Зарисовки об Израиле. Часть 2. Эйн-Геди

Ирина Антонова 1
Зарисовки об Израиле.  Часть 2.

22.02.2023.


Эйн-Геди – убежище в день скорби

В прошлый раз я описала свою первую встречу с пустыней Негев – самой большой пустыней Израиля. Сегодня хочу познакомить вас с самой маленькой пустыней Израиля – Иудейской, вдоль которой мы проехали на следующий день.

Иудейская пустыня для изучающих Библию людей, пожалуй, самая известная, потому что после завоевания евреями территории Израиля она вошла в надел колена Иуды. В древности она служила убежищем для отшельников, повстанцев и разбойников, в ней даже водились львы, что наводило ужас на простых людей. Именно в этой пустыне произошло событие, о котором рассказал Иисус в притче о человеке, попавшем в руки разбойников по пути из Иерусалима в Иерихон (Лк. 10:25-37). Как же могли жить разбойники в пустыне? Чем они питались, где жили, где брали воду?


Не всегда пустыня – это песок

Что представляем мы при слове «пустыня»? Бескрайние песчаные барханы до самого горизонта, караваны верблюдов, знойный ветер, жажда и пустота – ничего вокруг, только песок.

А вот Иудейская пустыня каменистая, с отвесными скалами, очень сухая, и большую часть года выглядит безжизненной, оживая и зеленея только зимой, в сезон дождей. Она представляет собой холмистую местность – узкую полосу шириной около 20 км и длиной 95 км, протянувшуюся с севера на юг между Иудейскими горами и Мёртвым морем до Хевронского нагорья. В наши дни в пустыне живут монахи, бедуины, а после Шестидневной войны – также еврейские переселенцы.

Кстати, Иудейская пустыня начинается сразу от Масличной (или Елеонской) горы, поэтому Давиду не пришлось далеко бежать от Саула, а священникам далеко ходить, чтобы отпустить в пустыню козла отпущения (обряд на праздник Йом-Кипур, описанный в 16-й главе книги Левит). А в ясный день со смотровой площадки на Елеонской горе можно увидеть даже Мёртвое море.

А ещё есть особенность у здешней местности – стекающие после зимних дождей с горного хребта потоки образуют глубокие ущелья. Высота отвесных стен – десятки и сотни метров, они выглядят очень монументально и величественно. В скалах по обе стороны от ущелья видно множество пещер. Первые монастыри, созданные на Святой Земле, начинались именно с таких пещер, куда удалялись отшельники и жили там в полном одиночестве и неприступной изоляции.

 
Ущелье Вади-Кельт берёт начало около северо-восточных окраин Иерусалима на склонах горы Бейт-Эль, а завершается около города Иерихон. Длина ущелья составляет 28 км, а перепады высоты – более 1000 метров. На дне ущелья бьют три источника – Эйн-Прат, Эйн-Мабуа и Эйн-Кельт.

На северо-западе пустыня граничит с Иерусалимом и круто спускается уступами с гор к реке Иордан и к обрывам у Мёртвого моря (общее падение уровня свыше 1200 м). Кто ездил по автодороге Иерусалим – Иерихон, тот знает, что от резкого перепада давления временами даже закладывает уши. Возможно, читающие Евангелие обратили внимание, что в Иерусалим не приезжают, не приходят, а восходят? «Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их» (Мар. 10:32). Потому и восходят, что этот город находится высоко в горах.

Упоминающийся в Библии город Иерихон расположен на севере Иудейской пустыни, в оазисе ущелья Вади-Кельт, где течет непересыхающий даже в летнюю жару ручей. До реки Иордан от него около 7 км, до Мёртвого моря около 12, до Иерусалима – около 30.

Мне не удалось побывать в Иерихоне – это арабский город, расположенный в Палестинской Автономии, поэтому попасть туда совсем непросто, особенно во время очередной интифады, которая началась незадолго до нашего приезда. [*В настоящее время под словом «интифада» чаще всего понимается вооружённая борьба палестинских арабов Западного берега реки Иордан и Сектора Газа против Израиля]. Сложное время переживает Израиль, палестино-израильский конфликт продолжается… Впрочем, а когда здесь было легко?


Река в пустыне

На северо-восточной границе Иудейской пустыни, в устье реки Иордан, крестил людей Иоанн Предтеча. Читая Евангелие, меня всегда удивляло место: «Явился Иоанн, крестя в пустыне» (Марка 1:4). Евангелист Матфей уточняет: «в пустыне Иудейской…» (Матф. 3:1). Согласно моему жизненному опыту, любую реку окружает долина, полная зелени и жизни. По крайней мере, в Латвии, где я живу. Как же может быть, чтобы возле реки находилась безжизненная пустыня? Но ведь в Слове Божьем не может быть написана неправда, считала я.

Пыталась найти информацию в разных источниках, однако фотографий устья Иордана в месте впадения в Мёртвое море было очень мало. Видимо, потому, что по реке проходит часть государственной границы между Израилем и Иорданией. Несколько раз проезжала мимо и пыталась что-то разглядеть, но… сразу возле автотрассы стоит высокое проволочное ограждение, а до реки несколько километров, поэтому за холмами песочного цвета её почти не видно. Точно, пустыня…

Несколько лет назад, когда я посещала Израиль, предполагаемое место крещения Иисуса, которое в библейские времена называлось Вифавара, было еще закрыто для туристов, поэтому подъехать к реке не было возможности. И только после своей поездки, читая об Иудейской пустыне, я узнала, что географически к ней принадлежит и устье реки Иордан – так решили учёные.

Не только сама Иудейская пустыня, но и котловина Мёртвого моря, и западные склоны Моавских гор на восточном берегу Иордана (в Иордании) покрыты дождевой тенью Иудейских гор. [*Дождевая тень – засушливая область на подветренной стороне горного хребта.] Оказывается, тянущиеся параллельно побережью Средиземного моря горы Иудеи становятся барьером для туч, двигающихся со стороны моря. Почти целиком эта влага проливается зимними дождями над западными склонами, которые покрыты плотной растительностью, в том числе и лесами, а дальше на восток идет уже иссушенный воздух, и восточные склоны Иудейских гор относятся к области субтропических пустынь и полупустынь.

Библия права – нижнее течение реки Иордан находится в пустыне!


Оазис в пустыне

Конечно, в Иудейской пустыне есть несколько оазисов, как и полагается любой настоящей пустыне. В одном из них на берегу Мёртвого моря расположен национальный заповедник Эйн-Геди, в который мы и направились с самого утра. Выехав из Йерухама, который расположен в сердце пустыни Негев, через 110 километров пути по бескрайним, казавшимся совершенно безжизненным просторам, мы попали в совершенно другой мир – роскошная природа, яркие краски, красивейшие ущелья и даже водопады. Эйн-Геди, как оказалось, утопает в зелени и окружен пальмовыми плантациями.
 
С вечера нас предупредили: «Выезжаем пораньше, к открытию заповедника, чтобы увидеть непуганых животных». Интересно, кого мы там увидим? Вспомнилось, как Саул пошёл в пустыне Ен-Гадди искать Давида и людей его «по горам, где живут серны» (1-я Царств 24:3). Там должны быть горы, там должны жить серны!

И это так. Горы – высокие, неприступные, величественно возвышались над ущельем Нахаль Давид (Ручей Давида). А первыми, кого мы встретили из обитателей заповедника, были именно серны. Они совсем не боялись людей, переходили нам дорогу, сновали по своим делам, забираясь на горизонтальные ветки огромных акаций и объедая их листья. Очень изящные животные!

Серна, эта маленькая горная или нубийская козочка, обитает в пустынях, ущельях и горных осыпях. На иврите её название звучит очень мелодично: «Яэль», это очень красивое и распространенное имя в Израиле, которое дают девочкам. Интересным показалось то, что в Израиле у каждой породы коз есть своё название (у домашней – своё, у горной – своё), а не так, как у нас – просто козы, и всё. Именно эти красивые элегантные горные козочки, которые обитают в Эйн-Геди, считаются символом красоты в Израиле.

Окрас у них желтовато-коричневый (под цвет окружающей среды), самцы крупнее самок, а рога у них могут достигать 1 м в длину (у самок — до 30 см). Они ходят по скалам без опаски, и мы с удивлением наблюдали за тем, как ловко эти козлики передвигаются по почти вертикальным поверхностям. Как правило, они обитают в наиболее отдалённых, высоких и крутых скалах, и Эйн-Геди им отлично подходит. Недаром ведь «Эйн-Геди» в переводе на русский язык означает «Источник козлёнка».


Зайцы, похожие на мышей

Один из местных обитателей – Тристрамов длиннохвостый скворец. Совершенно чёрный, с оранжевыми кончиками крыльев, он живёт только в окрестностях Мёртвого моря. В этом природном заповеднике есть также вороны и другие птицы и животные, к примеру, по скалам передвигалось множество крупных зверьков песочного цвета, похожих на мышей или морских свинок.
 

На иврите их называют «Шафан сэла», что в переводе означает «скалистый кролик». В научной классификации – это капские или каменные даманы. Этот удивительный заяц с короткими ушами, так не похожий на привычных нам зайцев и кроликов, упоминается в 103-м псалме Давида: «высокие горы – сернам; каменные утесы – убежище зайцам» (Пс. 103:18). Существует обоснованное мнение, что библейские зайцы, обозначенные словом "шафан", на самом деле были даманами.

Взрослый капский даман вырастает длиной до 55 см с весом до 4 кг. Это удивительно, как быстро эти зверьки передвигаются по деревьям и скалам. Зрачки их защищены от яркого света выростом радужной оболочки, благодаря этому они смотрят прямо на солнце без вреда. У даманов необычные лапы. Благодаря особому строению пальцев и когтей, а также особым мышцам стопы, которые вырабатывают липкий секрет, лапы дамана легко превращаются в присоски и позволяют бегать по крутым скалам и даже спускаться с них вниз головой.

Несмотря на то, что даманы напоминают мышей или кроликов, у этих милых зверьков много сходных черт в строении зубов, скелета и плаценты  со слонами. Есть у них и бивни, правда, они небольшие и издали их не заметно.


Водопады в пустыне!

Перед поездкой в Эйн-Геди я не успела посмотреть информацию об этом месте, поэтому для меня было большим удивлением увидеть текущие по дну ущелья горные ручьи, которые весело журчали. Мы шли по туристической тропе вдоль ручья Давида, где регулярно встречался очередной водопад. Водопад! В пустыне! Это невероятно!

 


Водопады были разной формы и размера, под ними – небольшие заводи со спокойной водой, в которых с восторгом плескались дети и взрослые. Только здесь я поняла, какое это благословение – оазис с непересыхающими родниками в жаркой пустыне. С каждым пройденным километром вглубь ущелья шум воды становился всё громче, а растительность всё роскошнее и разнообразнее. Удивительно, но это – тоже пустыня!

Последний водопад Шуламит (Суламифь) был самым большим – высотой в 36 метров. Он лился мощным потоком среди скал, в обрамлении красивых вьющихся зеленых растений, которые здесь называют «Волосы Суламифи». Горы, зелень, шум падающей воды – это было величественное зрелище. Вспомнились слова: «Ты послал источники в долины: между горами текут, поят всех полевых зверей... При них обитают птицы небесные, из среды ветвей издают голос. Ты напояешь горы с высот Твоих…» (Пс. 103:10-12). Раньше не понимала: зачем горам вода? Чтобы на них паслись животные, чтобы с них текла вода в долины, ведь вода – это жизнь. Господи, всё соделал Ты премудро!

…Я стояла недалеко от очередного водопада, вода стекала на мою ладонь прямо из скалы. Как это возможно? Я ничего не понимала. Родник бил не из земли – вода сочилась прямо из камня! Откуда же берутся источники воды в пустыне? Очередная загадка…

Пришлось изучить и этот вопрос. Оказалось, дело в особенностях почвы. Географически Иудейскую пустыню можно разобрать в длину на три полосы, с севера на юг. В западной части пустыни, который расположен ближе к Средиземному морю и где дождей выпадает больше, почва состоит из твёрдого известняка. В нём много трещин, через которые вода просачивается в землю, пока не доходит до водонепроницаемой породы, встретив которую, льётся по горизонтальным пластам, ища выход наружу и выходит на поверхность родниками, порой за несколько десятков километров. В основном эти родники пробиваются в восточной части Иудейской пустыни, на горных обрывах Сирийско-Африканского разлома, и стекают в Мёртвое море, образуя ущелья и оазисы. И Эйн-Геди – только один из них.


Кибуц Эйн-Геди и помидоры черри

Восхищает бережное отношение еврейского народа к своей природе, истории, культуре и стремление сохранить её для грядущих поколений, организуя природные заповедники. Меня заинтересовало, как появилось здесь, в Иудейской пустыне, на берегу Мёртвого моря, такое замечательное место, как заповедник Эйн-Геди?

В 1948 году после Войны за независимость эта территория была присоединена к государству Израиль, а уже в 1953 году здесь был основан кибуц – сельскохозяйственная община. Сейчас даже не верится, что 70 лет назад здесь была каменистая пустыня. Несмотря на засушливый климат, благодаря упорному труду удалось превратить эту землю в цветущий оазис. Этому способствовала близость нескольких источников – ручьев Эйн-Геди, Нахаль Давид и Аругот. Кибуц занимался выращиванием овощей, и именно здесь был выведен всемирно известный сорт помидоров черри.

Основными источником дохода сейчас служат туризм и сельское хозяйство. На территории кибуца есть молодежный хостел. Также здесь проложены прогулочные маршруты по заповеднику.

 
Посетители кибуца могут посетить ботанический сад, побывать в зоопарке, где содержатся обезьяны, черепахи, ослы, горные козлы. Кибуц поставляет бутилированную воду из местных источников под маркой «Эйн-Геди», очень популярную в Израиле. Кроме того, налажено производство косметики с лечебными минералами Мёртвого моря. Кибуцу Эйн-Геди долгие годы принадлежал также одноименный СПА-комплекс на берегу Мёртвого моря, который находился в нескольких километрах езды по 90-му шоссе к югу от заповедника. Сейчас он закрыт.

В 1953-м году сюда пришли семьдесят семей, и уже через 6 лет в кибуце снимали по три урожая фиников, помидоров, дынь и арбузов. Этого показалось мало. Тут, прямо на камнях, создали ботанический сад, которому нет равного на всём Среднем Востоке.


Давид и Саул в пещере

Во время посещения Эйн-Геди мне вспомнилась библейская история о том, как Давид прятался здесь от царя Саула: «Когда Саул возвратился от Филистимлян, его известили, говоря: вот, Давид в пустыне Ен-Гадди. И взял Саул три тысячи отборных мужей из всего Израиля и пошёл искать Давида и людей его по горам, где живут серны. И пришёл к загону овечьему, при дороге; там была пещера, и зашёл туда Саул для нужды; Давид же и люди его сидели в глубине пещеры. И говорили Давиду люди его: вот день, о котором говорил тебе Господь: «вот, Я предам врага твоего в руки твои, и сделаешь с ним, что тебе угодно». Давид встал и тихонько отрезал край от верхней одежды Саула» (1Царств 24:2-5).

В тот же день у нас состоялась беседа с местными верующими. Оказывается, не одну меня удивляло в этой истории два момента: разве можно было разговаривать в пещере так тихо, чтобы тебя не услышал твой враг, и второе: как Давиду удалось подойти настолько близко к Саулу, чтобы незаметно отрезать край одежды, и тот не услышал шагов и ничего при этом не почувствовал? В пещерах обычно очень хорошая акустика, и непонятно, как можно было вести такие длинные диалоги без опасения быть услышанными.

Однако, побывав в Эйн-Геди, мне стало понятно, как и другим нашим друзьям, что шум водопада и журчание ручья могли действительно заглушать голос человека и шорох его шагов. Тем более, что раз та пещера была у овечьего загона (1Царств 24:4), то возможно, рядом находилось и место для водопоя скота – ручей или водопад.

Также возможно, что водопад был внутри самой пещеры, тогда шум мог быть достаточно сильным. Друзья наши слышали, что последний водопад наверху ущелья раньше находился внутри пещеры, но своды её теперь обвалились. Охотно верится, потому что под обрывом висят сталактиты, а они обычно образуются внутри пещеры, а не снаружи. А так как сейсмическая активность в Израиле приводит к периодическим землетрясениям и обвалам в горах, ничего удивительного в этом нет. Одна сестра рассказала, что из-за обвалов и падения камней за последние 15 лет здесь многое изменилось, поменялись и маршруты туристических троп.

Вот и ещё на несколько своих вопросов я получила ответы. Ищите и найдёте, советует нам Священное Писание.

Также в беседе выяснилось, что недавно на разборе Слова верующие изучали как раз это место Писания – 24-ю главу 1-й книги Царств. Интересно, что на иврите место, которое на русский язык переведено как «для нужды», означает «закрыть ноги», или «покрыть свои ноги». То есть, если человек устал на жаре, он мог просто прилечь и отдохнуть в прохладе пещеры, вытянув ноги. Причём по времени это действие могло быть вполне продолжительным, часа два, к примеру. Нужды-то у человека разные бывают – в воде, в пище, в отдыхе, в общении.

Проверив по симфонии, оказалось, что на иврите в Библии оборот речи, переведённый на русский язык как «для нужды» употребляется всего два раза: в книге Судей 3:24 и 1-й книге Царств 24:4. И там, и там он означает «покрыть ноги». Если же сравнить эти места с тем, что написано о другой нужде (в понимании «сходить в туалет»), то в ней ничего не говорится о покрытии ног, там использован другой глагол: «кроме оружия твоего должна быть у тебя лопатка; и когда будешь садиться вне стана, выкопай ею яму…» (Втор. 23:13).


Проверка Давида

Меня очень коснулась эта история о том, как Бог предавал царя Саула в руки Давида, а он помиловал царя и не убил его. Я удивляюсь духовной зрелости этого молодого человека (во 2-й книге Царств 5:4 сказано: «Тридцать лет было Давиду, когда он воцарился», а раз он ещё в бегах, значит, ему ещё нет тридцати). Но, несмотря на молодость, Давид имел очень чёткое понимание Божественных принципов. Такое искреннее следование своим убеждениям – не воздавать злом за зло, не поднимать руки на помазанника Божьего, ожидать ответа от Бога – достойно уважения, с него можно брать пример.

Я размышляла о том, что в дни тяжелые Бог испытал Давида, останется ли он верным Ему. И Давид выдержал это испытание с честью. Он мог легко убить соперника, но не поднял руку на помазанника Божьего. Он мог тихонько отсидеться в пещере, в безопасности, но смело вышел к Саулу (а ведь войско Саула было в несколько раз больше). Это сильно! На что ты надеялся, Давид? На порядочность Саула? На своё красноречие?

Нет, я думаю – на Бога, Который может смирить ходящих гордо. Давид кротко сказал: «Господь да будет судьёю и рассудит между мною и тобою. Он рассмотрит, разберёт дело мое, и спасёт меня от руки твоей» (1Цар.24:16). Это были слова веры. И Бог не постыдил Давида, Бог коснулся сердца царя, так что Саул заплакал: «Ты правее меня, ибо ты воздал мне добром, а я воздавал тебе злом… ты непременно будешь царствовать, и царство Израилево будет твёрдо в руке твоей» (1Цар. 24:18-21). Силен Бог смирять ходящих гордо, силен Бог спасать.


Упование Давида

56-й Псалом был написан Давидом, «когда он убежал от Саула в пещеру» (Пс. 56:2). Когда я его перечитывала недавно, подумалось, что, возможно, написан этот псалом был именно в Эйн-Геди, где в ущельях сохранилось множество пещер. О чем размышлял псалмопевец в часы тревоги и печали, когда ему угрожала гибель? «На Тебя уповает душа моя, и в тени крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды» (Пс. 56:2). Давид уповает на Бога в трудное время, и его надежда и упование – пример для меня, потому что он смотрит не на окружающие обстоятельства, а на Всемогущество Бога.
 


Возможно, и несколько других псалмов были написаны Давидом также в Эйн-Геди или под впечатлением увиденного и пережитого в этом замечательном оазисе посреди пустыни. Только человек с поэтическим воображением, наблюдая за тем, как на водопой приходят дикие козочки, мог описать свою жажду по Богу: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» (Пс. 41:2). Именно Давид, увидев с вершины скалы идущих по дну ущелья врагов, мог воскликнуть: «Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих» (Пс. 22:5), ведь он был в недосягаемости, в надежном укрытии.


Убежище в день скорби

Вспомним, как Давид попал в Эйн-Геди. Он и его люди чудом ускользнули из рук Саула в городе Кеиле, позже в пустыне Маон, которая находится на границе пустыни Негев и Иудейской, они были почти окружены и были вынуждены бежать на север по безлюдным, безводным и безжизненным местам много-много километров – вдоль почти всего побережья Мёртвого (Солёного) моря. Люди, спасавшиеся бегством, устали, были голодны, нуждались в еде, воде, отдыхе и укрытии.

Здесь, в Эйн-Геди, они получили всё, что необходимо для жизни – пещеры, которые на время могут стать домом и укрыть от врагов, пресную воду для питья в неограниченном количестве, пищу (горные козлики, приходившие на водопой к ручью), освежающие водопады, в которых можно смыть пот после жаркого дня. В этом прекрасном оазисе в центре пустыни как будто специально для отдыха создан необыкновенный природный «кондиционер» с комфортной температурой в любую жару. У Давида также были друзья, единомышленники, с кем можно было разделить время и поделиться переживаниями, это тоже важно.

Можно сказать, что оазис Эйн-Геди стал идеальным местом отдыха от невзгод и для возрастания в вере Давида, будущего царя Израиля. Великая забота Божья о Давиде и его небольшом отряде, защита и обеспечение в бесплодной пустыне меня восхищает и утверждает в мысли, что в нужное время Бог позаботится и обо мне, как позаботился о Давиде, сохранит и защитит так же, как сохранил Давида.


Верен Обещавший

Давид был уверен: «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною» (Пс. 22:4), и пройдя в своей жизни горы и долины, взлёты и падения, из пастуха овец превратился в могущественного царя. Многие из нас сейчас проходят времена трудные, и даже долину смертной тени.
 
Пример Давида вдохновляет меня черпать упование на Всемогущего Бога, сотворившего небо и землю – потому что Он со мною. Да, Бог допускает какие-то тяжкие обстоятельства в нашей жизни, но и в них Он с нами, Он же и выводит из них – победителями, как Давида.

Что же нужно для того, чтобы стать победителями? Апостол Павел призывает нас: «будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший» (Евр. 10:23). Хочу научиться уповать так же, как Давид. Верен Обещавший!

Ирина Антонова, Латвия
22.02.2023.