Красота, красота, красота людей

Людмила Криволуцкая
Общедоступная красота природы формирует и требования к красоте людей. Красота цветов, заката и восхода, моря, лесов и полей, гор, звёздного неба представляет ступеньку к необходимости видеть красоту и людей. И тут общедоступность кончается. Как, например, можно было общаться с Аленом Делоном в расцвете его возможностей? Или общаться с Хельмутом Бергером, звездой фильмов "Людвиг", "Гибель богов", "Семейный портрет в интерьере"?
- Сказать, сколько миллионов в месяц он стоит?- задаёт вопрос маркиза Бьянка профессору о своём молодом любовнике в исполнении Хельмута Бергера в "Семейном портрете в интерьере".
С одной стороны, общение с людьми великолепной красоты выводит общение на уровень полёта, с другой - какова судьба обычных людей рядом с такими звёздами?
- А мы... ничем мы не блестим, Хоть вам и рады простодушно,- слова Татьяны в письме к Онегину.
"Сельской" Татьяне ничего не светило в отношениях с Онегиным, это факт.

Чем же можно привлечь красоту, на что она даст ответ? На талант, равный или превосходящий красоту, на ответную красоту или на богатство. Ещё на власть, как в "Гибели богов". Пожалуй, это всё. Красота сама по себе и гениальна, и полна до краёв, и властна, а жизнь всегда складывается так, что как-будто и нет  необходимости сойти с пьедестала к какому-то простому смертному, находятся другие люди, покруче, да и вообще, всем трудно жить и выживать, так зачем отказываться от своих шикарных возможностей, если они даны. Конкуренцию ещё никто не отменял.
И для людей, не имеющих вышеперечисленных достоинств и привилегий, встреча с красотой оказывается губительной, как встреча князя Мышкина с Настасьей Филипповной. И если не хочется оказаться в швейцарской клинике с потрясающим видом на горы (а это единственное, что мог потом князь - смотреть на горы), то... Лукино Висконти расскажет о красоте всё, убедительно и сполна.

Настоящая ловушка красоты чаще всего состоит в том, что людям нравится верить картинке, и никак не укладывается в голове, что под красивой картинкой могут находиться самые отвратительные комментарии, что красота прикрывает безобразие, а человек тебе улыбается. Кому по силам  было разгадать, что на уме у Настасьи Филипповны, что-то явно далёкое от рая. Ни один из многочисленных героев романа "Идиот" не понимал, что она творит и зачем. Мышкин предсказал её судьбу, жалел её, но нельзя же всё время жалеть, надо же понимать. Может быть специально Достоевский сделал её не досягаемой для понимания, чтобы подчеркнуть важность понимания человека, и намекнул таким образом, что не стоит любить то, что непонятно и не стремится себя открыть, по крайней мере за таким неосторожным шагом будут тяжёлые последствия. Такой человек в себе навязывает свою повестку дня, всё зависит только от него одного, потому что все другие не могут предугадать, как он будет  вести себя и через несколько минут. Разрыв внешности и содержания бывает поразителен, тема красоты одна из самых важных, все готовы благословить судьбу за присутствие красоты в их жизни, но стоит ли игра свеч, каждый решает сам за себя. Человек часто решает создать красоту сам, воспитанием своих детей, внуков создать красивую семью. Когда это удаётся - это самое настоящее счастье. Если бы в "Семейном портрете в интерьере" у профессора был сын Конрад, профессор был бы счастливым человеком, впрочем, как и Конрад. Человек ведь творец, и сделан по образу и подобию Творца, и это в человеке неизбывно.


*Сильвана Мангано, Берт Ланкастер, Хельмут Бергер, Клаудиа Марсани, Стефано Патрици за столом в фильме "Семейный портрет в интерьере".