Женщины в жизни и творчестве Фёдора Ивановича Тютч

Рената Платэ
Женская душа в стихотворениях Тютчева, по утверждению русского поэта и мыслителя конца XIX века Владимира Соловьёва, связана с землёй и небом, и она является предтечей последующего появления образа Вечной Женственности в русской литературе.
А какие же реальные женщины, представительницы прекрасного пола ушедшего времени, были адресатами любовных стихотворений поэта, и предметом его надежд, любви и чаяний?
Совсем ещё в молодом возрасте, являясь представителем Русской Дипломатической миссии в Мюнхене, Фёдор Иванович Тютчев познакомился с удивительной баварской красавицей Амалией Лерхенфельд.
В ту пору ей было всего шестнадцать лет, а молодому поэту – двадцать. Природа одарила Амалию редкой красотой, умом, к тому же она прекрасно пела и музицировала. Именно ей Фёдор Иванович Тютчев посвятил своё знаменитое стихотворение, ставшее бесценной жемчужиной русской поэзии:

Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край:
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.

И на холму, там, где, белея,
Руина замка в даль глядит,
Стояла ты, младая Фея,
На мшистый опершись гранит.

Ногой младенческой касаясь
Обломков груды вековой;
И солнце медлило, прощаясь
С холмом, и замком, и тобой.
…………………

Амалия фон Лерхенфельд была внебрачной дочерью баварского дипломата графа Лерхенфельда и герцогини Терезы Макленбург-Стрелицкой. А её мать, Тереза, имела «королевское» происхождение и была родной сестрой королевы Пруссии Луизы, приходясь к тому же тёткой российской императрице Александре Фёдоровне (жене Николая Первого).
Судьба сложилась так, что Амалия Лерхенфельд вышла замуж за российского дипломата барона Крюденера, который был в те годы непосредственным начальником Фёдора Ивановича Тютчева, в дальнейшем поехала с ним в Петербург и блистала в высшем свете Северной столицы. Ей были увлечены Пушкин, Бенкендорф, князь Вяземский и даже сам Николай Первый.
На выставке «Служить России словом и душой…», которая проходила в библиотеке им. А.А. Прокофьева, и была посвящена дипломатической и литературной деятельности Фёдора Ивановича Тютчева можно увидеть фотокопию портрета Амалии фон Лерхенфельд. Сам же портрет кисти немецкого художника Йозефа Карла Штилера находится в Галерее красавиц в Мюнхене, в замке Нимфенбург. На этом портрете ей девятнадцать лет.
Интересна история самой фотокопии, представленной на выставке: она сделана тоже с художественной копии немецкого портрета Амалии, находящегося в галерее Мюнхена. Её выполнил для родины Фёдора Ивановича Тютчева (Овстуг, Брянская область) современный живописец Евгений Николаевич Воскобойников, член Союза художников России, участник выставок в Москве, Воронеже, Брянске, Хамельне, Ганновере (Германия). Долгие годы Амалия переписывалась с Фёдором Ивановичем Тютчевым и даже навещала его незадолго до смерти.
Но вернёмся к истории любви молодого поэта в Мюнхене. Спустя несколько лет, в 1826 году, во время одного из дипломатических раутов Тютчев познакомился с графинями Ботмер — сёстрами Элеонорой и Клотильдой. Обе сестры были влюблены в Тютчева. Но более энергичная Элеонора прекратила недолгий роман Фёдора Ивановича с младшей сестрой и стала его первой женой.
Немецкий поэт Генрих Гейне называл Элеонору «бесконечно очаровательной, негласно замужней за молодым русским дипломатом Тютчевым». Фёдора и Элеонору не смутило, что она старше Тютчева на три года, уже мать троих детей, и Фёдор Иванович живёт на средства, присылаемые родителями. Как только Тютчева официально ввели в штат Русской Дипломатической миссии и он стал получать зарплату, молодой поэт обратился за разрешением на брак, и 27 января 1829 г. они обвенчались по православному обряду в мюнхенской греческой церкви Св. Сальватора.
Фотокопия красавицы Элеоноры Тютчевой тоже была размещена на выставке «Служить России словом и душой…». Сам же портрет («Неизвестная в тёмно-красной шляпе», 1828 г.) находится в Государственном музее А.С. Пушкина, его автор – мастер акварели пушкинской эпохи Петр Фёдорович Соколов. Авторитетные исследователи утверждают, что на этом портрете изображена Элеонора Фёдоровна Тютчева, урождённая графиня Ботмер.
Брак Фёдора Ивановича и Элеоноры был счастливым. Нежная и хрупкая, словно прекрасное виденье, Элеонора оказалась надёжной опорой для своего супруга. Взяв всю хозяйственную часть супружеского быта на себя, при скромном достатке их семьи, она смогла обустроить уютный и гостеприимный дом, обеспечить безоблачное счастье детей.
К сожалению, слабое здоровье Элеоноры было подточено переутомлением и нервным потрясением: его причиной стал пожар на теплоходе «Николай I», на котором Элеонора вместе с детьми плыла к своему мужу в Турин. От болезни она так и не оправилась, и умерла в возрасте 37 лет. Горе Тютчева было так велико, что, сидя у гроба супруги, он поседел за одну ночь.
В 1858 году в годовщину смерти Элеоноры поэт напишет стихи, посвященные ее памяти:

В часы, когда бывает
Так тяжко на груди,
И сердце изнывает,
И тьма лишь впереди;

Без сил и без движенья,
Мы так удручены,
Что даже утешенья
Друзей нам не смешны, –

Вдруг солнца луч приветный
Войдет украдкой к нам
И брызнет огнецветной
Струею по стенам:
………………………

Так мило-благодатна,
Воздушна и светла
Душе моей стократно
Любовь твоя была.

История любви Тютчева и баронессы Эрнестины Дёрнберг (его второй жены) удивительна и непостижима. Молодой поэт увлекся ей, ещё будучи женатым на Элеоноре. С Эрнестиной Тютчева роднила духовная близость, и поэт не смог устоять. О ней он писал так:

Люблю глаза твои, мой друг,
С игрой их пламенно-чудесной,
Когда их приподымешь вдруг
И, словно молнией небесной,
Окинешь бегло целый круг...
Но есть сильней очарованья:
Глаза, потупленные ниц
В минуты страстного лобзанья,
И сквозь опущенных ресниц
Угрюмый, тусклый огнь желанья.

Спустя два года после смерти жены Элеоноры Тютчев поэт сделал предложение баронессе. Эрнестина была богата, красива, умна — и великодушна. В будущем, она простила супругу измену, в браке они прожили 34 года.
Увидеть, как выглядела Эренестина Тютчева в молодые годы можно тоже благодаря выставке «Служить России словом и душой…». На экспозиции представлена фотокопия портрета Фридриха Дюрка, который запечатлел Эрнестину в 1840 году.

Последней любовью Фёдора Ивановича Тютчева стала Елена Александровна Денисьева – юная воспитанница Смольного института благородных девиц. История их взаимоотношений и даже, тайной, а порою, и явной, второй семьи, – отдельный рассказ. Мы лишь отметим, что эта любовь принесла море страданий поэту и его возлюбленной, обессмертив эти чувства знаменитым «Денисьевским циклом» стихотворений. На «Литераторских мостках» Фрунзенского района покоится не только сама Елена Александровна Денисьева, но и их дети, и её тётушка. Старший сын Фёдора Ивановича Тютчева и Елены Александровны – Фёдор Фёдорович Тютчев, родившийся в 1860 году, в Женеве, стал Героем Первой мировой войны, Георгиевским кавалером. Он похоронен там же.