Храм Тунганатх и пик Чандрашила

Максим Антошин
Тунгнатх — один из самых высоко расположенных храмов, посвященных Шиве. Считается, что он был построен 1000, а по некоторым индийским источникам — 4000 лет назад, и по легенде, его строителем был один из братьев Пандавов — героев Махабхараты.
В мае 2023 года, вместе с группой соотечественников, я отравился к легендарному храму, чтобы прикоснуться к великой индуистской святыне.
На двух джипах мы отправились в путь из мировой столицы йоги города Ришикеша. Нашей целью был находящийся в 162 километрах небольшой посёлок Чопта. Именно отсюда начинается паломнический путь, или, если хотите, трекинг к храму и находящемуся поблизости от него пику Чандрашиле.
Почти сразу за чертой города дорога стала постепенно подниматься, а справа по ходу движения поплыли живописные виды.
Слово «Тунгнатх» буквально означает «Повелитель вершин».
Находится храм на севере штата Уттарканд на высоте 3690 метров над уровнем моря.
Согласно легенде, после братоубийственной битвы на Курукшетре, мудрец Вьяса посоветовал братьям Пандавам направиться в Варанаси, чтобы получить прощение от Шивы и искупить грехи. Однако Шива, не желая встречаться с виновными по его мнению  Пандавами, покинул Варанаси и укрылся в Гималаях.
Пандавы последовали за ним. Чтобы не дать обнаружить себя, Шива принял облик быка, и присоединился к пасущемуся в долине стаду.
Вечером, когда стаду пришла пора возвращаться, Бхима, отличавшийся огромными ростом и силой, встал ногами на вершины гор, по краям долины и стал поочередно пропускать под собой быков.
Всё стадо благополучно прошло через него, за исключением Быка-Шивы.
Бхима попытался схватить его, но тело Шивы ушло из его рук в землю и перенеслось в пять разных мест.
В каждом из них впоследствии, Пандавы построили храмы в честь Махадева, чтобы вымаливать у него прощение.
Каждый храм соотносится с определенной частью тела Шивы: спина оказалась в Кедарнатхе, руки в Тунгнатхе, голова в Рудранатхе, туловище в районе Мадхья махешвара, а волосы у Калпешвари.
Все вместе эти храмы называются Панч-Кедар и  являются объектами паломничества индуистов.
Первоначально мы ехали по довольно неплохой относительно широкой дороге, однако по мере набора высоты, дорога постепенно сужалась, и в какой-то момент сузилась до одной полосы для движения в обе стороны.
Тем не менее на протяжении всего пути нас сопровождали прекрасные живописные виды.
Ещё через некоторое время дорога ожидаемо превратилась в извилистый серпантин. То и дело  по сторонам от дороги открывались огромной высоты крутые  обрывы, от взгляда на которые в теле ощущался лёгкий внутренний холодок.
К вечеру, после пяти с небольшим часов пути, мы прибыли в Чопту. Посёлок представляет собой совокупность аскетичных гестхаусов, столь же аскетичных кафешек и торговых точек, с недорогими тёплыми вещами.
Находится Чопта на высоте 2 608 метров над уровнем моря, поэтому было холодно, и нам пришлось утепляться. К счастью, в гестхаусе были очень толстые одеяла в непальском стиле, и никто не замёрз.
При этом ночью всем плохо спалось, по всей видимости из-за высоты.
По замыслу организатора, мы встали рано утром, в 3 часа, и направились наверх, чтобы успеть встретить рассвет на вершине Чандрашилы и уже после этого посетить храм.
Благо, на небе красовалась практически полная луна, и особой необходимости в фонариках не было. Расстояние от Чопты до храма — около 5 км. Дорога вымощена камнями и относительно ровная. При наличии минимальной физической подготовки путь не составляет особого труда.
К рассвету мы дошли до храма, и сразу направились дальше, вверх, к пику Чандрашиле.
Начиная примерно от храма, тропу покрывает слой снега.
По мере подъёма, толщина  его покрова увеличивается. А, в некоторых местах, где текут ручьи, очень скользко.
Чандрашила буквально означает "Лунный камень". Высота пика — около 4080 метров  над уровнем моря.
С этим местом также связаны различные легенды.
Согласно одной из таких легенд, именно здесь Господь Рама медитировал после победы над царем демонов Раваной.
С соответствии с другой легендой, бог луны Чандра проводил здесь время в покаянии.
Преодолев нелёгкий подъем, некоторые особо упорные из нас добрались до вершины и были вознаграждены поистине фантастическими красотами.
С вершины пика открывается живописнейшие виды на Гималайский хребет, включающий снежные вершины Нанда Деви, Панч Чули, Бандерпунч, Кедарнатх, Чаукхамба и Нилкант с одной стороны, и долину Гархвал — с противоположной.
Несмотря на холодный ветер, на вершине было уютно и спокойно.
Думаю, благодаря её обустроенности, выражавшейся в наличии соответствующего религиозного сооружения и огромного количества пирамидок оба или доче, а также взошедшему яркому солнцу.
Насладившись великолепными видами и произведя необходимые съёмки, мы направились вниз, теперь уже к храму.
Миновав ворота с колоколом, мы разулись подошли к храму.
Выглядит храм, если так можно выразиться, в высшей степени аутентично.
Построен он в типично-индийском стиле храмовой архитектуры из продолговатых каменных блоков, сложенных и уже, судя по всему, на месте обработанных.
Как и какими инструментами это делали древние строители и
как они вообще смогли построить храм на такой высоте и сколько труда было в него вложено, остаётся только гадать
Считается, что храм построил непобедимый лучник Арджуна — третий из братьев Пандавов, то есть без привлечения сверхсил не обошлось.
Сам храм небольшой, в его внутренней части может разместиться не более десяти человек.
Брамин торопливо прочитал несколько мантр, поставил желающим на лоб жёлтые тилаки в виде трезубцев, собрал деньги и попрощался.
Храм окружают несколько меньших сооружений, посвященных различным богам.
Святилище храма граничит с холмом, где находится священный черный камень (Сваямбху) размером около 30 см, наклоненный влево, символизирующий руки Шивы.
После посещения храма мы выпили чая в местной кафешке и направились обратно.
По дороге нам встретилось большое количество паломников, поднимающихся к храму пешком и на лошадях. Тем, что шли пешком, было нелегко, и мы старались подбодрить их с помощью возгласов «Хар-Хар Махадев» и «Джей Боленатх». Паломники с энтузиазмом вторили нам и с новыми силами продолжали свой путь.
Некоторые спрашивали, сколько осталось до храма и как прошёл наш трип. В ответ мы сообщали примерное расстояние и говорили, что трип прошёл прекрасно.
Вот и всё, что я хотел рассказать о поистине незабываемой поездке к великой индуистской святыне — храму Тунганатху.
Вот короткое видео об этом путешествии:
https://youtu.be/zOGN0_hzHbc?si=L5ZnbSE4ya_WMaUL