Русский Север прародина индославов

Виктор Еремин
Так назвала свою книгу доктор исторических наук, индолог Наталья Романовна Гусева, близкий друг и единомышленница великого советского писателя-фантаста Ивана Антоновича Ефремова. Эта гипотеза вписана красной нитью в любимый советским читателем ефремовский роман «Лезвие бритвы». Она признана широкими кругами отечественной интеллигенции и отрицается академической наукой как антинаучная. Впрочем, гипотеза имеет право на жизнь независимо от чьего-либо желания.

Согласно общей договоренности научного мира к северу от экватора на широте 66°33;44; (66,5622°) проходит Северный полярный круг. Вся территория Земли, лежащая выше этого круга вплоть до Северного полюса (за исключением прибрежных островов Норвегии) называется Арктикой. Арктическая часть России от границ с Финляндией и вплоть до 171 ° з.д. в Чукотском море (включая все наши острова, входящие в этот сектор), называется Заполярьем.

«Веды, которые были зафиксированы в письменности не раньше I тыс. лет до н.э. (что произошло в Индии), — это памятники наидревнейшего исходного язычества, следы которого выявляются доныне в мистических и суеверных представлениях всех индоевропейцев <…> Науке известны четыре сборника гимнов и предписаний Вед: Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа. <…>где и кем создавались гимны главной из Вед, Ригведы? каким богам они посвящены? Когда и в каких природных условиях жили их создатели? Какие следы той эпохи и какие области сохранения этих следов выявлены наукой?» (Н.Р. Гусева)

Ответ дал выдающийся индийский санскритолог и историк Бал Гангадхар Тилак (1856—1920), опубликовавший в 1903 г. монографию «Арктическая родина в Ведах». Точнее было бы сказать «Заполярье в Ведах». Тилак предположил, что «авторами гимнов были жрецы-брахманы из среды арьев; то есть группы племен, селившихся на землях Заполярья до того, как эти земли охватило последнее оледенение, и которые затем были затоплены океаном после таяния этого ледника в 12-ом тыс. до н.э. Племена арьев делились на две основных ветви — индоязычные (носители санскрита) и ираноязычные (чей язык в известной мере был близок к санскриту). Первые создали Ригведу, а вторые — близкий ей цикл гимнов Авесту».

Именно Тилак был первым исследователем, который указал на переход обеих групп арьев с земель Заполярья в более южные районы материка в ту эпоху, когда назревало на их землях похолодание надвигавшегося оледенения, угрожавшего жизни всех арийских племен. По данным гляциологии (науки о ледниках), это явление датируется 30–25 тыс. до н.э.

Тилак также был первым историком-исследователем, особо «подчеркнувшим наличие широкой полосы шельфов вдоль северного побережья (их в наше время активно осваивают)». Эти шельфы российского Заполярья, северные границы которых по сей день не установлены, уходят далеко к Северному полюсу. В указанное время они были той самой благодатной сушей, где впервые зародился и развился Homo sapiens, где обитало множество «промысловых животных». Наука свидетельствует, что на северных островах и вдоль всего побережья океана росли густые хвойные и широколиственные леса. При этом уровень Мирового океана был примерно на 50 м ниже современного уровня. Около 10 тыс. лет до н.э. завершилось таяние последнего ледника, уровень Мирового океана поднялся и достиг нынешнего. Люди и животные откочевали вглубь континента, а огромные территории благодатной земли ушли под воду, образовав нынешний шельф. Если согласиться с этой гипотезой, впереди у человечества постижение шельфовой истории его далеких предков. Возможно ли основательное изучение дна ледяных прибрежных вод Заполярья, покажет время.

После Второй мировой войны на филологическом факультете Ленинградского госуниверситета несколько лет преподавал санскрит и языки малых народов Индии прославленный индийский путешественник, основоположник жанра путевого очерка в национальной литературе Рахул Санкритьяяна. До войны учёный путешествовал по СССР, прежде всего по северу России. Итогом этих путешествий стала книга «От Волги до Ганга» (Volga Se Ganga, 1943). Идеи Санкритьяяны привлекли молодого научного сотрудника Института этнографии АН СССР, начинающего индолога Н.Р. Гусеву.

В Индии о нашей стране и о нашем языке почти ничего не знали вплоть до советской эпохи, когда там стали изучать русский язык и переводить книги русских писателей. «И многих в Индии заинтересовала проблема Русского Севера… потому что северная арктическая природа, описания которой доходили до Индии, оказалась уже хорошо знакомой индийцам по памятникам их древней литературы, по их преданиям и легендам, по гимнам Вед, по многим описаниям в великой эпической поэме “Махабхарате” и по сказкам».

Санкритьяяна, убедившийся за годы своей жизни в России в правильности утверждений Тилака, обратился к гипотезе об одновременном существовании народов арьев и славян в эпоху палеолита. В книге он попытался проследить путь арьев в сторону Индии, представив местом их исхода верховья Волги. Он показал общность и кровное родство шедших из Заполярья арьев с предками славян… «сумел заглянуть в глубину отдаленнейших эпох и оживить перед нами дела и чувства тех далёких людей, которых он и назвал индославами».

Так сложилась стройная гипотеза происхождения далёких предков многих (в том числе нашего) народов из Заполярья, которую сегодня энергично отрицает академическая наука. Только всестороннее изучение северных шельфов Евразийского континента может поставить окончательную точку в этом споре.