Матушка Ника

Евгений Кузнецов 3
               

   …Сегодня умерла матушка Ника…
  …«Опустела без тебя Земля… Как мне несколько часов прожить?»
    Каких часов? Минут…  Секунд… 
    Как   вдруг все  вокруг стало  серо и пустынно, какая небывалая тяжесть
    навалилась… Острое чувство одиночества… Сиротства…             
   …Смерть ее была неожиданной и необычной … Она умерла прямо в храме. Во время
    службы.
  … Утром исповедалась, причастилась. Вечером снова пришла на службу. Всенощную… 
    Праздничную… «Вход Господень в Иерусалим».
   …Я диакон. Как обычно  покадил храм на «Господи воззвах», прошел мимо матушки
    Ники.  Она, как всегда , скромно стояла в своем уголке за колонной храма,
    молилась…
   …Служба шла своим чередом. Мы со священником стояли у литийного столика,
    служили литию…Хор пел: «Ныне отпущаеши раба твоего Владыко, по глаголу
    Твоему с миром…».
    И вдруг,  именно в этот момент ,  справа от себя, я заметил какое-то легкое
    движение… шевеление…  Сквозь череду стоящих ,- молящихся прихожан, торопливо
    пробирались какие-то люди с чемоданчиками…  Из под пальто мелькнул  белый
    халат…   «Скорая помощь?!- подумал я. «Кому-то плохо?»
    Они прошли к тому месту, где обычно находилась  матушка
    Ника.
   «Неужели,  с ней что-то случилось?»  Такого  я совсем не ожидал… А между тем, 
    было видно , как кому-то, лежащему на  полу,  уже   делали   искусственное
    дыхание…
   …Мы продолжали служить….
   …Уже позже, в алтаре, мне сказали, что, да, умерла матушка Ника.
   …Служба закончилась…
  … Она лежала на спине, у колонны храма,  прямо  на голом полу…  Странно, но 
    почему-то ничего не подстелили. Лежала, как живая.
   …Как-то  само собой  получилось, что к ней потихоньку, один за другим, стали
    подходить люди, прихожане, знавшие ее и не знавшие; так что образовалась
    даже  небольшая очередь. Прощались с ней. Подошел и я… Рядом со мной , не
    скрывая слез, плакал знакомый мужчина,  наш прихожанин, таксист. Я вспомнил,
    он часто бывал у матушки Ники в гостях, доброй и хлебосольной, собиравшей у
    себя всегда  на праздничную трапезу после службы многих прихожан… Ставших ей
    близкими и родными.
  … Что можно сказать  о матушке Нике?  Такого, особенного. Вроде бы и
    нечего. Она была обычным, простым, человеком… Скромная,  всегда спокойная,
    доброжелательная… Приветливая.  Уже в возрасте… 
   …Но все-таки была у нее такая  одна  отличительная черта,- она как-то умела
    соучаствовать в жизни и судьбе окружающих ее людей, близко к сердцу
    принимала их заботы  и тяготы, помогала, чем могла, словом, делом,  часто
    отдавала даже свои последние деньги.
    Многих, как потом  выяснилось, она привела к вере, и  помогла укрепиться в
    ней.
    И у многих людей по ее молитвам  жизнь выправлялась, проблемы решались…
   …Я-то, грешным делом,   думал, что я нее единственный такой…  Или один из
    немногих…К кому она  проявляла столько внимания, заботы  и сочувствия… Ан,
    нет… После ее смерти, то тут, то там, раздавались голоса: «А мне матушка
    Ника помогала, участвовала в моей судьбе»… 
    Я даже не ожидал, что у нее столько окажется духовных чад, или просто
    благодарных людей.
    И не случайно,  "общая" тетрадь , которую настоятель храма положил на то
    место, где она обычно молилась, на подоконник,  быстро заполнилась
    многочисленными благодарственными записями-воспоминаниями о матушке Нике.
   …Жила она на маленьком подворье своего большого монастыря, который с Божией
    помощью  она подняла, можно сказать из руин; и была там ранее  экономом.  По
    благословению старца  о. Наума два года находилась  в затворе…
    Ходила  она, в основном, в наш храм. Не пропускала ни одной службы. Даже в
    будние дни.  Очень большое, можно сказать даже огромное внимание, она 
    уделяла исповеди; часто
    причащалась… Дотошно, скрупулезно вычищала себя. Других слов и не подберешь.
    Все сокрушалась и
    переживала, что не пройдет мытарства. Якобы так ей сказал отец  Наум. Но как
    потом объяснил на поминках батюшка о. Вячеслав, хорошо знавший ее, она,
    действительно  не прошла их, а пролетела...  как молния.  О. Наум просто,
    по
    своему юродсту,видимо, не
    договаривал фразу до конца.
   …От всего ее облика,  чистого и  благородного, словно лучился какой-то 
    мягкий, теплый, неземной свет. Такой она мне и запомнилась…
  … Она очень хотела побывать в Иерусалиме. Готовилась к поездке долго,
    тщательно, собиралась. Уже речь шла о билетах. Но так и не смошла съездить
    по состоянию здоровья.
   …Но все-таки, с полным правом, можно сказать, что  мечта ее исполнилась. И
    даже , более чем… 
    Я верю, уверен, что она сейчас  там,  в Иерусалиме…  Небесном. 
   «В чем застану , в том и сужу»- сказал Господь. Матушку Нику он застал в
    молитве, В храме…
    Ничего не бывает случайного, все происходит по воле Божией.
    Говорят, что  на миру и смерть  красна. А в храме? Прекрасна! 
   …Похоронили ее в ее родном монастыре. Но не на монастырском  кладбище, где
    обычно хоронили монахинь. А прямо у стены храма…  Сестры единодушно так
    решили и  попросили Владыку благословить похоронить ее у стены храма в
    родном
    монастыре. Владыка благословил. Это первое захоронение рядом с храмом на
    территории монастыря...
    И теперь, когда я читаю это  прошение из  ектении:" Христианские кончины
    живота нашего, безболезенны, непостыдны, мирны, и доброго ответа на страшнем
    Судищи Христове просим", я всегда вспоминаю матушку Нику, и верю, уверен,
    что
    она сейчас находится Там, в Райских селениях, и молится за нас.
    Матушка Ника, моли Бога о нас!
  … И еще…  Годовая кончина ее смерти выпала в этом году как раз на Пасху.
    Совпадение, случайность?
    Христос Воскресе!
    Воистину Воскресе Христос!