Отцы и внуки Глава 24. Совсем плохо

Надежда Дьяченко
                Все счастливые семьи похожи друг на   
                друга, каждая несчастливая семья
                несчастлива по-своему.
                (Л. Н. Толстой. "Анна Каренина")

           Вскоре Павел позвонил, поздравил Веру Павловну с прошедшим днём рождения, сказал, что сейчас приедет и всё расскажет.

           Первыми словами, с которыми Павел вошёл в квартиру были:
- Бабушка, не пугайся. У меня уже синяки проходят. И губы почти зажили.
- Где, кто тебя избил!?
-  На работе. Нам зарплату дали не на карточку как обещали, а наличкой. Получил вместо ста пятнадцати  сто девять тысяч. Зарплату дали поздно вечером.  Вся территория хорошо освещена, я засунул деньги в карман   джинсов и пошёл по направлению к туалету. А там тёмное место. Очнулся в здавпункте избитый, денег нет, часы, цепочку с крестиком сняли. Три недели назад избили. Улететь не мог, рейса не было, слонялся без дела по участку. Работать не мог. Мобильник в сейфе лежал, не украли, но стёрли разговоры. Я даже толком не знаю, как фирма называется. Знаю только имя отчество бригадира, да того, кто меня на работу пригласил. Контракт остался у них в кадрах.
- А что начальство? Какие-то меры к поиску преступников принимали. У вас же, ты говорил, есть охрана.
- Да там все заодно. Мне бригадир шоферов предложил перейти к другому начальнику. Там нужен был бригадир по выпуску автотранспорта на линию. Я перешёл. Мне хотелось работать механиком, это же моя профессия. В этой группе меня работяги возненавидели за то что не пью, не курю и матом не ругаюсь.
- Бригадир твой, он хоть что-то сказал.
- Даже не поинтересовался, как-будто ничего не было. Когда лежал в здравпункте пришёл мордоворот в красном пиджаке и весь в золоте. Спросил:"Кто это тебя так? Что будешь делать?" Я говорю, что не видел кто, буду подавать в суд". Он захохотал:" Не видел и суд подашь. А на кого?". И ушёл. Мне медик говорит, что у него, кроме йода и пластыря, ничего нет. Дал каких-то таблеток и всё лечение.
- Паша, иди сейчас же в полицию и пиши заявление.  Не жди понедельника, чтобы у тебя в поликлинике побои зафиксировали.

       Павел тотчас поехал в полицию. Там сфотографировали его синяки, одобрили, что он к ним пришёл и сказали, что этим заявлением он себя обезопасил. Дали заявку в Москву на расшифровку звонков. Предположили, что он работал в фирме, занимающейся нелегальной заготовкой древесины. Предупредили, что вопрос сложный и результат будет не скоро.

       Отлёживаться Павлу возможности не было:надо зарабатывать. Попарился в бане, отдохнул день и начал поиски работы. В Яндекс-такси с него потребовали тридцать тысяч рублей, потому что его такси простаивало в ожидании Павла.
- Паша, да забудь ты про такси. Найдёшь другую работу.
- Я деньги экономлю на автобусных билетах. А в Яндекс-такси  всегда водители нужны.
- Денег подкину. Ищи нормальную работу.

       На другой день Павел опять позвонил:
- Бабушка, я сегодня километров двадцать на своих двоих намотал. Набрёл на "Амурзолото". Начальник отдела кадров со мной говорил очень строго. Всё расспросил. Берут водителем самосвала. Требования жёсткие. Не пить - это обязательно. Медкомиссия расширенная. Стоит раза в два дороже обычной. Зарплата там сто-сто двадцать тысяч в месяц. Кормят три раза в день.
- Приезжай, дам денег.

      Паша прошёл медкомиссию и уехал на работу. Месторождение находилось недалеко от Благовещенска. Но проработал водителем самосвала очень недолго. Начальник предложил ему выучиться на минёра. На предприятии нужен бригадир минёров. Павел согласился. Согласится-то согласился, но видимо, был не уверен в том, что ему это надо. Он несколько раз спрашивал:
- Бабушка, я правильно сделал или нет.
- Новые знания не помешают, - уклончиво отвечала бабушка.

        Отправили Павла на курсы в Благовещенск. Предприятие оплатило учёбу, проживание в гостинице и питание:один раз в обед. В воскресенье не было и обеда. Кормился внук на деньги бабушки. Тем, кто работает первый год, предприятие выдаёт зарплату в конце сезона. Тоню с Владиком подкармливала её мама.  Паша, когда не стало денег на оплату съёмной квартиры, перевёз семью к тёще. Тоня беременна. Опять, как и в первом случае, незапланированно.  Ждут мальчика.

        Павлу учёба нравилась. Занимались в две смены и в субботу. В первый выходной Внук позвонил бабушке, матери Алика.  А потом, перезвонил Вере Петровне.
- Бабушка, я не понимаю папину маму. Она всегда была мне рада, последний раз пять тысяч дала, чтобы я себе от неё подарок купил. Говорила, чтобы в гости приезжал. Я позвонил, попросился в гости, а она говорит:"Не приходи, я КОВИДа боюсь", - и отключила мобильник. Потом сколько я не звонил, не отвечала.
- Паша, не звони больше, не откликнется. Я же рассказывала тебе, что она, когда твой папа тяжело болел и я просила её помочь деньгами, сказала, что у них тоже не всё благополучно. Выслала сто тысяч на те ещё деньги, до реформы. Это не её были деньги, а вернули за костюм Иры, который дед продал в своём магазине. На этом всё. На свадьбу твоих родителей никого из родных не пригласили. Племянница её заочно училась в Благовещенском институте, на сессию приезжала, жила у неё две недели. Потом она ей отказала. Тесно ей стало. Живут вдвоём в двухкомнатной квартире. Собаке племянница помешала. Её мать позвонила, поругала её, мол собака тебе дороже всех, так она и с матерью разорвала отношения. А матери восемьдесят лет, не знаю, ездила на похороны или нет. Прабабушка умерла, когда тебе лет десять было. Ты её так и не увидел. Отец твой, хоть она вырастила его, с ней не общался. Волки, а не люди.

       Когда начались практические занятия, Павел понял, что это специальность не для него.
- Бабушка, я боюсь взрывов. Откажусь от работы, сяду на самосвал.
- А как начальник на это посмотрит?  С зарплаты за учёбу не высчитают?
- Нет, начальник сказал, что если не понравится, будешь работать водителем.

       Учёба шла в быстром темпе и закончилась за три недели. Вместе с ней закончилась оплата гостиницы и бесплатный обед. Павлу опять нужна помощь:
- Бабушка, не знаю что делать: денег нет, жить негде. Позвонил кадровику,  он говорит:"Поезжай домой, автобус за тобой не придёт. Потом через неделю от вас будет заезд, с той группой и приедешь". Здесь на автовокзале какие-то подозрительные типы прогуливаются. Вообще Благовещенск бандитский город, здесь страшно. Не то что у нас. У меня зарядка кончается. Что делать?!
- Паша, иди на вокзал. Там полиция, светло. Телефон в туалете поставишь на подзарядку. Я тебе пришлю сейчас на еду, а завтра схожу в банкомат, положу деньги на карту и вышлю на билет.  Поедешь домой на поезде. Дешевле  и выспишься. А пока перекантуешься на вокзале. Может в комнате отдыха поспишь.
- Ой, я как-то про поезд забыл.  Спасибо!
- Бабушка, я уже дома! Отосплюсь и послезавтра приеду к тебе с Владиком.

         Вера Петровна давно не видела правнука. Мальчик охотно шёл к ней на руки, смеялся, бегал, играл воздушным шариком и ковырял вишни из кексиков, испечённых Верой Петровной. А Павел рассказывал:
- Мы переехали опять к родителям. Мама отдала нам спальню, сама живет с Эдом и Илюшкой в зале. Папа в маленькой комнате. Он ей развода не даёт, денег - тоже. Эдику купил хороший комп, даёт по тридцать тысяч в месяц. Он маме деньги отдаёт и покупает себе вкусняшки. У Тониной мамы жить невозможно. У неё три больных кота. Глаза гноятся, по ковру их кучки с глистами, а Владика ведь не привяжешь, бегает по всей квартире. И ещё Оля завела себе друга. Сожитель, с такими же как у котов глазами, хватает Владика, тискает его, Владик визжит, вырывается. Говори-не говори, всё бесполезно.
- Тоня как себя чувствует?
- Так же как и в первую беременность, давление повышено, угроза выкидыша. Ничего делать нельзя, больше лежит. Мама помогает. Она теперь совсем иначе к нам относится. У них с папой борьба за детей идёт. Илюшка останется с мамой, а Эдика папа покупает. Хочет, чтобы он с ним остался. И Эд уже на стороне папы. Бабушка, у меня просьба - поддержи меня пока я зарплату не получу. Конец сезона в ноябре, мне всё выплатят и я с тобой рассчитаюсь.
- Конечно же, Паша, поддержу.

       К сожалению, всё получилось не так, как планировал Павел. Тоню положили в больницу на сохранение, Паша уволился и приехал домой. Надо было присматривать за Владиком. Получил расчёт, а денег на карте нет:заблокирована. Пошёл в банк узнать  в чём дело, ответили - долги. Надо доплатить сорок тысяч, тогда карту через два месяца разблокируют.

- Бабушка, спасай. У меня расчёт был семьдесят семь тысяч. Мне сказали, что надо ещё доплатить сорок тысяч, иначе придут приставы и опишут всё имущество.
- А чего ты волнуешься, какое у тебя имущество?
- Смартфон и новую кроватку новорожденному купили.
- Откуда долги такие?
- Не знаю, у меня по кредиту не выплачено не более пятидесяти тысяч. Хоть бы двадцать семь осталось на карте. Не пойму откуда эти долги.
- Паша, у меня остались деньги только на срочном вкладе, надо идти в банк, приезжай.

       Павел долг выплатил, в суматохе не узнал как этот долг образовался. Тоня родила мальчика, счастливый папа прислал бабушке фото двух новорождённых с надписью: "Угадай, где здесь Владик и где Глебик".
- Паша, как родители встретили второго внука?
- Мама сделала подарок, папа даже не взглянул. Он вообще нас игнорирует.

       Павел нашёл работу: устроился водителем самосвала в частную фирму при МУП по благоустройству города. Работа нравилась.  Директор фирмы, Николай Иванович, - тоже. Зарплату платят в срок. Пока приняли стажёром на зарплату сорок тысяч, через три месяца переведут из стажёров и будет получать шестьдесят тысяч. В том случае, если  согласиться выезжать в командировки и работать в районе, зарплата может быть до ста тысяч.

         Работать водителем самосвала Павлу приходилось нечасто. Он приглянулся Николаю Ивановичу и тот сделал его своим помощником. Паша ездил по городу на легковой машине фирмы, выполняя поручения директора. Часто заезжал к Вере Петровне, рассказывал про дела семейные и на фирме. Зарплату на фирме впервые задержали. Директор объяснил, что  в связи со специальной военной операцией их профинансируют позже. Предприятие  хоть и частное, но финансируется из бюджета страны также, как и МУП. Николай Иванович отправил его учиться на курсы и оплатил восемьдесят процентов стоимости учёбы. Получит права водителя категории ДЕ, грейдера и экскаваторщика. Бабушка  оплатила остальные расходы. В следующем году директор собирается отправить Павла на учёбу во Владивосток. Курсы три месяца - с января по май с перерывами. За один месяц уже оплатил полностью:учёбу, питанием проживание в гостинице. Курсант будет получать знания по экономике, праву и организации производства. Пока нет зарплаты, бабушке пришлось содержать семью внука. Пособий Тони на детей катастрофически не хватало. На 2022 год в пособии было отказано из-за того, что доход семьи превышал допустимый предел на две тысячи рублей.

       Командировочные расходы Николай Иванович оплачивал тоже не полностью. Возмущаясь, добавляла Вера Петровна. Перед командировкой во Владивосток Павел пришёл к бабушке и показал как с карты сбербанка переводить на его карту ВТБ. Его карта была разблокирована. Но на всякий случай он взял карту сбербанка жены.

        Директор в конце концов перевёл на карту Паши зарплату и командировочные. Девяносто четыре тысячи до Павла не дошли. Карта опять заблокирована. Попросил у бабушки четыре тысячи, не успел сообщить на какую карту, улетели и эти деньги.

       Павел выяснил у приставов, что у него долги по квартире четыреста десять тысяч рублей. По совету юриста написал встречное заявление. За время учёбы в техникуме, службы в армии и жизни на частных квартирах он не должен оплачивать квартиру.

       Чтобы не переводить зарплату на карту, Николай Иванович предложил Павлу уволиться, но продолжать работать в фирме. Паше ставили рабочие дни, официально он не работал. Справку об увольнении отнёс приставам. 
 
        Паша опять уехал в командировку и опять на дотации бабушки.

        Дед Максим решил внуку помочь, выслал на карту Веры Петровны четыре тысячи рублей. Бабушка сообщила внуку:
- Тебе выслать на карту или заберёшь наличкой?
- Я в дороге, устал, завтра с утра заеду, заберу.

         Утром забрал, а вечером опять займи четыре тысячи.
- Что случилось? Куда так быстро растратил деньги?
- Меня отец выгнал из дома.
- Не имеет права, у тебя двое маленьких детей.
- Мой отец, как бандит. Я Эда и Илюшку попросил, чтобы они не шумели. Одиннадцать ночи, а они кричат, балуются.  Отец их поощряет. Отец ко мне подошёл вплотную, приблизил свою морду к моему лицу и говорит:"Ты что? Хочешь, чтобы я тебя уронил? Что ты моих детей обижаешь?!"  Меня всего затрясло, я вызвал машину и мы переехали к Тониной маме. Пришла её родня, посоветовались и сняли нам двухкомнатную квартиру, первые два месяца оплатили бабушка Тони и Оля, а когда получу зарплату, то буду платить я.

      Павел в отчаянии написал:
- Бабушка, я люблю работать и зарабатывать деньги, а хожу полуголодный и оборванный. Досыта едят только Тоня и Владик, Глебик сосёт молочко. Займи мне на туфли и куртку. Это тысяч десять надо будет. У меня зимняя куртка порвалась, мама обещала зашить, но так и не зашила.

      Бабушка заняла, внук купил туфли и заказал по интернету куртку и сообщил бабушке:
- Приеду с Владиком. У меня МУПовская машина всегда в моём распоряжении. Николай Иванович разрешил мне таксовать.

       Владик в гостях проспал всю встречу. Не проснулся даже тогда, когда Паша снимал с него курточку и сапожки. Внук рассказывал о родителях:
- Ругаются, отец маме развод не даёт. Она жалуется в полицию, полицейский приходит, никаких нарушений не находит. Трупа нет - дела нет. Отец говорит, что мама психбольная, она справкой обзавелась, что на учёте в психушке не стоит. Что бы там не говорили, я не параноик и мне не кажется, но мои родители испортили мне жизнь.
       - Твой отец может до психболезни довести. Со мной у него не получилось. И ты держись от него подальше. Дай-ка куртку, посмотрю, что можно сделать.  Паша, Куртку легко зашить! Где-то карманом зацепился и разорвал её по шву.

         Вера Петровна заштопала куртку виртуозно.
- Бабушка я сейчас зайду на Wildberries, пусть мне шесть тысяч вернут. Наверное вернули, но на заблокированную карту.

        Зарплату Павел на фирме так и не получил. Сначала её задержали на день, потом на два, а потом фирму опечатали по той причине, что Николай Иванович был задержан полицией за провоз пакета наркотического вещества. Кроме того, учредитель обнаружил хищение директором трёх миллионов рублей.

       Павла вызвали в полицию, проверили на детекторе лжи. Из его ответов на вопросы было ясно, что он не знает о том, что начальник торговал наркотиками. Паше поверили.  К тому же задержанный сказал, что использовал его втёмную, когда он передавал пакет с наркотиками в кафе в соседнем городке. Павел согласился поехать в Вяземский и показать этих людей. За проезд на поезде и прогул на работе полиция обещала выплатить семь тысяч рублей. Может она и выплатила на карту, но Паша их не поучил.  Внук недоумевал:
- Бабушка, но как же так? Ведь он так болел за работу, строго со всех спрашивал. И ко мне хорошо относился:оплатил учёбу, частично операцию. Обещал в январе перевести меня из стажёров на хорошую зарплату, сказал:"Больше ты не будешь занимать у бабушки". Владелец фирмы со мной разговаривал, спросил, что я делал. Сказал, что Николай Иванович сам должен был заниматься договорами и получением запчастей, а не тебя отправлять по командировкам. Выгнал меня, как соучастника. Я даже не смог забрать шапку и перчатки, они остались в машине.
- Паша, жадность сгубила твоего начальника. Мне жаль, что ты потерял неплохую работу.

        Пришла расшифровка звонков и следователи нашли учредителя фирмы, где Пашу избили. Три раза летал Павел с юристом в Читу на суд. Расходы оплачивала бабушка. Суд выиграли, истцу обещали  вернуть триста сорок тысяч рублей. А суд по выплате зарплаты, когда Паша уволенным продолжал работать на фирме, проиграли. Хозяин уволенному работнику платить отказался.

        Внук нашёл работу, где платят ежедневно и наличкой. Надо возить китайских туристов по их желанию с  шестнадцати часов до двух ночи. Первые две недели за смену семьсот рублей, потом тысяча четыреста. Зарплата сорок две тысячи в месяц, но пока хотя бы так. Работать три дня, выходной два. Павел проработал несколько дней за копейки. Вера Петровна пересчитала его будущую зарплату и послала СМС внуку.
- Паша, твоя зарплата будет не сорок две тысячи, а двадцать восемь. Вам на питание не хватит.  Посчитай 1400*3:5=840 руб. А ты говорил, что впритык, без ништяков вы укладываетесь в тысячу рублей в день. А за квартиру чем платить?
-Во, блин! Надо опять искать что-то.
- Помнишь ты говорил, что тебе попутчик советовал устроится в Яндекс-карты. Там ежедневно платят, можно до трёх тысяч в смену заработать. Я тогда тебя остановила: слишком щедрые обещания да еще внести залог пять тысяч.  Сегодня нашла в Интернете эту  организацию. Она в вашем районе, узнай.

         Павел за смартфон со специальной программой внёс залог пять тысяч рублей, деньги платят ежедневно, но после трёх дней работы и только на банковскую карту. Чтобы обойти проблемы с банковской картой внуку предложили оформить жену как напарника. Пришло время получать деньги, а карта напарника заблокирована. Государство не обманешь!

      Паша тут же уволился, Тонину карту разблокировали.

      На другой день Павел позвонил бабушке:
- Привет, у меня хорошая новость, тебе понравится. Заеду расскажу.
Новость действительно Веру Петровну обрадовала.

- Баба, я вспомнил, как ты меня ругала, что я бегаю подёнщиком, копейки сшибаю, забросил свой диплом и права водителя. Я сегодня устроился на каменный карьер. Хотел водителем самосвала, они до ста десяти тысяч зарабатывают. Но начальник посмотрел на меня внимательно и говорит:"Молодой ты ещё. У нас опытные мужики и то не выдерживают, когда шина у сорокатонника лопается". Говорит:"Поработай механиком, а там как себя покажешь. Можешь старшим механиком стать и начальником участка. Будешь получать те же деньги, что и шофера, только работа поинтересней".  Работаю я помощником механика. Приняли на место временно отсутствующего человека. Но когда он вернётся мне найдётся другая работа. Так начальник сказал. Зарплата пятьдесят пять тысяч, трёхразовое питание. Кормят до отвала.  Работа с утра до одиннадцати ночи. На выходные отпускают. Такси оплачивают больше чем наполовину.
- Паша, я рада за тебя. Наконец-то получишь к своему диплому опыт.
- Бабушка, пока я не получу зарплату займи мне на проезд и на ботинки. Посмотри, дырка такая, что снег попадает. И на медкомиссию. Там надо ещё детектор лжи пройти. Тысячу заплатить надо. Всё в зарплату вернут.
- На проезд, медкомиссию сейчас дам, на ботинки с пенсии. Потерпи два дня.

      На другой день Павел забежал к бабушке, похвастал: заклеенные ботинки были как новенькие. Занимать внуку пришлось много - на оплату съёмной квартиры, на пролёт до Читы и обратно на суды по якутскому делу и просто на жизнь семьи. Для того, чтобы внуку вернули четыреста десять тысяч, Вера Петровна оплатила шестьдесят три тысячи - его долю в долге за ЖКХ. Потом десять тысяч в Альфа Банк. Приставы сказали, что долги оплачены, карту вот-вот разблокируют.

      Внуку работа нравится, занимается, в основном, ремонтом самосвалов. Нравится директор Валерий Петрович и, видимо, он директору - тоже. Валерий Петрович сочувствует Павлу, обещает раз в десять дней выплачивать аванс по десять процентов от заработка.

       Карточку не разблокировали. Павел не успел узнать почему, его с водителем и ещё четыре пары срочно ночью отправили в командировку в каменный карьер в Уссурийск. Командировочные опять оплачивает бабушка. В Уссурийске кормят только в обед, в воскресенье не кормят совсем.

        Приехал Валерий Петрович. Выдал наличкой Павлу командировочные, оплатил за два месяца его съемную квартиру и посоветовал перевестись на постоянную работу в Уссурийский карьер, так как вышел на работу человек, на место которого был принят Паша. Внук согласился, тем более, что перевод был сделан с повышением: его приняли на работу помощником старшего механика. Павел надеялся, что зарплата у него будет повыше, чем на прежнем месте работы, но он не учёл, что в Уссурийском карьере проблемы с питанием. К тому же ещё отец придумывал как выкачать у сына деньги.
- Бабушка, у меня куча проблем. Отец подал на меня в суд три исковых заявления. У меня предсуидальное состояние. Психиатр выписал мне Сельфит. Купил, пью. Я три дня ем только в обед, у меня связи нет.
- Какие заявления? За что ты ему должен?
- За квартиру, что я у него жил, за квартплату. И ещё я у него якобы занял восемьдесят тысяч рублей. Никогда я у него денег не занимал.
- Паша, не расстраивайся, приедешь домой - разберёшься. У меня на карточке денег нет, только наличка. Схожу, положу в банкомат, через час получишь.

       Через два дня у Павла день рождения. Вера Петровна поздравила внука:
- Паша, моё самое большое пожелание тебе: скорей бы закончились эти напасти, которые преследуют тебя второй год. Подарок сделать на этот раз не могу, денег впритык до пенсии.
- Бабушка, я знаю, что ты без денег, займи тысячу рублей. Мне Тонина родня подарит деньги, я тебе отправлю. Мне сегодня начальник выходной дал, хочу во Владивосток съездить, в океанариум сходить.
- Займу и вышлю ещё денюжку, которой тебя Таня Хромченко поздравила.
- Позвонил Олег:
- Мама, у Пашки ведь сегодня день рождения? Я хочу ему деньги через тебя послать, у тебя мобильный банк на какой номер?
- Олег, как кстати эти деньги! Он сейчас на пути во Владик, хочет в океонариум сходить.
- Молодец, при такой жизни он ещё интерес к миру не потерял.

        Олег выслал десять тысяч рублей. Бабушка была спокойна: внуку хватит денег до его получки. Напрасные надежды, от Павла СМС:
- Бабушка, мне позвонили и сказали, что нужно срочно оплатить 3200 рублей. Это какой-то налог на всякие судебные издержки. Отец там на меня подал кучу заявлений. Заплачу и мне карты разблокируют. Скинь на Тонину карту 4200, на налог и на еду.
- Тебе же денег надарили. Куда так быстро растратил.
- Я поделился с Тоней.
- Паша, у меня нет средств, чтобы ещё Тоню содержать. Пусть ей мать помогает. Сегодня воскресенье. Работает только одно отделение Сбера то, что на рынке. Поеду, сниму со счёта и переведу.
Я занимаю у людей, снимаю со счёта, у меня долги по квартплате, а Тонины родные никак не помогают.
-Да они все не работают.  Её мама уволилась с работы. Устала. Будет отдыхать до августа.
- Ах ты, боже мой! Устала в пятьдесят лет! На что живёт?
- На пенсию бабушки. Пенсия всего 7800 рублей.
- Паша, они тебя обманывают. Нет таких пенсий. Бабушка проработала заведующей ателье почти сорок лет. Пенсия у неё не менее двадцати пяти тысяч. Скорее всего живёт Оля на то, что присылает ей сожитель из Бахмута. Всё, я посылаю деньги только для тебя.
- Бабушка, всё, рассчитался. Сказали долгов нет. По идее должны карточки разблокировать.

       Увы, денег Вера Петровна от внука не дождалась, а получила СМС:
-Бабушка, займи шесть тысяч, я домой хочу.
-Как это домой хочешь? С работы сбежишь?
- Не сбежал, начальник выгнал. Зарплату я должен был получить десятого апреля. Пошёл разбираться к начальнику, он сказал:"Ждите". Тогда я пригрозил судом. А он:" Какой суд? Т ы у меня не числишься. Иди отсюда". Я и пошёл. Иду в сторону Владика.
- Паша, вернись, он тебя уволит за прогулы, без зарплаты.
- Бабушка, ты не понимаешь. Я тут как раб был. Работал за похлёбку раз в день. Помыться нормально негде, моюсь хозяйственным мылом. Денег нет.
- Иди на автостоянку, просись к дальнебойщикам.
- Они требуют плату от 3000 до 5000 рублей.
- Вышлю четыре тысячи, торгуйся.

       Внук отпраздновал Пасху с женой и детьми, а на следующий день огорошил Веру Петровну своим решением:
- Завтра уезжаю к друзьям на работу на три месяца в Южно-Сахалинск. Меня берут механиком строительных машин. Деньги платят на карту и наличкой, как хочешь. Зарплата первый месяц на стажировке пятьдесят тысяч , потом пятьдесят пять. Полный соцпакет, питание трёх-разовое за счёт предприятия. Месяц на стажировке только обед, потому что буду ездить по разным участкам.  Если можешь, займи пятнадцать тысяч рублей. На питание, на медкомиссию надо.
- Паша, нет у меня денег.  Пенсия будет двадцатого. Не спеши ехать. Реши свои дела с картой, с пособиями, с последним местом работы. Опять спешишь и наломаешь дров.На мойке временно поработай, пока судебные дела не закончатся. Везде у тебя будет одно и то же, куда не устроишься. Не надо горячиться и бежать. С Валерием поговори, возьми копии приказа и заявления, что ты подписывал. Сдай на права категории ДЕ и устройся здесь. Не надо уезжать далеко и надолго. Ты и здесь можешь хорошо заработать. Не торопись . Мечешься, толку не будет. Дождись выплат по судам, выплат пособий на детей, потом подумаешь, надо ли уезжать и бросать свою семью. Бегая с работы на работу, да еще по вахтам ты превращаешься в шабашника. А к ним так и относятся, как в Якутии. И коллектив там собирается преступников. Мне Олег об этом говорил.
- Бабушка, там, где мои друзья работают не шабашка, а такой же карьер, как у нас в городе. Когда мы техникум кончали, приезжал начальник этого карьера. Выбрал нас четверых. Я тогда не поехал, а друзья согласились. Они сейчас по восемьдесят тысяч получают. Я разговаривал с Валерием, он мне сказал:"Паша, ты мне нравишься, но у нас сейчас нет места". С судами я разобрался. Мне деньги переводят и тут же их списывают за долги. А долги образуются по искам отца, которые он выигрывает. У меня двести шестьдесят тысяч долгу. Отец брал кредит в банке Тинькофф, оформил меня поручителем. Не знаю как у него это получается. Кредит не платит, я оказался должник. Он суды выигрывает, я за всё платить должен. Он же подполковник полиции, у него там всё схвачено. Я подал апелляцию. Тоне восемь тысяч приходят. Она сама разберётся. Мне нужна зарплата наличкой. У меня ни еды, ни одежды нет. Я вчера на мойке семьсот рублей заработал. На них далеко не проживёшь. На вахте я за три месяца сто шестьдесят тысяч заработаю. Всё. Я собираюсь. У меня мобильник сломался совсем, буду выходить на связь по телефону друга.

            На следующий день Павел сообщил:
- Я уже устроился на работу, по трудовому договору на время стажировки зарплата у меня шестьдесят тысяч рублей, через месяц будет семьдесят тысяч. Буду в Южно-Сахалинске три дня. Получишь пенсию, пришли мне пять тысяч.
- Получилось лучше, чем ты ожидал. Мне сообщение пришло, что пенсия зачислена на счёт. Мобильный банк у меня не работает, пойду в Сбер, отправлю тебе деньги, заплачу за квартиру и отдам смартфон в ремонт.

       Через день у Павла опять проблема:
- Бабушка, привет. Можешь мне скинуть две тысячи на карту банка ВТБ. Это друг дал мне свою карту попользоваться. Из тех, что ты мне скинула, я потратил тысячу,а остальные списались. Тонина карта заблокирована, не знаю почему. Ужас, нет слов.

        Друг внука очень выручил. Вера Петровна посылала деньги на питание, на оплату квартиры, в которой жила Тоня с детьми, на оплату штрафов, которые предъявляли Паше судебные приставы. Начальник, узнав, что Павел учился на курсах экскаваторщиков, отправил его сдать экзамены. Стать экскаваторщиком - мечта внука со студенческих времён. Бабушка оплачивает получение прав, такси. Расходы на такси в Южно-Сахалинске. От карьера до полицейского участка туда и обратно поездка обходится в пять-шесть тысяч. Иногда Павлу нужна помощь срочно ночью или в праздники, Вера Петровна занимает у родни и знакомых  до утра или буднего дня и посылает горемыке нужную сумму.  В конце  апреля у внука слёзная просьба:
- Бабушка, я устал. У меня суд требует семь тысяч, пугает арестом мне кроме тебя, никто не поможет. Если не заплачу, меня осудят условно. Сейчас в связи с СВО очень строго. Если погашу долг, то мне придёт пришлют по якутскому делу девяносто семь тысяч. А нет, то будут по пять шестьсот перечислять.
- Ну и пусть перечисляют по пять шестьсот. Всё равно девяносто семь улетят туда же куда двести десять тысяч улетели. В неизвестном направлении.
- Нет, я указал твою карточку, они только спросили:"Кто это, доверяешь?" Пришлют на твою карту ВТБ банка.

       Один обещает другой делает. Выслали деньги на заблокированную карту Павла и он их не получил.

      Связь с приставами  и семьёй идёт через мобильный телефон друга. Когда Павел обратился с очередной плохой новостью: нужно тридцать две тысячи рублей оплатить всякие судебные издержки, терпение Веры Петровны лопнуло.
- Паша, купи, наконец, себе недорогой телефон. Мой смартфон два года назад стоил десять тысяч, сейчас - пять. Опции те же, что и у компьютера. Тебе приставы не могут во время дозвониться, поэтому постоянно срочно и угрозы. Нет у меня таких денег. Попрошу Олега.
- Я бы купил смартфон, но пять тысяч это для меня очень дорого.

         Олег занял сорок четыре тысячи. На долг государству, на взнос для разблокировки Тониной карты и на смартфон. Павел купил кнопочный смартфон за тысячу триста сорок рублей.  Выбрал такой, где есть ватсап, в Контакте, но без камеры. Жил внук в режиме жесткой экономии. Обещанную зарплату задержали.

        Девятого мая Паше опять нужны деньги.
- Привет, бабушка! Мне срочно нужно быть завтра дома. Надо обязательно явиться к приставам до двенадцати часов. Это по долгам, которые я оплатил. Мне расписку какую-то вручат и что-то ещё. Начальник отпустил на двое суток. Домой лечу за свой счёт, назад с ребятами полечу. Сказал, что списывать с зарплаты не будет,но, чтобы я ему бутылку коньяка подарил. Бабушка, займи мне девять тысяч. Три друг занял, надо семь на билет и две на такси, коньяк.
- У меня, Павлик, на мобильном нет таких денег, ведомственную  пенсию я получаю наличкой. Спрошу и Тани Хомченко, может она вышлет.

          Таня заняла, Павел сообщил бабушке:
- Сходил к приставам, все вопросы решил, собираюсь к тебе приехать с Владиком. Займи три тысячи. Хочу детям игрушки купить, сходить куда-нибудь с Владиком.
- Займу. Приезжайте.

      К приезду неожиданных гостей Вера Петровна начала спешно готовиться. Поставила в духовку кексы, достала набор машинок, купленных Владику ещё в те добрые времена, когда Паша был дома и часто навещал бабушку  с семьёй. Нашлась у неё и яркая книжка- картонка про курочку рябу.

        Владик прабабушку забыл. Он сидел на руках у папы, уткнувшись лицом к нему в грудь. Изредка мимолётом смотрел на Веру Петровну, а когда она начинала с ним разговаривать, судорожно прижимался к отцу и даже плакал.

       Сердце ребёнка оттаяло, когда бабушка принесла чашку кексиков. Он не стал прятать лицо и позволил папе снять с себя куртку. Когда бабушка дала ему коробку с машинками, он начал громко смеяться, бегать по квартире, но к бабушке так и не подошёл.
         Павел рассказывал о своих делах:
- Получил я справку о том, что у меня нет долгов, написал заявление, как меня научили и на душе у меня стало спокойно. Я недавно видел сон. Я бегу, а за мной толи облако, толи дым чёрный катится. Я бегу на яркий свет впереди меня.
- Паша, наверное, это вещий сон. Будем надеяться, что тебя ждёт свет в конце тоннеля.

Продолжение http://proza.ru/2023/11/13/60