краснозобые казарки, какие местообитания выбирают в обычной период жизни и во время гнездования?
5. Какая особенность поведения делает казарок похожими на уток?
6. Что следует понимать под выражением «внутривидовая коммуникация»?
7. Что характерно для полёта краснозобых казарок?
8. Почему доверчивость казарок может быть одной из причин их низкой численности в природе?
9. Чем питаются эти птицы и где находят свой корм?
10. В каком возрасте у краснозобых казарок наступает половая зрелость?
11. В какое время года казарки приступают к  процессу размножения на территории России?  С чем это связано?
12. Почему эти птицы считаются моногамными?
13. Что представляет собой гнездо краснозобых казарок, из чего оно строится?
14. Сколько яиц может быть в гнезде этих птиц?
15. Почему казарки часто строят свои гнёзда неподалеку от гнёзд  хищных птиц (например, сокола сапсана)?
16. Каковы сроки насиживания яиц у краснозобых казарок?
17. Какова роль этих гусеобразных в природных сообществах? 
18. Назовите основные причины сокращения численности краснозобых казарок  в условиях дикой природы.
19. Как понять выражение: «Снижение численности краснозобых казарок нередко связано с влиянием  антропогенных факторов»?
20. Расскажите о мерах охраны краснозобых казарок у нас в России и за рубежом.

21. Ознакомьтесь с приведенным ниже текстом. Объясните, в чем заключается ошибочность некоторых имеющихся в нём  фактов или идей. Выпишите все эти ошибки на  лист бумаги для  дальнейшего их обсуждения на заседании биологического кружка или на уроке биологии. Внесите необходимые исправления или уточнения.

      «Давненько я не был в арктической тундре, но вот, наконец, мне вновь представилась такая возможность! Я прилетел из Санкт-Петербурга на Таймыр  два дня назад, и вот уже с удовольствием шагаю вперёд, вдыхая прохладный воздух, прислушиваясь к птичьим крикам и постоянно оглядываясь по сторонам. Обходя холм, каких немало в тундре,  я вдруг увидел у его основания, на совершенно ровном  участке тундры  краснозобую казарку, которая сидела на гнезде в паре сотен метров от меня. Сначала я замер от неожиданности, а затем очень медленно лёг на землю, пытаясь спрятаться в довольно высокой  траве и  низкорослых зарослях кустарничков.  Я осторожно оглядел окрестности. Как хорошо, что я не забыл взять с собой полевой бинокль! Не составило никакого труда обнаружить недалеко от гнезда и самца краснозобой казарки.  Он спокойно расхаживал среди травянистых растений и собирал с них крупных насекомых,  которых с удовольствием поедал. Эта белогрудая птица была хорошо видна даже издали, а уж тем более – при увеличении бинокля,  и наблюдение за ней доставляло большое удовольствие! 

     Рассматривая окружающую местность с помощью бинокля, я вскоре обнаружил и покровителя казарок – крупную самку сокола сапсана,  сидящую в  своем гнезде на недалеко расположенной возвышенности.

     Вскоре терпение меня покинуло. Я понимал, что насиживающей  казарке  придётся пережить несколько очень тяжёлых минут, но устоять перед соблазном было невозможно. Я встал и медленно подошёл к её гнезду.  Могу себе представить ужас птицы:  рядом с ней появилось огромное двуногое чудовище с  горбом на спине (ведь именно так, вероятно, воспринимались ею  я и  мой рюкзак) … 

    Когда я стал приближаться к гнезду казарки, самка сапсана привстала со своего гнезда, издала громкий крик, вероятно, готовясь к нападению на пришельца, но почему-то так и не решилась этого сделать.  Я подошёл вплотную к казарке, сидящей на яйцах. Она от страха вжалась в лоток гнезда и замерла.  Птица разрывалась между двумя желаниями – немедленно спасаться бегством или по-прежнему сидеть на гнезде, не подавая признаков жизни. И, собрав воедино всё своё мужество, она оставалась на месте. Я догадывался, что  сердце её стучало с удвоенной частотой и силой. Но я снова не удержался от соблазна и легко  дотронулся пальцами  до её оперения. Это было уже слишком!  Испуганная казарка быстро покинула гнездо. Я наклонился над ним и стал с интересом рассматривать птенцов. Их было шестеро.  Пятеро успели  подрасти в гнезде и уже приобрели яркую, разноцветную окраску, такую же, как у взрослых птиц.  Думаю, они появились на свет  примерно неделю назад. А вот последний – шестой –  был ещё совсем маленький.  Мокрый, беспомощный, качающийся на слабых перепончатых ножках, он был одновременно смешным и очень милым.

     Однако долго и спокойно  рассматривать птенцов  мне не удалось.   С громкими воинственными криками на меня стал пикировать прилетевший домой самец сапсана. Я отступил, и по мере моего ухода от гнезда казарок вокруг меня всё постепенно успокаивалось.  Атаки самца сапсана становились всё реже и всё менее настойчивыми, и через некоторое время прекратились, ведь опасность миновала…

     Недели через две я снова посетил то место, где гнездились казарки и  сапсаны.  Подходил  осторожно, но ещё издали услышал резкие, взволнованные крики  соколов.  Я поднял бинокль к глазам.  Два песца были причиной волнения птиц. Полярные разбойники  направлялись к семье казарок. Но на этот раз две острокрылые большие птицы взмыли в воздух почти мгновенно, как только увидели приближающуюся опасность. А ещё через несколько секунд оба песца подверглись яростной атаке сапсанов, защищающих от врагов территорию вокруг своего гнезда. Песцы сразу же потеряли так характерную для них  поначалу нагловатую уверенность   и обратились в бегство. Метров через сто или сто пятьдесят сапсаны прекратили преследование, потому что там пролегала невидимая граница, на которой заканчивался их гнездовой участок.
 
    Птенцы казарок забыли об опасном происшествии – нападении песцов - гораздо раньше, чем их родители. Вскоре они уже беззаботно копошились в траве, вероятно, в поисках корма. Всех этих птиц  – и наивных малышей, и опытных взрослых - ждала дальнейшая жизнь, полная новых неожиданностей. И я  очень хотел верить в то, что она будет долгой и по-гусиному счастливой…»

23. Сочините собственные небольшие тексты об изученных на этом занятии животных. Включите в них как верную информацию, так и биологические ошибки. Прочитайте эти тексты своим товарищам,  предложите им найти ошибки и внести необходимые исправления.

КРАТКИЕ ОТВЕТЫ НА НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ И ОБРАЗЦЫ ПРАВИЛЬНО ВЫПОЛНЕННЫХ ЗАДАНИЙ

     Яркая окраска казарок, возможно, позволяет им легко находить соплеменников на земле и не теряться в воздухе во время полёта.  Она  позволяет легко отличить особей своего вида от других, что немаловажно при образовании пар, групп и стай, состоящих из данного одного вида.

     Внутривидовая коммуникация – это система звукового общения между особями одного биологического вида животных.
 
     Краснозобые казарки размножаются в северных регионах  России в летнее время, т.е. в период  относительно высоких температур, максимального для этих широт изобилия и разнообразия кормовых ресурсов.

    Антропогенные факторы – это разнообразные воздействия на природу, связанные с человеческой деятельностью.

          В предложенном для обсуждения тексте имеются следующие ошибки и неточности: 

1. Насиживающую, почти неподвижную птицу обнаружить на гнезде без применения в этот момент бинокля и с расстояния в двести метров  очень трудно, практически невозможно. Вряд ли это удалось бы рассказчику.
2. Казарки строят свои гнёзда на обрывах, в углублении склона, а не на ровной поверхности у основания холма, как это было описано в рассказе.
3. Описанный в рассказе самец краснозобой казарки не мог собирать с растений крупных насекомых и поедать их. Эти птицы являются растительноядными.
4. Краснозобые казарки, естественно, не являются белогрудыми.
5. Птенцы казарки долгое время сохраняют преимущественно серую окраску, принципиально отличающуюся от окраски  взрослых особей.  Поэтому очевидно, что малыши в гнезде не могли быть окрашены как их родители.
6. Птенцы казарок не могли подрасти в гнезде, а уж тем более – быть найденными там повторно, через две недели. Это не характерно для выводковых птиц. Взрослые гуси и утки уводят  птенцов подальше от своего бывшего  гнезда почти сразу же после их вылупления из яиц .
7. Вылупление птенцов у конкретной пары казарок происходит   синхронно, все малыши оказываются одновозрастными.  Ведь насиживание  взрослая птица  начинает с момента откладки последнего яйца.  Поэтому в одном и том же выводке  казарок не могло быть  птенца, который вылупился в этом гнезде через неделю после всех остальных.   Возможна только совсем иная ситуация. Например, из пяти яиц одновременно вылупились птенцы, и родители увели их от гнезда.  А из шестого яйца птенец не вылупился. Такое иногда случается по разным причинам, например, если яйцеклетка почему-либо не была оплодотворена, или через слегка треснувшую при насиживании скорлупу внутрь яйца попали вредоносные бактерии, которые на ранних этапах убили лишь недавно зародившуюся в нём жизнь. Тогда рассказчик  имел некоторые шансы увидеть в гнезде казарок, например,  пятерых только что  появившихся на свет птенцов и одно яйцо, из которого по указанным выше причинам малыш не вылупится никогда. Однако рассказчик поведал нам совсем  иную, абсолютно неправдоподобную историю…

     ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ  САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ  ШКОЛЬНИКАМИ БИОЛОГИИ  КРАСНОЗОБОЙ КАЗАРКИ

1. Найди в сети Интернет несколько кинофрагментов о  краснозобых казарках.
2. Посмотри эти кинофрагменты. Обрати внимание на неизвестные тебе ранее биологические особенности этих животных.
3. Кратко запиши факты и идеи, которые  вызвали у тебя интерес  и дополнили твои биологические знания.
4. Подготовь устное или письменное сообщение о том, что тебе удалось выяснить.  Для этого составь план изложения информации в нужной логической последовательности.
5. Не забудь сформулировать выводы или подвести итоги своего маленького исследования.
6. Обсуди с учителем возможность своего выступления перед другими учащимися на уроке биологии или очередном заседании биологического кружка.

                ЛИТЕРАТУРА

1. Баккал С.Н., Бардин А.В., Даревский И.С. и др. Редкие животные нашей страны. – Л.: Наука, 1989.
2. Бёме Р. Л.; Кузнецов А. А. Птицы открытых и околоводных пространств СССР. — М.: Просвещение, 1983.
3. Брем А. Жизнь животных. – М.: Эксмо,  2003.
4. Винокуров А. А. Редкие и исчезающие животные: Птицы. — М.: Высшая школа, 1992.
5. Губин А.И. Мир животных. – М.: Издательство Мир книги, 2007.
6. Жизнь животных. Том 6. Птицы / Под ред. В.Д. Ильичёва, А.В. Михеева. – М.: Просвещение, 1986.
7. Краснозобая казарка // Наша флора и фауна. – М, 2014. - № 87.
8. Краснозобая казарка [Электронный ресурс].  – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Краснозобая_казаркаhttps, свободный. (Дата обращения: 15. 09. 2022).
9. Нидон К., Петерман И., Шеффель П., Шайба Б. Растения и животные: Руководство для натуралиста. – М.: Мир, 1991.
10. Скалдина О.В. Красная книга. Птицы России. – М.: Эксмо, 2013.
11. Скалдина О.В. Красная книга Земли. – М.: Эксмо, 2013. 
12. Суматохин С.В. Чтение и понимание текста при обучении биологи // Биология в школе. – 2012. - № 6.
13. Суматохин С.В. Виды чтения при обучении биологии  // Биология в школе. – 2012. - № 7.