Юрий Никулин

Алексей Решетняк
Кто - то сказал:  пусть нас    меньше  почитают,
но  больше читают!               
Только об  этом я  и  прошу.   
                Салтыков -  Щедрин. 

     Этому  правилу  Михаил  старался придерживаться  в  своей  работе. Прочитав  напечатанную  статью «Клоун  без  маски».  У  него  перед  глазами  сразу  возник образ  Юрия  Никулина,  он  же  в  цирке был  лицедей.  Все  знают,  что  главное в цирке  артист старался найти свою  маску.  Яркую.  Легко  запоминающуюся.  А  Юрий  Никулин  имел  такое  лицо,  внешность,  выходя  на  арену  цирка,  он  не  нуждался  в  клоунской  маске.   Но  снимаясь  в  серьезном  кино,  он  был  совсем  другой.  Так же  не гримируясь.  Хочется  дополнить портрет Юрия: мама  у него  была  красавица, но  как  мне  показалось, Юра  был  больше  похож на  отца, тот  и  повел  сына  по  своей  жизненной  колее.
       И  это было  правильно! Михаил  решил  проверить высказывание  русской  пословицы «яблоко  от  яблони…».  Читаю, Юрий  Никулин  родился 18  декабря 1921 году в  Демидове,  Смоленской  губернии.  Отец,  после  окончания  третьего  курса юридического факультета Московского  университета,  был  послан  на  Смоленщину, ликвидировать безграмотность.  Там он  познакомился со  своей будущей женой,  Лидией Ивановной,  смею  заметить, в то  время актрисой драматического  театра.  Ну  и пошло, поехало. Они  поженились.   И  совместно  организовали  в  Домодедово свой передвижной театр революционного  юмора -  «Теревьюм». Успешно  гастролировали  по  районам.    
       В 1925  году  Владимиру Никулину почтальон  принес  приглашение  друга  в  Москву.  Они  переехали. И там  они организовывали в  столовой коммунальной  квартире,  самодеятельные  спектакли  для  детей. Это  была  первая  прививка  Юрия  к  искусству.  Папа  окончил  юрфак,  работал репортёром в газетах «Гудок», «Известия».  Главное!  Отец сочинял репризы и  интермедии  для  художественной самодеятельности,  эстрады  и  цирка!  Конечно,  на  такой  благоприятной  духовной  почве  рос артист. Мать целиком посвятила себя  семье.
          И  так, начнем  со  школы.  Отец,  Владимир  Андреевич в  1930  годы  вел  в  школе  драматический  кружок  и  ставил на  школьной  сцене  САТЕРИЧЕСКИЕ, это  слово будет  главным, по  жизни  Юрия, обозрения собственного  сочинения.  Сын  исполнял в  этих спектаклях ведущие  роли. Первый личный  опыт.
    Как  он  учился? Старался  не  получать  двойки. А  в  остальном  все  как все.  Озорничал, дрался  с  ребятами из  соседнего  двора.  Летом  со  сверстниками спал на  крыше  сараев,  ходил  в  кино и на  футбол. К  футболу  отец  приучил. Но у каждого  был  свой  клуб:  отец  был « спартаковец»,   а  сын «динамовцем».  Да! Хочется  выделить!  В  школьные  годы  он  завел большую записную  книжку,  в  которой в «зашифрованном» виде записывал услышанные анекдоты, чтобы посторонний  человек не  смог  понять  содержание.
       Так  в школьные годы  он  записал  около одной тысячи  анекдотов. Впоследствии они  ему  пригодились, но не все анекдоты Никулин  сумел расшифровать.
    Я  извиняюсь,  писать о таком  человеке  можно  много, но я  остановлюсь на  событиях, которые  выделяются над  его обычной  жизнью  человека.
      18 ноября 1939  года Юрия Никулина призвали  в Красную  Армию. Определили в  зенитный  дивизион, вблизи  Сестрорецка.  Служил во  взводе  связи. А уже 30  ноября 1939  года началась советско  - финская  война.  Остановлюсь на одном  эпизоде.  В  декабре 1939  году  они  получили приказ: « С  группой  бойцов, в 30  градусный  мороз,  протянуть  связь, с  только  что отбитом у  финнов  Куоккалы (сейчас  Репино)».  Доставшиеся Никулину  два километра оказались  непосильными.  Лыжи  не «шли» по глубокому снегу,  огромные  катушки с  кабелем  были  тяжелы. Выбившись  из  сил,  он  стал  засыпать, от  холода на  снегу.  На  его  счастье, проезжавшие мимо,  с  проверкой, пограничники на  аэросанях  подобрали  солдата. Все обошлось, не  слишком  сильным  обморожением.
      Время  подошло к «дембелю», купил  чемоданчик.  Домой  писал  радостные  письма,  одно   из  них:  «Несмотря  на  то, что  идут  частые  дожди, мы  весело  проводим  время,  Все  дело  в  грибах. …  Я с Алешкиным ходил за  грибами  два  раза.  Принесли через  два  часа,  полное  ведро и  полные  пилотки.  … Первый  раз  мы  их  жарили с  картошкой. А  второй  раз  варили,  так  как больше  не было  масла».    Стал готовиться к  возвращению  домой.  Все  резко  изменилось  22  июня 1941  года. Война!  Зенитчики  встали на  боевое  дежурство.  В  ночь на 23  июня  вступили в  бой с  немецкими  «Юнкерсами»,  принявшимися минировать  Финский  залив. 
        К весне 1942  года навалилась  нежданная  напасть – цинга и  куриная  слепота. Многие с  наступлением  сумерек  перестали  видеть.  Через  некоторое  время  на  батарею  передали бутылку  рыбьего  жиру. После нескольких  приемов слепота  стала  проходить.  Два раза попадал  в  госпиталь,  сначала с воспалением  легких,  потом с  контузией.
   Читатель  спросит «причем  тут  грибы?»  Все  просто. Юрий  был смелый,  очень  внимательный  солдат. Грибы надо не  просто  искать,  надо  понимать, где они  могут  расти.  Он  ни разу  не  заблудился  в  незнакомом лесу. Начальство  его   талант оценило. В 1943  году,  после  госпиталя,  вернулся в зенитный  дивизион,  находившийся  под  Колпином.  Там  он  возглавил отделение  РАЗВЕДКИ,  стал  старшим  сержантом и  помощником командира  взвода.   
    Вернулся  домой 18  мая 1946  года. На  груди  блестела  медаль «За  отвагу». Мирная  картина  ослепляла.  Но! Ему  25  лет. Надо  учиться!  Решает  поступать  в  Институт  кинематографии, документы  заодно сдал в ГИТИЗ, в  театральное  училище имени  Щепкина.  Везде  его  постигла  неудача.  В  сентябре  1946  года подал документы  в  студию  клоунады  при  Цирке на Цветном  бульваре.  Выдержал  конкурс,  был  принят.  Начались  занятия.  Это отдельная жизненная  история.  В  ноябре 1948 года Никулин получил  диплом.  Через  несколько  дней  Михаил  Николаевич  «Карандаш»,  предложил  Никулину и его  напарнику  Романову  стать у  него  ассистентами.  Они  согласились.  Одно  хочу  сказать: « создать смешную  клоунаду очень  непросто. Репризы  длятся несколько  минут, на  их  подготовку уходили месяцы.  Ведь  нужно придумать и  изготовить  реквизит. Заполнить сценарий  трюками. Частые  гастроли, требовали   учитывать  зрителя в разных  городах.  Этот  сложный период  работы скрывают  артисты».
        Михаил  один  раз  видел  Юрия  Никулина на  манеже  в  цирке.  В зале  вспышка  эмоций,  смех,  фейерверк!  Ощущение  что  солнечный  зайчик  по душе  пробежался. 
     Надежда  сниматься  в  кино  не  покидала Никулина.   Помог  один  случай.  Съёмочной   группе фильма « Девушка  с  гитарой» долгое  время не  удавалось найти  актера на  роль  пиротехника.   По  совету одного из  сценаристов,  решили попробовать клоуна  Никулина. С  Юрием эпизод в  фильме  оказался  самым  смешным.  Никулина  стали  узнавать  на  улице. Эта  случайность была лишь  началом.
     Конечно,  читатель сразу  вспомнит «киношное» предложение  режиссёра  Леонида  Гайдая сыграть  ключевую  роль в  фильме «Пес  Барбос и  необычный  кросс». Вместе  с Никулиным  появились Евгений  Моргунов,  Георгий  Вицин.   Это немедленно  отразилось на  цирковых  сборах: зрители  пошли «на  Никулина!».
   Леонид  Гайдай  присматривался  к  работе Никулина.  При  экранизации  трех  новелл  американского  писателя  О, Генри.  В  съемках  новеллы « Родственные  души», снялся Юрий  Никулин в  роли  грабителя и  Ростислав  Плятт  в  роли  жертвы.  В картине  не  было  погони  и  эксцентрики,  но  зато  зрители  увидели  блистательную  игру замечательного  актерского  дуэта,  как  писали  критики, тонко  передавшего суть этого иронического рассказа.   Михаилу  повезло,  он видел  фильм.  Современный  зритель?
   Профессиональный  клоун Юрий  Никулин  избежал грустной  участи «только  клоуна».  В  1961  году режиссёр  Лев  Кулиджанов  предложил Юрию  Никулину главную  роль Кузьмы Иорданова   в  картине  « Когда  деревья  были  большие». Это  трагический  персонаж. Бывший  фронтовик  превратился  в  забулдыгу. … Кино  надо  смотреть. Любовь деревенской  девушки  пробуждает  в  Кузьме  совесть.… 
    Современный  зритель часто  видит  фильмы  комедии  Леонида  Гайдая  « Кавказскую  пленницу», и «Бриллиантовую  руку». Это  конечно  смешное  кино. Но?
     Михаил  задумался, а ему особенно  врезался  в  память  фильм  Сергея  Бондарчука « Они сражались  за  Родину». Фильм  вышел в 1975  году. По  мотивам  романа  Михаила  Шолохова.  Роль  Некрасова,  не  главная  роль, но  он  впервые за  свою  жизнь в  кино -  искусстве  обратился к  теме войны,  участником в которой  он  был. На  кадре фильма  рядом  с  ним  стоят  Василий  Шукшин, Иван  Лапиков,  Георгий  Бурков.  Мы  их  знали  в  лицо  по  многим  фильмам.
      А  вот  особый  случай. Режиссер  Алексей Герман,  предложил  Никулину  главную  роль  в  картине: « Двадцать  дней без  войны» - 1976  год. По  автобиографической прозе Константина  Симонова.   Роль  военного  журналиста  Лапина.  1943 год,  журналист  отправляется  в  отпуск в  Ташкент.  Когда  Юрий  Никулин  увидел  на  экране  фильм,  признал,  что  Герман  был  прав:  фильм  получился. Не  зря  говорят: « Искусства – (любое)  это  сохранить  себя».   
   Много  еще Михаилу  хотелось дописать, ведь  в  конце  его  жизни  о  Никулине  отзывались  обычно только в  восторженных  тонах.  Ведь  в  1982  году Юрий  Никулин  стал главным  режиссёром,  а  через  год  -  директором Цирка на Цветном  бульваре. Благодаря  его  заслугам в 1987  году  был  заложен  первый  камень в  фундамент нового здания.  В 1989  году  благодаря  строителям Цирк на Цветном  бульваре открыл  новый  сезон.
           Он  все  понимал.  В  одном из  интервью решительно  заявил:  « Про  меня уже  врут, пишут: « Великий клоун». Это  про  меня.  Но какой  «великий»,  когда  клоуны  были  лучше  меня?»   Журналист  после  говорил: « Надо  думать, Юрий  Владимирович  знал,  что говорил».