Взлёты и падения

Станислав Климов
     Хм. Взлёты и падения... Да ими обоими пестрит вся моя жизнь, сколько себя помню! Вот полюбил я а садике красивенькую беленькую Танюшку - ура, я на вершине мира! А походили мы с ней в строю за ручку и она ушла к другому, облом, я лох... Или вот, понравилась мне в первом классе курносая кучерявая Галка и посадили нас за одну парту, я уже там, на седьмом небе от счастья! А она через год возьми, да и откажи мне в просьбе нести до дома её портфель, все, аут... И так всю жизнь, всю жизнь...
     Это с улыбочкой...

     А если серьёзно, то...

     Прочитав на своей страничке название сегодняшнего конкурса, искренне улыбнулся. Всё моё творчество насквозь пропитано моей жизнью или жизнями близких мне людей. Я не пишу фантастики, я описываю реальные события, каким-то образом коснувшиеся меня или прошедшие сквозь меня болью или радостью, счастьем или горем. И совсем не важно, в поэзии ли, в прозе ли, но они, эти самые взлёты и падения все здесь, в моей душе и перед вами, дорогие читатели тире критики...

     А жизнь моя с самого юного возраста идёт по рекам России, начиная с Тихого Дона, Оки и Волги, и заканчивая бурными Алданом, Яной и Леной. На воде я с 1982 года, сорок лет. И сегодня, находясь на заслуженном отдыхе, не вижу себя без воды. Соответственно, поступая в речное училище пятнадцатилетним пацаном, мечтал стать капитаном и... Как в настоящей мужской пословице "плох тот солдат, который не хочет стать генералом". А я к окончанию карьеры речника имею звание не ниже полковника. А, может, и не к окончанию, одному богу известно, что будет завтра, мне всего-то... Ничего лет... Так вот, о взлетах и падениях...

     Если заглянуть в мою трудовую книжку, где первая запись кадровиком сделана в апреле 1985, "принят мотористом-лебедчиком на землесос "Ока" на время прохождения плавательской практики", и пролистав всю её до последней странички пухлого вкладыша, можно увидеть крайнюю на сегодня запись, выведенную красивым женским почерком в октябре 2022 года "уволен в связи с окончанием навигации", и должность та была "должностное лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию судов"...

     БОльшая часть моей карьеры шла вверх, из года в год ее поднимали, изучив мой потенциал и мои качества, как человека и как специалиста. Начав мотористом, спустя неполный год, оканчиваю Горьковское речное училище и по рабочему диплому уже "не юноша, но муж", становлюсь третьим помощником командира - третьим помощником механика земснарядов всех групп. Не прошло и полной навигации в Ростове-на-Дону, а меня уже направляют на повышение, где успешно защищаюсь на должность "сменный командир - сменный механик", минуя пару ступеней. Отработав три навигации, мне предлагают принять землесос и я прохожу дипломирование на командира - механика. Тот тяжёлый для страны год - 1991, для меня стал сильным во всех смыслах толчком в новое будущее и за два дня до выхода в первую самостоятельную навигацию в нашей семье появляется первый сынок...

     Тяжёлые для всей страны последующие 90-е меня только укрепили в правильности выбора пути и в 1994 ваш покорный слуга решил поступить на заочное отделение Волжской Академии Водного Транспорта, прекрасно понимая, что для выхода на береговую работу необходимо высшее образование. Голова на месте, руки на месте, ума, слава богу, достаточно для такого серьёзного шага. Да, к тому же, в 1995 году в нашей семье рождается второй сынок и я понимаю, что поступил правильно с образованием, решив для себя и озвучив это супруге "я никогда не буду воскресным (то есть приезжающим в отгулы с навигации, а у нас на юге она доходит до девяти месяцев) папой, для того, что бы вырастить настоящих мужчин, я должен быть всегда рядом с ними". Поэтому получив высшее образование, я и собирался выйти на берег...

     Сказано-сделано. Защитив диплом "инженера-механика" на оценку "отлично" в конце марта 2000 года, в мае вышел в крайнюю свою навигацию, да и то после серьёзного разговора с руководством, потому, что во мне нуждались, как в грамотном специалисте, так как предстояла неординарная работа по углублению дня в верхнем подходном канале гидроузла да ещё носом по течению. Тяжело, неудобно, опасно - всего три эпитета той самой работы, с которой мой экипаж за четыре месяца работы справился на отлично. Командиром - механиком земснаряда я проработал десять навигаций и те ушли в небытие в конце января 2001 года, когда начальник предприятия предложил мне береговую должность. Ещё одна ступенька вверх по карьерной лестнице. Правда, сказать к слову, тот год немного омрачила смерть первой супруги, оставившей мне двух маленьких сыновей, 6 и 10 лет. Хотя, это к взлётам и падениям почти не относится, но относилось тогда к выбранному мною будущему, которого без работы и своих сыновей я не видел...

     За этой ступенькой, спустя полгода, последовала следующая, меня перевели начальником участка пути. Теперь подо мной были все суда предприятия, ни много, ни мало, под семьдесят штук и я руководил их эксплуатацией. Встретил молодую женщину с маленькой белокурой дочкой и мы зажили большой многодетной семьей, собранной, словно пазлы, из обломков двух неполных...

     А спустя ещё четыре года начальник предприятия предложил мне должность своего заместителя по кадрам и быту. Мы с супругой пребывали в некотором раздумье, все-таки, данная должность предполагала отступление от реки и флота, как такогого, но, теперь я мог видеть и руководить всеми принимаемыми и увольняемыми кадрами предприятия численностью тысяча двести человек, было немного боязно, иная специфика. Но, как сказала тогда председатель профсоюзного комитета, предложившая мою кандидатуру, "а чего тебе ещё надо, на предприятии ты уже работаешь двадцать лет, все и всех знаешь, не раздумывая, иди, светлая твоя голова". А я тогда вспомнил очень давние слова моей старшей сестренки "братик, не бойся делать шаг вперёд", согласился и не пожалел. Расширение круга обязанностей расширяло и мой кругозор, новые знания в мои-то 37 лет позволяли смотреть на людей не только с багермейстерской рубки земснаряда, а с кабинета заместителя, находящегося на втором этаже управления...

     Но, как и все реки мира, жизнь не стоит на месте, она течёт своим течением, через естественные пороги и искусственные препятствия, быстро и медленно, но, все равно, течёт. Дети растут и требуют бОльшего внимания и бОльших затрат. В 2008 году старший сын поступил в военную академию и перебрался жить в Кострому. Младшие дети учились в 6 и 8 классе, когда мы с молодой супругой поняли, что на данной должности я могу просидеть до старости и надо что-то предпринимать, дети эти скоро вырастут и не факт, что всех мы сможем учить в заведениях с государственным обеспечением. Наша страна семимильными шагами шла в капитализм со всеми его денежными перевертышами и дорогущими платными обучениями...

     Так появилась идея поработать на Крайнем Севере. Мне только 41, рабочий диплом сильный, можно приезжать на навигации вахтовым методом, на всех дальневосточных и сибирских реках это практикуется, и наш выбор пал на Якутию, река Лена. Супруга без моего ведома вместе с рабочим дипломом отправила копию липлома о высшем образовании. Мне сразу поступил звонок от заместителя руководителя Ленского бассейна по кадрам с заманчивым предложением и оооочень хорошей зарплатой приехать поработать главным инженером в одном из их филиалов. Это снова вызов, это снова ступень вверх по карьерной лестнице. Эх, а чем черт не шутит, пока господь спит! Аааа, поехали!..

     Так я и оказался в апреле 2009 в посёлке Усть-Мая, на реке Алдан, за восемь тысяч километров от своей семьи. Юго-восточной район Якутии, граничащий с Хабаровским краем. Надо было осмотреться и устроиться, прежде, чем вызывать супругу и школьников детей, а одним их моих условий было, что бы мне дали жилье с тремя комнатами, как-никак брат и сестра не кровные и они обязательно приедут ко мне. Моё желание удовлетворили, предоставив в полное распоряжение новый брусовой дом со всеми удобствами. Живи, работай, радуйся, что ещё надо! Спустя четыре месяца, к новому учебному году, приехали супруга и двое деток...

     Снова проявив себя с лучшей стороны, грамотным флотским специалистом и руководителем, спустя полтора года из трех кандидатур на должность начальника филиала, где я работаю главным инженером, мою и утверждают на начальника. Можно сказать, пик моей карьеры, возраст 43, все данные при мне, работаю честно и квалифицированно, собрав вокруг себя людей, способных решать трудные и почти невыполнимые флотское задачи в условиях короткой летней навигации и очень долгой и очень морозной северной зимы. Но...

     Моя честность никому оказалась не нужна и буквально через год начинается самое интересное, после чего вся предыдущая треть века на реках России могла закончиться очень бесславно и очень плачевно. Одна скользкая ступенька и я полетел в тар-тарары. Не угодил руководителю бассейна, сказав вору, что он вор и все... Мало того, что начали гнобить разными комиссиями, но посадили мне сердце и я, пролежав на лечении в кардиоцентре, вынужден был уйти с должности "по собственному желанию". Ушёл, но этого оказалось   мало и мстительный руководитель спустя ещё полгода "накопал" какие-то бухгалтерские огрехи моей деятельности, в результате на меня завели два "липовых" заказных уголовных дела, "превышение должностных полномочий" и "мошенничество с госсредствами", которые потянули на два денежных штрафа. Правда, судья НЕ удовлетворил желание истца "не разрешать ответчику занимать руководящие должности в течение последующих пяти лет". Вот, оказывается, чего боялся мой бывший руководитель, думал, что скоро я займу его место, по его вине зимой 2014 года мне пришлось просидеть два месяца в четырехместной камере СИЗО, как "неблагонадежному кадру, склонному к побегу". Ну, да бог с ним, он удовлетворил свое ЭГО, только судьба семьи пошла под откос...

В посёлке, где за четыре года жизни нашу семью знали только с положительной стороны, все от нас отвернулись, друзья и сослуживцы перестали звонить и заходить "на рюмку чая", на работу меня никто не хотел брать, мило улыбаясь, отказывали. Мы едва сводили концы с концами, а у нас дочка выпускница и надо куда-то с ней ехать поступать. А суд мне чётко дал полугодовой срок оплатить уголовные штрафы в треть миллиона. Супруга в то время работала в налоговой инспекции и ей из-за моих судимостей отказали в переводе из филиала в управление и попросили уволиться, хотя, мы переехали из поселка в Якутск и надо было как-то жить дальше. Старший сын к тому времени закончил военную академию и написал рапорт направить его в органы Погранвойск ФСБ России на Дальний Восток, что бы быть поближе к нам. Только началась его служба, из-за меня начались проблемы с продвижением. Младший сын окончил в Усть-Мае школу и поехал перед этим к старшему в Кострому, но проходивший по всем умственным и физическим параметрам здоровый парень не прошёл отбор, "у вашего отца судимости". Чёрная полоса после падения со скользкой ступеньки верха карьеры оказалась широкой. В пору было запить или ещё хуже, но...

     Я вспомнил, ради чего остался жить и работать после смерти первой супруги и дал себе слово "нет! так просто я не сдамся! я ещё не сказал своего последнего слова!". Не смотря на мои судимости, в Якутске меня приняли во флотскую организацию, затем мои уголовные статьи не помешали мне устроиться преподавать в Якутскую Водную Академию. Затем судьба снова улыбнулась моему трудолюбию и честности, когда вторая по количеству едениц флота в Ленском бассейне компания предложила мне должность начальника технического отдела и я вновь оказался рядом с рекой, рядом с тем, что знаю и умею. А через год меня назначили начальником службы ремонта этой компании и параллельно я вёл технический отдел. Как-то так...

     Вот они, с одной стороны долгая методичная поступенчатая дорога в тридцать лет на вершину флотского поднебесья, а с другой всего одна скользкая ступенька, один год в карьере и стремительное очень болезненное падение вниз головой, в самое пекло черта...

     Вся моя сознательная жизнь, правда, без лишних неприятных моментов, теперь перед вами. Да, конечно, подробностей много и все они описаны в моих произведениях, но вот вкратце именно так...

     И, все-таки, я с гордостью смотрю на свою жизнь и трудовую книжку. "Что нас не убивает, то делает сильнее" - сказано совершенно точно!!! Подчеркну сто раз и столько же подпишусь...

     28 июня 2023 года