Волны бесконечной памяти

Дмитрий Ледовской
ВОЛНЫ БЕСКОНЕЧНОЙ ПАМЯТИ
Когда мощный плот  «Ковчег» под российским флагом   вернулся на место постоянной  стоянки в Вологде в конце июня 2023 года, и команда разошлась по своим земным делам, то к неизбежной грусти расставания прибавилось и заметно довлело над всем последующим бытием  желание           не забыть самого  путешествия по рекам Вологодского края и кому было посвящено это плавание;

-Давайте вспомним, - сказал мне организатор путешествия, строитель уникального речного корабля, коренной вологжанин, Юрий Ерегин. – какая скорбь- воспоминание , словно  многоголосный хор,  звучала в душах всех, кто пришёл проститься с Николаем  Александровичем  Бритвином, принявшим свой последний приют в кладбищенской земле Великого Устюг.   Он был  Другом, учителем и духовным  лидером и моей жизни,  и жизней тысяч курсантов Великоустюгского речного училища имени  Шашкова. Он руководил этим  славным русским  училищем, где удостоился чести  учиться и я, более двадцати пяти  лет!

Говорит Юрий Ерегин о своём кумире спокойно и весомо, иногда осторожно  потирая  мощными ладонями свое спалённое летним и, редкое дело для северных краёв, яростным солнцем лицо. Над отметить, что уже до этого путешествия он получил в народе прозвище Адмирал, а над «Ковчегом», рядом с российским триколором , развевался и фамильный флаг семейства Ерегиных. Юрий Анатольевич продолжал:

- Уже тогда, во время похорон,  у меня, моих сыновей, возникали смутные, ещё чётко не оформленные, мысли, сделать, совершить, что-то доброе и яркое в память о нашем друге и наставнике, продлить волну памяти о нём. Вот так волны скорбной  памяти  и превратились потом в реальные волны реального путешествия по речным вологодским просторам.

Юрий Анатольевич может говорить о Николае Бритвие бесконечно, но очень интересно. Он заметил, что в многочисленных публикациях СМИ и Интернетизданиях жизненный путь Николая Александровича представлен досконально точно  и полно. Даже при скупом изложении  фактов, служебных дел, читателям представляется облик сильного современного руководителя государственного уровня, умеющего и высоко мыслить и по-мужицки истово тащить воз забот любой тяжести, не теряя достоинства и своего обаяния.

Но Ерегин  вспомнил ещё две ипостаси его жизненных устремлений, его характера. Это честь и мужество. Именно эти качества в сочетании с настойчивостью и волей стали определяющими в его главной победе – сохранении для России  Великоустюгского речного училища в лихие  времена развала СССР, экономических неурядиц, духовной сумятицы, обрушившихся  на россиян в 90-е года. Выстоял вологодский мужик Николай Бритвин в отчаянной и , скажем прямо, неравной борьбе и просто спас для страны, вологжан, уникальное речное заведение Великого Устюга! Переоценить это невозможно!
 
- Великая оценка – прекрасно! –воскликнул мой собеседник. –Но надо ещё научиться воспитывать людей на примере жизни таких, как  Бритвин. Мне вот, несколько лет работавшему капитаном нескольких плавсредств как  на речных так и морских просторах Чукотки, людская память всегда напоминала движение  волн – вечных и неутомимых, успокаивающих и   волнующих. И когда я предложил команде «Ковчега», нашего  рукотворного плота, плавание нынешнего  года от Вологды до Великого Устюга посвятить памяти Николая Александровича Бритвина, то грянуло дружное «ура»! Кстати, кричали и мы и друзья команды на берегу,

Юрий Анатольевич ни разу не сказал слово «патриот» или «патриотизм». А ведь именно духом патриотизма было окутано всё путешествия «Ковчега» чья команда была облачена в летнюю флотскую форму с такой надписью на спине – «России – богатство, мне – Имя». Более патриотичного  лозунга придумать трудно.

 Образ Николая Бритвина, ставшего незримым командором плавания, словно благословил  всё    двухнедельным путешествием «Ковчега» . С первого дня отплытия и всё время была прекрасная погода, паруса судна постоянно наполнял попутный ветер. В команде  во-всю трудились  сыновья Адмирала, Егор и Илья, познавшие и полюбившие флотскую жизнь. ту жизнь, которую отдал любимому делу Николай Бритвин.

Конечно, были свои сложности у шести речников команды «Ковчега», ведь  никто не отменял бессонные вахты, авралы, палубные работы, всевозможные мелкие ремонты и починки, но, повторяю, прекрасная погода позволяла купаться , снимая усталость, днём и ночью, а уж рыбы ребята наелись на год вперёд – щедро ловилась она почти на всем пятисоткилометровом речном пути.

К началу путешествия была уже написана и  положена на ноты Песнь о вологодском «Ковчеге», первоначальный текст которой написал автор этой статьи. А над окончательным созданием всего музыкального произведения творчески поработали  сыновья. Ерегина. В исполнении Егора   и Ильи под гитару, в записи  с оркестром,  звучала Песнь над речными просторами , на стоянках, над пристанями и причалами. И все, кто встречали плот в пути и на финише в Великом Устюге, подхватывали её хором, особенно припев, звучащий весело и задорно:
Мы плывём снова в дальний поход!
И пускай наш корабль просто плот,
Но застыл удивленно космический век,
Видя наш рукотворный «Ковчег».

И все понимали эту песню как музыкальный привет Николаю Бритвину  от земляков, сородичей,  понявших навсегда, что они команда громадного русского ковчега, именуемого вологодчиной.

Это прекрасное ощущение общности россиян подхватили жители Великого Устюга, встретившие «Ковчег». Среди них был , конечно, предприниматель Виктор Чучин, положивших несколько лет назад начало этому уникальному движению -  «плавание на плотах» и первому построившему громадный плот, где живет летом по несколько месяцев , собирая земляков и гостей, совершая с ними водные путешествия..

Он гостеприимно встретил загорелую команду «Ковчега»,которая два дня ходила по музеям, парилась в русской бане и делила застолье с самим Чучиным и   многими хлебосольными жителями чудесного города России, напомню – родины самого Деда Мороза, спящего  в летней спячке где-то в глубине леса.

В заключении я приведу отрывок из статьи Юрия Ерегина, опубликованной в вологодских СМИ до этого уникального путешествия..
  «У    российских бардов есть несколько песен, посвященных ушедшим друзьям.  И у меня из глубин памяти всплывают строки Ярослава Смелякова,, известные всем живущим россиянам – «…ухожу я, товарищи, сказочным Млечным путем..». Да, звёздным путём ушёл от нас светлый и гордый друг, Николай Александрович Бритвин. Мы говорили  ему последнее «прощай», твёрдо зная, что память будет долгие годы, скорее всего, вечность, возвращать его нам, оставшимся жить на этой земле. и снова отправлять домой, уже  туда, в сказочный Млечный путь.»

Слова грустные, прощальные, но ещё не знал Юрий Ерегин, его сыновья, команда «Ковчега», что скажут  Николаю Бритвину   и всему Великому Устюгу, новое  доброе «здравствуй» , когда  «Ковчег» причалит у стен прекрасного города. И  я свято верю, что будут говорить так долгие-долгие годы и сами «ковчеговцы» , ныне живущие, их  дети, внуки, правнуки и так далее, ведь волны памяти бесконечны.
Дмитрий Ледовской, писатель, поэт  и публицист.
На снимке: Вся команда «Ковчега», Адмирал (Юрий Ерегин) третий слева.