Почему я разочаровался в людях и полюбил власть и

Армен Григорян
ПОЧЕМУ Я РАЗОЧАРОВАЛСЯ В ЛЮДЯХ И ПОЛЮБИЛ ВЛАСТЬ И ДЕНЬГИ


                ***

Не умеют прощать идеалисты и циники. Первые живут в мирке напыщенных и оторванных от жизненного опыта мыслей и фраз. Они дружат со своим воображением, любят свои фантазии. Вторые общаются, кушают, спят, развлекаются с вами лишь потому, что ожидают от вас реальной пользы.

Но попробуйте ошибиться в жизни, упасть на дно. Ни идеалист, ни циник не станут помогать вам. Еще хуже - они не простят вас.

                ***


До 25 лет я не задумывался о своей внешности. По умолчанию я считал себя симпатичным, привлекательным и харизматичным. К 30 годам я стал подозревать, что это не так. В 33 я вернулся к тому образу мыслей, который был у меня до 25 лет. После 40 я понял, что внешность не имеет основного значения. Социальный статус, возможность обеспечить (быть покорным и  бесприкословным банкматом на постоянной основе) - деньги и положение заменяют и харизму, и красоту - вот, собственно говоря, то, к чему следовало стремиться с ранней юности.

                ***

Ошибочно считать, что эти люди появились после революции 1917 года. Я пишу о тех, кто переселялся в города из сел и деревень. Эти люди существовали и в царской России, и в средневековой Армении.

Образцово-показательная семья, попадающая под определение жертв урбанизации - мать и отец, два ребенка. У них есть собственное жилье в деревне или маленьком городке. Но нет, их тянет в большой город. Что эти представители прекариата там будут делать? А ничего. То, что делали у себя на малой родине. Ухаживать за старушками, работать за гроши уборщицами. Не успешными же врачами или юристами им становиться.

Зато сколько претензий у этих ограниченных людей! И правительство виновато в их проблемах, и оппозиция, и приезжие, и соотечественники из диаспоры, и политики мирового масштаба.

- Почему ты не патриот? - возмущаются они, люди, которые и пальцем о палец не ударят ради общей победы, для которых зарплата в 3000 долларов - предел мечтаний, которые считают себя обездоленными, угнетенными, униженными, оскорбленными и отверженными, но боятся взять на себя ответственность за собственную бездарность, глупость, тупость и невежество. Именно среди них я встречал людей, которые могут громко сморкаться в соседней комнате и не мыть рук после туалета. Более того, они способны на поступки похуже: осмеливаются, в силу своего разумения, судить о вопросах, о которых красноречиво молчат мудрецы прошлого. Но куда там - у жертв урбанизации, у переселенцев в город, у этих духовных жалких эпигонов шушкиновского Глеба Капустина есть мнение обо всем. Конечно, их можно припереть к стенке (одно дело - литература, другое дело - жизнь), но и там они выкручиваются фразой "Ну, насколько мы знаем, хотя, может, и не все знаем, но откуда ты можешь знать больше, ведь кто нам правду скажет?". Как истинные сельчане, они сомневаются во всем, но верят, в конце концов, самой неверной и лукавой версии - официальной.
А потом сокрушаются: как же так, опять нас надули!


                ***


Неблагодарные родственники и свойственники - зло, которое можно пожелать и врагу.

Помню взгляды тех, для кого мама приготовила недешевые подарки в специальной подарочной упаковке. Их преподнесли гостям в тот момент, когда они покидали наш дом. И выражение лиц у них было следующее: вау, такое с нами в первый  раз, и разве мы достойны этого?

Мне это сразу не понравилось. Я должен был сказать о своем впечатлении домочдцам. Зачем я тогда не сделал этого?


В тот же день случилась другая история. Как метко заметили мама и отец, "у нас домя едят от души". Так оно и было, причем, на протяжении доброй сотни лет. Угощали от души как предки отца, так и деды и бабки по материнской линии. Гости наедались от души. Не все потом это помнили.

Итак, за столом сидело человек тридцать. Стали заканчиваться прохладительные напитки. Одна родственница с мужем пополнили запас соков за свой счет, но сделали это так топорно и наглядно, что превратили свое благодеяние в историю о тжвжике из знаменитого рассказа Атрпета.


                ***

Супруга расчетливого хитрого подкаблучника, лицемера и труса, делает мне замечание:

— Иди работай на стройку! Ничего зазорного, зато деньги.

Она и не знает, что ее муж, работающий на строительстве зданий, узнав, что я перестал работать в солидной организации, опечалился. Я, в свою очередь, озадачился его реакцией.

— Так ведь престижное место было! — пояснил он. В отличие от жены, он, в глубине души, свою работу привлекательной не считает.

                ***

Жена-хамелеон - не самое лучшее, что может с вами случиться.

Хамелеон - тотем женщин. Мимикрия, камуфляж - они быстро ко всему приспосабливаются. Не исключается, что, покидая Эдем, именно Ева выговаривала Адаму за грех, в совершении которого была виновата и она.

Поначалу женщины щебечут о том, как сладко просыпаться в твоих объятиях. Затем они требуют - сделай что-нибудь. В конце ты узнаешь, что ни на что не годен, разве что начитан, например.

Женская критика, в отличие от мужской, конкретной, критики, разносторонняя. В конце отношений или во время очередного семейного конфликта ты узнаешь о себе столько плохого, что удивляешься, как такая мудрая девушка или женщина столько времени столько времени раскрывала перед тобой сердце и ноги. Но и ты виноват - душу-то ее ты так и не увидел. И то, что она осталась нераскрытой, - твоя вина.


                ***

- Как ты похудел, - замечают в мой адрес окружающие.

Что мне им ответить? Да, я худой. Будучи студентом, на каникулах, в родительском доме, я набирал 30 килограм за 3 месяца. Сокурсники не узнавали меня. А все потому, что с конца июня по конец сентября, каждый день, отец заставлял меня выпивать 2 литра холодного молока (на нем не было пенок, которые я ненавижу). Каждый день, с утра, огромная ваза на столе в зале наполнялась абрикосами, сливами, персиками, виноградом - в зависимости от сезона. Вечером отец приносил сладкие яблоки, "шакаркени", с дерева, посаженного еще моим пра-прадедом, Агало Гокоровым (Григоряном).

Через день мама делала котлеты, которым я посвящал шуточные стихи. Салаты из помидоров и огурцов, сыр с жареной картошкой - немудрено было потолстеть, причем, учитывая мой рост, выглядел я, по общему призвнию, весьма импозантно.


                ***
               


Желание быть хорошим для окружения (пусть и не для всех), откуда оно?

От ожидания любви и боязни наказания.

О боязни наказания напишу потом, но что касается любви... А кто сказал, что тебя будут любить, если даже ты раздашь миллионы?
Поэтому и помогает Добрый самаритянин абсолютно незнакомому человеку. Именно поэтому сказано в Библии: "Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?" От Матфея, 5, 46-47). Но это - в духовном смысле. Никто не может помешать нам творить милостыню, не надеясь на ее возвращение. Интересно, что нечто подобное ("Не ожидай и не требуй от других, чтобы они делали тебе столько же, сколько ты им делаешь") утверждает и Кондорсе, человек, который своим существованием доказал, что весьма далек от христианства.

На бытовом уровне же не следует бояться "недополучить" любовь - ведь нам никто не гарантирует ее предоставления. Следовательно, не следует тратить деньги или оказывать услуги людям только потому, что мы боимся "потерять" их любовь или жаждем получить ее.


К вопросу о меритократии... В маленьких обществах таковая не наблюдается. Кто-то приводит на работу родственника, друга, соседа.
Чтобы обнаружить и продвинуть реально достойного, надо самому быть профессионалом, уметь выйти за узкие эгоистические рамки личной выгоды и не завидовать. Последнее - самое трудное. Даже для профессионалов и альтруистов.



                ***

"Мы случайно оказались в одно и то же время в одном и том же месте, поэтому ничем друг другу не обязаны".

Но - о, непоследовательность! - в день экзаменов автор вышеприведенных слов заявляет: сядем так, чтобы ты мог мне помочь!
Но! - мы же случайно встретились... Мы же ничем друг другу не обязаны.



                ***

Они такие разные - одна из большой азиатской страны, другая - из одной закавказской республики. Но вопрос - один:

"А у тебя есть гражданство ЕС?"

                ***

"Я тебе не мама и не папа".

"Сделай что-нибудь".


Что объединяло этих девушек, кроме слабой половой конституции? 

У одной не было матери, зато была серия конфликтов с мачехой, жалость к отцу плавно перетекала в желание побыстрее покинуть родной кров (примечательно, что данная девушка считала, что мачеха за отцом хорошо смотрит).
 
У другой - приезжающие-уезжающие  родители, в роли воспитателей - бабушки, дедушка с дядюшками и тетушками. Мать, считающая, что весь мир ей должен, третировала слабовольного и трусливого отца.

                ***

  Ты не понимал и завидовал, а потому, как-то, с издевкой, спросил:

  — Ну, какая польза от того, что ты знаешь историю?

  Ты не вспоминаешь этот вопрос, когда наблюдаешь за судьбой своих
  детей. Но ты много бы дал за возможность вернуться на четверть века назад и 
  дать им возможность выучить пару десятков дат.

                ***

  Три человека сидели в одной комнате. Один из них вспомнил обо мне и
  заметил, что недавно я забыл с ним поздороваться. А с такими людьми, как
  он, следует вести себя вежливо, иначе он может попросить кое-кого, и меня
  научат хорошим манерам — с применением физической силы.
  Ты сидел рядом и ничего не сказал.
  А третий — случайный знакомый — удивился, запомнил и пересказал мне ту
  историю. А в конце своего повествования добавил:
  — Он же на каждом шагу заявляет, что вы с ним — друзья. Я думал — он сейчас
  за тебя вступится. Но он звука не издал. Сидел — очи долу.

  Ты — эгоист. Я понял это слишком поздно. Хотя, не скрою, мне льстило, когда ты напрашивался в друзья. Потом твое дружелюбие за мой счет стало меня настораживать.

                ***

— Да что ты понимаешь в экономике? — бросил ты мне в присутствии своих подчиненных.

Не знаю, стоило ли упоминать о тебе: для тебя старый советский коньяк — предел мечтаний. Кстати: звание капитана запаса вовсе не делает тебя Клаузевицем.
Впрочем, я забыл — ты же у нас финансовый гуру.


                ***


Пушкин в письме П. Осиповой (5 ноября 1830 года) пишет: “В вопросе счастья я атеист; я не верю в него…”

Не могу согласиться с поэтом, – счастье мимолетно, но оно есть. Другое дело: кто сказал, что я, мы достойны его?

                ***


Честные люди спрашивают: зачем врешь?
 Но те, кто обвиняют вас в неумении врать, обычно неискренни в быту и сами не в ладах с честностью.
Маркер честности:  порядочный человек спросит – зачем врешь?
 – Ты не умеешь врать, – констатируют отъявленные манипуляторы, обманщики, трусы и лицемеры, потенциальные преступники.
***
Два моих приятеля утверждали, что все в жизни (и дружба, и любовь) основано на выгоде.
С этой точки зрения я – бесполезен как для себя, так и для общества. Примечательно, что в этом меня упрекали как близкие, так и малознакомые люди. В их тоне, интонации сквозили брезгливость и недовольство, граничащее с ненавистью. Это понятно: мое существование им неприятно, ведь оно не приносит им никакой выгоды. 

                ***

Ты очень похожа на Аполлинарию Суслову.

…Ты угрожала мне, что если они узнают о нас с тобой, то накажут меня.
Ты постоянно подчеркивала свою приверженность принципам “жизни не по лжи”. Что же не призналась им в своем грехе? Причина расхождения твоих слов и дел проста: узнай они правду, ты бы оказалась на улице. Для тебя это был бы тяжелейший удар, – известно, что ты не любишь работать, но предпочитаешь быть содержанкой и прихлебательницей. При этом злословишь в адрес своих спонсоров.

…Была еще одна причина, по которой ты предпочла не посвящать их в подробности истории своего падения – желание устроить будущее своей сестры за их счет.
Достоевский писал о Сусловой: «Аполлинария — больная эгоистка. Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны. Она требует от людей всего, всех совершенств, не прощает ни единого несовершенства в уважении других хороших черт, сама же избавляет себя от самых малейших обязанностей к людям».
Я и ты (в глубине души) знаем, что эти слова полностью применимы к тебе. Публичные сцены, оскорбления, истерики, жонглирование чужими чувствами, плетение интриг – это же и твой репертуар, не так ли? А флирт с другими в присутствии бой-френда? Сколько раз ты так поступала?
Еще одно совпадение: ваши сестры сделали карьеру и удачно вышли замуж.
Подведем итоги: ты достигла своих целей. Использовала тех, кто хорошо относился к тебе, а потом предавала и бросала их. При этом порочила репутацию своих благодетелей. Твоя ложь – всегда во благо – ибо способствует защите твоих интересов.

                ***

Лучшая, холодная месть – когда тебя встречает старый знакомый, который не изменился, продолжает сыпать язвительными колкостями в твой адрес и самоутверждаться, унижая тебя.. Надменный и пренебрежительный взгляд (особенно характерный для женщин), морщины, дряблая кожа, самодовольная улыбка… В пылу желания обидеть вас они не замечают, что вы, в отличие от них, изменились.
И тогда надменный и пренебрежительный взляд сменяет гримаса удивления с ужимками, достойными питомцев цирка. Заклятые друзья никогда не бывают готовы к тому, что вы преуспеете в жизни и достигнете большего, чем они.
Отлично помню мягкую ладонь и глупую улыбку человека, который, узнав, что я работаю в престижном учреждении, вкрадчиво осведомился, как у меня дела. А ведь пять-шесть лет назад он даже не пригласил меня за стол…   


                ***

В детстве, часто, надлом происходит незаметно.
Я помню себя с трех лет, и одним из первых моих воспоминаний в этом возрасте являются удивление и восторг, возникшие при виде сверкающего белого фузеляжа пассажирского самолета с раскинутыми крыльями на фоне синего неба. Не менее бурные эмоции вызывали вертолеты-стрекозы, за которыми я наблюдал со второго этажа нашего дома.
Мне хотелось дотянуться до них рукой, обладать ими.
И только спустя много десятилетий понял я, что это чувство детской непосредственности, желание достичь какой-то мечты исчезло после того, как я увидел настоящие самолета и вертолет. Сблизи они были не такими сказочными. А когда я познакомился с их внутренним интерьером, у меня произошла незаметная утрата высших эмоций, которая, с перерывами, длится по сей день. Это не ангедония, это процесс постоянного надлома, и одним из первых триггеров, катализаторов начала этого процесса был контраст между далеким сверкающим самолетиком в синем небе и тушкой настоящего самолета, интересного самим по себе, но лишенного той дымки далекой загадочности.

                ***

Лет с четырнадцати-пятнадцати ощущение, что общество, от мала до велика, от родственников вплоть до незнакомых людей, независимо от национального, расового и социального происхождения, постоянно применяет в моем отношении правило Миранды:. “Вы имеете право молчать, все сказанное вами может быть использовано против Вас…”. На протяжении всей жизни.

                ***

 – Мужчина с широкими плечами, у мужчины должны быть широкие плечи, – бубнишь ты о ком-то, глядя на меня.
Я могу опровергнуть твой аргумент десятками примеров: у мужчины могут быть узкие плечи, огромное пузо, но жена и ее родственники будут увиваться вокруг него и бегать с высунутым языком по первому движению кончика его мизинца, если у него будет много денег.
А знаешь, что интересно? Что ты, в моем присутствии, матерно обругала недавно скончавшегося мужа. Он не был женским идеалом: непризнанный, мнимый гений, Обломов и Васисуалий Лоханкин в одном флаконе. Ты искала в его лице поддержку, тебе было нужно крепкое мужское плечо – он разочаровал тебя, окуклился и делегировал тебе руководство семьей, превратил в бурнеша. Тем не менее, даже такого циника, как я, потрясло тогда то выражение, которого ты употребила в адрес покойного мужа – ваши проблемы с мужем были частью вашей интимной жизни. Но, как я понял, делать их достоянием общественности – характерная черта вашего семейства. 
…Как легко женщины (и мужчины) могут оскорбить того (или ту), с кем проводили вечера, ночи, рассветы и дни любви.

                ***

…Мне известен нравственный облик твоей семьи, и я не стану писать о нем, так как ты, насколько я знаю, никогда не донимал людей, докучая им морализаторством, прямо противоположным собственному поведению и образу жизни твоих домочадцев.
Но смешно и грустно, когда ты называешь неудачником человека, которого продолжают помнить через 20 лет после его смерти, и в то же время выходят в свет его неопубликованные произведения.
Я предложил тебе поработать по профессии. Но глаза твои забегали, ты насторожился и ответил на мое предложение:

 – Ну какой из меня специалист?

… Так кто же из вас двоих неудачник?

                ***


Ты можешь одевать синие стринги под прозрачные брюки кремового цвета. Но, пожалуйста, будь добра – не сoблазняй мужчин подобным образом, не порть их вкус.
Если только контингент интересующих тебя мужчин не претендует на высокое звание всеядных опустившихся бабников.

Свободная женщина, ты закатываешь глаза при упоминании Альбера Камю. Только вот незадача, ты не знаешь, что ему принадлежит следующее утверждение:  “Свобода – это, в первую очередь, не привилегии, а обязанности”. Но ты не хочешь быть обязанной прятать свою промежность.

Однажды я позвонил тебе и осведомился – как дела у очень близкого тебе человека? Он находился в опасности, ты была подавлена. Я не был обязан интересоваться его судьбой и твоим самочувствием, уж тем более – превращаться в твоего психолога на сорок минут своей жизни.

До и после этого были звонки от тебя - ты никак не могла наладить отношения с коллегами и начальством. Я дал тебе совет - как-то ты призналась, что он помог тебе решить вопрос обеспечения стабильного финансового дохода.

И вот, проходит два года. В результате манипуляции, которую я не мог пресечь, ты участвуешь в травле в моем отношении. Конечно, ты не помнишь о том звонке – помнила бы, повлияла бы на своих товарок, которые возомнили себя Вышинскими и Фрейслерами. Но тебе совестно – остатки человечности тлели в твоем сердце.
И ты, пытаясь угодить всем (мало ли что произойдет в будущем), говоришь:

 – Все же, при всех его недостатках, не будем отрицать наличие у него развитого интеллекта.

…Ах, эти защитные реакции разведенной женщины…. Как ты можешь отрицать наличие развитого интеллекта, признанного людьми, знакомство с которыми привело бы тебя к мучительному осознанию собственной никчемности.

Я благодарен тебе. Именно ты (и еще одна девушка с тем же именем, как у тебя) доказала мне, что один интеллект, без соответствующего социального статуса или финансовой базы, девушек и женщин не привлекает.
Никто из них не обратит внимание на бомжа, цитирующего наизусть "Илиаду" Гомера (одного такого человека я лично видел в Афинах, о двух других - слышал от нерасположенных к сентиментальности и преувеличениям приятелей). Другое дело, если он - член известной организации, крупный общественный деятель или, даже, владелец небольшого ресторана.


                ***

Сверстников либо не было, либо с ними было неинтересно.  Существовало наивное предположение, что с ребятам постарше общаться будет интереснее, и что процесс этот — обоюдный.

Старшие ребята — мальчики и девочки — сидели в юрте. Облачный июльский день в провинции, светло-зеленые кроны деревьев, шмели и пчелы перелетают с кустов бальзамина на солнцеподобные цветки девясила, корзинки лопуха и колючки чертополоха.

Я вхожу в юрту через бордовую дверь. Ребята расположились полукругом — на диване, в креслах. Они на несколько лет старше меня и разговаривают на интересные мне темы: о фильмах, о школе, о прочитанных книгах. Я встреваю — мне тоже хочется поучаствовать в разговоре, тем более, что я уверен — могу рассказать много интересного.
Но встает парень с апостольской фамилией, дает мне пинка и требует, чтобы я на коленях попросил прощения у собравшихся.
Девочки хохочут, мальчики, с суровым видом, покачивают головам — поделом тебе!

Мои глаза наполняются слезами, начинается процесс отчуждения от происходящего.
Слышится девчачий голос:

— Да ну его, пусть просит прощения и убирается!

Я извиняюсь (до сих пор не знаю — за что) и, под улюлюканье старших, покидаю юрту.

Опишу парня с апостольской фамилией, имеющего склонность к рукоприкладству по отношению к младшим по возрасту: у него белая кожа, курчавые, короткие черные волосы, красные уши и красные круглые щечки, нос картошкой, бегающие, хитрые, злые оливки глаз. Рослая фигура и животик, по бокам — намечающиеся наросты жира.

...Ему придется отвечать за свое поведение вообще и за удар ногой — в частности. И он станет оправдывать себя.

                ***

Адекватная в быту женщина, успешно сочетающая увлечение искусством и занятия точными науками, на мое предложение сделать минет ответила отказом:

— Я не настолько влюблена в тебя, чтобы пойти на это. Подожди.

Одновременно она требовала, чтобы мы занимались незащищенным сексом, с целью забеременеть от меня.

                ***

Сейчас она одна. Брюзжание, безудержная тяга к пустым разговорам и обсуждению сплетней, копошение в чужом белье. Она жалуется, что я не звоню ей, потому что помню, как одним январским днем она спросила меня:

— Вы расстались? Потому, что у тебя нет денег?

Да. На свадьбу, предшествующую этому разговору, у меня было лишь тридцать тысяч, которых хватило на покупку пары сапог.

У меня и сейчас нет денег. Поэтому я не звоню ей. Кроме того, я не люблю бесполезные разговоры в стиле "переливания из пустого в порожнее".


                ***


Удивительное дело! Когда они жили под крышей дома, который я снимал на свои деньги, то запах моего одеколона их не беспокоил.
Зато когда я, находясь в критически тяжелом финансовом состоянии, был вынужден поселиться в доме, который снимали они, запах моего парфюма стал им мешать.

В семье, где человек не моет рук после посещения туалета.