Общество любителей подушечек

Анатолий Просняков
Детская комедия в 4-х частях

Жаркий июньский день, воскресенье, Сибирь, старинное село на берегу Иркута.

Часть первая.
Детские крики разносились со стороны ворот: - Анатолий!
С трудом разогнувшись над ковром сорняков, увидел чье-то лицо, выглядывавшее из-под ворот. В прошлый раз девчата с этой улицы просто пролезали под воротами, а назад уходили через калитку, которая не запирается, если я нахожусь на даче. Подошел к ним и открыл калитку, сказав, что калитка не заперта, достаточно открыть и крикнуть. В ответ Алёна стала упрашивать, чтобы я забрал котенка. Котенок, которого она держала, был абсолютно белый и жалобно кричал. Меня дома ждет свой кот Шкода, абсолютно черный, поэтому ответил «Нет». Подошла Арина, стоявшая под ивой, на ветвях которой у девчонок был свой штаб, где они обычно собирались. Девчонки стали в один голос упрашивать меня. Котенок был Арины, ей мать пообещала двести рублей, если кому-то отдадут его бесплатно.
- Нам денег не нужно, совершенно бесплатно, ну, пожалуйста!
Пригласил их до веранды, где обычно пью чай. На столе лежала коробка с популярной когда-то карамелью в виде подушечек. Я любил их в том возрасте, в котором находятся сейчас эти девочки. Открыв коробку, увидел, что котик уже отправился обследовать помещение – все двери открыты нараспашку.
- Э, нет, девчата, вот вам по подушечке и уносите котика, а не то он привыкнет.
Выбрав по подушечке и забрав котика, девочки вышли, но остановились у крыльца.
- Ну, пожалуйста, возьмите котика, мы вас просим!
- Мне надо работать, вы видите, в каком я виде? – Я был в сапогах и грязных штанах. Девочки не уходили и жалобно глядели на меня.
- Так вы помните мое условие? – Как-то я угощал подушечками Арину и Олесю, зашедших в гости и гулявших по всему участку до леса. Тогда сказал, что гостей угощают, когда не просят, а когда просят, не угощают. Арина закивала головой. – Тогда вам еще по одной подушечке, а я пойду работать. Поищите других, кому нужен котик.
- Мы всю нашу улицу Лесную прошли, - ответила Алена, - у всех есть кошки.
- Сходите на соседнюю, - посоветовал я.
Девчата вышли, а я решил рационализировать свой труд: нашел старый стул без сиденья, положил на него доску, и дело пошло веселей. Можно было одной рукой опираться на стул, а другой аккуратно вытаскивать сорняки, чтобы не повредить мелкие ростки укропа. Поясница утомлялась меньше от статической позы, но изобретатель ведь не остановится на достигнутом, поэтому решил лечь грудью на стул, чтобы обе руки были свободны. Ножки стула провалились в мягкую землю. Так оказалось менее удобно. В этот момент от ворот послышалось: - Анатолий!

Часть вторая.
Встав со стула, увидел стоящих возле приоткрытой калитки девочек. Подошел. Теперь к ним добавилась Олеся, державшая белого котика в черной сумке. Видимо, девочки определили новую хозяйку. Котик постоянно пытался вылезти из сумки. У Алены был приоткрыт рот. Она протянула ладонь, на которой лежал кусочек зуба. Я взял кусочек, чистый, как слоновая кость. Подержав, отдал назад. Слишком мал, как экспонат для моей коллекции камней. Алена ковырялась пальцем в зубе.
- Что случилось?
- У меня кариес, зуб развалился, - ответила Алена.
- Кариес, пойдемте, покажу траву, которую нужно пить от кариеса.
Девочки послушно пошли за мной, но Арина вышла вперед. Она чаще здесь бывала, с Олесей приходили наблюдать, как я делаю ров поперек участка, отделяющий лесную зону. Через калитку вышли на лесную тропинку, ведущую в горку, дошли до поляны, покрытой ярко-красными свечками среди темно-зеленого ковра. Это цвела грушанка.
Взяв пальцами корневища, вытянул одно растение полностью, подал Алене.
- Отдашь маме, пусть собирает на горке грушанку, и надо делать отвар, чтобы полоскать во рту, можно пить внутрь, тоже полезно. Арина, тебе нужно?
Сорвал полностью растение и Арине, спустились к забору. Там выглядывала Олеся. Я закрыл калитку. Олеся сказала:
- У меня тоже кариес.
- А почему ты не пошла с нами на горку?
- Я мала.
- Так тебя мама не пускает в лес?
- Да.
До этого я не догадался. Олесе всего 6 лет, Арине  и Алене – девять, как и Полине, моей соседке, познакомившей нас.
- А гулять с девочками можно?
- Да.
- Ты маме скажи, чтобы собирала грушанку, запомнила?
- Да.
У веранды процессия остановилась.
- Кто будет подушечки? – спросил я, вынеся пластиковую банку с карамелью.
- Я, - подняла руку Арина.
- Я не буду, сказала Алена, показывая на зуб, открыв рот.
- Олеся, ты будешь подушечку?
- Я не знаю, - ответила Олеся, заталкивая котика в сумку. Котику явно сумка была не по нраву. Олеся уже так отвечала дня три назад, когда приходила с Ариной. Арина тогда рассказывала, что ее родители взяли целую коробку таких подушечек, и они всей семьей долго их ели.
Выдав девочкам, кроме Алены, норму – по одной подушечке, сказал, чтобы погуляли по улице, потому что мне надо делать свою работу. Девочки вышли. Проследив, чтобы закрыли калитку, пошел к любимым сорнякам, растущим не по дням, а по часам.

Часть третья.
Искать слабые ростки культурного растения среди крепких, пустивших длинные корни, сорняков – дело философское. Терпение - свойство философов. У сорняков нужно учиться жизнелюбию. Корешок их так устроен, что при вытаскивании он несет с собой комочек земли – необходимое пространство для обеспечения питания. Иногда, вытащив несколько сорняков, плотно сидевших группой, обнаруживаешь росточек укропа, притаившийся среди них – при пересадке он неизбежно погибнет.
Пришлось стул убрать – стал мешать. Кроме терпения, дачнику надо иметь зоркий глаз. Необходимая поза для прополки – знак вопроса, когда голова находится близко к земле. В этой позе меня и застал очередной детский крик. Разогнувшись, увидел машущую мне группу девочек.
На этот раз добавилась еще одна Олеся – более крупная и полная, в зеленой кофте, тоже девяти лет, но выглядевшая старше.  Девочкам потребовался срочный ремонт. Устройство для мыльных пузырей напоминало обычный насос с поршнем. У поршня открутилась ручка, а сам поршень в виде оси с рамкой застрял глубоко в цилиндре. Вытащить ось пальцами было невозможно, даже тонкими детскими пальцами. Сейчас такие вещи делаются в Китае, но недоработка этой была похожа на российскую: дефект заложен в конструкции. Длина оси должна быть больше размера поршня  - для доступности ремонта детям, или ручка не должна откручиваться.  Пришлось искать инструмент вроде пинцета. Пассатижи не подходили.
Прошло немало времени, пока нашел круглогубцы.  Резьба на пластиковой оси соскальзывала с металлических губок инструмента. Алена находилась рядом, пытаясь помочь. Олеся отпустила котика, который попал в ящик для рассады, стоящий у стены на бетоне. Земля в нем раскисла после дождя, белоснежные лапки котика стали наполовину черными, Олеся пыталась руками их стереть. Арина держала в руках липкую серую массу, вроде жидкого пластилина, с которой тянулись вниз неприглядные струи. Олеся-старшая стояла в сторонке, глядя на ремонт своего устройства. На моей даче она была новичком. Я сидел на крыльце, озаряемый склонившимся к западу солнцем. Моя дача постепенно превращалась в детский сад.
Наконец я сумел подтащить ось к краю цилиндра, Алена подхватила ее за резьбу. Отложив круглогубцы, вытащил ось, завернул на нее ручку. Алена тут же стала показывать, как умеет пускать пузыри. Принцип был простой, но не всем доступный: надо вытащить ось, чтобы рамка была в мыльной пленке, и резко взмахнуть – тогда вылетают несколько пузырей.
Прошло не менее получаса моего перерыва, поэтому сказал всем, что надо собираться, у меня много работы. Олеся не смогла вытереть котика. Взяв котика, подошел к бочке с водой, окунул его полностью и помыл лапки. Сквозь мокрые волоски проглядывало розовое тельце, котик стал похож на суслика. Девочки смеялись. Пришлось котика сушить на солнце. Нашел картонную коробку – для котика, положил в нее газетку. Олеся взяла коробку с котиком в руки – стало удобней, а котик смог там прилечь. Я сказал речь.
- Девочки, вы хотите подушечки, любите их? Давайте создадим общество любителей подушечек, согласны?
Все закивали головой, Арина захлопала ресницами, что означало согласие.
- А что такое общество? – спросила Олеся.
- Общество, - ответил я, - это когда собираются несколько человек, вот вас четверо, это уже – коллектив, общество. Ну как, все согласны?
Теперь были согласны все, даже Олеся, хотя к подушечкам она относилась равнодушно.
- Раз мы создали общество, то все получают по подушечке.
Так как руки у меня не были чистыми, то я достал золоченую ложку, и с ложки подавал каждому отдельно. Арине пришлось отправить подушечку в рот, так как руки ее были заняты липучкой. Алена уже забыла, что у нее кариес.
- А что на ней написано? – спросила Алена.
- На ложке написано мое имя – Анатолий, чтобы я об этом не забывал, - пошутил я.
Процессия пошла к выходу. Арина захотела зайти в пирамиду. Я открыл вход. Из рук Арины стекала серая масса, для меня внушавшая опасение, что  все здесь залипнет. На полу пирамиды лежали мелкие куски остатков стружечных плит разной формы, из которых я намечал сложить пазл, как покрытие над пеноплексом. Зимой пирамидой я не пользовался, а летом до нее еще руки не дошли из-за дачных хлопот. Внутрь зашли Алена и Арина. Алена разглядывала необычное прозрачное окно оранжевого цвета, венчавшее верх пирамиды. Решил разобрать для прохода одну пачку обрезков – внутри оказались намокшие до черноты куски. Видимо, снег попал в щели, пирамида была полностью в снегу, внутри пачки куски плит пропитались водой и не высохли. Увидев такое, Арина воскликнула:
- Фу, какая …!
Деревенские люди попросту употребляют нелитературные слова, а это слово было бранное. Вытащив грязные куски, закрыл пирамиду. Девочки, притаившиеся в уголке, как в прятке, радовались оранжевому свечению. Поняв, что это надолго, так им нравилось, я громко сказал:
- Так, а теперь я вас тут закрою.
На самом деле никакого замка в этой пирамиде-беседке нет. Сразу поднялся веселый визг, я открыл дверь, девочки вышли. Выпуская приятную компанию на улицу, сказал следующее.
- Вы у меня – члены общества. Должны знать, что здесь экологически чистая зона, на моей территории. Здесь не должно быть грязи, - показал на липучку Арины, - и мусора, не должно быть никаких грязных слов. Как только от кого-то появится грязь, вас здесь быть не должно. Только хорошие поступки, хорошие слова и чистота. Понятно?
Члены общества закивали головами: понятно.

Часть четвертая.
Как только подошел к укропной полосе, от соседей послышались веселые восклицания и девичьи крики. Это Полина стала купаться в бассейне. Девочки сказали мне, что Полина уехала куда-то. На самом деле она с утра купалась в бассейне, потом пошла отдыхать. Уверен, что она со второго этажа, где ее комната, глядела на мою прополку. А девочкам кто-то из старших сказал, что она уехала. Скорее всего, дома была ее старшая сестра Лиза. Видимо, родителей дома нет, они запретили Полине общаться с уличными девчонками, пытаются – по мере возможности – оградить ее от дурного влияния. Рядом с бассейном стоит батут. И то и другое должно быть под контролем взрослых. Единственный аттракцион, доступный для всех детей, это – качели, жалобный скрип которых слышен далеко. Иногда за Полиной следит баба Валя, тогда так же громко, как качели, звучит ее голос. Однажды баба Валя допрашивала, кто заводила в этой девчачьей компании. Кажется, я сажал картошку. Полина не поняла слово «заводила». Та пояснила: тот, кого слушают все; тот, кто предлагает куда-то идти или что-то делать. Полина ответила, что она – заводила. Тогда баба Валя задала несколько вопросов: «А кто увел тогда всех далеко? А кто привел всех в дом, когда деньги пропали?». Полина перестала возражать, потому что стало понятно: заводила – Алена.
С бабой Валей произошел один казус. В прошлом году здесь поставили забор из металлопрофиля. Теперь слышны только звуки, иногда Полина может увидеть меня, подпрыгивая на батуте или с верхней точки качелей. Прежний забор с деревянным штакетником позволял общаться напрямую. Баба Валя громко разговаривала по телефону во дворе. Я шел от теплицы к веранде, а впереди от меня убегала, как синусоида, мощная змея. Я чуть притормозил, затем свернул по тропке к веранде, направо. А змея, бросив на меня внимательный взгляд, глаза в глаза, исчезла налево – в сторону забора. Встав на крыльцо, увидел, что баба Валя, не прекращая телефонного разговора, смотрит в упор на меня. Тогда я махнул рукой, чтобы привлечь внимание, и сказал, что в ее сторону уползла большая змея, что она тут где-то живет. Как только до бабы Вали дошел смысл сказанного, как она тут же исчезла со двора, и больше в этот день и в этот месяц я ее не слышал. Это было в позапрошлом году. Сейчас иногда слышен голос бабы Вали, но сегодня – тихо.
Солнце клонилось уже к лесу, а я размышлял над сплошным ковром сорняков: что делать? Это извечный вопрос не только интеллигенции, но и дачников. Вывод был такой: есть сорняки, о которых я мало знаю – тех можно убирать; остальные, вроде мокреца, можно оставлять, чтобы потом состричь вместе с укропом, промыть и заморозить на зиму в пакетах. Нагнуться я еще не успел, когда от калитки послышались голоса девчонок.
Оказалось, что устройство для мыльных пузырей опять сломалось. На этот раз вытащить ось оказалось труднее. Видя мои мучения, Алена поправила мне шляпу. Я понял, что принят в банду. Подобное у меня было. На меня напала свора собак, тогда ко мне подбежала соседская собачка, встала на задние лапы и обняла – свора тут же стала ко мне безразлична.
Когда устройство было налажено, я решил устроить конкурс по пусканию пузырей. Все попробовали, у Алены получился самый крупный. Подглядев, как она это делает, я тоже решил поучаствовать – вне конкурса. На мой взгляд, у меня получился крупнее. У забора была горка, с которой девчата стали пускать пузыри, чтобы видела Полина из бассейна. Я пошел за смартфоном, чтобы заснять летящие пузыри. Когда снимал, Полина со второго этажа позвала меня, и мы помахали друг другу рукой. Она еще не знает о нашем обществе, но все еще впереди!

Послесловие.
Карамель «Популярная» в виде коричневых подушечек в Советском Союзе была всегда в продаже. Выбор конфет был невелик, но все они обладали важным качеством: были из натурального сырья. Мама мне давала десять копеек, чтобы я купил – по пути из школы – сто граммов подушечек. Однажды я принес кулек с одной подушечкой, но сам не съел ни одной. Мама запретила мне брать, но не сказала, что нельзя угощать. И сейчас мне никто не говорит, что нельзя угощать детей подушечками. А что не запрещено, то – можно.
В последующие дни девочки в разном составе навещали меня. Когда заходили, они звали меня уважительно: по имени-отчеству, ведь мы теперь – в одном обществе. Они даже пытались помогать в огороде. Но в этом я отказывал, потому что помнил другой случай из своего детства. Один водитель, рядом с которым мы играли, просил из-под машины подавать ключи, мы так и делали. Затем он сказал, что нам положена зарплата, я наивно в это поверил. Чтобы не было недоразумений, у взрослых должны быть свои игры – работа, дача, машина, а у детей – свои, в которых большую роль играет их фантазия и вера в красивую жизнь.
Детство трудно забыть, даже прожив долгую жизнь. И эти девочки сохранят вкус сладких подушечек на всю жизнь, которая имеет свойство обманывать, предавать и забывать. Но их, как и меня, будут спасать воспоминания детства.