Мистическая встреча с мамой

Шоистаи Равшан
МИСТИЧЕСКАЯ ВСТРЕЧА С МАМОЙ
Шоистаи Равшан
Рассказ

     Насколько матери добры, нежны и очаровательны, настолько и отцы ласковее, заботливее и мужественнее. Великие поэты и мыслители писали о них блистательные строки, посвящали им неповторимые оды. Каждый ребенок проявляет любовь к матери и отцу по-своему, вот и я хочу, не претендуя на что-то особенное, высказать свою безусловную любовь к моим родителям, отразить на бумаге то нелегкое и вместе с тем удивительное время, воспоминания о котором живут в моем сердце и помогают преодолевать любые испытания.
     Как я могу забыть заслуги родителей в формировании меня как человека и, в первую очередь, как цельной личности?! Оба, и мама, и папа, были прекрасны душой, нежно любящие нас – своих, чрезвычайно разных по характерам и пристрастиям, детей. И каждый из нас получал в изобилии их внимание и заботу. Благодаря их ласковой доброте и необычайно уважительному отношению к моим способностям, я состоялась в своей профессии. К слову сказать, иногда я чувствовала себя любимой гостьей в доме своих родителей. Да-да, не удивляйтесь, дар ощущать мир и передавать это словом превозносился ими как гость, посланный богом на порог хозяина! Такое отношение обязывало.
     Родительская любовь и мудрость предопределили мой путь. Получится ли донести до читателя всю мою любовь к ним? Под силу ли мне воспроизвести хотя бы малую толику единения наших душ, исключительное влияние семьи? Каким образом из глубины сознания извлечь воспоминания из прошлой жизни, той жизни, где мое детство, отрочество и ранняя юность неразрывно связаны с моими дорогими родителями? Как создать сию минуту прекрасный облик мамы? Можно, конечно, ее хрупкое тело вылепить из глины или высечь из камня как скульптор. Но я не ваяю из глины и камня. Как мне «оживить» образ мамы?..
     Я взяла в руки перо, переполненная вдруг завладевшим мной страстным желанием доверить ему мои воспоминания о маме. Мистический трепет охватил меня, дрожь пробежала по телу. Попыталась ее унять, но тщетно. На иллюзорных волнах вдохновения я поднималась ввысь, где силой воображения воссоздавался образ мамы, который уже многие годы хранился в сокровенных уголках моего сердца, и слово за словом, постепенно он вырисовывался на бумаге. Вдохновенное воображение нарисовало мамино лучезарное лицо в обрамлении черных кудрявых волос, ее большие глаза, черные дуги бровей, тонкий греческий нос и слегка приоткрытый, словно раскрывшаяся фисташка, рот, длинную, изящную шею и кипарисовый стан.
     Внутренняя дрожь не унималась, душа трепетала от глубинных воспоминаний. Я вздохнула во всю силу своих легких, крепче сжала перо. Впереди большая и трудная работа! Реалии и фантазии смешались в моем воображении.
     С раннего детства я очень любила читать и даже пробовала сочинять что-то свое. Когда родители заметили мои робкие попытки писать стихи, детские истории, сказки, они не только поддержали мое увлечение, но и создали необходимые условия для развития моих литературный начинаний. Для маленькой «писательницы» была отведена просторная комната со столом и табуретами, книжным шкафом и диваном. На полу красовался дорогой ковер. Улыбаясь, отец сказал: «Теперь вы можете здесь читать свои любимые книги и писать стихи в тишине». Да, наш отец – наш додожон – в особенные моменты ласково обращался к нам, его детям, на «Вы». И нам это очень нравилось!   
     В мою память навсегда врезалось торжественное приглашение меня в эту комнату. Я с гордостью переступила ее порог, чувствуя себя дорогим, уважаемым гостем своих родителей. Оглядывая белые стены, новый книжный шкаф, недавно отремонтированный стол и табурет отца, я испытывала ни с чем несравнимую радость и от переизбытка чувств с благодарностью кинулась обнимать отца и маму. Вытерев восторженные слезы, я воскликнула: «Онаджон, додожон, большое спасибо вам за вашу доброту!» От волнения в горле застрял комок. Чувства восхищения и признательности переполняли меня. Я искала и не находила нужные слова, чтобы выразить свою любовь и благодарность за такой щедрый подарок и безусловную веру в меня. А папа с мамой понимали, что мне просто не хватает словарного запаса. К тому же меня сковывала моя природная стеснительность, но все мои чувства были на моем лице. Они цвели и сияли в моих глазах!
      Помню, я была подписана на многие узбекские журналы и газеты того времени. Каждую неделю их пачками доставляли в наш дом. Разложив на своем столе уйму периодики, я могла читать ее часами, а потом пересказывать интересные истории и новости родителям.
     Мне бы, уже взрослой женщине, очень хотелось пообщаться сейчас с моей мамой. Соединив желания и фантазии детских воспоминаний с реально происходящими событиями, установить, хотя бы мысленно, связь с матерью. Конечно, в действительности это невозможно! Но порой это желание, как несбывшаяся мечта, не дает мне покоя. И тогда силой воображения я переношусь в свое детство. Вхожу в наш большой сад, где мои родители всегда занимались посадкой фруктовых деревьев и уходом за ними, выращивали разнообразную зелень. Глаза разбегаются от ярких цветов – неизменного увлечения мамы! И все заботы взрослой жизни моментально улетучиваются. Ах, как много лет промелькнуло с тех пор, когда я была ребенком!
     После окончания школы я уехала в далекий город поступать в Университет. Жизнь уносила меня все дальше и дальше от родительского дома. Но память о моем детстве в окружении знакомого двора, восхитительного сада, полного цветов и деревьев живет в моем сердце.  Я помню запах земли этого плодоносного сада, аромат цветов и фруктов, стройные ряды яблонь, груш, инжира и айвы.
     Воображение несет меня по весеннему саду. Среди пышных листьев цветущих кустарников, тонких и нежных веток деревцев замечаю следы неутомимых маминых рук. Как переливчато и жизнерадостно поют голосистые соловьи! В волшебных трелях этих милых птах слышится тихий, нежный голос мамы. Пошел теплый, ласковый дождь. Весенняя благодать заполняет округу. Каждая капля весеннего дождя блистает светом и чистотой божественной щедрости. Потоки небесной воды стремятся смягчить сердце матери земли, вдоволь напоив ее животворной влагой. О, как приятен легкий ветерок! Весеннему шалуну нравится ласково ворошить мамины волосы, превращая их в пышный венец над открытым лбом. Ах, да, чуть не забыла! Еще весенний проказник любит добавлять поэтический настрой к умиротворенному состоянию моей мамы. 
     Дождь кончился. И утреннее солнышко, выглянув из-за туч, приветствует маму, волны золотистых лучей переливаются сияющим ореолом вокруг ее головы. Мама, как маленький ребенок, восторженно принимает дары дивной природы, весело смеется, на ее глаза наворачиваются слезы восхищения, и сама она кажется мне нежным ангелом в райском саду.
     Мать – Земля благостно стелется под ноги моей мамы, ее первозданная сила подпитывает своей могучей энергией легкие мамины шаги, и сама радуется их единству. Мама, подобно сказочной пэри, неспешно прогуливается по дорожкам чудного сада. Из-под ее ног начинают прорастать нежные стебельки новых растений, их тоненькие ростки бодро тянутся к небесам. Мама, любуясь, завороженно смотрит на них, потом медленно переводит свой взгляд на лужайку прекрасных цветов. Ее восхищенный взор скользит дальше – к равнине, простирающейся до ярко-зеленых холмов, поднимается к заснеженным вершинам высоких гор. Всматриваясь в эту необыкновенную природную красоту, мудрые глаза мамы переполняются лаской и очарованием.
     Каждая частичка фантастически прекрасного мира, расцвеченного маминой любовью, проникает в мое сознание. Сладкий аромат ярких цветов, смешанный с запахом плодородной земли, заполняет пространство вокруг. Кажется, вся природа – удивительный мир растений, птиц и животных поет песню радости в торжествующем танце жизни. И вся эта мелодия любви и восторга только для нее – моей удивительной мамы.
     Благодарная Природе, Вселенной и Создателю мама на несколько минут потрясенно замерла, затем начала тихонечко напевать издавна знакомую мне песню, задушевный мотив и слова которой действовали завораживающе на весь окружающий мир. Мамин нежный и звонкий голос звучал все громче и громче. Природа притихла, будто прислушиваясь к чарующему пению. Каждая частица сада проникалась словами любви.
     Песня мамы была настолько трогательно красивой, мелодичной и волшебно притягательной, что заливистые соловьи и те смолкли, наслаждаясь певуньей. Нежный голос нанизывал мелодию на нити поэзии, и от этого песня проникала в самое сердце. В этой совершенной гармонии она уносилась вдаль. Ее услышали близ живущие люди, и когда чарующий голос, постепенно стихая, окончательно замер, они подошли к моей матери и попросили еще раз исполнить пленившую их песню. Но моя мама ответила им: «Поищите боль и радость, восторг и сожаление моего сердца, мою любовь и преданность в струях дождя, в дуновении ветра, в сиянии солнца, в трелях птиц, в благоухании цветов. Прислушайтесь к ним, моя песня создана ими».
     Я улыбнулась. Мое воображение так ярко нарисовало картину волшебного сада, поющую маму и окруживших ее восхищенных людей, что она воспринималась явью, а не отражением глубинной памяти. О, как причудливы проделки воображения! Воспоминания будоражили его, и дороги моей жизни, одна за другой, всплывали в сознании, окрашенные в цвета любви и умиления.
     Перед глазами возникла новая картина: мой приезд из далекой страны, из шумного мегаполиса на родину, в чудный мамин сад. Особые чувства охватили меня, когда я вступила в мамины владения! С замирающим сердцем огляделась вокруг. Здесь умиротворенная тишина ласкала ее душу. Трепетное ожидание чего-то необычайного обострило восприятие. Вода в арыке весело забурлила, будто приветствуя мой приезд, листва радостно зашепталась над моей головой. И вдруг на фоне дивной природы ниоткуда возник перед изумленными глазами осязаемый образ мамы! Я шагнула ей навстречу, путая реалии с вымыслом.
     Зачарованная, я гуляла по дорожкам родного сада, и живая мама шла со мной рядом! Я нисколько не преувеличиваю, тому свидетелями были посаженные ею яркие цветы, плодоносящие деревья: усма, хна, пышные гранаты, которые она когда-то терпеливо выращивала и холила, как своих любимых детей.
     Когда сестры позвали меня на завтрак, волшебство, главным героем которого была мама, моментально исчезло. Будто внезапно оборвалась лента лирического фильма о любви, захватившего меня целиком. О, как реальна была эта встреча!
     Очнувшись, я оглядела вдруг поникшую зелень сада, погрустневшие цветы. Мир вокруг утратил свое фантастическое великолепие, снова стали слышны громкие звуки городской суеты за оградой. Небесная божественность возвышенной чистоты и бесподобной красоты покинули сад, видно, вернулись в обитель белокрылых ангелов – божественный рай.
     В тот день я была молчалива, лишь изредка вступала в разговоры сестер и родственников. Просто хотелось, чтобы меня на время оставили в покое. Моя душа рвалась вернуться в сад и еще раз наяву увидеть мамино лицо, насладиться, как в детстве, любимым запахом рук, вновь услышать мамин ласковый голос, ее мудрые речи. Моим родным было бы сложно понять меня, и я не решалась рассказать им о загадочной встрече с мамой в саду нашего детства. Меня назвали бы в лучшем случае чудачкой, а в худшем – сумасшедшей. Как передать словами необъяснимое?!
          После таинственного явления мамы передо мной, моя жизнь продолжалась, и со стороны выглядела обычной. А вот в моей душе происходило глубинное осмысление самой себя, своего места в этом мире. Я начала осознавать бесконечность родительской любви и неразрывность нашей духовной связи. Моим сердцем правили мечты и воспоминания, а сознание объединяло их и меняло мое отношение к себе, к окружающим меня людям и к миру в целом.
     Всю неделю, проведенную мной с моими сестрами в родительском доме, я просыпалась на заре, когда все еще сладко спали, и принималась фантазировать. Мечты уносили меня в сад, где моя душа вновь наслаждалась общением с матерью. Затем, довольная, с просветленным от радости лицом, я отправлялась завтракать. Образ мамы, оживленный моим воображением, был наилучшим подарком каждого дня волшебной недели.
    Любовь к матери, бережно хранимая память о ней, нисколько не умаляют достоинств нашего дорогого отца. О, как нежно они любили и поддерживали друг друга!
     Папа писал левой рукой, и мама, подшучивая, ласково говорила ему: «Вы же у меня гений!» Папино лицо светлело, когда он смотрел на маму, колдующую над своими роскошными цветами. Он восхищался ее пристрастием к ним. Весной и летом свежие яркие цветы украшали наш дом. А отец все свое свободное время посвящал работе в саду. Мы, пятеро их дочерей, боготворили обоих и усердно помогали им во всем. Как незаметно родители направляли нас, с малых лет приучая к труду, старательно воспитывали в нас умение противостоять любым испытаниям, приучали самим добиваться нужных результатов, стремились привить нам те качества, которые сделают в дальнейшем нашу жизнь еще более яркой и созидательной.
     Я довольна своей жизнью и благодарна родителям, что они заложили в меня все то прекрасное, что помогает мне преодолевать невзгоды и наполнять любовью мою память. Особенно сильно я ощутила это после фантастической встречи с мамой, созданной моим воображением, но явственно осязаемой.
     Я счастлива. У меня трое дочерей. Старшая Манзура с добрейшим мужем и тремя детьми замечательно живет в далекой Австралии. Вторая дочь Фарангиз со своим любимым семейством – мужем и двумя прекрасными детьми – проживает рядом со мной в городе Бишкек. Младшая дочь Дилангез любит путешествовать, пишет дневник о своей жизни и духовной составляющей мировосприятия. Есть у меня и пятеро внуков, которых безумно люблю, общение с ними наполняет бесконечным блаженством мою душу и радует мое много пережившее сердце.
     Папы с мамой давно уже нет. Нас, пятеро их детей, жизнь разбросала по разным республикам: я живу в Кыргызстане, двое – в Таджикистане, и две сестры в Узбекистане, где проживает и наш двоюродный брат. Несмотря на далекие расстояния, все мы тесно связаны. Наши сердца свято хранят память о родителях. Каждый год в мае месяце на неделю мы собираемся в отчем доме за большим семейным столом, который буквально ломится от обилия поминальных угощений. Перед трапезой в молчаливом почтении молимся за родителей. В такие минуты семейная близость становится особенной, ее ощущаешь каждой клеточкой тела.
     Общение с родней стирает рамки границ между прошлым и настоящим. Задушевные разговоры с сестрами в течение восьми дней продолжаются с рассвета и до поздней ночи. Уединяясь, мы вспоминаем различные истории из нашего далекого детства, горячо обсуждаем их, отмечая исключительное влияние родительского воспитания на становление наших характеров, развитие интересов, нашего восприятия окружающего мира. Мы вновь и вновь убеждаемся, как велика заслуга наших родителей в том, что у каждого из нас жизнь удалась, их мечты стали реальностью. 
     В эти ежегодные встречи родительский дом заполняется бурной радостью, взрывами смеха и светлой печалью. О, как много и охотно я и мои дорогие сестры смеемся, сопереживая потешные случаи и забавы тех замечательных лет. Лишь иногда промелькнет тень грусти на родных лицах и тут же растает за веселой потехой милых сердцу воспоминаний. Да-а, когда мы были маленькими, у нас вообще не было представления о душевной боли, страданиях и разлуке. Мы не думали, что когда-нибудь наступит время, и родители уйдут из наших жизней – отправятся в иной мир. Нам казалось, что эта прекрасная, уникальная жизнь, которую они создали для нас, будет длиться вечно.
     Однако у жизни свои законы. Один за другим родители отправились в мир небес, и мы остались без их заботы и чуткого внимания. Но их смерть еще крепче сплотила нас. Наша память все острее стала видеть сквозь годы, сколько любви и труда вложено ими в нас, их детей, чтобы мы выросли достойными людьми. Благодарные, мы ищем и находим друг у друга признаки добрых качеств, присущих отцу и матери. Видим, как мы похожи на них. Манерами поведения, жестами при разговоре, тоном голоса. О, как похоже буквально всё! Разнимся лишь в одном: кто-то пошел в маму, кто-то – в папу. Мы, например, со старшей сестрой и лицом, и манерами очень похожи на отца. Остальные три сестры удались в маму. Это сходство для нас бесценно! Особенно дорог нам вложенный в нас родителями дар милосердия и добра! Мы стремимся передать дальше по наследству своим детям и внукам традиции родительской любви и заботы отчего дома – уникальный опыт дружеского общения отца и матери с детьми в нашей семье.
     Вот и закончилось моё путешествие в родительский дом. Спасибо правительству Узбекистана за то, что каждый год в республике отмечается «Хотира» – День памяти. Время почитания своих предков, родителей, родных и близких собирает нас всех у родимого очага. В этот день мы приводим в порядок родные могилы. На кладбище собирается очень много народа – дети и близкие усопших, приехавшие из Европы, Америки, России и других далеких и близлежащих стран. Люди прилетают специально, чтобы почтить память своих родителей. По-моему, это очень важное мероприятие. Оно крепит узы дружбы, любви, сплачивает детей, близких и дальних родственников. В этот священный день можно встретить друга, живущего в Турции, Израиле или какой-нибудь арабской стране. По моему твердому убеждению, День Памяти просто необходим людям. Этот высоконравственный порыв единения прошлого и настоящего еще более развивает и усиливает чувства милосердия, заботы, любви и людского взаимопонимания.
     Умиротворенные, с чувством исполненного долга, мы разъехались по домам, каждый в свой город, в страну проживания, и сразу же позвонили друг другу, чтобы убедиться в благополучном завершении поездки каждого из нас.
     Сегодня мое сердце наполнено радостью и блаженством, благодаря сладким воспоминаниям, которые сопровождали меня на каждом шагу в доме моих родителей. В комнатах, в саду – повсюду во мне оживала память о маме. Она заполнила пустоту в моей душе, возникшую из-за щемящей тоски и отчаянного горя после маминого ухода сорок один год назад. Я все сильнее и глубже ощущаю связь с мамой. Все чаще мне вспоминается наше блаженно фантастическое общение в родном саду, созданное моим воображением. Мое чувство благодарности усиливается, и мое сердце переполняется счастьем.
     Я снова и снова перечитываю письмо мамы: «Моя дорогая дочь! Будь сильной и отважной, благодарной и благочестивой. Ищи убежище в нашем Творце в каждый момент своей жизни. Он дал тебе талант и незаурядные способности. Прилагай усилия для их плодотворного развития. Будь подобной своему трудолюбивому отцу».
     Старые мамины письма. Их много, и каждое – откровение самой жизни. Добрыми, спасительными советами наполнены эти послания. Читая и перечитывая их, я каждый раз нахожу что-то новое, поучительное для меня и становлюсь мудрее.
     Я смотрю на засохшие лепестки цветов из нашего сада, которые храню вместе с письмами, и вижу их вновь цветущими. Я вдыхаю их сказочный аромат и ощущаю благоухание той далекой и прекрасной жизни в родительском доме.   
     Читая искренние строки моих воспоминаний об отце и матери, надеюсь, вы тоже вспомните своих родителей, и состояние блаженного покоя и удовлетворения завладеет вами. Если вы были со мной в этом путешествии огромной любви по прекрасному миру родителей, позвольте выразить сердечную благодарность каждому из вас.
     Дороги друзья! Оставляю Вам кусочек своего сердца на страницах этой Благословенной книги благодарности родимым предкам! Всегда любите своих родителей, пока они живы и когда их не станет! Будьте им постоянной опорой. Пусть в любое время и в любом месте воспоминания о родителях, об их любви и заботе придадут больший смысл вашей жизни и украсят ее! Пусть родительская любовь и благословение пробудят в Вас жажду добрых дел, желание быть человеком с милосердно щедрой душой! В полной мере раскрывая свои таланты и способности, всегда стремитесь быть достойными людьми. Где бы Вы ни жили, к какой бы нации ни принадлежали, забота о людях, кем бы они ни были, пусть не покидает Вас никогда! Любите всех людей! Открывайте свои сердца им навстречу!
     Именно к таким благородным деяниям призывали нас наши родители. Теперь наша задача – быть достойными их памяти! Да благословит нас всех Бог!