Снос

Игнатова Елена
               
- Игорь Викторович, объясните мне, ради бога, вам, что в этом строении? Вы-то что за него вписываетесь? Ну, какой это памятник архитектуры? Нет ни одного документа, подтверждающего это!
- Это памятник эпохи.
- Да бросьте вы вашу демагогию! Заурядное, совершенно устаревшее здание! К тому же – никому больше ненужное!

Макаров начинал злиться, ему не нравился этот пустой разговор. Он, купив, без какого-либо обременения, здание почившей в бозе киностудии, хоть и обещал, но не собирался оставлять его в прежнем виде.

- Так в городе исторических домов не останется, да и люди будут против, - убеждал Игорь Викторович
- Я вас умоляю! – Макаров нервно закурив, бросил на стол зажигалку. – В советские годы много чего исторического сносили, и никто не протестовал. Вот вы – главный архитектор, неужели не понимаете, что рухлядь, за которую вы так держитесь – ни богу свечка, ни черту кочерга! Жить в ней невозможно, что-то другое устроить – тоже, а мы построим вместо нее нормальные дома. Что вы кривитесь? Да! Нормальные человеческие дома, которые, уж точно, не испортят вид города. Потому что рухлядь надо сносить, а не держаться за кусочек  обветшавшего прошлого!

- В Европе, к примеру, хранят строения едва ли не со средних веков, - возразил Игорь Викторович. – Это культура!
- Вот именно – в Европе! - раздраженно отмахнулся Макаров. – У нас не Европа, не надо сравнивать. Там есть на что посмотреть, а нам что показывать? Вот этот, так называемый, памятник?
- Это здание выстроено по проекту выдающегося архитектора нашего города, на нем уникальная лепная композиция, выполненная известным скульптором, – по-прежнему возражал Игорь Викторович. – Их повторить нельзя!
- А надо? – усмехнулся Макаров. – Вы только из-за них душу рвете?
- Ну, если мы все уничтожим, то, отряхнув пыль с рук,  сможем смело заявить – нам нечего показать!
- Опять вы за свое! – Макаров затушил сигарету в пепельнице. – Ну, давайте зайдем с другого конца.

Он встал и прошелся по кабинету.

- Вы знаете, что нынешнее здание киностудии уже устарело. Насколько мне известно, даже собирались строить новое. Но, как видите, не понадобилось - его время закончилось. Приспособить это строение подо что-то другое сложно, да и незачем. Сейчас даже ленивый может снять камерой мобильного телефона любой «горячий» материал и выложить его в интернет, поэтому нет нужды иметь для этого целую киностудию.

- Да поймите вы! – не выдержал Игорь Викторович. - В кинолетописи документалистов есть уникальные материалы, снятые в 1945 году в Берлине, открытие Волго-Донского канала, вручение Нобелевской премии писателю Шолохову, пуск Атоммаша – это же бесценно для нас и наших потомков!
- Знаю, знаю! – замахал руками Макаров. – Но все это есть в центральном государственном архиве, поэтому нечего переживать об утрате. Все сохранено. Мы сейчас говорим не о пленках, а о строении.

Макаров подошел к столу и развернул рулон ватмана с эскизом нового здания, напоминающего гостиницу.
- Взгляните сюда! Видите – всего семь этажей. Мы не собираемся строить высотку.  Даже ваши скульптуры вернем, вставим их куда-нибудь сюда… -  Макаров поводил пальцем по эскизу и, не найдя подходящего места, закончил: - Пока не знаю, куда.

Он помолчал, глядя в окно, потом задумчиво произнес:
- Начнем в воскресенье.
- Люди цепью встанут – не дадут.
- Не дадут? – Макаров резко обернулся. – Не надо. Работу свернем, но технику не вывезем.  Вечно стоять не будут. У всех есть свои дела, а через недельку-другую работы возобновим. Увидите, уже никто цепью стоять не будет.
 

Из телевизионного репортажа:

«В ночь на воскресенье, под покровом темноты, в городе начался снос здания киностудии. Застройщик уверял, что собирался лишь отремонтировать строение, но оказавшиеся ветхими перекрытия, едва не рухнули, когда стали снимать железное покрытие крыши.
Общественные защитники, противившиеся сносу, забили тревогу из-за того, что большой трехэтажный дом вдруг обнесли строительным забором. Бдительность активистов обмануло то, что экскаватор загнали во двор, так что с внешней стороны  работ по сносу не было видно.
Около полудня в воскресенье председатель всероссийского общества охраны памятников истории и культуры по телефону 02 вызвал наряд полиции, чтобы остановить это безобразие. Однако прибывшие стражи правопорядка не нашли оснований для приостановки работ по сносу. Экскаватор продолжил крушить стены...»

Макаров, потягивая коньяк, удовлетворенно смотрел на разрушаемое здание.
- Посмотрим, какой шедевр от архитектуры  появится здесь через два года! – возмущенно говорил доцент архитектурной академии.
Очередной кусок строения был обрушен, и на одном из оголившихся этажей на стене внутреннего помещения открылась растяжка с надписью: «Прошлое – лучший пророк будущего!»
Макаров усмехнулся: - Будущее строим мы. И каким оно будет, решать нам.

Через три года на месте трехэтажного здания выросли, нос к носу, сразу две высотки в двадцать пять этажей.

Май 2023