Визиты министра Бориса Бакина в Северодвинск

Виталий Сергеевич Смирнов
Глава Минмонтажспецстроя СССР лично курировал создание производственных мощностей судостроительного комплекса в городе

10 июня 2023 года исполнилось 110 лет со дня рождения бывшего Министра монтажных и специальных строительных работ СССР Бориса Владимировича Бакина (1913-1992). Его имя занимает достойное место среди виднейших созидателей, воедино сливших свою биографию с биографией Родины, своим трудом ковавших её могущество. Он стоял у истоков организации уникальной многопрофильной системы и внёс в её развитие большой личный вклад.

Трудовой путь Бориса Владимировича – яркий пример роста мастерства, приобретения широких знаний, которые затем были использованы им в развитии производства самых различных областей строительно-монтажных работ. Он прошёл этот большой и сложный путь, начав его в 1930 году электромонтёром и завершив на постах заместителя министра (в 1967-1975 годах) и министра (в 1975-1989 годах) одного из крупнейших министерств страны – Минмонтажспецстроя.

Особый вклад внесло возглавляемое им министерство в укрепление обороноспособности страны, в дальнейшее развитие военно-промышленного комплекса. Ярким примером тому является созданный в Северодвинске под его личным руководством уникальный эллинг – комплекс по строительству подводных лодок. За досрочный ввод этого объекта в эксплуатацию и высокое качество работ Борису Бакину в 1975 году было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда.

Все, кто работал рядом с этим государственным деятелем и крупным организатором производства, отмечали его принципиальность, деловые качества и смелость. Он умел отстаивать свою точку зрения, доказывать правоту, а для устранения любых недостатков оперативно принимал чёткие решения. Борис Владимирович очень бережно относился к кадрам, ценил и берёг специалистов, всегда находил возможность защитить людей и оказать им посильную помощь.

Он был патриотом своей Родины, и она щедро оценила его труд, наградив пятью орденами Ленина (1949, 1961, 1966, 1975, 1983), орденами Октябрьской Революции (1981), Трудового Красного Знамени (1956), двумя орденами «Знак Почёта» (1943, 1958), медалями. Он был удостоен Ленинской (1985) и Сталинской (1951) премий, а также Государственной премии СССР (1969). Ему было присвоено почётное звание «Заслуженный строитель РСФСР» (1972).

В 1970-1980-е годы в состав Минмонтажспецстроя входили 312 предприятий, 224 треста, 34 проектно-конструкторских и научно-исследовательских института. Вся система министерства, которую формировал и которой руководил Б.В.Бакин, была особым образованием, проникнутым духом высочайшей ответственности. Здесь была воспитана элита инженерно-строительных кадров. Более монолитного и организованного учреждения в стране не было и вряд ли когда ещё будет.

В систему Минмонтажспецстроя входила генподрядная строительно-монтажная организация – Главное управление специального строительства, созданная в 1951 году для обустройства и развития производственной базы оборонных отраслей промышленности на основе новейших достижений и разработок передовой науки и техники. В 1954-1981 годах этой структурой руководил Николай Иванович Золотаревский (1910-1981), генерал-полковник-инженер, Герой Социалистического Труда.

Совместно с монтажными организациями министерства Главспецстрой в крайне сжатые сроки в условиях параллельного ведения работ по проектированию, строительству и разработке передовых технологий обеспечивал ввод в эксплуатацию новых производственных мощностей. Уже появилось атомное и водородное оружие, бурно развивалась космонавтика, атомное подводное судостроение, авиация, электроника и другие специальные отрасли промышленности.

В начале 1970-х годов Бакин уже в ранге заместителя министра вместе с начальником Главспецстроя генералом Золотаревским неоднократно выезжал на Север, где на берегу Белого моря, на территории Северного машиностроительного предприятия Министерства судостроительной промышленности СССР, строился, а потом расширялся крупнейший судостроительный комплекс по выпуску атомных подводных лодок.

Здесь создавался Центр атомного подводного судостроения. Тогда остро стояла задача превзойти Военно-Морские Силы США по строительству атомных подводных лодок. И она была выполнена: наши тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 впоследствии вошли в Книгу рекордов Геннесса и оставили позади лодки ВМС США. Контроль за стройкой вёл лично Дмитрий Фёдорович Устинов, который ежеквартально на месте проверял состояние дел.

Генподрядной организацией Главспецстроя являлось Управление строительства Северодвинска, которым в 1971-1981 годах руководил Владимир Александрович Хребтов. Многотысячный коллектив был усилен шестью военно-строительными отрядами, которые влились в состав уже существующих бригад. Борис Бакин в кратчайшие сроки сконцентрировал на площадке лучших монтажников всех специальностей. Особо большая ответственность легла на трест «Спецстальконструкция».

На месте было создано монтажное управление № 29, которое вело уникальный монтаж металлоконструкций, представляющих собой крупные, полностью готовые блоки с освещением и полной окраской весом до 1000 тонн. Размеры эллинга поражали воображение: пролёт 120 метров, общая глубина и высота 100 метров, длина корпуса около 500 метров. Бакин поставил перед руководством управления главную задачу – в кратчайшие сроки за счёт монтажа крупных блоков металлоконструкций создать тепловой контур огромного эллинга.

И монтажное управление с честью справилось с этой задачей. Проект выполнил головной институт «ЦНИИпроектстальконструкция». Уникальные решения, впервые применённые на сооружении корпуса эллинга, вошли в учебники и справочники по металлоконструкциям. Чего стоит только то, что сделал трест «Фундаментстрой» силами местного управления: они на всей территории комплекса погружали сваи длиной до 22 метров.

Под особым контролем держал работу двух трестов: «Спецмашмонтаж» и «Спецэлектромонтаж». На завершающем этапе отставали работы по монтажу главного технологического оборудования: двух уникальных портальных кранов «Фрегат» и «Гранит», предназначенных для установки готовых секций атомных подводных лодок и блоков ядерных реакторов. Борис Владимирович дал команду вести работу в три смены и как-то вместе с управляющими трестами приехал именно в третью смену в зону монтажа кранов.

На площадке тихо, спокойно, работы не видно. Вдруг в верхней зоне засветился огонёк сварки. «Это мой сварной работает», – рапортуют оба руководителя. Бакин попросил привести его вниз. Вопрос один: «Ты от какой организации?». Ответ: «Я от Севмашпредприятия». Тишина… Бакин отпустил сварщика и на простом, понятном всем языке «врезал» обоим управляющим, добавив в конце: «Чудаки вы оба на букву «мэ». Вскоре отставание было ликвидировано.

«Бэ Вэ» (так уважительно и для краткости называли Бориса Владимировича коллеги) вырос на производстве, на живой монтажной работе и ничто человеческое ему не было чуждо. Простой в общении, он хорошо разбирался в людях. Очень доступный, он в то же время умел выбирать людей, которым доверял и на которых мог положиться в напряжённой ситуации. Он сам был очень ответственным человеком и собирал вокруг себя как руководитель таких же обязательных специалистов. Но умел и строго спрашивать за порученное дело, не терпел вранья, распущенности и бардака на площадке.

У него было отменное чувство юмора. Генерал-майор в отставке Олег Павлович Догадин вспоминал однажды случай, произошедший в одной из командировок в Северодвинске: «Поздно вечером мы с Б.В.Бакиным и Н.И.Золотаревским вышли после ужина прогуляться перед сном по городу. Вернулись, а дверь в квартиру не заперта. Николай Иванович разволновался: вдруг воры. На что «Бэ Вэ» спокойно отвечает: «Ты что, Коля, волнуешься? Думаешь, что они наши рюмки «покрали». Пойдём посчитаем». Рюмки никто не тронул. Да и холодильник остался при полном боекомплекте».

За обедом в столовой «Бэ Вэ» очень любил «запустить пыжа» и просил для этого обязательно свежую горчицу. «Пыжа» он готовил так: кусок чёрного хлеба, слой горчицы, соль и перец. После такого «пыжа» все, кто его пробовал, только открывали рот и часто дышали. Зато потом борщ шёл прекрасно.

27 декабря 1974 года госкомиссия с оценкой «отлично» приняла эллинг в эксплуатацию. Позже судостроители Севмашпредприятия заложили на стапеля первый тяжёлый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941. Председатель Государственной комиссии, заместитель Министра судостроительной промышленности СССР Игорь Сергеевич Белоусов сказал тогда: «По этой стройке надо ходить, сняв шляпу перед строителями и монтажниками. У матросов нет вопросов!»

30 декабря поезд Северодвинск – Москва привёз в столицу целый «монтажный» вагон во главе с Бакиным и Белоусовым. Впереди был новый, 1975 год, и Борис Владимирович уговорил Игоря Сергеевича сделать подарок Золотаревскому – поздравить его с большой победой – сдачей в эксплуатацию уникального комплекса. Он в это время лежал в больнице. Предложение было принято, и прямо на вокзале монтажники забили покупками правительственную машину «Бэ Вэ».

Машину на проходной медучреждения не пропустили бы, но выручил правительственный пропуск Бакина. На всех надели марлевые маски, чтобы «монтажный запах» не пугал здравоохранение. Председателя госкомиссии Белоусова внесли в палату прямо на руках. Радости Николая Ивановича не было границ: такой новогодний подарок! Бакин всё как всегда правильно решил. Правду говорят, что радость – лучшее лекарство: вскоре генерал Золотаревский выписался из больницы.

Акт комиссии был утверждён 17 января 1975 года. Всего четыре года – от первой тележки уложенного в днище дока гидротехнического бетона до испытания смонтированных кранов грузоподъёмностью 320 тонн каждый – понадобилось строителям и кораблестроителям 1970-х годов прошлого века! Порядка пятисот единиц государственных наград было выделено участникам этой выдающейся стройки.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1975 года «за большие заслуги при создании и вводе в установленный срок новых производственных мощностей судостроительного комплекса» звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» было присвоено главе Минмонтажспецстроя Б.В.Бакину, начальнику Главспецстроя Н.И.Золотаревскому, а также бригадиру каменщиков Управления строительства Северодвинска Александру Ивановичу Кондратьеву.

Опубликовано 29 июня 2023 года (к 110-летию со дня рождения Героя Социалистического Труда Б.В.Бакина)

На фото делегация высоких гостей во время визита на Севмашпредприятие. В первом ряду сидят (слева направо): Борис Владимирович Бакин, Павел Григорьевич Котов, Григорий Лазаревич Просянкин, Борис Евстафьевич Бутома, Игорь Сергеевич Белоусов. Северодвинск, 1972 год. Из фондов музея трудовой славы и воинской доблести АО «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие».