Записки русской путешественницы. Волга - Волга 2

Татьяна Соснина
Теперь мы пошли до Волгограда. В Самаре было жарко и пыльно. На центральной дороге проводились ремонтные работы. "Дом Зои" был окончательно разорён, в нём разобрали печку и вывезли кирпичи. Я не стала заходить за ворота, сидела у памятника Николаю - Чудотворцу. К памятному знаку подошла странная парочка: женщина в нарядном платье и с глубоким декольте. На опухшем лице дамы красовался огромный синяк. Фингал дама получила накануне, но было в приподнятом настроении , заставляла своего пьяного спутника встать на колени перед Чудотворцем и попросить о хлебе насущном. Но спутник сопротивлялся. Тут вышел мой муж, дама обратилась к нему, попросила денежку для поправки здоровья, её мужчина оживился и поддержал просьбу своей женщины. Но мы быстро подхватили свои вещи, отказали им, объяснив невозможность выполнить  их просьбу, отсутствием наличных.

Шли быстро и молча, Алик был в мрачном настроении. Он предложил зайти в какую - то известную кондитерскую и попить кофе. О кондитерской он узнал из интернета. Пирожные оказались слишком сладкими, я с большим трудом съела половину своей порции. Пошли гулять по самарской набережной, вывернули к бару "На дне", но бар был закрыт. Спустились к Волге, к плавучему ресторану "Белуга", там тоже было закрыто. Что - то неуютно стало в Самаре: жара, пыль, всё закрыто. Просто, праздники закончились, уже июль. Пошли опять по центру города. В магазине пивзавода было пусто, сувениров интересных было мало. Напротив магазина я увидела красивую лестницу с кружевными периллами. Лестница шла с горы и очень напоминала лестницу в курортном городке. Я сделала несколько фотографий Лестница опять привела к бару "На дне". Там работал кондиционер на полную мощность, был ужасный холод, ледяное пиво. Я куталась в кофту, пиво только пригубила, очень боялась заболеть. Второй раз мне это место не очень понравилось.

Пошли обедать в "Белугу". Все места в ресторане уже заняты: в нижних залах проводилась презентация какого - то продукта, а в верхнем зале - играли свадьбу  Наташа и Андрей. Но для нас место нашлось! Нам выделили Белый зал на открытой веранде. Мы были там совершенно одни целый час. Обедали, фотографировались на фоне картин, моделей кораблей и белого рояля. Настроение немного улучшилось.
Жара усиливалась, а до отхода корабля ещё четыре часа. Алик решил искупаться в Волге. Пока он плавал, я терпеливо ждала  на берегу под зонтиком. Вспомнили про шатёр, в котором нам так было хорошо в прошлом году. Но тот шатёр  закрыт уродливой перегородкой, перегородка закрывала вид на Волгу и защищала от солнца.

Долго сидели в маленьком кафе у речного вокзала, я заряжала телефон и пила прохладный морс, пришлось пить  много, чтобы потянуть время. Опять очередь, опять всё путается, только наш теплоход называется по - другому: "Фёдор Достоевский". У нас теперь была каюта - люкс, с большой кроватью и чайником. Каюта была очень уютная! К чайнику прилагалась заварка и посуда. У нас даже была душевая кабина.
После ужина почувствовала себя плохо, заболело ухо, начался насморк. Обратилась к врачу.Мне дали таблетки, погрели ухо синей лампой. Плохое самочувствие испортило мне восприятие  дороги. Я не могла долго стоять на палубе, укрывалась от ветра. Берега  были другие, не такие живописные, как тогда. Мы удалялись в степь, в пески, в жару.

В каюте был кондиционер, но я от него пряталась под одеялом . На нашем пути встречались шлюзы, все выбегали на палубу, а я сидела в это время у медсестры, грела ухо синей лампой, измеряла температуру. Не вышла я и на "Зелёной стоянке", когда все купались в Волге и загорали на песке. Постояла на палубе, попросила мужа купить мне аспирин на берегу.Увидела забавных чаек, которые плыли на маленьких кусочках коры, чайки плыли парами, их дощечки несло течением. Я не ходила на дискотеки, носившие романтичное название: "Под звёздным небом". Я старалась быстрее вылечить насморк и ухо, чтобы выйти на экскурсию в главном городе нашего путешествия - в Волгограде. По пути нам встретился новейший теплоход:"Мустай Карим". Пассажиры "Фёдора Достоевского" высыпали на палубу посмотреть на счастливчиков, имевших каюту на современном лайнере. Такие пассажирские теплоходы я видела на Дунае.

Наши корабли стояли так близко, что мне удалось разглядеть в затемнённым окне женщину, которая скрашивала своё путешествие вышиванием.Через  несколько минут женщина открыла окно, и мы разговорились.У нас бало много вопросов:когда покупали билеты, сколько заплатили,как кормят? Блондинка отвечала подробно, но у неё был к нам один вопрос:"Меня было видно?" "Видно, видно", - ответила я. "Вы занимались вышиванием" Пассажирка престижного лайнера выругалась:"Вот козлы! А обещали ведь, что ничего не будет видно!"

"Фёдор Достоевский" отчалил раньше "Мустая Карима" и взял курс на "Волгоград".
На пристани города - героя продавали красные гвоздики, собирались группы на экскурсии по городу, которого нет. Город Сталинград был весь разрушен в боях за каждую улицу, за каждый дом. Был построен другой город после войны - Волгоград. Мы выбрали Мамаев курган - место правды и силы, памяти и скорби. Место, которое никого не отпустит.Хорошее настроение сменится на горькие слёзы, любопытство - обернётся обмороком от нахлынувших чувств, исторические знания сменит потрясение от увиденного и услышанного. Начав своё восхождение на Курган, никто не знал каким он спустится обратно, мы вошли в портал времени.
Левитан читал своим великим голосом сводки с фронта, за этот голос Гитлер обещал его убить, чтобы никто больше так не объявлял о победах советских солдат. Вечный огонь в "Зале славы", музыка, имена героев золотыми буквами, среди имён я прочитала:"Наташа Качуевская" Её именем названа улица в нашем районе Москвы. Продолжили восхождение, поднялись к "Родине - матери". Надгробные плиты, среди них есть плита человека, который завещал похоронить себя здесь после войны: " Я хочу лежать со своими ребятами". Так сказал генерал Чуйков. Великий воин и человек! Женщины стали падать в обморок, их уносили в тень, отпаивали водой. Мужчины молчали, но лица их были светлы.Экскурсовод рассказывала, когда пришла первая победная весна - на Мамаевом кургане не взошла трава, трава не смогла пробиться сквозь железо , которое покрыло всю высоту, высоту где шла битва много месяцев. Весной с кургана бежали талые воды, они были розового цвета.Кровь солдат пропитала эту землю до дна.
Начали спуск, по Волге шёл "Мустай Карим", он догнал нас. Мой муж произнёс:"Вот мы поднимались сюда по лестнице и нам было тяжело. А как же было им, тем что были здесь тогда, грызли эту землю зубами, чтобы не отдать ни пяди! Что пережили они, поднимаясь по сантиметру вверх, отдавая и опять возвращая свою часть кургана! Как же они выстояли?!" Я была здесь ещё в детстве с отцом. Мы тогда положили всем морякам и речникам алые маки. Я была готова к этому испытанию, а вот мой муж пережил настоящее потрясение, с которым не мог долго справиться.
До отхода корабля у нас было два часа. Мы потратили это время на поиски арбуза, искали астраханский арбуз. Нашли, сфотографировались на величественной лестнице в стиле "сталинский ампир". На причале нас спрашивали, где мы купили арбуз, и я терпеливо объясняла, как пройти к рынку с набережной. Многие покупали цветы, теперь продавали розы. Цветы покупали, чтобы бросить их в Волгу, в знак памяти о погибших моряках и речниках Волжской флотилии. Меня эта акция доконала окончательно. Я не вышла на палубу, меня душили слёзы.
Ночью у меня начался сильный кашель. Я разбудила своим кашлем мужа и всех пассажиров в соседних каютах. Алик ворчал, что не надо было мне есть холодный арбуз.Следующая остановка - Саратов. Город купцов и родина известных актёров. В Саратове начинал свой путь архитектор Шехтель, нам показали несколько зданий, построенных по его проекту.  Мы стояли у  решётки городского сада, а нам рассказывали про местную достопримечательность - калачи. Рецепт тех калачей утерян, но калачи по - прежнему пользуются спросом.Их пекут на заказ из местной муки. Мука для них тоже нужна особая, такой уж нет сейчас. Все захотели саратовских калачей, но нас повели в "Ристерию", дегустировать кофе. В "Ристерии" нам прочитали лекцию о разных сортах кофе, какой из них кислый самый. Потом пригласили к длинному столу, разные сорта разлиты в белые чашки.Мы пробовали его большими ложками, окуная ложку в стакан с водой , переходили к новому сорту.В конце дегустации всем подарили пакетики с зерновым кофе особой обжарки. "Ристерия" была стильная, модная, а в её дворике - собраны вещи из детских воспоминаний. Розовый "Запорожец", ковры и коврики.у меня в детстве был такой ковёр. Старые телевизоры на ножках, телефоны, телефоны - автоматы, телефонные будки. Конечно, мы фотографировали все эти раритеты и себя на их фоне.

В Самару прибыли без опоздания, даже успели купить местных шоколадных конфет. Долго сидели на вокзале в ожидании поезда. В поезде работал кондиционер, и я опять начала кашлять.  В вагон занесли собачку, ей было плохо от жары,Собачку отпаивали водой и ей к вечеру стало лучше, собачка начала лаять. Я кашляла, собачка лаяла. Ко мне подошёл проводник , спросил: "Нужна ли помощь?" Я надела медицинскую маску, кашель прекратился, как только я снимала маску , кашель усиливался.
Мы больше не планировали путешествие по Волге. Осталась Астрахань, но муж отказался туда ехать. В Астрахани летом африканская жара. Вот такая Волга - Волга!
P.S До прибытия в Самару предложили участвовать в конкурсе стихов. Начало у всех должно быть одинаковое, нужно было придумать продолжение. "На "Достоевском" отдыхали..."
У меня получилось так: На "Достоевском" отдыхали 148 человек.
                Мы веселились. танцевали...
                Так провели бы целый век!
                Нас развлекали и лечили,
                Кормили вкусно, берегли
                Сплочённая, красивая команда,
                С бравым капитаном впереди!
Я придумала продолжение. Значит, у наших путешествий будет продолжение. Мы их придумаем!