Наглядный урок истории в американской школе

Магда Кешишева
   В школах Америки педагоги стараются разнообразить жизнь учеников, придумывая и осуществляя интересные, с их точки зрения, мероприятия. В одном таком мероприятии мы, родители, принимали косвеное участие.
   В школьной программе ученики 3-х классов знакомились с историей эмиграции, причинами большого притока иностранных граждан в страну на постоянное место жительства. Через неделю после того, как был написан тест, с которым справились все, детям объявили, что их ждёт интересная игра.

   Всем третьеклассникам(более 200 человек) выдали незаполненные "паспорта" и анкеты - вопросники. Согласно условию игры, каждый ученик представлял беженца из какой - то страны. В паспорте он должен был указать: имя, фамилию, отчесто, год, месяц и день рождения, страну, из которой прибыл.
   Анкета была более подробной: цвет волос, глаз, кожи, рост, образование, профессия, сведения о состоянии здоровья, причины и цель приезда, с кем приехал, имеются ли родственники в штатах...
   
   Школы в США интернациональные, поэтому каждый выбрал свою страну. Ученики - американцы выбирали страну по своему выбору. Конечно же, у всех "беженцев" была своя история.
   Моя внучка была "беженкой" из Западной Армении, мужа и родственников которой убили турки. Бежала она с грудным ребёнком, роль которого выполняла кукла, в поисках работы, свободы и безопасности для себя и своего ребёнка.

   Мы рассказали ей о страшных событиях 1915 года, но в такой форме, чтобы не особенно травмировать ребёнка. Кроме того, среди учеников были и мусульмане, и надо было быть максимально тактичными и деликатными, чтобы у ребёнка не возникли негативные чувства и настроения.
   Сшили мы нашей "беженке" национальный костюм - платье и головной убор. На шею повесили большой крест. Одной рукой она держала "грудного ребёнка", в другой - бохча, узелок со святыми для армян предметами: армянским алфавитом,молитвенником, иконой Богоматери с младенцем и, завёрнутые в платок драгоценности, которые можно было бы "продать" и иметь какие - то деньги на первое время.

   Кстати, у нашей "беженки" драгоценности были настоящие: золотая цепь, золотой крестик, несколько колец. Взяла она и бижутерию, среди которой выделялся очень красивый браслет, выглядевший вполне натурально.

   "Эмигранты" проходили все барьеры, через которые в своё время пришлось пройти всем, прибывшим в страну: паспортный контроль, медосмотр, досмотр багажа.
   Полицейскими, досматривающими багаж, и врачами, тщательно осматривающими каждого, были учителя и родители в соответствующих униформах. Но самое ужасное было то, что вели они себя так, как это было ТОГДА, в начале 20века: грубо, резко, нахально, издевательски, брезгливо, придирчиво ...

   Дети были в шоке. Они забыли, что это игра. Учителя - добрые и улыбчивые, которые их любили, никогда не повышали голоса - вдруг толкают, кричат, смеются в лицо, называют "грязными эмигрантами".
   Надо сказать, что эта, с позволения сказать, - игра, проходила до ланча и дети были голодны. А тут, вольяжно рассевшись, "полицейские" и "врачи" кушают и пьют.

   Одного "беженца", который в суматохе потерял паспорт, "депортировали", доведя до слёз. Другой не прошёл медосмотр:у него обнаружили глазную инфекцию и грубо вытолкали из очереди.

   Нашей Евочке, во время досмотра, высоченный "офицер", с неприятным смехом сказал:
 - Оо, какой красивый браслет! Как ты думаешь, он понравится моей жене?
 - Нет! Это браслет моей бабцшки! - смело ответила Ева. Офицер ещё раз громко засмеялся, но браслет вернул.

   Ребёнок был, как и все дети, ошарашен происходящим, но её поддержала одна из "врачей", мама одноклассницы. Она тихо сказала:
 - Eve, you look so beautiful!(Ева, ты выглядишь прекрасно!)

   Дома, рассказывая подробности "игры", Евочка совсем по - взрослому спросила:
 - Неужели это и в самом деле было так?... Бедные люди...