Что такое тьма внешняя

Ангелина Кныш
В Евангелии от Луки есть такие слова: «Раб тот, который ЗНАЛ волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, БИТ БУДЕТ МНОГО; а который НЕ ЗНАЛ и сделал достойное наказания, БИТ БУДЕТ МЕНЬШЕ (Лк. 12:47-48).

Разумеется, здесь речь идет о господине (Боге), который придет в день, когда Его не ждут, и определит участь рабов Своих по итогам их земной жизни.

Возникает вопрос: как же одни могут быть наказаны больше, а другие меньше, если в Новом Завете для грешников четко озвучен лишь один вид наказания – попадание в ад?
 
И этот тезис наверняка смущает многих, ведь грешники грешникам рознь: одни могут сознательно в своей жизни погрязнуть в смертных грехах, а другие – в основном жить по совести, но из-за духовной непросвещенности или  телесной немощи накопить те или иные второстепенные грехи.

Неужели и те, и другие будут мучиться вовек в пламени озера огненного и серного, куда низринется ад после Страшного суда (Откр. 20:14)?

Думается, что это не так. Разумеется, ЧЕТКИЙ АКЦЕНТ на каких-то других, кроме ада, наказаниях в Новом Завете отсутствует, чтобы слабый плотский человек не расслаблялся в земном безбрежном «греховном море», а имел страх Божий перед грядущей карой за нарушение Божьих заповедей и повелений.

Однако определенные выводы в этом плане НА ОСНОВЕ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ сделать можно.

В Откровении довольно развернуто подчеркивается, КТО ИМЕННО будет вечно мучиться адском пламени огня и серы:
 
«И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» (Откр. 14:9-11).

То есть, в вечном огне и сере будут гореть, прежде всего, именно сторонники зверя (антихриста) и образа его (естественно вместе с ним самим). Какие же непростительные перед Богом грехи вменяются зверю в Откровении?

Это БОГОХУЛЬСТВО (Откр.13:5-6); ВОЙНА СО СВЯТЫМИ (Откр. 13:7), ОБОЛЬЩЕНИЕ ЛЮДЕЙ на принятие начертание зверя и поклонение его изображению (Откр. 19:29) и целых народов на ведение ВОЙНЫ С САМИМ БОГОМ в конце времен  (Откр. 16:13-14).

При этом все остальные многочисленные грехи людей в повествовании о звере и начертании имени его ВООБЩЕ НЕ УПОМИНАЮТСЯ!

Что же тогда ждет тех, кто не богохульствовал, не занимался богоборчеством, однако нарушал какие-то заповеди и совершал прочие греховные поступки?

О них речь идет в самой последней главе Откровения, после того, как сообщается, что праведники будут жить в жизни вечной вместе с Богом ВНУТРИ спущенного с неба нового Иерусалима.
 
«Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А ВНЕ (города) – псы и чародеи, и любодеи и убийцы, и идолослужители и всякий любящий и делающий неправду» (Откр. 22:14-15).
 
Характерно, что в этом перечне находящихся ВНЕ нового Иерусалима грешников не указаны богохульники и богоборцы, участь которых, как уже отмечалось, – озеро огненное и серное. При этом вполне вероятно, что в это озеро попадут не только богохульники и богоборцы, но и другие имеющие множество смертных грехов люди – маньяки, ЛГБТ-приверженцы, серийные убийцы и т.д.

Таким образом, речь идет о некоем ВНЕШНЕМ, находящемся за пределами «нового рая» ПРОСТРАНСТВЕ (и, судя по всему, это не ад в озере огненном и серном!), где будут обитать определенные категории отвергнутых Богом грешников.

Что интересно, о подобном пространстве, называемом ТЬМОЙ ВНЕШНЕЙ, неоднократно упоминал Христос в Своих притчах.

Так, в притче о званных и избранных царь (Бог) на своем пиру среди избранных увидел человека, одетого не в брачную одежду (то есть, не очистившегося от грехов), и приказал: «связавши ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во ТЬМУ ВНЕШНЮЮ: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 22:13).

Аналогично в притче о талантах господин (Бог) приказал выбросить во ТЬМУ ВНЕШНЮЮ раба, закопавшего данный ему в свое время господином талант серебра (определенные умения и способности) в землю, то есть, не умножившего, благодаря этим своим умениям и способностям, добрые дела для ближних, свой духовный рост и т.д. (Мф. 25:30).

Более расширенный перечень беззаконников, которых ожидает аналогичная участь, дает апостол Петр в своем втором послании (2Петр. 2:9-17): «Знает Господь, … как беззаконников соблюдать ко дню суда для наказания, а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших. Они получат возмездие за беззаконие, ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами; глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это – сыны проклятия. Это – безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: ИМ ПРИГОТОВЛЕН МРАК ВЕЧНОЙ ТЬМЫ» (то есть, не ад в озере огненном, а мрак вечной тьмы, что тождественно ТЬМЕ ВНЕШНЕЙ).

Гипотеза о тьме внешней, как о более щадящей, чем ад, обители наказания для некоторых категорий грешников, безусловно, спорная, однако она имеет, на мой взгляд, больше оснований на существование, чем гипотеза А.И. Осипова о последующем через какое-то время после Страшного суда помиловании Богом ВСЕХ ГРЕШНИКОВ.

Тезису А.И. Осипова противоречат как высказывания Самого Бога: «Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие НЕНАВИДИТ ДУША ЕГО» (Пс. 10:5), так и пророков в Священном Писании о неисправимости нечестивых: Исайя 26:11; Сирах 9:15; Книга премудрости Соломона 12:10-11,19, а также притча о пшенице и плевелах, в которой Бог не позволяет ангелам вырвать только что взошедшие плевелы (посеянные бесами сорняки) посреди пшеницы (посеянной Богом) НЕ ПОТОМУ, что они в процессе роста могут еще изменить свою сущность и СТАТЬ ПШЕНИЦЕЙ, а потому, чтобы не выдернуть по ошибке и ростки пшеницы (Мф. 13:29).«Всякое растение, которое НЕ Отец Мой насадил, ИСКОРЕНИТСЯ» (Мф. 15:13).

Что касается предполагаемой возможной недостаточности наказания грешников во «тьме внешней», то САМА ОТВЕРЖЕННОСТЬ ИХ БОГОМ и ЛИШЕНИЕ ТОГО, что, как сказано в Новом Завете, «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9), уже сами по себе являются тяжким наказанием, тем более, что после страшного суда духовное видение будет открытым для всех, поэтому постоянное созерцание недоступного Царствия Божьего будет для грешников, безусловно, невыносимой мукой.