24 мая 2014. Пропущенный матч. IV

Александр Алексеенко 2
       Продолжение. Начало в http://proza.ru/2023/06/29/1323

                Прощаюсь с Крымом.
               
       Подъезжаем к очередному складу-магазину. Слава, давнишний наш партнер, встречает с распростертыми объятиями. Возможно, я несколько преувеличиваю степень приязни, и встреча происходит намного сдержаннее, но по восприятию она именно такая. А во время беседы выясняется, что мы с ним сходимся и во взглядах на происходящее.

       - Что, Слава, как жизнь теперь, при новой власти? Станет лучше, веселей?
       - Честно, я вообще в шоке, - не бодро отвечает партнер, - Ты понимаешь, радуются, прежде всего, военные и служащие всех уровней, от гаишника до учительницы. Вот простой рабочий люд, люди разных профессий, обычные коммерсанты, как оказалось, не приобрели ничего. Ну, поднимут зарплаты немного, а цены быстро подравняют под российские. Раньше мы хоть продукты из Украины получали, они и качественнее намного, и дешевле. Плюс сколько отдыхающих приезжало из Украины... А теперь что?
       - А в Севастополе говорят, что все будет классно, торговля еще больше расцветет...
       - Не знаю, с чего она расцветет. У кого-то может и расцветет, если к администрации близок, к начальству вхож...

       Да, не заметил я у нашего ялтинского предпринимателя энтузиазма и веры в навалившееся будущее. Про последующие поставки нашей продукции он также ничего не сказал, а это верный признак того, что сомнение в его душе пустило глубокие корни.
       Но распрощались мы с ним тепло, уповая на то, что Богу виднее, как нам жить дальше. Все же существовала слабая надежда – а вдруг всё обойдется?

       Обратно в Севастополь мы возвращались, когда солнце заходило за горизонт и слепило нам в глаза. Но вскоре подступили сумерки, солнце спряталось, отчего ехать по хорошему шоссе, сделанному еще при украинской власти, стало комфортнее.
       А в Севастополь мы въехали, когда на южный город опустился теплый вечер, и всё враз потемнело, хоть глаза выколи. Но, как и приличествует  замечательному городу Севастополь, выручали многочисленные фонари. Володя высадил меня возле дома Светланы, а сам погнал наш ИСУЗУ на ночевку к себе на базу.
 
       Утром я отнес Светлане ключи от уютного временного пристанища, поблагодарил от всей души и распрощался с чистой совестью: трудно сказать, пересечемся ли мы когда-нибудь снова? Она также сердечно и приветливо пожелала мне счастливого пути, не забыв при этом передать поклоны своему брату. Родная кровь как-никак. Я знал и раньше, что родственников у них осталось – раз, два и обчелся. Так зачем сторониться друг друга в канун преклонных лет?   

       Вскоре объявился Володя с грузовиком, и мы тронулись по направлению к Армянску. Теперь, когда основная часть командировки была выполнена, я ехал с легким сердцем. Отчего и разговор в кабине шел ни к чему не обязывающий. Погода, море, рыбалка...
       Я что-то вспоминал о предыдущих поездках в Крым и в частности в Севастополь, экскурсию в Балаклаву, на местные пляжи. Володя, как абориген, комментировал и уточнял то, о чем я по неведению рассуждал неправильно. В общем, мы с ним не выглядели людьми из разных окопов, но фактически мы ими точно стали: он с радостью принял отделение Крыма, я же был абсолютным противником этого события, хотя вы же помните моё пожелание Свете из Севастополя. Однако в те дни мы и в самом страшном сне не могли представить, что вскоре толерантное противостояние превратится в горячее.   

       Когда едешь по знакомой дороге, время пролетает быстро. Сегодня переезд по маршруту Севастополь-Армянск стал моим третьим за последние два дня, поэтому случилось так, что я даже удивился, когда увидел приближающиеся вагончики пограничной службы. Мы остановились неподалеку от небольшого хвоста очереди к границе: Володя не захотел еще раз пересекать воображаемую линию раздела двух когда-то дружественных государств. Я с ним произвел расчет, все же он выручил меня в немалой степени. Судя по его довольному виду, он тоже остался не в накладе – я не поскупился...

       - Как же ты доберешься обратно? Может, добавить на такси?
       - А я увидел знакомые машины, наши тут частенько бывают. Не беспокойтесь – доеду нормально...

       И мы помахали друг другу на прощание.
 
       Теперь за рулем нашего грузовичка сидел я. Работников из инспекции дорожного движения не предвиделось ни с этой стороны, ни с нашей. А проехать в очереди автомобилей метров триста-четыреста для меня труда не составило. Более того, мне даже было приятно переключать передачи и трогать с места тяжелую машину, даром, что она пустая. В некотором смысле вообразить, что ты дальнобойщик... Игры мои вскоре завершились: я выехал из последней таможни и сразу же попал в руки своему водителю.

       Поболтав несколько минут и выкурив по сигарете, мы обменялись транспортом. Я сел на своего верного коня, а он погрузился в нутро ИСУЗУ. Грузовик, кстати, был оборудован намного лучше, чем мой Фольксваген. В самом начале эксплуатации мы заказали спалку, которая была смонтирована на крыше кабины грузовика, и эта опция водителям очень пришлась по душе. К чему это я? А к тому, что день заметно приблизился к вечеру, а доехать домой засветло ни мне, ни ему никак бы не удалось.
       Собственно, я за нашего водилу был спокоен: ему не привыкать ночевать в спалке.  Из-за своей персоны я тем более не кручинился: если усталость сильно прижмет, то вздремну под пледиком. Меня главным образом тонизировала мысль, что я разрешил проблему с Севастополем, а неизбежность ночной поездки из Крыма в Киев в некоторой степени даже увлекала: давно я не ездил по ночам, как бывало в девяностые. Хотелось испытать что-то вроде ностальгии...

       Наши разговоры закончились быстро: обоим предстоял неблизкий путь. Но всё же я постарался поспешить, а вдруг успею убежать от ночи?
       Ближе к Херсону я понял, что мне не стоит рассчитывать на бессонную ночь: где-то наверняка придется подремать. И я успокоился: как получится, так и получится. Херсон все едущие из Крыма всегда объезжали по Антоновскому мосту. Я тогда этого названия и слыхом не слыхивал... Как не знал точку на карте «село Чернобаевка», куда меня привела дорога после переезда через Днепр, и где я выехал на шоссе по направлению к Николаеву. А ныне они у всех на слуху, но звучат с трагическим оттенком.

       Тогда же я впервые столкнулся с новыми реалиями: появились блокпосты. Первый попался мне еще перед Днепром, но это случилось в светлое время суток, поэтому я не почувствовал никакой напряженности, а только по команде открыл багажник да ответил на дежурные вопросы – откуда и куда. Естественно, показал свои документы, после чего был отпущен восвояси с пожеланием доброй дороги.

       За Херсоном понял, что нужно перекусить, пока работают кафе. Вспомнил, что вскоре покажется мне хорошо знакомое местечко, где не раз останавливался в добрые времена. Только подумал, а оно тут как тут. Пока ужинал, день решительно заменился вечером, и выехал я уже в сумерках.
       Перед Николаевом меня встретил блокпост совершенно других размеров: это уже было сооружение из бетона, мешков с песком, и даже с чем-то, похожим на сваренные конструкции из металла. В тот май вечера выдались вовсе не весенними, прохлада пробирала существенно, поэтому неудивительно, что неподалеку от блокпоста горел костер, а возле него грелось пару человек, не занятых своими прямыми обязанностями.
       
       Когда меня остановили, то я почувствовал совершенно не мирную атмосферу. Вечер был тому виной или что-то в воздухе витало, чего не было в светлое время суток, но именно здесь меня окружала сложная смесь настороженности и надвигающейся опасности, ожидания подвоха и, скажу более определенно, – недоверия к окружающему миру.
       Однако подошедшие ко мне люди являли собой образец предупредительности и благорасположенности.

       - Вам будет не трудно открыть багажник и показать, что там у вас? Вы не переживайте, мы лишь заглянем...
       - Пожалуйста, ради бога, мне не в тягость, - на столь изысканный стиль я постарался отплатить той же монетой.

       Но не скрою, мне было приятно подобное обращение. Не во всякой европейской стране к тебе обратятся высоким слогом. Быстро осмотрев багажник, мне опять же пожелали:

       - Счастливого пути! Будьте осторожны ночью на дороге, не переутомляйтесь: до Киева не близкий свет…

       Я еще несколько километров ехал с открытым ртом, приходя в себя после того, как со мной обошлись, вернее, как меня «обласкали» на блокпосту. Возможно, рот у меня и не был явно открыт, скорее всего, у меня в такой форме возникло виртуальное послевкусие от встречи и в памяти осталось чувство о будто бы отвисшей челюсти. От удивления...   
       Блокпосты попадались по маршруту и дальше – Вознесенск, Первомайск, – но там уже никто меня не встречал словами «будьте любезны!» Неулыбчивые дядьки, задав два вопроса, просто махали рукой, мол, кати дальше.

       Почему вдруг объявились блокпосты, я тогда особо не задумывался. Повторюсь, после майдана мы не совсем понимали, куда мы идем и что будет дальше. А причиной тому стала начинающаяся смута на Донбассе... Но большинство из нас даже не предполагало, что там может случиться настоящая война в самой горячей фазе.
       Более того, в те дни мы открыли производство в Донецке, и с энтузиазмом начали новое дело. Перескочу через время и загляну в будущее: это наше новое семейное дело пришлось зимой четырнадцатого вывозить оттуда в буквальном смысле под пулями... 
 
       Но девять лет назад, 24 мая я мчался по ночной дороге, не озабочиваясь видимыми причинами того, что в жизни страны происходят необратимые изменения. Я больше думал о том, что сегодня поздно вечером в далеком Лиссабоне проходит финальный матч футбольной Лиги чемпионов, который я пропускаю...

       Окончание в http://proza.ru/2023/07/01/655