de omnibus dubitandum 28. 494

Лев Смельчук
ЧАСТЬ ДВАДЦАТЬ ВОСЬМАЯ (1653-1655)

Глава 28.494. МИФ О КАЗАЧЬЕЙ ДЕРЖАВЕ...

    Исторические факты говорят обратное: в то время как Московское царство было централизованным государством с вековым государственным опытом и традициями, “Украинская Казачья Держава”, как государство, вовсе не была оформлена и даже сама себя называла только “Войском Запорожским” или “Малороссийским Войском Запорожским”, как видно из документов того времени, хотя бы, из писем и универсалов Хмельницкого.

    Формально, юридически, это было составная часть Речи Посполитой Польской, взбунтовавшееся население которой в процессе гражданской войны устанавливало на освобожденной от поляков территории свою администрацию.

    Не только Польша, но вообще ни одно государство, эту, находящуюся в состоянии войны со своей метрополей, польскую колонию Украину-Русь, суверенным государствам не считало. Контакт же, который некоторые иностранные государства имели с Хмельницким (Турция, Молдавия, Швеция) – были попытками врагов Польши использовать восставшую Украину-Русь для борьбы с Польшей. А Турция имела еще и планы оторвать Украину от Польши и подчинить себе.

    Именно тем обстоятельством, что Украина-Русь не была суверенным государством, а частью Речи Посполитой Польской и объясняется ПЯТИЛЕТНЕЕ КОЛЕБАНИЕ (выделено мною – Л.С.) Москвы в ответ на просьбы Хмельницкого и желание всего народа о воссоединении.

    Москва понимала, что согласие на воссоединение – это война с Польшей, а потому так долго и колебалась.

    Утверждение сепаратистической “школы” о существовании независимой “Украинской Державы”, которая, находясь в тяжелом положении заключила с Москвой договор, принадлежит к категории мифов, которые лопаются, как мыльный пузырь при соприкосновении с неопровержимыми историческими фактами.

    Миф этот нужен для целей чисто политически-пропагандистских: создать представление у слабо разбирающихся читателей о том, что руские и украинцы – два чуждых друг другу народа, имеющие каждый свою историю, и имевших отдельные государства до того, как Москва “оккупировала и поработила” Украину-Русь.

    Лучшим доказательством существования суверенного (независимого) Украинского Государства, о котором говорят шовинисты-самостийники, было бы наличие акта о провозглашении независимости, как это обычно делают государства, отделяющиеся от других или вновь образующиеся. Как это сделали ряд государств в Европе и Америке, освободившись от подчинения своей метраполи, например – Нидерланды, Бельгия, САСШ, ряд южно-американских республик.

    Но нигде, ни в каких архивах такого документа о провозглашении независимого Украинского Государства не обнаружено. Зато существует множество документов из эпохи, которую сепаратисты называют “эпохой независимой Украинской Державы”, в которых глава этой державы – гетман подписывается или как “Гетман Войска Запорожского Его Королевской Милости” (т.е. Польского короля) или как “Гетман Малороссийского Войска Запорожского Его Царской Милости” (т.е. Московского царя) Не ясна ли отсюда, что утверждение о существовании независимого Украинского Государства есть извращение исторической действительности?

    Извращение это была нужно и полезно врагам единства Руси, а потому на распространение этого извращения, не жалели ни денег, ни сил. Ни Австро-Венгрия, содержавшая сепаратистов до первой мировой войны, ни враги России теперь, мечтающие ее расчленить и уничтожить, как великую мировую державу.

    В действительности же, при объективном рассмотрении событий, связанных с Переяславской Радой, мы приходим к ряду выводов, опровергнуть которые не позволят исторически е факты.

    Выводы эти следующие:

1. Никакой независимой “Казачьей Державы” вообще никогда ни существовало.
2. Стремление к воссоединению Руси-Украины с Руским государством (Московским государством – Л.С.) было всенародным и обоюдным.
3. Никакого насильственного захвата и “оккупации” Москвой Украины не было, а было добровольное воссоединение, выгодное больше для Руси-Украины, спасавшейся этим от польского гнета, чем для Москвы.
4. Воссоединение предопределило закат Польши, как великой державы, и появление Руского государства, как великой силы на европейском политическом горизонте.
5. Воссоединением нанесен сокрушительный удар католичеству, пытавшемуся подчинить себе восточную Европу.
6. Воссоединением положен предел стремлениям Турции овладеть южной частью (Московского государства – Л.С.) и предопределено ее вытеснение с берегов Черного моря.

    Понимая все это становится ясным стремление исказить и опорочить Переяславский aкт всеми врагами России и их агентами.

    А потому было необходимо возможно подробне остановиться на этом историческом событии, давшем направление дальнейшему развитию руско-украинских взаимоотношений и положившему основание существующему сейчас руско-украинскому братству, дружбе и равноправию в едином государстве, что тщетно пытаются оспорить и опорочить кучки украинских эмигрантов – сепаратистов.

    После Переяславской Рады и установления “Статей Богдана Хмельницкого” (Мартовских), с весны 1654 г. начинаются уже совместные военные действия против Польши.

    Центр их переносится в Белоруссию, где объединенные московско-украинские силы одерживают ряд блистательных побед, а местное население всячески этим победам содействует и встречает руско-казачьи войска как освободителей.
Сорокатысячное руское войско совместно с 18-тысячным отрядом казаков под командованием полк. Золотаренка* в течение весны и лета 1654 г. освободило Смоленск, Гомель, обширные территории Смоленщины и Белоруссии, которые тогда считались частью Польши.

*) ЗОЛОТАРЕНКО Іван Никифорович (черкас)(р.н. невід- п.7(17).10.1655) - український військовий діяч, корсунський (з 1652) і ніжинський полковник, наказний гетьман (1654-55). Брат В. Золотаренка і дружини Б. Хмельницького - Ганни. Походив з міщан Корсуня. В серпні-жовтні 1651 у складі українського посольства (Л. Мозиря, М. Гунашевський, С. Савич) вів переговори .з царським урядом у Москві. Брав участь у Батозькій битві 1652.3 поч. 1652- полковник корсунський, а з 1653 (за іншими даними - з липня 1652) - полковник ніжинський. У травні 1654 призначений Б. Хмельницьким сіверським наказним гетьманом. З. очолив 20-тисячну українську армію, яка воювала проти польсько-литовських військ у північно-українських землях і в Білорусії. У червні-вересні 1654 козацькі полки під командуванням З. визволили Гомель, Черчеськ, Новий Бихів. Активні воєнні дії козаків З. примусили об'єднані польсько-литовські сили під командуванням Я.Радзивілла і Гонсевського відмовитись від наступальних операцій в районі Могилева. В червні-липні 1655 українські і московські війська, які діяли також у Білорусії, зайняли Мінськ і столицю Великого князівства Литовського - Вільно. На визволених з-під польської влади білоруських землях З. за згодою і підтримкою місцевого населення запроваджував козацький устрій, що привело до конфлікту з московським командуванням. В серпні-вересні 1655 українські війська під проводом З., продовжуючи наступ, перейшли Німан і здобули Ліду, Новогрудок та Несвіж. 7(17).17.1655 під час одного з боїв піц Старим Биховом З. було смертельно поранено. Похований у Корсуні.

    ЗОЛОТАРЕНКО Василь Никифорович (черкас) (р.н. невід. - п. 18(28).9.1663) - ніжинський полковник (1655-56; 1659-63). Брат І. Золотаренка. Походив з міщан Корсуня. В 1654-55 разом з братом брав участь у поході українських військ у Білорусію. Призначався наказним гетьманом. Деякий час підтримував гетьмана І. Виговського. У вересні 1659 З., зрадивши гетьмана, приєднався до частини промосковськи настроєної старшини, яка готувала змову проти І. Виговського. В осени 1659 З. разом з Я. Сомком допоміг московським військам під командуванням кн. Трубецького захопити Лівобережну Україну і склав у Ніжині присягу на вірність царю Олексію Михайловичу. Намагаючись захопити гетьманську булаву, З. разом з ніжинським протопопом М. Филимоновичем посилав доноси до Москви на наказного гетьмана Я. Сомка. Був одним з кандидатів на гетьманство на Чорній Раді 1663. В вересні 1663 страчений разом з Я. Сомком за наказом новообраного гетьмана І. Брюховецького у м. Борзні на Чернігівщині (тепер село Чернігівської обл.).
    ЗОЛОТАРЕНКО Василий Никифорович (черкас)(?-28.9.1663) - нежинский полковник (1658-1663 гг.), участник русско-польской войны 1654-1667 гг. в Белоруссии. Летом 1654 года отряд Золотаренко в составе украинско-казацкого войска под командованием своего брата Ивана Никифоровича Золотаренко участвовал в наступление на Днепре. С августа 1654 года с тысячным отрядом Казаков действовал отдельно, отличился во время осады Смоленска. Осенью 1654 года в составе русских войск воевал под Витебском. Летом 1655 года во главе отрядов (несколько тысяч Казаков) освободил от польско-литовских войск белорусские земли на западе от реки Неман. Погиб в борьбе за гетманскую власть.    
    Золотаренко Василий Никифорович - нежинский казачий полковник, шурин Богдана Хмельницкого, любимец сына его Юрия; в 1658 г. подписал гадячские статьи. После бегства Юрия Золотаренко стремился получить гетманское достоинство, избран был Выдубецкой и Острянской Радами в гетманы, но вслед за тем, в 1663 г., казнен гетманом Брюховецким.

    ЗОЛОТАРЕНКО Анна Никифоровна (черкас)(1603/6 - 1672)(см. рис.) – между 1603 и 1606 рождение: Корсунь, Корсуньское староство, Польское королевство, Речь Посполитая, в семье мещанина, вероятно ювелира. Третья жена Богдана-Зиновия Хмельницкого, сестра Ивана и Василия Никифоровичей. С первым супругом, родным братом матери Петра Дорошенко, Якимом Тихоновичем Тарасенко, Анна Золотаренко имела сына Кондрата. Во второй раз вышла замуж за полковника Мартина Пилипенко, имели сына Данила (основатель рода Даценков). Были сыновья Стефан, который жил в Корсуне и, Осип. Во время своего третьего брака она была лет 45-48. Детей от предыдущих браков усыновил Богдан Хмельницкий, и позже все они носили его фамилию. Без сомнения, этот брак помог укрепить его позицию среди старшинского казачества. Среди ближайших советников гетмана были его родственники и своячники, руководящее место среди которых, кроме Сомков, Нечаев, Золотаренков, принадлежало Яненкам-Хмельницким, еще перед национально-осободителъной войной встречавшимся в источниках как шляхта любецкая. Сестра Павла Яненко Елена была женой Григория Дорошенко, родного брата будущего гетьмана Петра Дорошенка, который, в свою очередь, в одном из неопубликованых работ В. Модзалевского назван троюродным братом Богдана Хмельницкого. В поминальнике гетьманского внука Петра Дорошенко 20 мужских имен.
В эти дни 1651 г., к удивлению Поляков, Хмельницкий вновь женился: третья жена его была Анна Золотаренко; брат ее сделан был нежинским полковником.
27 июля 1657 г. место жительства: Чигирин, Черкасский полк, Малороссия, Руское царство, Овдовела. Муж Зиновий Богдан Хмельницкий умер от кровоизлияния в головной мозг (инсульта) в Чигирине, похоронен рядом с телом своего сына Тимофея в селе Суботове, в построенной им самим каменной Ильинской церкви. Переехала в Киев
В 1671 г. место жительства: Киев, Киевский полк, Малороссия, Руское царство, Постриглась в монахини под именем Анастасии в Печерском женском монастыре при Киево-Печерской Лавре
после 1672 смерть: Киев, Киевский полк, Малороссия, Руское царство

    В следующем (1655 г.) военные действия продолжались также успешно. Были заняты: Минск, Вильно, Гродно, Ковно, так, что к концу 1655 г. была почти полностью освобождена вся Белоруссия, а кроме того заняты и обширные территории Вел. Кн. Литовского.

    На левом, южном, участке фронта, где ожидалось нападение поляков, военные действия носили оборонительный характер и сводились к отражению наступавших поляков. Здесь, как и на правом фланге, действовали объединеные руско-украинские силы. Поляки заключили союз с крымским ханом и крупными силами начали продвигаться вглубь Украины, жестоко расправляясь с населением и все, уничтожая на своем пути. Полякам удалось продвинуться в район Умани, которую они окружили совместно с татарами. Но вскоре на выручку Умани и, находившегося там со своим отрядом, славного сподвижника Хмельницкого полк. Богуна подошли главные казачьи силы совместно с рускими войсками Шереметьева.

    В ожесточенном сражении под Охматовым, в котором принимал участие и, прорвавшийся со своим отрядом из Умани, полк. Богун, польско-татарские силы были отброшены и настолько ослаблены, что сами ушли на запад. А несколько позже, осенью 1655 г., соединенные руско-украинские войска под командованием Хмельницкого сами двинулись на запад и, освободивши обширную территорию, подошли ко Львову, в котором был сильный польский гарнизон. Началась осада, во время которой не польское население Львова всячески старалось помочь осаждавшим, о чем сохранились свидетельства современников.

    Но в это время сильная татарская армия двинулась на помощь Польше и пыталась совместно с новыми силами поляков окружить руско-украинскую армию Хмельницкого и Бутурлина (который заместил Шереметьева) и отрезать отступление. Хмельницкому пришлось снять осаду Львова и начать отступление на Приднепровье.

    Во время этого отступления в ноябре 1655 г. татарская армия хана Магомет Гирея, пытавшаяся напасть на Хмельницкого, была разбита под местечком Озеряне (между Львовом и Тарнополем) и казаки со стрельцами к концу года вернулись на Приднепровье.

    Описывая эту осаду Львова, Грушевский и его “школа” утверждают, что Хмельницкий легко мог взять Львов, но не делал этого умышленно, не желая, чтобы Львов заняли, “москали”, а предпочитал, чтобы он остался в руках поляков. При этом Грушевский ссылается на шведские источники (Шведы тогда были в войне с Польшей, но готовились к войне с Москвой).

    Ложь этого утверждения слишком очевидна и она не заслуживает опровержения. История не знает еще ни одного полководца, который, осадивши большой город и будучи в состоянии его легко взять, воздержался бы от овладения из каких-то хитроумных комбинаций. Хмельницкий не был исключением. Версия же Грушевского, что Львов не был взят благодаря двурушничеству Хмельницкого только лишний раз показывает насколько сепаратисты извращают историю.