Записки сетевого администратора

Александръ Рябчиковъ
ГОРЕ-НАПОЛЕОНЫ  

   Многие годы занимаясь управлением компьютерными сетями в различных компаниях, не перестаю удивляться, как быстро «сносит крышу» начинающим системным администраторам, когда они получают расширенные права в сети. Первым делом они залезают в почтовые ящики всех без разбора пользователей сети на почтовом сервере компании, как рядовых сотрудников, так и начальников. Затем быстро обрастают знакомствами среди рядовых пользователей, особенно женского пола, и открывают для них прежде недоступные сетевые ресурсы: передают закрытые сведения о других пользователях, выкладывают в общий доступ пиратский контент, устанавливают на рабочие станции и настраивают сетевые игры и т.д. А ведь все эти действия строго-настрого запрещены в их должностных инструкциях. «Особо одарённые» всеми силами пытаются пролезть в настройки серверов, коммутаторов, маршрутизаторов, точек доступа Wi-Fi; лезут через файрволл в локальную сеть компании с внешней стороны сетевого периметра, не особо задумываясь зачем им это нужно. В такие моменты начинаешь понимать, что человеку больше нечем заняться на рабочем месте. И действительно, подобный «горе-наполеон» рано или поздно начинает «светиться» на корпоративном форуме (под псевдонимом, разумеется), весело проводя время со своими новыми друзьями и подружками. В эту пору, особенно цинично выглядят его ежемесячные отчёты о нарушениях сетевых правил пользователями, — почему-то там фигурируют в основном имена «неугодных» ему и его «окружению» людей на форуме.
   Когда в компании «завёлся» только один такой «горе-наполеон» — это ещё полбеды, — его ещё можно образумить, напомнив об ответственности, но когда «горе-наполеонов» уже несколько, то у них возникает какой-то стайный инстинкт вседозволенности. В результате в компании создаётся критическая ситуация, грозящая серьёзными последствиями — вплоть до «слива» баз данных конкурентам — и требующая немедленного оперативного вмешательства.
   И тогда приходится, отвлекаясь от основной работы, заниматься аудитом действий этих неуравновешенных субъектов. Потом начинаются слёзы в три ручья, детские обещания типа: «Я больше так не буду», но доверие уже утрачено, и приходится скрепя сердце «давать пинка под зад».
   Всякий раз убеждаюсь, что власть, даже в небольшом сообществе, потенциально опасна для любого человека, особенно если в нём нет нравственной основы, заложенной с самого раннего детства, — то есть того, что в нравственно здоровом обществе называют «элементарной порядочностью».

КЛОУНЫ

   Однажды наша фирма внедряла проект компьютерной сети в одной крупной детской больнице. Её десятый корпус — инфекционно-боксированный — находился на значительном удалении от остальных. В одном из его бесконечно длинных и слабо освещённых коридоров на цокольном этаже мы с моим помощником копались во внутренностях телекоммуникационного шкафа, как заправские хирурги. Я стоял на стремянке в медицинском халате, шапочке, бахилах и в маске, «свысока» давая ценные указания помощнику и подсвечивая ему фонариком, а тот напряжённо работал, почти целиком погрузившись в шкаф. Всё было как обычно, и вдруг в конце коридора показался рыжий клоун. Он медленно шёл в нашу сторону, то и дело оглядываясь назад — на игрушечную машинку, волочившуюся за ним на верёвочке. Игрушечная машинка неприятно поскрипывала железными колёсиками о керамическую плитку. Краем глаза я стал наблюдать за ним, опасаясь, как бы он не наткнулся на стремянку. Но клоун прошёл мимо, ничего не задев, и скрылся из вида в другом конце коридора. Меня это событие несколько покоробило своей неординарностью. Минут через пять в конце коридора показался второй клоун. Он шёл значительно быстрее первого, как будто торопился куда-то, и нёс на вытянутых руках перед собой блестящую коробку. Над коробкой, словно луковица, торчала его бритая голова с пучком волос на макушке. Я также проследил за ним, пока он не скрылся из вида. «Однако, это уже не смешно», — встревоженно подумал я. Ещё через пять минут в конце коридора показалась клоунесса. Я понял это по её выдающимся формам и  поролоновой косе, спадавшей на пышную грудь. Когда она прошла мимо меня, виляя накладными бёдрами, я осторожно поинтересовался у помощника, не видел ли он только что в коридоре каких-нибудь клоунов. Помощник устало покосился на меня, давая понять, что ему сейчас не до шуток. Мне тоже было не до шуток. На моём лбу выступила испарина, словно после напряжённой работы.
   Весь оставшийся день я думал об этих клоунах. «Почему я не спустился со стремянки и не потрогал кого-нибудь из них, чтобы убедиться, что они настоящие?» — задавал я себе один и тот же вопрос. Ночью мне снились одни клоуны, а утром у входа в больницу я увидел автобус, буквально набитый клоунами. Их там было видимо-невидимо: и рыжие, и лысые, и с красными носами, и с огромными ушами. Дверь автобуса открылась, и они стали выпрыгивать наружу один за другим. Это было смешно. Как позже выяснилось, подобные благотворительные нашествия клоунов — довольно частое явление в российских детских больницах.
   А в то утро я был абсолютно счастлив, как в детстве.