Осуждение

Валерий Соболев
Те из нас, кто пытается искоренить в себе греховные устремления, знакомы с такой «установкой» - Не осуждать! Практически невозможно следовать этому императиву: ежедневно практически любой человек осуждает себе подобных – их личность, поступки, внешний вид и т. д. Бороться с этим грехом чрезвычайно сложно. Но что такое осуждение? Когда оно становится грехом?  Каждый понимает по-разному; и, чаще всего, ошибается…

А вот, что говорит по этому поводу Святой Преподобный отец Феодор Санаксарский (дядя св. прав. Феодора, известного как адмирал Фёдор Ушаков) - в моём свободном пересказе.

Осуждение считается грехом в 3-х случаях:
- если человек увидел нечто неблаговидное, совершённое другим человеком, и рассказал об этом кому-либо (по секрету всему свету…);
- если на основании увиденного-услышанного перестал общаться с преступившим нормы благочестия (знать тебя не хочу!);
- если пожелал – гласно или в сердце своём – любых возможных невзгод провинившемуся (да чтоб ты сдох!)

В остальном т.н. осуждение правильнее было бы назвать рассуждением, что является добродетелью, а не грехом.

Для примера: вот пригожинские бойцы обрушивают удар кувалдой на голову пленного, и «поборник нравственности»  видит эту картину на видеоролике. «Да как так можно… звери… что вы делаете?..» - рождается возмущение, сердце замирает, волнуется грудь. А в ответ внутренний голос: «Не осуждай!», «Господи, прости меня, грешнаго…»; и вот этот «праведник» уже стыдится первого чувства и, возможно, даже исповедует свой «грех». А между тем, как раз греха-то здесь и нет, а есть простое рассуждение и естественная эмоция.

Так что осуждение осуждению - рознь. Мы зачастую слишком буквально понимаем те или иные определения, а, между тем, их смысл может меняться вплоть до наоборот. И ещё надо иметь в виду языковые сложности. Ведь мы черпаем христианские истины из трактатов греческих, латинских, арамейских. Так, например, в греческом языке есть двадцать различных слов, которые на русский язык переводятся одним словом – любовь; двадцать оттенков одного и того же понятия. Святые отцы помогают нам разобраться в таких перипетиях, и не искажать своими неверными представлениями подлинный смысл заповедей и духовных законов.

Если Вы, читатель, будете осуждать меня за написанное (дескать, какой я тупой, непонятный, заблуждающийся и проч.), то это осуждением в греховном смысле не будет, а будет рассуждением, во многом оправданным в своих выводах.

Осуждая людей, мы судим Самого Бога, сотворившего человека таким, каким он есть (во всём его многообразии).