Конкретный романтик. Константин Паустовский

Алла Сорокина
   «Сколько раз не приезжаешь в Ленинград, всегда волнуешься, как перед свиданием с любимым человеком, которого не видел много лет.
      Узнает ли он тебя? Не скажет ли, что ты растерял за эти годы веселье и доброжелательность к людям? Примет ли он тебя с прежней простотой? Или будет  молчать, сдерживая зевоту, как всегда бывает, когда умирают старые связи?
     Но каждый раз этот величественный город встречает тебя как друга.
   С жестоким сожалением о потерянном времени выходишь на набережные и проспекты , но  через минуту наступает успокоение. Гармоническая стройность Ленинграда снимает все заботы, все тревоги. Начинаешь понимать, что прекрасное несовместимо с суетой, и суета уходит, оставляя сердце свободным для восприятия чистых впечатлений».
    Так восторженно и романтично писал о Ленинграде  в очерке «Ветер скорости» замечательный русский писатель Константин Георгиевич Паустовский…
     Когда открываешь книги Константина Георгиевича Паустовского, всегда чувствуешь на себе его внимательный и доброжелательный взгляд, и хочется, чтобы  этот человек- писатель- встретил тебя как друга. И начав читать эту благоуханную, чистую, светлую прозу, как будто протягиваешь руку, надеясь на ответное рукопожатие. И если это случается, завязывается знакомство на всю жизнь.
     Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в 1892 году, затем семья его переехала в Киев, и там  он прожил много лет, закончил первую  Киевскую гимназию, в которой  в те годы  одновременно с ним учился Михаил Булгаков,
    В юности Константин Георгиевич увлекался творчеством Александра Грина. В своих воспоминаниях он писал: «Мое состояние можно  было определить как восхищение перед воображаемым миром и тоску из-за невозможности увидеть его.
   Эта «тоска» в итоге превратилась в  редкостный чудный дар претворять   в красоту прозу и поэзию. Свою первую книгу, которую   он написал в 1919 году,  так и назвал-  «Романтики», а о себе говорил, что он конкретный романтик. «Романтическая настроенность не противоречит острому интересу к «грубой жизни» и любви к ней. Во всех областях человеческой деятельности, за редкими исключениями, заложены зерна романтики»- это высказывание самого писателя.
И  это несмотря на то, что  годы молодости его  совпали со страшным временем  в жизни  нашей страны, первой мировой войной,  революцией, сталинскими репрессиями.  На фронт его не взяли из-за  сильной близорукости, и он  работал санитаром  в тыловом санитарном поезде. Эти годы он описал в  своей  автобиографической повести о жизни в шести книгах. «Осенью 1915 года я перешел с  поезда в полевой  санитарный отряд и прошел с ним длинный путь отступления от Люблина в Польше до городка Несвижа в Белоруссии».
    В последующие годы Константин Георгиевич  писал свои  повести, занимался журналистикой, долго жил в Одессе, работал в редакции газеты «Маяк», там познакомился с Бабелем, Рувимом Фраерманом,  Эдуардом Багрицким, Ильей Ильфом…  Страсть к странствиям    заставала его в Батуми, Тбилиси, Баку, Петрозаводске… Затем  Константин Георгиевич  попадает в среднюю полосу и, покоренный ею,  выплескивает свое восхищение в таких строках: «Я не променяю Среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие  красоты земного шара. Сейчас я со снисходительной улыбкой вспоминаю юношеские мечты о тисовых лесах и тропических грозах.  Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки или за извилистую  речонку Таруску – на ее скромных  берегах  я теперь часто и подолгу живу.    С этим кустом, с пасмурным небом, помаргивающим дождями, с дымком деревень и сырым луговым ветром отныне накрепко связана моя жизнь».
     В эти годы он создает свои замечательные  романы, рассказы  и повести:  «Михайловские рощи», «Мещерская сторона», «Разливы рек», «Судьба Шарля Лонсевиля,  многие другие.  Позже Инна Гофф,   студентка Литературного института,  писала об этих годах, что Паустовский  умел создать таинственную и прекрасную  атмосферу творчества.
     Читая произведения Паустовского, всматриваешься, вслушиваешься в  окружающую природу. И представляя себе то, что и как  он описывает, поддаешься  чародейству его пера.
 «Мещерские леса чисты и величественны , как кафедральные соборы»…  «В Мещерском  крае нет  никаких особенных красот и богатства кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но, все же, край этот  обладает необыкновенно притягательной силой".
   После публикации Паустовского о Мещерском крае, Мещера стала такой же  неотъемлемой принадлежностью русской культуры, как Михайловское Пушкина, Спасское-Лутовиново Тургенева, Ясная Поляна Льва Толстого.
      Паустовский  говорил, что он изъездил  почти всю страну,  побывал в Европе, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой внезапной и лирической силой, как Михайловское. 
     Восхищенный творчеством Паустовского, писатель Борис Зайцев оставил  такие строки: « Тонкий до артистизма, наблюдательный писатель… его особенность, что он никогда не  описывал зла. У Гоголя, например, не выходили «светлые линии», Жуковский не мог говорить о «тьме и грехе».
    Живя во время тотального восхваления Сталина, писатель умудрился не написать о нем ни строчки. В страшные дни повальных арестов Паустовский уезжает - от предательств, доносов, разоблачений, кровожадных собраний «общественности», от собственного страха, в глухие углы Рязанщины и там, нежданно-негаданно обретает для себя край неслыханной, сказочной красоты. А вместе с тем, открывает и себя, обретает свой  стиль, свою свободную и величавую русскую речь. Борис  Чичибабин в очерке «Слово о любимом писателе»  к столетнему юбилею Паустовского высказывался: «Нужно ли объяснять чудо? Само всепризнанное мастерство Паустовского, полученное в чудный дар, его  непревзойденно-волшебный русский язык, его высокая художественность – есть великая русская проза».
    Что касается героев произведений Паустовского,  и вымышленных, как, например, Шарль Лонсевиль в «Судьбе Шарля Лонсевиля», или реальных, как лейтенант Шмидт в повести «Черное море», или персонажи романа «Дым отечества», то они воспринимаются как живые люди и не могут оставить читателей равнодушными к их судьбе.
       Потрясающая сцена из «Черного моря» - суд над лейтенантом Шмидтом, когда плакали конвойные, ведя его на расстрел, или пушкинист Швейцер  в «Дыме отечества» в блокадном Ленинграде читает артистам  театра, оставшимся в городе,  лекцию перед постановкой ни много ни мало «Войны и мира»!  Сам писатель так  высказывался на эту тему: « Я всегда был с любимыми своими героями, в горе и счастье, в борьбе и тревогах,  жил с ними одной жизнью, всегда стремился открыть в них добрые черты, показать их незаметное порой своеобразие. И с той же силой, с какой любил  все подлинно человеческое в самом незаметном герое, ненавидел людскую тупость и невежество. Но больше всего я обязан самой жизни простой и значительной. Ее свидетелем и участником  мне посчастливилось быть».
    Для меня,  автора этого эссе,    открытие творчества Константина Георгиевича Паустовского  одно из ценных приобретений   в  моей жизни. Мир этого писателя удивительным образом  совпал с  собственным мироощущением, мало  того, другого просто  и не могло быть. Что стоят  волшебные моменты проявления красоты и образности языка, как, например, такие -  «когда падала на пол чайная ложечка, в ответ ей гудел потускневший рояль…», или « как хорошо, что ночь такая длинная! А утром, когда проснешься, из столовой будет пахнуть  только что смолотым кофе и осыпавшимися розовыми лепестками».
   Не  надо обвинять  меня в излишней сентиментальности. Просто  почувствуйте .каким  миром и покоем повеет от них.  Мир и  покой своим творчеством старался  привнести Паустовский в души  людей всегда, и в те страшные годы, о которых написано выше.
   А большую часть жизни писатель прожил на берегу Оки, этой красивейшей после Волги, русской реки, в маленьком городке Таруса.  У нас в стране много маленьких городов. Их всегда называли «захолустными», «медвежьими углами». Умилялись их провинциальным уютом, домишками с пылающей на подоконниках геранью, сонной тишиной пустынных улиц, церквушками, заглохшими садами… Спас-Клепики, Ливны, Юрьев-Польский…  В глубине души  вы наверняка хотели бы хоть какое-то  время пожить  их спокойной тихой жизнью.
    К таким городкам относится и Таруса.  Он  расположился на высоких горах над Окой и удивительными по своей прелести луговыми и лесными заокскими далями. У Тарусы есть своя слава. Издавна она известна с одной стороны базарами, обилием хлеба, овощей и фруктов, яиц и битой птицы, с другой- красотой как самого города, так и его окрестностей. И вторая слава была сильнее первой.  Пожалуй, нигде поблизости от Москвы не было таких типично и трогательно русских мест. Я не так давно побывала в Тарусе. С  набережной Оки открываются  неоглядные просторы, где-то   вдали угадывается усадьба художника Поленова.    В парке  над рекой стоят скульптуры  Марины Цветаевой  и Беллы Ахмадулиной.  И хлеб в Тарусе действительно очень вкусный.
    Дом Константина Георгиевича Паустовского в переулке, упирающемся в берега реки Таруски. Двор покрыт богатейшим цветочным ковром. Нам, к сожалению, не удалось зайти в дом, музей уже закрывался, хорошо, что нас пустили во двор . Но все равно, мы были очень рады  хотя бы  этому. После дома прошли на кладбище. Могила Константина Георгиевича  находится на высоком берегу Таруски. Вокруг просторно,  чисто и ухожено. Большой крест. Поляну окружают высокие сосны- как «кафедральный собор». Мир, покой и тишина… Мы  долго стояли  около последнего пристанища  любимого писателя Константина Георгиевича Паустовского.