Эпилог

Гордиенко Андрей
      ПОДПОЛЬЩИКИ
      Документально-мистическая повесть.
      Основано на реальных событиях. Фамилии и имена изменены.

Мы так и не смогли вспомнить, что нас заставили забыть «братцы». Я так и не узнал, имело ли какое-то отношение к «братцам» странным образом появляющееся и исчезающее пятно на перчатке. Я так и не понял, что за «тень» пересекла комнату, в которой находились мы с Артуром. Я так и не понял, как связаны с «братцами», если они связаны, три раз подряд появившихся однотипных НЛО и куда пропал фотоаппарат, с помощью которого один из них был запечатлён. Я так и не понял, кто такие эти самые «братцы». Наверное, если бы это была фантастическая повесть, в её конце автор дал бы разгадки на все эти загадки для заинтригованного читателя. Но это документальная повесть, поэтому развязка в ней не такая, как, может быть, хотелось бы, а такая, как это часто случается в жизни. В жизни многие вопросы остаются без ответа.

Дом, в котором жили мои родители, во время землетрясения в Ленинакане дал трещину, но устоял. Также устояли дома Жоры, Армена и Коли. Дом Артура оказался частично разрушен. Отец Артура погиб во время землетрясения. Мы с Артуром приехали из Москвы в Ленинакан, как только появилась возможность. Смотреть на руины города, в котором прошло моё детство, было невыносимо.

Мой отец на момент землетрясения уже не работал в городской электросети. Сразу после землетрясения отец пытался найти своих бывших коллег из городской электросети, чтобы им помочь. Но некоторые погибли, некоторые были убиты горем, потому что погибли их родственники, некоторые были в растерянности, потому что им никто не дал никаких указаний. Тогда отец сам в одиночку и по собственной инициативе проник на несколько городских подстанций и восстановил энергоснабжение в первых двух районах города, когда весь остальной город ещё оставался без света. По телевизору в новостях сообщили, что «ремонтные службы» восстановили энергоснабжение в части города Ленинакана. Этими «ремонтными службами» был мой отец. Позже со всего СССР стали приезжать на помощь ремонтные бригады, в том числе, энергетиков. Мой отец помогал организовать их работу, чтобы восстановить энергоснабжение и в остальных районах города. Для их передвижения по городу требовалось снабдить эти бригады подробными картами города. Однако, как выяснилось, просто так такие карты спасателям и ремонтникам не давали, для их получения требовалось делать запрос в высокие инстанции и получать специальный допуск, это было долго и сложно, а время шло на минуты. Мой отец нашёл гидов из числа местных, и сам первое время помогал ориентироваться в городе прибывшим бригадам. К счастью, своими копиями детальных карт Ленинакана поделились спасатели, приехавшие из Италии и Норвегии. Эти карты из-за границы они привезли с собой. Через год после землетрясения мои родители уехали из Ленинакана в Россию.

Тимур стал предпринимателем. В начале 2000-х годов он вложился в бизнес-проект, соинвестором которого стали криминальные структуры. В период кризиса 2008-го года этот проект забуксовал. Между соинвесторами возник конфликт, в результате которого Тимур был убит в криминальной разборке. У него осталась жена и двое детей. Я сожалею, что мы с Тимуром так и не увиделись до его гибели и не восстановили дружеские отношения.

После завершения службы в армии Артур, последовав моему примеру, поступил в тот же ВУЗ, что и я, только годом позже. Мы вместе учились в этом ВУЗе. Артур был свидетелем на моей свадьбе. После окончания ВУЗа он вернулся в Ленинакан и занялся строительством частного дома для своей семьи, поскольку его семья жила в вагончике. Жизнь у него там была трудная. Он так и не женился. Все свои силы он бросил на строительство дома и обеспечение своей больной матери и младшей сестры. Он несколько раз приезжал в Москву пошабашить и становился всё более нелюдимым и угрюмым. В конце концов он полностью ушёл в себя и прервал все связи со своими знакомыми, включая меня. Как он там сейчас, я не знаю. И очень за него переживаю.

Армен остался на сверхсрочную службу в Иркутске. Нунэ перебралась к нему в Иркутск. У них родилось двое детей. Через некоторое время Армен бросил свою жену с детьми. Он ездил по многим городам, работал, шабашил. Женился второй раз. Наплодил ещё несколько детей. Бросил с детьми вторую жену. Живёт у своей очередной подруги. Надеюсь, ещё детей он не наплодит.

Нунэ после разрыва отношений с Арменом вернулась в Ленинакан, который переименовали в Гюмри, и жила там одна со своими детьми. Она одна пыталась прокормить семью с двумя детьми. Ей пришлось очень непросто. Испытания, однако, закалили её. Она научилась ставить перед собой трудно достижимые цели и достигать их. Сейчас она живёт в Москве и владеет парикмахерским салоном. Замуж второй раз так и не вышла. И до сих пор ждёт, что, может быть, Армен к ней всё-таки вернётся.

Жора несколько лет жил в Ленинакане. Впоследствии переехал в Москву. Он владелец небольшого бизнеса. Мы с ним поддерживаем приятельские отношения. Коля работает в Армении в банковской сфере.

Я теперь стал консервативен. Во всех бунтарях и радикалах я вижу самого себя в молодости, глупого, самоуверенного и эгоистичного. Я со снисходительной улыбкой смотрю на людей, которым кажется, что мир нужно как-то исправить, и уж они-то точно знают, как и в какую сторону. С некоторых пор я понял, что мы живём в этом мире не для того, чтобы изменять мир под себя, а для того, чтобы измениться самим. Что при любой власти и при любом политическом строе самое главное оставаться человеком, который любит окружающих людей и свою страну. Что бороться нужно не с окружающими «неправильными людьми», а в первую очередь, с самим собой. Потому что самый большой враг человека – это он сам. И что именно в борьбе с самим собой достигаются самые крупные победы.