Император Адриан. Человек Ренессанса из Др. Рима

Екатерина Киппер
Эпоха Адриана отмечена выдающимися произведениями архитектурного искусства, воссозданными по эскизам самого императора.


Пантеон - храм-ротонда, "самый монументальный образец купольного здания римской эпохи", создание которого долгое время ошибочно приписывалось Аполлодору Дамаскому.


С именем Аполлодора Дамаского связана тёмная легенда из биографии Адриана, поведанная античным историком Дионом Кассием (к слову, ни в одном другом жизнеописании Адриана имя Аполлодора даже не упоминается): якобы честолюбивый император, возмущенный критикой своего проекта прославленным архитектором, приказал бросить его в темницу, а затем и вовсе лишил жизни.



"Адриан послал Аполлодору чертеж храма Венеры и Ромы, спрашивая, хороша ли постройка; Аполлодор ответил, что её следовало бы поднять вверх и подвести под неё цоколь: с возвышения она была бы виднее на Священной дороге (и в подвале бы оказалось пустое место для машин...). "Если бы богини захотели встать и выйти, они не смогли бы этого сделать". Такой прямолинейный ответ раздосадовал императора". - пишет Дион.


"Доверять Диону Кассию, заметному политику следующей эпохи, т.е. откровенно враждебной Траяну и Адриану, в данном случае не следует. Он не слишком надёжный источник.

Анализ руин и ситуационного плана показывают откровенную пристрастность Диона. Внешняя колоннада храмового участка непосредственно выходит на Священную дорогу. Сам храм поставлен на высокой крепидоме уверенно и эффектно, и Аполлодору здесь было нечего критиковать. То же относится и к статуям , ведь Зевс в Олимпии, к тому времени уже шесть столетий почитавшийся шедевром Фидия, никоим образом не мог бы встать в целле храма, что никого и никогда не смущало. Более того столь явно несоразмерная "прегрешению" жестокость не только не похожа на манеру поведения Адриана, но и прямо противоречит весьма редко упоминаемому свидетельству.


В доказательство этого можно привести тот факт, что Аполлодор Дамаский посвятил свою "Полиоркетику" Адриану. То, что Аполлодор посвятил свой труд императору, можно счесть простой формальностью, однако некоторые элементы в тексте его предисловия указывают на особые отношения между корреспондентами. Если учесть, что в том же самом тексте Аполлодор выражает Адриану признательность за то, что тот предоставил в его распоряжение целых две когорты военных саперов для проведения крупномасштабных экспериментов в натуре, можно предположить, что между корреспондентами было налажено активное сотрудничество.

"Я получил, Император, твоё письмо по поводу машин и счастлив тем, что ты счел меня достойным ознакомления с твоими идеями..."


Очевидно в связи с этим, что слова Кассия Диона о тюрьме и казне звучат или сознательным преувеличением (или искажением фактов)".


Ещё один факт из биографии Адриана, опровергающий вымысел Диона: "У софиста Фаворина была ссора с кесарем Адрианом, но он никак не пострадал. Но тут скорее нужно похвалить Адриана за то, что он ссорился как равный с тем, кого мог предать смерти". (Филострат).



Однако во время возведения Пантеона Адриан отказался от услуг Аполлодора.


"Утилитаризм Аполлодора не отвечал космическим идеям Адриана. Поскольку не было мастера, способного выразить идеи Адриана, он сам стал архитектором своих построек".




Микеланджело сравнивал создание Пантеона с работой ангелов, а не людей.
--------


"Обширный купол поддерживают внутренние арки и опорные кольца, и он представляет собой настоящий прорыв в архитектуре... В этом монументальном ансамбле император-зодчий умело синтезировал античные и древневосточные традиции культового зодчества. В Пантеоне дано принципиально новое решение сакрального здания, в корне порывавшего с традициями античного восприятия храма. Обычно греческий или римский храм - это дом божеств, доступ в который для рядового человека запрещён или затруднен. Свободно туда входил только жрец. Все остальные оставались снаружи. Совершенно иное решение предложил зодчий Пантеона. Молящийся находился внутри, он со всех сторон охвачен пространством, которое считается священным. Здесь уже появляется иное, не античное понимание внутреннего пространства храма. Это была монументальная античная модель дискообразной земли, перекрытой железным небесным куполом. Потолок сводчатый, вогнутый, он делался таким для того, чтобы своей формой давать образ неба, которое, как известно, есть свод... Римляне купол Пантеона традиционно связывали с Юпитером. Юпитер в древности назывался диовис, отец - день. Вот почему крыша храма Юпитера имеет отверстие вверху, позволяющее видеть небесный свод. Дион Кассий писал, что название храма объясняется тем, что храм имеет вид неба... Однако в пропорции ротонды был заложен более глубокий философский смысл. В неё может быть вписан шар - античный прообраз земли (вселенной), в центре которой по верованиям пифагорейцев горит вечный огонь, называемый Гестией (Вестой) или Монадой (от греч. монадос единица, неделимое). Роль неугасимого небесного пламени (Гестии, Монады) здесь выполняет вертикальный столб света, льющийся из отверстия в куполе. Он не расстекается по периметру зала, а сохраняет форму гигантского светового цилиндра и становится почти осязаемым. Огромные размеры круглого зала, яркий световой столб в его центре и скрытые в полумраке ниши, расположенные по периметру, не только создавали впечатления покоя и сосредоточенности, но и заставляли молящегося с особым чувством воспринимать небо и солнечный свет. Световой столб олицетворял первичный космический огонь, вокруг которого разворачивается внутреннее пространство... В композиции Пантеона есть деталь, которая имеет глубокий символический смысл. Это повсеместно, монотонно повторяющееся сочетание круга и квадрата. Так, в разрезе, внутреннее пространство Пантеона вписывается в квадрат, в который, в свою очередь, вписывается круг. Единство небесного круга и земного квадрата встречается в культуре многих народов: 4 стихии (вода, воздух, земля, огонь), 4 времени года, 4 стадии человеческой жизни (детство, юность, зрелость, старость) и, в особенности, 4 стороны света - все они являются источником порядка и стабильности мира. Это не противоречит женскому характеру, который китайская , индийская и др. традиции приписывают квадрату, поскольку он соответствует земле, противоположность мужскому характеру круга... Квадраты как символы земли (Весты, Гестии) и круги, олицетворяющие небо (Юпитер), в римском Пантеоне обрели единство. Их изображениями украшены пол, стены и потолок храма. Восьмиугольник (число апсид по периметру Пантеона) представляет собой промежуточное состояние между квадратом и кругом. Число 8 (огдоада)по Пифагору - символ гармонии, священное число...".


Ещё один общепризнанный шедевр - Вилла в Тибуре (совр. Тиволи), обогатившая произведениями скульптурного искусства половину современных музеев мира. "Гигантский купол Серапиума является предшественником "ребристых" сводов, которые характерны для средневековых соборов. Цветной мрамор и изогнутые формы позволили современным историкам искусства определить архитектуру виллы как древнеримское барокко, предвосхитившую некоторые из особенностей стиля 17 столетия".

Храм Венеры и Ромы, возведенный параллельно с Пантеоном, будет вызывать восхищение ни одного поколения римлян; император Максенций назовет его одним из чудес света.

В Афинах возобновляется строительство храма Зевса Олимпийского, начатое 600 лет назад тираном Писистратом.

Полностью реконструируется восточная часть Афин.

В империи формируется совершенно инновационный архитектурный стиль, объединивший греко-римские и восточные зодческие традиции.




Римская скульптура получает большую выразительность за счёт дополнительных анатомических подробностей: появляется зрачок, радужная оболочка глаза, брови.




Образованность императора и его таланты восхищают древних историков, а противоречия в характере приводят в замешательство: "Адриан добился от многих царей тайными подарками мира и открыто хвалился, что достиг мирным путём большего, чем другие оружием. Он воспринял от афинян их наклонности и нравы и не только овладел их языком, но и приобщился к их излюбленным занятиям, пению, танцам, медицине и был музыкантом, геометром, художником, ваятелем из меди и из мрамора наравне с Поликлетом и Эфранором. К тому же он был и остроумен, так что редко можно было видеть среди людей столь образованного и изящного человека. Он был переменчив, многообразен, обладал сложным характером, был как бы рожден властелином пороков и добродетелей... Он был очень остер и задирист, но в равной мере искусно парировал серьёзные слова, шутку, брань. На стихи он отвечал стихами, на изречения изречениями, так что казалось, что он все заранее обдумал.В Риме он построил школу свободных искусств, которую называют Афинион, в честь греческой богини Афины, которая, будучи богиней мудрости и разума, покровительствовала наукам. Также по образцу афинян он проводил в Риме мистерии в честь Цереры и так называемой Элевсинской Либеры".

(Церера - древнеиталийская богиня полей, земледелия, мать Прозерпины, которая отождествлялась с греческой Персефоной, богиней подземного царства и плодородия).


"Адриан чрезвычайно усердно занимался поэзией и литературой, был очень сведущ в арифметике и геометрии, прекрасно рисовал. Он гордился своим умением играть на цитре и петь, в то же время он прекрасно владел оружием и был очень сведущ в военном деле: он упражнялся даже с гладиаторским оружием. Он отличался необыкновенной памятью, огромными ораторскими способностями, он сам и речи свои диктовал, и отвечал на все вопросы. Он помнил имена ветеранов, которых уже давно отпустил в отставку. Сохранилось множество его шуток - ведь он был очень колким... Книги, бегло им прочитанные и неизвестные большинству, он цитировал на память. Всю государственную отчётность он знал так, как ни один отец семейства, как бы старателен он не был, не знает своих домашних расходов. Он был очень любим солдатами за свою исключительную заботу о войске...".