Эссе о Святой Руси

Владимир Токунов
     В связи с сегодняшними событиями на Украине и затянувшейся Специальной военной операцией  России, остро переживаешь за погибших в связи с этим людей, массой беженцев. Вызывает беспокойство, а как долго это продлится и чем закончится? Сумеем ли мы противостоять коллективному Западу числом около 60 государств. То есть Россия вступила в очень ответственный период своей истории. И таких периодов «жизнь или смерть» у России было немало. Вот об этом и хотелось рассказать.
      Я однозначно убежден в достижении поставленных Россией целей, в нашей победе и окончательному утверждению в качестве Великого Государства, которому по историческим событиям, пережитым бедам, перенесенным трудностям и всегдашним победам, нет на Земле равных. Поэтому бытует понятие  «Святая Русь».  Вот я и хочу показать это на фактическом историческом материале и собственном опыте.
     Откуда же родился  термин «Святая  Русь»? Когда и почему он возник. Попробуем сделать небольшой экскурс в прошлое.
      Англичанин говорит про свою страну  «добрая старая Англия», француз – «прекрасная Франция», итальянец – «сладостная Италия». Русь – она не всегда добрая, порой не особо прекрасная и уж совсем редко когда сладостная. Для многих она и вовсе «немытая» и «проклятая». Но, ассоциация   России со «Святой  Русью» существует с давних времен. И это вовсе не случайно!
       Русское слово «святой» своим происхождением связано со словом «светлый». Они восходят к славянскому и индоевропейскому прошлому; у разных народов слова с подобным корнем означают свет, мир, день, а также нечто белое, чистое, светящееся. В древнерусских былинах и духовных стихах «Святая Русь» отождествляется с «белым светом» и «матерью-сырой-землей». Так еще в XIII веке в  «Слово о погибели земли Русской» начинается словами: «О светло светлая и украсно украшена земля Руськая!», а в Стихе о Голубиной книге (XV-XVI века) поется:

Святая Русь-земля всем землям мати:
На ней строят церкви апостольские;
Они молятся Богу распятому,
Самому Христу, Царю Небесному, -
Потому свято-Русь-земля всем землям мати.

      Русский народ рассматривается как люди Святой Руси, то есть народ Божий и  это переносится на страну и «нацию». 
      Интересно, что одна из основных версий происхождения слова «Русь» также построена на сближении его с понятием «светлый», ведь даже в современном русском языке сохранилось древнее слово «русый». В 911 году русы заключали договор с Византией от имени князя Олега и других «светлых и великих князей» и именовали себя «нашей светлостью». Арабский хронист X века также писал, что некий предводитель русов имел титул «свиет малик» (светлый князь).
        Старец Филофей, который писал о Третьем Риме, еще употреблял понятие «Светлая Россия», но он уже вкладывал в это религиозный смысл — он говорил, что перед Россией стоит колоссальная духовная задача, так как она по сути осталась единственной православной страной на земле. Пока будет держаться Светлая Россия, этот Третий Рим, не наступит конец света.
      Сочетание «русского» и «светлого» оказалось крайне устойчивым и в русском языке, и в представлениях соседних народов. Как сами русские люди, так и европейские путешественники именовали Московское царство «Белой Россией». Именно поэтому с начала XVII века на Москве в отношении православных «литовских людей» возникает именование «белорусцы» (белорусы). Тогда же понятие «Белая Русь» было окончательно закреплено за Западной Русью и в 1654 году внесено в официальный титул русских царей.
                Относительно национальностей, все перед Богом равны и Церковь учит определенно: «Здесь нет различия между Иудеем и Еллином». Человек прославляется или осуждается Богом не по национальному признаку, а по духовно-нравственному состоянию, желанию и готовности следовать за Христом. То есть Святая Русь не только место жизни для православных, а для всех народов разного исповедования, то есть все народы равны под общим термином Россияне. И недаром, когда за рубеж приезжает татарин или калмык из России его там называют русским.
        Словосочетание «Святая Русь» где-то после XVII века стало использоваться все реже.      Только в начале XX века это понятие вводится в церковные тексты, а в 1917 году появляется фраза: «Русь Святая, храни веру православную». При этом случилось это уже после Февральской революции. Казалось бы, Русь провалилась в какую-то политическую пропасть, «слиняла», как говорит Розанов, в течение двух-трех дней, а в церковных текстах появляется словосочетание «Святая Русь». Когда нет уже никакой надежды на государство, на монархию, остается надежда на Святую Русь. А Святая Русь — это конкретные люди, которые стремятся исполнять заповеди, готовы к мученичеству, исповедничеству, которые в последующие годы и стали мучениками и исповедниками.
                После прихода к власти большевиков в 1917 году началось гонение на церковь, сбрасывали кресты с куполов, в церквях стали располагаться склады и другие подсобные службы, служителей церкви расстреливали или  ссылали в лагеря. Где уж тут до «Святой Руси»! И только в разгар Великой Отечественной войны  большевики ухватились за «соломинку»    и  началось воссоздание Святой Руси, а в новом патриаршем титуле в 1943 году было закреплено каноническое понятие «Русь», которое было распространено на всю советскую территорию. Это помогло к духовному воссоединению народа перед нависшей опасностью и позволило победить очень сильного и коварного противника, который угрожал устоям Святой Руси –православной вере, единению народа и потере государственности. «Не надо испытывать терпение  русского человека, ибо оно велико. Но затем наступает предел и за ним мрак».   (В.Ерохин)
         Русские писатели много раз касались темы  Святой Руси. Словосочетание «Святая Русь», как поэтический образ, можно считать начался  с Жуковского. Он в письме Вяземскому выражал надежду, что название Святой Руси никогда не потеряет своего глубокого смысла, хотя и вошло в разряд обыкновенностей: «… в выражении Святая Русь свое глубокое значение  приобрело со времен раздробления на уделы, … когда при великом княжестве было множество малых, от него зависимых, и когда это все соединялось в одно, не в Россию, а в Русь, то есть не в государство, а в семейство, где у всех были одна отчизна, одна вера, один язык, одинакия воспоминания и предания; вот отчего и в самых кровавых междоусобиях, когда еще не было России, когда удельные князья беспрестанно дрались между собою за ее области, для всех была одна, живая, нераздельная Святая Русь».
      Наиболее ярко это проявилось в творчестве Петра Вяземского — он посвятил Святой Руси несколько стихотворений. Вяземский  пишет о Святой Руси как о духовном идеале, который есть в России и которого Россия должна быть достойна:

Как в эти дни годины гневной
Ты мне мила, святая Русь,
…………………………..
Как я люблю твое значенье
В земном, всемирном бытии.
……………………….
Твое пред Промыслом покорство,
Твое бесстрашье пред врагом,
Когда идешь на ратоборство,
……………………………….
Блюди тобой избранный путь,
И пред людьми и перед Богом,
Святая Русь, – святою будь!

        В 1850-е годы Вяземский развил свою мысль в «Молитвенных думах»:
Не дай нам Бог во тьме и суете житейской,
Зазнаться гордостью и спесью фарисейской,
……………………………………..
Не в славу, не в почёт, народные скрижали,
Родную нашу Русь святой именовали.
………………………
Чтоб сберегали мы первоначальных лет
Страх Божий, и любовь, и чистый пламень веры.
Чтоб добрые дела, и добрые примеры,
В их древней простоте завещанные нам,
Мы цельно передать смогли своим сынам.

       Вспомним Пушкинское: «Святая Русь! Отечество! Я твой!». При открытии памятника Карамзину в его родном Симбирске историк М.П. Погодин произнес: «Я уверен, что и всякий из наших соотечественников, в котором бьется русское сердце, которому мило русское слово, которому дорога русская слава, кто любит свою Святую Русь…».
    Русский философ  И.А.Ильин: «Быть русским – не только говорить по русски. Но воспринимать Россию сердцем, видеть ее самобытность и неповторимое своеобразие, которое есть Дар Божий». А русский гениальный поэт Федор Тютчев написал поразительно провидческие строки:

«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать,
 В Россию можно только верить».

       О чувстве родины, России много говорил Гоголь: «Скажу вам откровенно, что мне не хочется и на три месяца оставлять России. Ни за что бы я не выехал из Москвы, которую так люблю. Да и вообще Россия все мне становится ближе и ближе. Кроме свойства родины, есть в ней что-то еще выше родины, точно как бы это та земля, откуда ближе к родине небесной».
И еще Гоголевская фраза: «Поблагодарите бога, прежде всего за то, что вы русской». А разве не поражает его гимн России, который он приводит в «Мертвых душах»?: "... Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. ……..только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход – и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? …..Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? Что значит это наводящее ужас движение и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях?... Русь, куда ж несешься ты?....... летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства...".
      Особенно меня поразило стихотворение Беллы Ахмадуллиной, которое она написала еще в 1918 году. Сейчас читаешь ее строки и удивляешься насколько прозорливо они звучат. Как будто строки написаны сейчас, в наше трудное время:    
               
Мильоны — вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы,
С раскосыми и жадными очами!
Для вас — века, для нас — единый час.
Мы, как послушные холопы,
Держали щит меж двух враждебных рас
Монголов и Европы!
…………………………………
Вы сотни лет глядели на Восток
Копя и плавя наши перлы,
И вы, глумясь, считали только срок,
Когда наставить пушек жерла!
………………………………..
О, старый мир! Пока ты не погиб,
Пока томишься мукой сладкой,
Остановись, премудрый, как Эдип,
Пред Сфинксом с древнею загадкой!
Россия — Сфинкс. Ликуя и скорбя,
И обливаясь черной кровью,
Она глядит, глядит, глядит в тебя
И с ненавистью, и с любовью!..
Да, так любить, как любит наша кровь,
Никто из вас давно не любит!
Забыли вы, что в мире есть любовь,
Которая и жжет, и губит!
Мы любим плоть — и вкус ее, и цвет,
И душный, смертный плоти запах…
Виновны ль мы, коль хрустнет ваш скелет
В тяжелых, нежных наших лапах?
………………………………….
Придите к нам! От ужасов войны
Придите в мирные объятья!
……………………………
А если нет — нам нечего терять,
И нам доступно вероломство!
Века, века вас будет проклинать
Больное позднее потомство!
……………………………………
В последний раз — опомнись, старый мир!
На братский пир труда и мира,
В последний раз на светлый братский пир
Сзывает варварская лира!

        После захвата власти в России в 1917 году большевиками многие писатели теряют чувство Святой России, начинается вакханалия поношения святого образа России, церкви, православия. Зачем  все это, когда впереди мировая революция и весь мир наш!  Наступили такие  испытания, которые нельзя сравнить ни с какими иными в  многострадальной истории России. Много «потрудился» на этом поприще Маяковский, да и Блок «отметился» в поэме   «Двенадцать»:

Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь –
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!

       Почему же часто Россию называют «многострадальной»? Сделаем экскурс в историческое прошлое нашей страны и поймем, что она пережила в своей истории столько бед – нашествие монголов, войны с другими государствами, гражданские войны, сталинский террор. Нет ни одного государства  в мире, которое подверглось бы таким испытаниям. Если Русь Святая, то почему же такие напасти? Может быть Бог недаром дает нам такие испытания? Ведь известно, что: «Кого любит господь, того наказывает, и благоволит к тому, как отец к сыну своему». (Предтечи Соломона. Гл.111, стр.12). Или «Господь дает каждому крест по силам его». (Монтень. «Опыты, 111,  глава VI). А если более прагматично подходить к этому вопросу, то многие, нападая на нас, своей целью старались обогатиться за счет богатств земли Русской, поработить народ русский и обратить нас в рабов.   Пропустим татаро-монгольское иго. Тогда еще Русь не сформировалось как единое и цельное государство. Кто только не старался отнять от нашей земли кусок - шведы и поляки, немцы и французы, японцы и турки. И при каждом испытании Россия теряла в битвах много народа.
       Приведу официальные данные о потерях российского народа в разные периоды нашей истории:

- Северная война (1700 – 1721 гг) - 120 000 чел.;
- Русско-турецкая война (1787—1791 гг) - 55 000 чел.;
-  Крымская война (1853 – 1856 гг) - 143 000 чел.;
-  Война с Наполеоном (1812 г) - 200 000 чел.;
- Японская война (1905 г)  - 100 000 чел.;
- Первая мировая война (1914-1918 гг.) - 1 811 000 чел.;
- Гражданская война (1918 – 1920 гг.) -18 млн. чел.;
- Коллективизаця, раскулачивание, голод (1920-1928 гг.) – 22 млн. чел.;
- Сталинские репрессии (1935-1941 гг.) -19 млн. чел.;
- Великая Отечественная война (1941-1945 гг.) - 41 млн. 979 тыс. чел.;
- Сталинские  репрессии (1941-1953 гг.) – 9 млн. чел.

         Какие ужасающие цифры только официально известных потерь с 1700 года более чем в 112 млн. жизней россиян! При этом  за первых 200 лет  потери составили  около 2,5 млн. человек, в то  время как власть в России захватили большевики потери достигли почти 110 млн. человек, что в 50 раз больше, чем за все предыдущие годы! При этом потери от гражданской войны, голода, и сталинских репрессий значительно превышают потери в Великой Отечественной войне!
       А теперь немного комментариев по поводу приведенных выше  страшных цифр.
         Лозунг большевиков «Пролетарии всех стран соединяйтесь!» А зачем? Ленин показал это достаточно подробно - Соединяться надо для того, чтобы физически уничтожить все другие непролетарские классы и социальные группы.   А с перечислением кого именно полезно убивать 17 декабря 1922 года на страницах газеты «Известия» выступил легендарный чекист Петерс. Оказалось, что на первом этапе надо перебить всех офицеров, духовенство, интеллигенцию, обязательно всех торговых работников, представителей других партий, аристократию, профессуру и всех их родственников. Очень важно рассортировать крестьянство; если работал умело и приобрел достаток – расстрелять или выслать. Если ни гроша за душой, скажем, все просвистел или пропил, – значит, свой и  отношение к такому однозначное – с классовой симпатией.
       Особенно много потеряли наиболее талантливых и работоспособных представителей генофонда России в Гражданскую войну 1917-1922 годов. Люди гибли в боях, умирали от голода и холода, становились жертвами террора.     Последствием Гражданской войны явилась и разруха. Люди остались без крова, без работы. Войной был нанесен удар не только трудоспособному населению, но и подрастающему поколению: многие дети стали сиротами, они не получили соответствующего воспитания и образования, значительная часть из них стала беспризорниками. Число беспризорников в России в конце Гражданской войны по разным оценкам составляло от 4,5 до 7 миллионов.              Самым ярким показателем кризиса стал голод 1921-22, которым было охвачено свыше 30 миллионов человек. Массовое недоедание и связанные с ним эпидемии обусловили высокую смертность.
     Докладная записка секретаря Петровической ячейки ВКП (б) Щербакова секретарю Спасского районного комитета ВКП(б) Рязанской области от 14 августа 1933 г.: «Настоящим сообщаю о том, что большинство колхозников колхоза «Большевик» не имеют совсем хлеба. За отсутствием хлеба некоторые колхозники не выходят на работу, а ходят побираться. Дело доходит до того, колхозники падают на работе. Имеются опасения в проведении уборочной кампании, которая может быть не выполнена в установленные сроки, о чем ставлю в известность и прошу оказать помощь: сейчас требуется хлеба не менее трех тонн. Этих возможностей мы у себя не имеем».
     А вот другой характерный пример. « Москва буквально умирает от голода» - пишет профессор Кузнецов Троцкому. А тот отвечает: «Это не голод. Когда Тит брал Иерусалим еврейские матери ели своих детей. Вот когда я заставлю ваших матерей есть своих детей, тогда вы можете прийти и сказать: «Мы голодаем». И такое  у нас было – детей ели! Недаром в те времена ходила в народе такая частушка:

Когда Ленин умирал,
Сталину наказывал,
Людям хлеба не давать,
Мяса не показывать.

         В результате Гражданской войны  очень серьезно пострадала экономика России. Объемы производства сельхозпродукции сократились на 40%, было разрушено большое количество рудников и шахт, пострадали заводы и фабрики, многие из них сами закрылись по причине отсутствия сырья или рабочих рук, а порою – в связи с крушением рынков сбыта производимой продукции. В среднем промышленное производство уменьшилось в пять раз.
        Кроме людских  потерь был еще и страх. Страх, который заставлял людей покоряться. Новые правители страны в очередной раз убедились в том, что звериная жестокость очень помогает им добиваться своих целей и удерживать власть. Многочисленные аресты, расстрелы, ГУЛАГи – все, что мы привыкли называть репрессиями, берет свое начало в период Гражданской войны. Тогда большевики опробовали это страшное оружие на практике и продолжали пользоваться им и дальше.
       Многочисленные социальные группы населения в последующие годы подверглись репрессиям (дворянство, казачество, духовенство, так называемое кулачество).       В конце 19-го  века Д. Менделеев подсчитал, что при сохранении современного  уровня рождаемости в России, население страны в 2000 году будет составлять более 1 млрд. человек. А сейчас у нас 146 млн.! Чувствуете разницу. Сибирь вся пустая без населения. Впору пускать китайцев для освоения наших территорий.
      Трудно надеяться, что люди, превратившие труп Ленина в кумира, а сталинский портрет в чудотворную икону  поймут свое глубокое нравственное и историческое заблуждение. Слабая надежда, что мы, наконец, почувствуем и отдадим должное нашим бывшим врагам немцам, что прошли путь духовного покаяния! И сделаем нечто подобное. Коммунисты тупо отстаивают утопические идеалы, скорее по инерции, а не по убеждению.
       Величайшим духовным открытием христианства стала возможность изменять свое отношение к прошлому, молить о прощении былых грехов, дабы созидать будущее. И пусть во имя общих нелегких раздумий о дне сегодняшнем мы трезво оценим большевистскую беду, посетившую наше Отечество, и, может быть, поверим русскому мыслителю А.И.Ильину, который оставил строки: «…Революция была срывом в духовную пропасть, религиозным оскудением, патриотическим и нравственным помрачением русской народной души! Не будь этого, русская многомиллионная армия не разбежалась бы … Ленин и его шайка не нашли бы себе того кадра шпионов и палачей, без которых их террор не мог осуществиться; народ не допустил бы до избиения своего духовенства и до сноса своих храмов».
      Русский философ Питирим Сорокин очень верно говорит: «Жестокость, ненависть и несправедливость не сумеют создать ничего ни интеллектуальном, ни в нравтвенном, ни в материальном отношении».
       Что касается таких огромных потерь во время Великой Отечественной войны, то этому есть вполне объяснимые причины. Сталин после устранения троцкистов и прочих «уклонов» казалось бы избавился от конкурентов и стал единолично править страной, но по природе своей будучи параноиком ему постоянно чудились заговоры против него и он всегда боялся потерять власть, боялся покушений. Это привело к тому, что перед войной (1937-1938 гг.) он, по сути дела, уничтожил и обезглавил не только руководящий состав Красной Армии ( Якир, Тухачевский, Уборевич и многие другие), но и более низшее звено. Константин Симонов в книге «Сто суток войны» пишет: «В 1937-38 гг. германскими и японскими шпионами и врагами народа объявлены были все командующие и все члены Военных Советов округов, все командиры корпусов, большинство командиров дивизий и бригад, половина командиров и треть комиссаров полков».      В своей статье «Накануне войны»     Д. Волкогонов (Книга «Урок дает история». М. Издательство политической литературы. 1989) приводит такие данные. «Ворошилов на заседании Военного совета при наркоме обороны 29.11.1938 доложил, как о великом достижении, что в ходе чистки в Красной Армии в 1937-38 годах было вычищено более сорока тысяч человек!»
      Более того Сталин ошибочно    считал, что Германия в ближайшее время нападать не будет и поэтому к войне совершенно не был готов. Отсюда такие большие потери в первый период войны. При этом Сталин не берег людей и часто победа достигалась за счет больших и ненужных жертв.   
      Когда Гитлер утвердил план «Барбаросса», Сталин запретил активную подготовку к отражению неминуемой агрессии. Узнав об этом, Гитлер воскликнул: «Чертовский парень! Сталин незаменим.»      Муссолини о Сталине: «Да он уже стал тайным фашистом. Как никто другой помогает нам, ослабляя  антифашисткие силы.» И еще  Гитлер о Сталине: «… он жесток, как зверь, но подлость у него человеческая. Когда я завоюю Россию, то поставлю правителем Сталина, конечно, под немецким контролем, потому что никто лучше не умеет обращаться с русским народом».               
        Согласно рассекреченным данным Госплана СССР, потери Советского Союза во Второй мировой войне составляют 41 миллион 979 тысяч, а  общая убыль населения СССР в 1941—1945 годы — более 52 миллионов 812 тысяч человек. Из них безвозвратные потери в результате действия факторов войны — более 19 миллионов военнослужащих и около 23 миллионов гражданского населения.
       Всего жертвами террора за советский период, по данным международной организации «Мемориал», стало от 10—12 до 38—39 млн человек. Из них:
- 4,5—4,8 млн. человек были осуждены по политическим мотивам, из них расстреляны примерно 1,1 млн., остальные попали в ГУЛАГ;
- не менее 6,5 млн. подверглись депортации (кулаки и середняки, казачество, калмыки, татары, принадлежность к зажиточному классу, интеллигенция);
-  примерно 400—500 тысяч было репрессировано на основе разных указов и постановлений за мелкие кражи в условиях голода (т. н. «Закон о колосках»).
- 6—7 млн погибли от голода 1932—1933 годов;
- 17 961 тыс. человек стали жертвами так называемых трудовых указов (изданы 26 июня 1940 года, отменены в 1956 году).
        По оценкам историка В. П. Попова, «…если из общей численности населения вычесть лиц до 14 лет и старше 60, как малоспособных к преступной деятельности, то выяснится, что в пределах жизни одного поколения — с 1923 по 1953 г. — был осуждён практически каждый третий дееспособный член общества».
       Такие потери не могли не привести к потере генофонда России.
       Русский философ и социолог Питирим Сорокин писал: «Войны и революции производят искусственный отбор, а не естественный, когда лучшие люди гибнут на переднем крае борьбы, а худшие сохраняются, так как в драку не лезут. Войны и революции – фактор деградации наций».
            Рассматриваю старинные фотографии начала 20-го столетия  своих прабабушек и прадедушек. Все они нарядно одеты, молоды и красивы. Для них фотографироваться в те далекие времена, наверное, был как праздник, как у нас сегодня пойти в театр. Мужчины с бородами все в возрасте, а более молодые с усами. Особенно меня поразили лица мужчин,  ясные глаза,  высокие лбы. В целом, впечатление людей с достоинством, уверенных в себе, то есть сильных духом и телом. В этих  людях можно было видеть черты российской породы, представителей генофонда, этноса земли русской.               
               
Мужчины все широкоплечи.
В окладах русой бороды,
Не сыщешь рамок для портретов,
А те, что есть - они малы
Для лба высокого, для этой
широкой выпертой скулы.

Свой род вычерчиваю древний,
Как огороды горожу.
Рисую стрелочками древо
И каждой веткой дорожу!           (Байкина Нина)

     Кроме потерь от войн и репрессий Россия потеряла самых талантливых людей из-за эмиграции. Понятно, что талантливые люди не могли жить в условиях тоталитарного режима, им не было места среди безграмотной верхушки большевиков, среди разрухи и  беззакония. Да большевики и сами старались избавиться разными путями от неудобных им людей. Вспомним «Философский пароход», когда Ленин  собрал талантливейших философов, ученых и отправил их за границу. Им еще повезло, они остались живы, а другие сгнили в Гулаге. А как Сталин вычищал интеллигенцию из Ленинграда после убийства Кирова. Ссылали молодых и старых. Слава Богу, что, в основном,  не в Гулаг, а в отдаленные места. В связи с этим вспомнилась мне фраза, не помню, уже, где прочитанная: «Избыток образованности опасен для революции». Как верно отображает она период большевистского режима в России!
        Уже начиная, примерно, с 1912 года Россия стала терять талантливых, предприимчивых людей.  Поток эмиграции, в основном,   шел на Запад и в Америку. После 1918 года  миграция превратилась в бурный поток и из России произошел исход почти 3-х миллионов россиян, в основном,  элиты нации.       Обескровленными оказались не только российская культура и искусство, но и промышленность, так как среди уехавших было множество высококвалифицированных  специалистов.
      Известный режиссер Марк Захаров  после посещения  кладбища Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем пишет: «Скольких мы потеряли, здесь похоронено много известных русских писателей, поэтов, артистов, философов, священнослужителей и просто хороших, умных, добрых русских людей. Многострадальная история наша познала не только кровавый океан братоубийственной бойни, гигантский невосполнимый урон был  нанесен и нашей генетике. Когда мы это восполним?»
       А что видим сейчас?     Виктор Астафьев очень четко и верно оценил сегодняшнее состояние генофонда России: «Девки наши в Сибири принарядятся, начес себе сделают – ничего еще, а парни мельчают, низкорослые все, измученные алкоголем».
       Не могу здесь сказать и о ностальгии по Земле Русской. Чувство Родины присуще всем людям. Родина это там, где ты родился, сделал первые шаги, произнес первое слово. Это природа тебя окружавшего в детстве – знакомое дерево, маленькая речка, казавшаяся тебе в то время большой, это скворец на скворешне, поющий весеннюю песнь, трепеща крылышками, это первые друзья. Как  много человека связывает с его родиной, с его землей.
     Мне знакомо это чувство, когда приходилось бывать за пределами России. Тоска по Родине это не пустой звук. Ты с нетерпением ждешь возвращения на родную землю. И даже наш пьяненький железнодорожник на приграничной станции вызывает слезу – наконец ты в России. Здесь мне вспомнился очень характерный момент. Будучи в Гаване я ждал подключения телефона для разговора с семьей. Рядом со мной была русская мама с 4-х летним сынишкой, они  тоже ждали связи с Россией. Наших специалистов, помогавших Кубе в различных областях, было много. Моих соседей  вызвали к телефону раньше, и после разговора раздался громкий горестный плач мальчика со словами: «Х-хочу в Россию!». И я понял, что тоска по Родине характерна и для больших и маленьких.       Как же приходилось жить нашим соотечественникам за рубежом вдали от России, какое постоянное нервное напряжение и неустроенность души! «Разве можно унести отечество на подошвах башмаков».
     Русский философ И.А.Ильин, будучи эмигрантом, наметил такие  пути, ведущие к национальному возрождению России:
- вера  в Бога;
- историческая преемственность;
- монархическое правосознание;
- духовный национализм;
-российская государственность;
- новый управляющий слой;
- духовная культура.

      Я согласен со всеми пунктами этой программы, даже  с «монархическим правосознанием». Чувство лидера, которому ты должен подчиняться и следовать в русском человеке очень сильно. Не знаю, заложено ли это на генном уровне или сильны тысячелетние традиции царствования на Руси. Что касается остального, то сегодня почти все это в большей или меньшей степени присутствует и это дает надежду на полное возрождение России и превращение в Святую Русь.
       Написал эти строки и подумал, что другая страна в мире не выдержала бы таких испытаний, и деградировала, и не было бы такого государства на карте. А Россия живет и восстанавливается, правда очень медленно, но уж слишком страшные удары времени она перенесла. Думаю, что все- таки наш российский этнос, единственный, который смог возродиться, а вернее не потерять основу свою. За нашими плечами тысячелетняя история, в нашей нации, в которой  течет молодая кровь самых разных этносов, и Бог всегда способствовал нам.